Картина М. В. Нестерова у Великого Князя Сергия (мистические совпадения)
Таинственен
и часто скорбен путь человека к Богу. Это известное правило сбылось и в
жизни талантливого православного художника Михаила Васильевича
Нестерова. Его первая картина на религиозную тему появилась при весьма
печальных личных обстоятельствах. 29 мая 1886 года у двадцатипятилетнего
художника скончалась жена Мария Ивановна Нестерова, которую он горячо
любил. «Тогда же явилась мысль,- вспоминал впоследствии художник,—
написать „Христову невесту“ с лицом моей Маши… В этой несложной картине
тогда я изживал свое горе. Мною, моим чувством тогда руководило, вело
меня воспоминание о моей потере, о Маше, о первой и самой истинной любви
моей…. Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое
художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все
то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве» (Нестеров М. В.
Воспоминания. М., 1989. С. 97).
Одинокая фигура девушки в старообрядческом скитском одеянии среди
бескрайних просторов выразила мысль, ставшую у Нестерова главной: это
затаенное, спрятанное от мира чувство непосредственного и прямого
предстояния человека пред Богом — идеал иночества. По этому
художническому пути Нестеров и пойдет далее, на нем и прославится.
В начале 1898 года Великий Князь Сергий приобрел вариант этой картины
на периодической выставке в Москве. Нужно сказать, что князь не только
прекрасно разбирался в живописи, но и глубоко чувствовал присутствие в
искусстве духовного начала. Очевидно, картина Нестерова поразила его
глубиной и искренностью переживаемого религиозного чувства. Хотя его
любимая супруга еще не думала о монашестве, но душа ее была вся
устремлена к Богу. Князь Сергий увидел, вероятно, какую-то параллель
между «Христовой невестой» Нестерова и Елизаветой Федоровной. При жизни
ему не дано было увидеть, насколько он оказался близок к истине.
Невеста Христова.
Портрет вел.кн.Елизаветы Федоровны.
Худ.. М. В. Нестеров
Бывают в жизни необыкновенные, мистические совпадения. Этот эпизод жизни
Великого Князя оказался явно промыслительным. Приход картины в
великокняжеский дом предварил иные, знаменательные события в жизни
князя и, главным образом, его супруги — Великой Княгини Елизаветы
Федоровны. После смерти Великого Князя в феврале 1905 года Елизавета
Федоровна посвятила свою жизнь обустройству Марфо-Мариинской обители
милосердия. Покровский храм и трапезную был призван Великой княгиней
расписывать художник Нестеров. Первый их разговор об этой работе
следует отнести к 1907 году. А закончилось это замечательное
сотрудничество двух подвижников написанием картины «Невеста Христова»,
на которой запечатлен уже облик настоятельницы Марфо-Мариинской обители
Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Очевидно, картина, приобретенная
Сергием Александровичем, глубоко запала в душу княгини. «Она изображена
почти в полный рост, в профиль, в белом одеянии сестер обители, с
небольшим букетом цветов в руках. Ее образ введен в пейзаж, едва
намеченный, с высокой линией горизонта: на фоне белой ограды и белой
алтарной стены Покровского храма… Справа — невысокая изгородь и тонкая
березка как олицетворение России» (Алехина Л. И. Образ Великой Княгини
Елизаветы Федоровны в этюде М. В. Нестерова «Невеста Христова» \\
Память как максима поведения. Материалы Свято-Елизаветинских чтений. М.,
2001. С. 80).
Скорбью была навеяна первая нестеровская картина «Невеста Христова». В
великих скорбях окончили свой земной путь Великий Князь Сергий и его
супруга, ныне прославленная Церковью преподобномученица Великая Княгиня
Елизавета. Но разве не скорбями входят, по слову Самого Спасителя, в
Царство Небесное? И не таковые ли скорбные «Невестами Христовыми»
нарекутся?