Православный портал "Приходы": Провожая круг 2013 лета
2013 – стал для Русской Православной Церкви годом юбилеев.
Год юбилеев
Прежде всего, это, может быть, не непосредственно касающийся Россию, юбилей 1700-летия Миланского эдикта. Эту важную для всех христиан, без различия по конфессиональной принадлежности, торжественно отметили в Европе. Празднования стартовали в сербском городе Ниш. Именно там родился римский император Константин Великий, благодаря которому христианство стало равноправной, а впоследствии и официальной религией европейских стран. Вместе с Предстоятелями и представителями всех Православных Церквей мира, на торжествах в Нише присутствовал и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Для Русской Церкви этот юбилей стал двойным – в этот год русское Православие отметило 1025-летие Крещения Руси. По сути – 1025-летие не только своего зарождения и появления, но и создания русской цивилизации. Во всяком случае, такую уверенность накануне широких празднований выразил Предстоятель Русской Церкви.
– 1025-летие Крещение Руси – эта дата, которая имеет большое значение и для народов России, и для народов Белоруссии и Украины, а также для всех стран исторической Руси. Именно Крещением Руси мы обязаны формированию нашей уникальной цивилизации. А верность ее духовным основам – залог того, что мы останемся по-настоящему сами собой, а значит, будем по-настоящему счастливы. Ведь не могут быть счастливы народы изменившие себе, несвободные и духовно зависимые.
Немаловажным стало и то, как прошли эти торжества. Масштабные юбилейные мероприятия охватили столицы трех стран исторической Руси – Москву, Киев и Минск. А главными их гостями и участниками торжеств, конечно, помимо самих верующих, стали Предстоятели и представители пятнадцать Православных Церквей мира. Нынешний юбилей стал не только торжеством русского и мирового Православия, но некоторым подведением итогов последних десятилетий, подчеркивает заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.
– Весь православный мир принимал участие в нашем праздновании, которое имело два аспекта. Во-первых, конечно, мы вспоминали великое событие Крещения Руси в водах Днепра при святом благоверном князе Владимире 1025 лет назад. И, во-вторых, у нас был повод оглянуться назад и вспомнить события последней четверти века. Времени великого, беспрецедентного, я бы сказал, возрождения церковной жизни в нашей страны, которое началось именно в год 1000-летия празднования Крещения Руси в 1988 году, еще в Союзе Советских Социалистических Республик.
То, как прошли обе даты – и 1025-летие Крещения Руси, и 25-летие возрождения церковной жизни в России, показало, что духовные ценности и религиозная составляющая имеет огромный приоритет для граждан постсоветского пространства, считает руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Патриарха Кирилла диакон Александр Волков.
– Для огромного количества людей, что бы ни говорили критики, чрезвычайно важно осознавать свою культурную и духовную связь с поколениями и поколениями людей, которые создавали то культурное пространство, которое сейчас находится под пастырским попечением Русской Православной Церкви. И это празднование, которое началось в Москве, продолжилось в Киеве и Минске, засвидетельствовало то, что наше единство гораздо выше всяких политических ситуаций. Оно находится в несколько иной части. Потому что какие бы ни были изменения в политике и общественном строе, в любом случае эта духовное единство было, остается и, дай Бог, на многие-многие годы будет такой же оставаться. И эти торжества еще раз это засвидетельствовали.
Еще одна дата – 400-летие дома Романовых, которую, кстати, отметили не только в России, но и за ее пределами. Еще в мае 2013 в Александровском саду в Москве был открыт памятник Патриарху Гермогену. Во многом, благодаря его усилиям, вере и духовной стойкости, тогдашняя Русь не только преодолела Смутное время, но на царский престол вошел новый царь – Михаил Федорович из династии Романовых. Все последующие четыре века прошли для страны именно под романовским гербом и определили не только ее прошлое и настоящее, но и будущее. Празднования юбилейной даты широко отметили в разных городах России. Особенно – на Урале. Впрочем, для региона это была еще и трагическая годовщина. Ведь именно 95 лет назад, в июле 1918 года в Екатеринбурге, вместе с семьей и домочадцами был расстрелян последний русский правитель из династии Романовых – император Николай Второй. В ноябре в московском манеже стартовала ежегодная церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь». В этот раз она полностью была посвящена истории дома Романовых. За почти месяц работы экспозиции ее посетило порядка 300 тысяч человек.
