Под патронатом ИППО в Музее русской иконы открылась выставка в день рождения Михаила Абрамова

В день рождения погибшего мецената в его музее открылась выставка русских икон XVIII – начала XX вв.

На открытии выставки выступает вдова основателя МРИ Светлана Абрамова. Фото Юлии Зайцевой

На открытии выставки выступает вдова основателя МРИ Светлана Абрамова. Автор фото: Юлия Зайцева

Выставка «Иконописные сокровища Российской Империи. Памятники XVIII – начала XX века из Третьяковской галереи и Музея русской иконы» открылась в Музее русской иконы. Торжественно-мемориальная церемония открытия состоялась 12 октября, в день рождения основателя Музея русской иконы, бизнесмена и мецената Михаила Абрамова (1963–2019), трагически погибшего 20 августа сего года.

Первоначально планировалось, что эта выставка пройдёт в Баку, в Центре Гейдара Алиева, но после гибели Михаила Абрамова организаторы проекта – Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) и Музей русской иконы (МРИ) – решили провести её в Москве. Выставка проводится под патронатом Императорского Православного Палестинского Общества.

Мемориальный зал, посвященный М. Абрамову. Фото Юлии Зайцевой

Мемориальный зал, посвящённый М. Абрамову. Автор фото: Юлия Зайцева

Новая экспозиция открывается залом, который целиком посвящён разнообразной деятельности Михаила Абрамова в области культуры и сохранения духовного наследия. Фотографии рассказывают о первом частном музее иконы, который меценат открыл в 2006 г. на Верейской улице, и о новом музее на Гончарной, который появился в 2011 г., когда коллекция икон значительно расширилась. Частный Музей русской иконы хорошо известен в России и в мире благодаря составу коллекции (сейчас это более 5 тыс. экспонатов), уникальным условиям хранения и экспонирования, плодотворной научной, выставочной, издательской и просветительской деятельности. Фотографии первого зала рассказывают также о международной выставочной деятельности МРИ.

Деисусный чин («Облачный») – конец XIX – начало XX вв., Москва. Фото Юлии Зайцевой

Деисусный чин («Облачный») – конец XIX – начало XX вв., Москва. Автор фото: Юлия Зайцева

Далее в двух залах выставки можно увидеть 101 экспонат: 96 икон, один деревянный крест-распятие, три деревянные скульптуры и одно пасхальное яйцо из папье-маше с росписью на религиозные сюжеты. Все произведения относятся к позднему периоду русской иконописи, которому свойственна особая роскошь исполнения, обилие золота и тонкость проработки деталей. Состав выставки охватывает основные регионы, заявившие о себе в это время: Москву, Тверь, Поволжье, владимирские сёла Палех и Мстёру, а также старообрядческий Невьянск на Урале.

Св. равноап. княгиня Ольга. Невьянская икона 1836 г. Фото Юлии Зайцевой

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Невьянская икона 1836 г. Автор фото: Юлия Зайцева
 

Первой на открытии выставки выступила вдова основателя МРИ Светлана Абрамова. «Так сложилось, что в первый раз мы в этом музее без Миши. Но мы надеемся, что всё, что он сделал здесь, нам удастся сохранить. Мы будем продолжать дело Миши так, как он хотел», – сказала она.

Генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова с особой благодарностью вспомнила Михаила Абрамова, который несколько лет деятельно поддерживал почти все проекты Третьяковки, связанные с показом древнерусского искусства. По её словам, в последние годы Музей русской иконы стал для его основателя самым главным делом. «Этот музей должен развиваться, и мы готовы оказывать в этом максимальное содействие, готовы сделать всё, чтобы этот музей жил дальше», – сказала она.

Икона-иконостас. Вторая половина XIX в. Фото Юлии Зайцевой

Икона-иконостас. Вторая половина XIX в. Автор фото: Юлия Зайцева

Протоиерей Леонид Калинин, председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, передал семье Михаила Абрамова соболезнования от имени Патриарха Кирилла. Священник говорил о погибшем как об одном из лучших рыцарей современной культуры, который создал уникальный, один из лучших музеев, которые когда-либо были посвящены древнерусской культуре. «Этот музей занял большую часть его души и мыслей», – сказал представитель Русской Православной Церкви. Он рассказал, как за неделю до гибели меценат обсуждал с ним грандиозные планы о развитии музея, об освоении территории Симонова монастыря для устройства там древлехранилища, а также выразил надежду на то, что мы увидим продолжение его дела.

Михаил Швыдкой, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству, отметил, что Михаил Абрамов как никто за эти десять лет много сделал для Москвы и для Церкви, оставив после себя жемчужины восстановленных храмов и самую главную память – этот музей. Вспомнив мецената добрым словом, Швыдкой подчеркнул, что светская неутомимость и неугомонность удивительным образом сочеталась в нём с глубоким пониманием духовной жизни.

«Спас полуночный». Вторая половина XIX в. Фото Юлии Зайцевой

«Спас полуночный». Вторая половина XIX в. Автор фото: Юлия Зайцева

Директор МРИ Николай Задорожный пригласил многочисленных гостей посетить новую экспозицию. Но прежде рассказал, что это первая выставка, подготовленная без непосредственного участия основателя музея, который всегда дотошно вникал во все детали подготовки. «Светлана Львовна подхватила инициативу Михаила Юрьевича, дала нам ряд советов», – поблагодарил он вдову мецената. По словам директора, в новой экспозиции воплотилась щедрость владельца музея, который любил древнюю икону и с прохладцей относился к поздней, но собрал хорошую коллекцию икон XVIII – начала XX вв.

Ознакомиться с этой частью коллекции Михаила Абрамова, а также с рядом произведений из Государственной Третьяковской галереи можно до 15 декабря 2019 г. Подробности о выставке – на сайте Музея русской иконы.

Юлия Зайцева. Источник: blagovest-info.ru

 

Поделиться: