Выступление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
дамы и господа, братья и сестры!
Я хотел бы приветствовать все высокое собрание и выразить глубокое удовлетворение в связи с тем, что именно сегодня в разумные сроки состоится эта рабочая встреча, на которой нам следует подвести итоги всего того, что произошло за последнее время в деятельности Православного Палестинского Общества.
Православное Палестинское Общество – это совершенно уникальная общественная организация, созданная еще в дореволюционное время, которая впитала и включила в себя, может быть, самый главный и правильный принцип согласования различных интересов и различных точек зрения, которые присутствуют в любом обществе,— это принцип диалога и сотрудничества.
На этом принципе было построено Императорское Православное Палестинское Общество, в котором присутствовало государство, присутствовала церковь и присутствовало общество, в первую очередь, в лице и по средствам замечательных представителей отечественной науки.
Роль Императорского Православного Палестинского Общества невозможно переоценить, так много было сделано в те дореволюционные годы. Несмотря на трудности, которые возникали и внутри Общества, потому что сама трехчастная природа Общества предполагает возможность некоторых напряжений, так и во вне, потому что политическая ситуация на святой земле никогда не была простой.
И отстаивая интересы российских граждан, Российского государства, Русской православной церкви, Императорское Православное Палестинское Общество вступало в очень непростые отношения с политической составляющей ближневосточной жизни. Революция оборвала эту полезную деятельность, в результате которой были построены школы, различного рода учреждения для паломников, проводилась активная научно-исследовательская работа.
В послереволюционные годы главную трудность на себя по сохранению святых мест приняла Русская православная церковь, которая сама оказалась в очень тяжелой ситуации. Наши братья и сестры, которые жили в то время в Палестине, не имели связи с Родиной, не имели поддержки из России. Несмотря на это, сохраняли храмы, монастыри и объекты недвижимости, продолжали то дело, которое совершали Русская духовная миссия в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество в дореволюционное время.
После Второй мировой войны ситуация изменилась, и у Русской православной церкви в Отечестве сущей появилась возможность присутствовать непосредственно на Святой земле, так же как и у представителей научного сообщества на Родине появилась возможность иметь свое представительство через Палестинское Общество в Израиле.
В результате хорошо известных и весьма сложных политических событий присутствие Палестинского Общества в Израиле прервалось, так же как и прервались дипломатические отношения между тогдашним Советским Союзом и государством Израиль. Единственным представительством в Святой земле продолжала оставаться Русская духовная миссия в Иерусалиме, которая несла на себе все тяготы этого присутствия в стране, не имевшей дипломатических отношений с Родиной.
После событий, произошедших в жизни нашего Отечества и повлекших за собой радикальные политические перемены, изменился и характер присутствия России на Святой земле. Были восстановлены дипломатические отношения, активизировалась деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме, наконец, произошло историческое объединение Русской зарубежной церкви с Московским Патриархатом. Воссоздалось в полной мере Императорское Православное Палестинское Общество в России.
Это дало возможность не просто реанимировать присутствие ИППО в Святой земле, но и предпринять очень важные шаги, направленные на восстановление тех позиций, которые Общество имело в дореволюционное время, с поправкой, конечно, на те новые политические условия, на ту реальность, которая сейчас имеет место как в нашей стране, так и на Ближнем Востоке.
Императорское Православное Палестинское Общество в настоящее время продолжает то дело, которое было начато нашими славными предшественниками, и одновременно встречается с теми же самыми трудностями, с которыми оно встречалось и в былые времена.
Я считаю, что большого внимания заслуживает тема сотрудничества и диалога церкви, государства и научной общественности в рамках Императорского Православного Палестинского Общества.
Эта тема, с одной стороны, легкая, потому что речь идет о соотечественниках.
С другой стороны, когда речь идет о взаимодействии именно таких субъектов сотрудничества, то всегда возникают специфические проблемы, которые нужно разрешать мудро, дипломатично, с полной открытостью друг к другу и к стремлению снимать творческим путем возможные проблемы, которые ставит перед нами жизнь.
У Императорского Православного Палестинского Общества есть и проблемы чисто внешние, связанные с присутствием на Святой земле. Это в первую очередь политическая ситуация на святой земле, израильско-палестинский конфликт. Совершенно очевидно, что этот конфликт проецируется на присутствие любой значительной организации на святой земле: будь то церковная, общественная или государственная. И деятельность Императорского Православного Палестинского Общества не может не учитывать эту очень сложную политическую реальность на Ближнем Востоке.
Есть и другая сложность, которая существует,— это отношения с местными христианскими церквями, в первую очередь, с православной церковью, которая тоже несет свое служение в этом же самом взрывоопасном и сложном регионе.
С одной стороны, среди паствы Иерусалимского Патриархата существует большая арабская община. С другой стороны, существует очень существенный и важный греческий иерархический компонент. И всякое взаимодействие с Иерусалимским Патриархатом (будь то взаимодействие иной церкви или церковно-общественной организации) должно исходить, с одной стороны, из уважения к каноническому порядку православной церкви, но также принимать во внимание и специфику пасторской работы Иерусалимского Патриархата.
Еще остаются на повестке дня темы, связанные с недвижимостью. Хотя я хотел бы поблагодарить Императорское Православное Палестинское Общество в лице ее Председателя, Вас, Сергей Вадимович, за те интенсивные и весьма эффективные действия, которые были предприняты в последнее время, но я хотел бы эту благодарность отнести в первую очередь к Российскому государству, потому что именно в лице тогдашнего Президента Владимира Владимировича Путина (нынешнего Премьер-министра) идея возвращения недвижимости, принадлежавшей Императорскому Православному Палестинскому Обществу, получила не только полную поддержку, но эта поддержка была реализована в конкретной политике нашего государства.
И здесь мне также хотелось бы поблагодарить наше Министерство иностранных дел и наши дипломатические представительства как в государстве Израиль, так и на территории Палестинской автономии, за то, что во взаимодействии всех заинтересованных сторон, включая Русскую православную церковь, результатом этих усилий явилось возвращение, в первую очередь, Сергиевского подворья, а также иных земельных участков, ранее принадлежавших Императорскому Православному Палестинскому Обществу.
Поэтому, может быть, первая и главная задача, которая была поставлена перед Обществом,— восстановить свою инфраструктуру на святой земле, добиться возвращения недвижимости (сейчас это решается положительно). И это, конечно, всем нам придает очень большое чувство оптимизма.
Я хотел бы сердечно пожелать Вам, Сергей Вадимович, всем нашим коллегам, работающим в Императорском Православном Палестинском Обществе, успеха в укреплении внутреннего положения Общества, превращении этой организации в реальную площадку диалога и сотрудничества церкви, государства и науки ради достижения тех высоких и благородных целей, которые стоят перед Обществом, а также в продвижении наших интересов на Ближнем Востоке, в Палестине, которые были бы органично увязаны с интересами государства, церкви и научного сообщества.
Я хотел бы этими словами также выразить свою надежду на то, что руководящий орган Императорского Православного Палестинского Общества будет делать все от него зависящее, чтобы поддержать добрые начинания и содействовать их дальнейшему развитию.
Благодарю за внимание.