Год инициатив
В феврале 2013 в Храме Христа Спасителя прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Собрание архиереев само по себе уже событие, ведь проводится он не каждый год. В этом году в работе собора участвовало беспрецедентное количество епископов – около 280. А за четыре дня было рассмотрено порядка десяти важных документов. В частности, была определена и выражена позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции, согласно которой Московский Патриархат поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей. Но лишь в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся их защитить. Главное – в Церкви не видят объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена во многих зарубежных странах, поясняет председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
– С одной стороны, мы понимаем, что дети нуждаются в защите, а ситуация в некоторых наших семьях очень неблагополучная. Конечно, какие-то формы контроля над семьей и воздействия могут быть необходимы и в некоторых случаях неизбежны со стороны государства. Но мы не должны забывать о том, что у семьи есть первичная ответственность за воспитание ребенка. Когда приходят, инспекторы и не находят в холодильнике, например, апельсинов, и утверждают, что на этом основании дети должны быть изъяты из семьи – это не просто нонсенс, это преступление против семьи. К сожалению, такие примеры сейчас очень часты в западном обществе, и их можно найти и в России. Родители не должны жить в страхе, что у них могут забрать ребенка.
Еще один документ, так или иначе, касающийся детей, был принят уже в конце года – на последнем заседании Священного Синода. Высший орган управления Церкви в период между Архиерейскими Соборами выразил позицию по вопросу крещения младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери». Сразу после своего оглашения, текст вызвал большие пересуды, и, порой, недопонимание в российском обществе. Важно понимать, что никто не отказывается крестить таких младенцев, однако Церковь ставит некоторые условия их «родителям», утверждает председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
– Крещение – это сознательный выбор. Это не какое-то реализуемое согласно некому документу право, это выбор, который делает человек, и который предполагает изменение его жизни. В случае если происходит крещение младенца, то этот выбор совершают его родители или восприемники. И, исходя из этой церковной практики, в документе говорится, что с одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен по вере тех, кто его намеревается крестить. Ребенок не отвечает за поступки своих родителей, и никак не виноват, что его появление на свет связано с репродуктивной технологией, которую Церковь осуждает. С другой стороны, ответственность за крещение, а потом и воспитание младенца в христианстве берут на себя взрослые люди. И если мы сталкиваемся с ситуацией, когда родители сознательно прибегли к технологии, которую Церковь осуждает, и при этом не испытывают никакого дискомфорта, то очевидно, что о сознательном христианском воспитании и выборе речь идти не может. Поэтому документ говорит, что ребенок, рожденный при помощи суррогатного материнства может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются его биологические родители, либо суррогатная мать, только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние. В этом случае, Церковь может ожидать, что такой ребенок будет воспитан в православной вере, и ему будут прививаться основы христианской нравственности. Но если такого сознания не будет, то тогда крещение может быть отложено до сознательного возраста ребенка и его личного выбора.
В некотором смысле, это синодальное решение – помимо прочего, также является еще одним шагом и в развитие духовного образования, акцент на который делался в течение всего прошедшего года. Причем, речь, скорее, идет не о светском образовании, а о внутрицерковном, рассказывает заместитель управляющего делами Московской Патриархии, руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).
– Вопрос образования внутри Церкви, образования и священников, и мирян, очень актуален. Это не значит, что у нас не образованные священники и миряне, но бывает разное. Пример тому, недавний случай, когда некий руководитель миссионерского отдела Томской епархии выразился даже не неудачно, а не по-христиански к целой категории женщин. Это показатель того, что до серьезных епархиальных должностей допускаются люди, не имеющие серьезной подготовки. И данный вопрос не только образования в смысле знания, но вопрос и в смысле образования как нахождения в традиции Церкви. И, как человек, который занимается подготовкой различных документов для Органов высшего церковного управления, а затем их последующей отработкой, я вижу, что вопросом образования сейчас занялись вплотную, и это было одной из тем этого года. Может быть, она еще не очень проявилась вовне, может быть тех, кто это видит, пока мало. Но я думаю, что когда-то,наши начинания этого года начнут реализовываться. И тогда изменения будут очевидны. Но все это требует времени.
Год возрождения Православия в Китае
Каждый год Предстоятель Русской Церкви совершает первосвятительские пастырские и паломнические визиты к верующим российских и зарубежных епархий Московского Патриархата. 2013 год в этом смысле не стал исключением. Хотя, вероятно, зарубежных Патриарших поездок было не столь много, как в предыдущие годы. За 365 дней Святейший Владыка посетил Грецию, Эстонию, Украину, Минск, Молдавию и Республику в Приднестровье.
