Сергей Степашин, экс-премьер России: В мае 42-го футбольный матч в блокадном Ленинграде комментировали и на немецком тоже. Чтобы нацисты знали - город жив!

Сергей Степашин. Фото Иван Макеев
Сергей Степашин. Фото Иван Макеев
В нынешнем мае исполняется 80 лет уникальному матчу, который футболисты «Динамо» сыграли в блокадном Ленинграде в мае 1942-го
- ...Сергей Вадимович, с наступающим Днем Победы вас.
 
- Спасибо большое.
 
- И с юбилеем - в нынешнем мае исполняется 80 лет уникальному матчу, который футболисты «Динамо» сыграли в блокадном Ленинграде в мае 1942-го. Правда, вот даты «расходятся». Кто говорит – 6 мая, кто – 7-го.
 
- Было, Саша, два матча. Первый - 6 мая. Встречались ленинградское «Динамо» и моряки Балтийского флота, которых отпустили со службы на этот матч. Он был тренировочной, что ли.
 
А вот официальный сыгран 31 мая.
 
Кстати, - по решению тогдашнего руководителя НКВД Ленинграда генерала Петра Курбаткина и Алексея Кузнецова, первого секретаря горкома партии. К сожалению, оба были потом по «ленинградскому делу» расстреляны. (Речь идёт об октябре 1950-го. - А.Г.)
 
Поэтому вот - два матча.
 
 
- А второй - официальный, с кем был?
 
- Играли мы его с командой ЛМЗ.
 
- ЛМЗ – это что?
 
- Ленинградский металлический завод, он был базовым для ленинградского «Зенита». По сути, мы играли с ленинградским «Зенитом», у которого выиграли: 6:0.
 
Футболисты были истощены, особенно ребята с ЛМЗ, некоторые даже не могли встать после того, как падали во время матча. Поэтому такой счет.
 
Но, правда, «зенитовцы» потом вернули «должок» – в 1944-м они выиграли Кубок Советского Союза. Первый большой трофей был у ленинградского футбола тогда.
 
- А ещё что известно о том матче - 31 мая 42-го? Подробности...
 
- Он проходил днем, а трансляцию передали уже вечером, дабы немцы не могли разбомбить наш футбол. И так стадион был почти весь изуродован.
 
- А сделали запись трансляции.
 
- Да, ее потом передавали по ленинградскому радио.
 
И еще - через громкоговорители на фронт, на передовые позиции. Так, чтобы слышали и наши солдаты и офицеры, и немцы.
 
Кстати, часть комментариев была специально - на немецком языке. Потому что нацисты считали, что города уже нет, призраки там только остались... А Ленинград играл в футбол!
 
А ведь самые страшные потери в блокадном Ленинграде были в декабре 1941-го – в январе-февраля 1942-го. Умерло почти 350 тысяч человек - от голода. Можете себе представить...
 
Но матч состоялся, и мы доказали, что город жив, что город сражается.
 
Сражается - и на футбольном поле.
 
- Имена участников того исторического матча известны?
 
- Конечно. Всех перечислять сейчас не будем.
 
Но в том матче тогда участвовали два человека, которые потом стали известны всему Советскому Союзу. Это Аркадий Алов, он потом играл за ленинградское «Динамо», затем - одни из лучших судей советского футбола. Ну, и Виктор Набутов, вратарь, в последующем – из славной когорты выдающихся комментаторов. Сопровождал все матчи, ленинградцы моего поколения, кто постарше, конечно, помнят его замечательный голос.
 
А его сын Кирилл Набутов очень хороший журналист, работал на НТВ. Правда, давно его не видел.
 
Вот такая, Саша, была история.
 
- Память об этой удивительной игре будет как-то увековечена?
 
- 10 лет назад, когда отмечали 70-летие этого матча, мы посоветовались с Георгием Полтавченко, тогдашним руководителем города, и установили памятник, который вместе с Полтавченко и открывали в 2012 году. Памятник, кстати, очень интересный. Его соорудил Салават Щербаков. А средства выделило «Динамо», были спонсоры. Ну, и помог город. Так что, памятник футболистам есть, к нему, я надеюсь, 31 мая придут не только болельщики футбола - «Динамо» и «Зенита», но и наши жители Ленинграда - Петербурга, которые, конечно, помнят этот удивительный матч.
 
И еще одна интересная деталь. Когда мы открывали монумент, я обратился к Дику Адвокату, он тогда тренировал сборную нашей страны по футболу, с просьбой, чтобы первый матч, который наши на первенстве Европы играли, а мы встречались с чехами, посвятили именно этому событию. Что и было сделано. И мы у чехов выиграли 4:1.
 
А потом все матчи проиграли и, к сожалению, в финал не прошли. Вот как бывает в футболе.
 
- Я знаю, что вы были одним из инициаторов создания музея - в Москве, на стадионе «Динамо». Там как-то эта уникальная страница отражена?
 
- Это, конечно же, есть. Для «Динамо», да и для всего советского футбола, для моего любимого Ленинграда это событие, которое останется всегда в памяти.
 
Ну, а для «Динамо» - тем более.
 
И очень хотелось бы, чтобы и в этом году «Динамо» - московское, в первую очередь, отметило 80-летие блокадного матча тоже хорошим результатом. Мы, кстати, 29-го, если все будет нормально, должны в финале сыграть на кубок России. Правда, еще в полуфинал надо пройти.
 
- Уже 29 мая?
 
- Да. Если пройдем в финал, я договорюсь с нашей командой, это не проблема, и мы посвятим финал тогда уже 80-летию того легендарного матча.
 
Но до финала надо добраться. У нас впереди еще «Алания».
 
- В любом случае, мы будем помнить это событие, эту яркую страницу нашего футбола. Спасибо вам огромное, Сергей Вадимович, за такой интересный, необычный комментарий накануне Дня Победы.
 
- «Комсомолке» тоже спасибо - за внимание постоянное. С праздником!
 
- Ура!
 
Александр Гамов,
 
Поделиться: