Что раскопали российские археологи в древнейшем городе Земли?
Первые следы жизни людей, обнаруженные здесь, относятся к восьмому тысячелетию до нашей эры. Можно увидеть руины нескольких городских стен, якобы павших от звука иерихонских труб. Над урочищем Вади Кельт открыты руины дворцов Хасмонеев, Ирода Великого и его сыновей и памятники Византии, часть из которых с 1880-х годов принадлежит России.
Музейно-парковый комплекс РФ построен на одном из таких участков. Здесь собраны находки из недавних раскопок, которыми Леонид Беляев руководил вместе с доктором Хамданом Таха из министерства туризма и древностей Палестинской автономии.
В музее есть и фотографии, сделанные во времена, когда освоением древностей в Палестине занимались с российской стороны не только археологи, но и духовенство. Архимандрит Антонин (Капустин), глава Русской духовной миссии, который прибыл в Иерусалим в 1865 году и купил для России около сотни участков святых земель, был не просто церковным человеком, но выдающимся византинистом и ориенталистом. Он предполагал, что раскопки на этих землях откроют памятники немереной ценности. Так и оказалось. В Иерихоне архимандрит Антонин купил два участка. А из-за третьего, который в 1883–1884 годах приобрел некий иеромонах Иосаф (в миру Плеханов) — на нем и возвели музей,— разгорелся политический скандал.
— Иосаф был русским человеком, принявшим монашество на Афоне,— рассказывает Леонид Беляев.— Соответственно он перестал быть подданным России и перешел в ведение Греческой церкви. И когда Иосаф, не спросив никаких разрешений, купил участок на Святой земле, начался скандал. Дело в том, что, купив эту землю на русские деньги и устроив на ней фактически русский монастырь, он нарушил все принятые правила. В Османской империи, которой в те времена принадлежала Палестина, Иосафу грозили суд, тюрьма, изгнание. Чтобы избежать этого, Иосаф договорился с Русской церковью: этот участок он передает России в обмен на еще один, купленный Россией.
На Антониновском участке, на месте отлично сохранившейся ранневизантийской напольной мозаики, в начале XX века построили русскую церковь. С тех пор ее облик претерпел некоторые изменения, но интерьер остался прежним, на полу — все та же мозаика VI века с большим греческим текстом. Храм никогда не переставал функционировать. Рядом расположен двухэтажный паломнический приют, который когда-то стоял в чистом поле, а теперь оказался в центре города.
На Иосафовском участке тоже обнаружили вполне сохранившуюся мозаику, но он оставался заброшенным. Несмотря на то что в его центре стоит огромная сикомора — памятник природы с двухтысячелетней историей, восходящей к евангельскому рассказу о встрече Иисуса с мытарем Закхеем, и к ней стремятся тысячи паломников. До 1995 года здесь были только одноэтажные строения, построенные при Иосафе. Но в 1995-м началась эпопея по музеефикации очередного святого места.
— Владение прошлым и само по себе приятная вещь, но оно дает еще политические и практические преференции,— рассуждает Леонид Беляев.— Все государства мечтают с помощью раскопок обозначить свои корни и обосновать всякого рода претензии. Поэтому контроль над святыми местами всегда привлекал ученых и политиков. Из-за этого разворачивались войны — достаточно вспомнить крестовые походы и Крымскую войну. Не слишком известная с точки зрения археологии Палестина — а под Палестиной я подразумеваю не существующую сегодня Палестинскую автономию, а все, что мы включаем в понятие «Святая земля»,— остается очень притягательной для археологов. Так было с XVI века, когда здесь появились французы и итальянцы — доминиканские и францисканские монахи.
Американцы, появившиеся в Палестине в конце XIX века, к 1930-м годам создали одну из главных археологических школ в Израиле. И одновременно с американцами здесь появились европейцы и русские.
— Тогда началось соперничество за право обладания святынями между католиками, православными и протестантами,— дополняет Беляев.— Началась конкуренция самих святых мест — у кого они правильные, настоящие. Я бы это назвал конфессиональными системами святых мест. Архимандрит Антонин фактически создавал новую конфессиональную систему святых мест.
В 1891 году была организована первая Ближневосточная экспедиция Императорского православного палестинского общества во главе с великим русским искусствоведом и византинистом Никодимом Кондаковым. Маршрут экспедиции пролегал от Константинополя до Иерусалима. Во время Первой мировой войны готовилось формирование Археологического института в Иерусалиме — у России уже был опыт удачной работы Археологического института в Константинополе.
И в Иерихоне наши ученые стали копать первыми.
В это легко поверить каждому, кто бывал на Святой земле. Разглядывая полотна великих художников прошлого, писавших на библейские сюжеты, поражаешься их неуемной и совершенно неаргументированной фантазии: ничего этого в действительности не было и нет. Рассматривая в Лувре знаменитую «Свадьбу в Кане» Веронезе, думаешь: видел бы Веронезе ту Кану Галилейскую — убогая деревня без дворцов и колонн. Правда, с церквями.
Но есть и странность в том, что Иерихон не искали. Слишком активно он упоминался в источниках I века до н.э.— I века н.э. С ним связаны многие события в жизни царя Ирода — в Иерихоне были его дворцы и роскошный стадион, до сих пор, кстати, не раскопанный. Даже сто лет назад было более или менее понятно, где что искать.
— После IV века, после правления византийского императора Константина Великого, Палестина стала центром гигантской империи,— объясняет Беляев.— Туда на устройство паломнической жизни направлялись сотни кораблей, потекли огромные деньги — на оформление святынь, на формирование паломнической структуры. Палестина византийской эпохи — одна из центральных провинций империи — буквально покрыта огромным количеством оформленных святынь, паломнических гостиниц, приютов, формируются монастыри, общины… Гигантская и очень плотная инфраструктура, плотнее, чем в римское время. Поэтому византийские древности есть в Палестине везде. В том же Иерихоне — не в городе, а в археологическом урочище Иерихон — уже изучено десятка два церквей и дворцов, расположенных на расстоянии двух-трех километров друг от друга. Часть этих памятников раскопана. Главным образом копали с начала 1950-х годов и до интифады (вооруженная кампания палестинских арабов против Израиля, продолжающаяся с конца 1980-х до настоящего времени.— «Неделя»). Но подавляющая их часть заброшена — сегодня это городская окраина. Даже края сельскохозяйственных угодий вокруг дворца Ирода на Вади Кельт начинают потихоньку обрабатывать. Рядом появляются бедуинские постройки и огороды, которые все труднее обходить.
(руководитель экспедиции Леонид Беляев — слева), 2010 год
Сами палестинцы раскопками занимаются только в компании с археологами других стран: Голландии, США, Японии, Италии. А теперь и России. Раскопана пока незначительная часть. И уже обнаружено огромное количество мозаик — иудейских, христианских и даже раннеисламских. Как в роскошном дворце халифа Хишама VIII века, где сохранились замечательная резьба и статуи, выставленные теперь в Музее Рокфеллера в Иерусалиме. Но, кроме резьбы и статуй, во дворце Хишама обнаружили просто квадратные километры мозаичных полов. Есть великолепная синагога Шалом, тоже раскопанная. Но все это в основном находится на периферии города или вокруг него: в византийские времена в каждой деревне была церковь, и в каждой церкви — мозаика. Тогда как сам город Иерихон имел выраженный центр — Телль эс-Хасан, он и есть современный Иерихон. Русские участки оказались как раз в этом центре. В центре возник русский музей, разбит парк, проведены раскопки.
Сейчас в музее выставлено все, что было найдено в раскопках в 2010 году: византийские и ранние арабские предметы, много монет эпохи Марка Аврелия, хасмонеев — самые древние монеты датируются I веком до н.э. И очень много старых русских фотографий Палестины, которые сами по себе — богатейшая и пока еще плохо разработанная тема. Снимков многие тысячи, в том числе очень хороших мастеров. Делали их отцы современной мировой фотографии, в частности, знаменитый Барщевский.
— Музей — совершенно новая постройка, он был необходим,— полагает Леонид Беляев.— В Иерихоне, страшно богатом памятниками, не было ни одного музея в нашем понимании этого слова, за исключением маленького, открытого недавно по случаю празднования десятитысячелетия Иерихона. Теперь же посреди одно-двухэтажного по сию пору Иерихона возник двухуровневый мраморный дворец, в котором можно и концерты давать, и президентов принимать, и выставки демонстрировать. С точки зрения архитектуры комплекс нейтрален.
— Весь процесс занял 11 месяцев,— продолжает Беляев.— Раскопки начались в мае 2010 года — нельзя была упускать возможность провести собственные археологические исследования в этом месте. Археологическое присутствие российское в Палестине — обязательный элемент нашего физического присутствия и влияния. А дореволюционные раскопки были всего лишь маленьким эпизодом общей археологической истории Палестины вообще и русской археологии в целом. Все главное у нас впереди. У России на Святой земле остается достаточно участков, где нужно сотрудничать с местными — израильскими и палестинскими — органами охраны памятников и формировать свою школу. Убеждаясь в серьезности намерений и в солидном уровне специалистов, эти структуры обычно с готовностью идут на контакт, понимая, что получат свою долю информации, и работы будут проведены не в ущерб государству и древностям.
Известия науки
14.01.2011