Все эти визиты имели важное для русского Православия значение, однако, поистине, историческим и беспрецедентным в этом году стало посещение Китайской Народной Республики. И потому что за последние десятилетия КНР впервые принимала у себя духовного лидера такого масштаба, а Предстоятеля Русской Церкви – так вообще впервые в истории. И потому, что благодаря этой поездке, у православных верующих Китая появилась небезосновательная надежда на возрождение Православия в стране, отмечает протоиерей Николай Балашов.
– Патриарх сделал все возможное для того, чтобы содействовать там укреплению православия в Китае и нормализации положения Китайской автономной Православной Церкви, которая после пережитых тяжелых гонений в годы культурной революции находится сейчас в очень непростой ситуации.
В современном Китае сегодня осталось лишь несколько десятков этнических последователей православной веры. У Китайской Православной Церкви вот уже несколько десятилетий нет своего Предстоятеля, и она находится под духовным попечением Русской Церкви. До визита Его Святейшества в КНР политики делали все возможное, чтобы, если не мешать, то хотя бы не замечать православных верующих собственной страны. При этом у других религий, в том числе и других христианских конфессий, были различные преференции. Эта поездка дала много надежд и была одной из самых ярких, делится своими впечатлениями отец Александр Волков.
– Это – и слезы китайцев, которые сохранили Православие и для которых визит Патриарха и встреча Патриарха с ними стала чем-то абсолютно уничтожающим их пессимизм и ощущение того, что они всеми забыты. Та атмосфера, которая царила тогда с этими единицами людей, которые сохранили свою веру, донесли ее, преподнесли ее Предстоятелю нашей Церкви как какой-то драгоценный плод. С другой стороны – это слезы наших, русских мамочек, которые получили надежду на то, что теперь в тех местах Китая, где они лечат, подчас, своих неизлечимых детей, появятся православные храмы и легально будут находиться священники, которые будут их окормлять… Все это дает внутреннее ощущение, что вся эта поездка наравне с общецерковным и политическим значением была чрезвычайно важна. Это отдельное событие, которое навсегда останется и в истории нашей Церкви, и в истории отношений между Россией и Китаем. И что самое главное – в сердцах людей.
Год русского Православия в мире
За истекший год в самых разных странах мира появились новые русские храмы. Уже в январе свои двери верующим открыла Церковь во имя святой великомученицы Людмилы Чешской в Праге, завершилось строительство православного собора в Мадриде, начались работы по возведению православного центра в Берлине и храма с русским кладбищем в Гамбурге. Свой храм скоро появится и у православной паствы таиландского города Хуахин. В начале декабря начался первый этап строительных работ церкви во имя всех святых в Страсбурге. А в конце декабря радостная новость пришла и из Парижа – власти наконец-то дали разрешение на строительство российского православного духовно-культурного центра на набережной Бранли в центре французской столицы.
Вместе с этим, Русская Православная Церковь немало усилий приложила и в противодействии геноцида христиан, которые сегодня разворачивается в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке. Особое внимание было уделено населению Сирии, страдающему от гражданской войны, рассказывает протоиерей Николай Балашов.
– Мы старались говорить мировому сообществу о тяжелых притеснениях, которым подвергаются наши братья, прежде всего в Сирии, со стороны исламистских экстремистов, выступающих с оружием в руках против правительственных войск. Россия и Русская Православная Церковь, наши верующие старались и делом помочь нашим собратьям. Так в приходах, епархиях, монастырях Русской Православной Церкви были собраны денежные средства, которые были перечислены агентству Антиохийского Патриархата, занимающегося оказанием помощи беженцам из регионов военных действий. Это помощь составила более чем 1 миллион 300 тысяч долларов США. Еще большую сумму собрало Императорской палестинское православное общество в виде гуманитарной помощи, которая распределялась между Антиохийской Православной Церковью и Верховным муфтием Сирии Ахмадом Бадреддином Хассуном. Это было восемь партий гуманитарной помощи самого разного рода – от предметов первой необходимости и продуктов питания, до высокотехнологичных медицинских устройств.
Гонения на христиан в Сирии и ближневосточном регионе стали одной из тем, рассмотренных Священным Синодом в конце декабря. Было принято решение и дальше продолжать активные действия, направленные на привлечение внимания мировой общественности к трагическому положению христиан ближневосточного и североафриканского региона, на содействие мирному урегулированию конфликтов посредством межрелигиозного и международного диалогов.
теги:
2013 год
Поделиться: