Монастырь Пророка Ильи
У старых городов есть примечательная
особенность: в них как бы стирается грань времени. И по ощущениям, и
визуально. В большей степени это касается старинных построек. Антураж
вокруг современный, а внутри – вековое дыхание. И в чем дело – не сразу
поймешь, пока сам не переступишь эту грань.
Я
ощутила это в свое первое свидание с непредсказуемой госпожой Одессой.
Ведь первое, что увидела, сойдя с перрона, были купола ее трех
привокзальных храмов. Собственно, в один из них и лежал мой путь:
пожить, потрудиться, познакомиться с прихожанами и братией, взять
интервью у наместника и старожилов монастыря. Обо всем увиденном,
услышанном и будет мой рассказ.
Готовясь к поездке, я тщательно проштудировала много информации о
паломничествах в этот прекрасный приморский город. Так узнала, что
Одессу в ХІХ веке называли не иначе как «воротами на Святую гору Афон».
Ведь паломники дореволюционной России, отправляясь к святым местам,
останавливались именно здесь. Они часто не имели ночлега, их
обворовывали, и чтобы это хоть как-то упредить, афонские монахи основали
в городе для русских богомольцев свои подворья – Андреевское и
Пантелеимоновское. Основателем третьего – Ильинского стал настоятель
Ильинского скита на Афонской горе архимандрит Гавриил. Для этого он в
1894 году прибыл в Россию.
Проект храма в русско-византийском стиле с пятью главами и колокольней
выполнил епархиальный архитектор Прокопович. Проект предусматривал и
строительство флигелей для братии и паломников. Храм строился из
кирпича, частью привезенного иноками из Константинополя, частью –
феодосийского, доставленного из Крыма. Большой купол церкви,
рассчитанной на 700 молящихся, расписывали по образцу храма Христа
Спасителя в Москве. Весь комплекс закончили к концу 1896-го. Он
оставался излюбленным местом паломников и одесситов до 1922 года, когда
советская власть упразднила монашеское подворье. Собор большевики не
тронули, и он продолжал действовать как приходской.
Инок современного Ильинского монастыря, коренной одессит отец Иринарх
поведал мне, какова была судьба привокзальных храмов Одессы в советское
время. «Мы сейчас говорим о трех привокзальных храмах. Но тогда
привокзальным храмом был лишь этот. Пантелеимоновский монастырь был
превращен в планетарий. В здании Андреевского подворья размещался клуб
Одесского трамвайно-троллейбусного управления. Под Одессой большая часть
храмов не действовала, и люди приходили в привокзальный Ильинский храм.
Впервые я пришел сюда ребенком в 1986 году на праздник Троицы. Услышал
проповедь о Боге, которую произносил тогдашний настоятель собора
архимандрит Тихон, и понял, что нужно прийти в этот храм еще».
Ильинский приход действовал до 1995 года, до преобразования в мужской
монастырь. Тогда же сюда пришла и основная часть братии. Всего в обители
25 иноков.
Два года назад монастырь пережил масштабную реставрацию. Но даже когда
алтарь собора был разобран, а главный иконостас стоял в лесах,
молитвенная жизнь обители не прекращалась. Собор трехпрестольный:
главный престол освящен во имя святого пророка Ильи, правый придел – в
честь иконы Божьей Матери «Млекопитательница», левый придел – во имя
Архангела Гавриила. В течение всего дня в храме находится дежурный
священник, и каждый человек может подойти к нему с вопросом. Сами монахи
каждое утро приходят к мощам своего молитвенного заступника
преподобного Гавриила Афонского испросить у него благословения на
грядущий день.
Одесский первоигумен
Масштабам его миссионерской деятельности может подивиться и современный
человек, привыкший заниматься несколькими делами сразу и при этом быть в
курсе всего происходящего в мире. Преподобный Гавриил всегда следовал
туда, где размеренное, если не сказать захудалое течение жизни требовало
толчка. Уроженец Киевской губернии, он начинал свое служение в
Киево-Печерской лавре – преемнице монашеских уставов афонских
монастырей. Впитав в себя наставления печерских святых, начал поиски их
первоисточника и окунулся, наконец, в древнейшую купель иночества и
подвижничества на Святой горе Афон. Более других русских обителей ему
понравился скит пророка Ильи, в котором он и подвизался. Но достигнув
желаемого, о родной земле не забыл. Начиная с 1876 года, преподобный
регулярно плавал на монашеском бриге «Святой Пророк Илия» в Россию на
закупку провизии для нужд скита. Его команда состояла из монахов и
послушников – уроженцев Херсонской, Курской и других русских губерний.
Так что вахта на судне чередовалась с уставным богослужением в палубном
храме.
В обители на отца Гавриила возлагались послушания казначея, эконома и
настоятеля Ильинского подворья в Константинополе. В то же время он не
переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва,
отеческое обращение с братией, сердечная приветливость с посторонними
людьми, хозяйственная практичность – все эти качества удивительно
сочетались в нем. Это подтверждает и наместник Ильинского Одесского
монастыря архимандрит Виктор (Быков), восстанавливающий факты жития
святого: «Преподобный был удивительным человеком. Не достигнув 60 лет,
он много успел построить. Он построил не только в Одессе наше подворье,
построил еще подворье в Таганроге, Новосибирске, построил великолепный
пятикупольный собор в самом Ильинском скиту на Афоне. И 15 лет был
командиром корабля. Это огромные труды».
Стараниями старца в храме собрано много реликвий из афонских монастырей.
Среди них особо чтимая в Одессе, наряду с Касперовским образом, но
редкая икона Богородицы «Млекопитательница». Ее списков в Ильинском
монастыре два. Небольшой, аналойный, в изумительных ризах – возле мощей
преподобного Гавриила, с его дарственной надписью на обороте. И еще один
– с потемневшим от времени письмом – в большом киоте, возле правого
придела.
Во время последнего пребывания в России преподобный Гавриил занемог и от
болезни уже не оправился. Он почил осенью 1901 года в городе
Новониколаевске. По духовному завещанию его тело погребли в монашеской
усыпальнице одесского Ильинского монастыря. Прошло время и не осталось
никого, кто бы мог указать место захоронения. И вот в начале 90-х гг. ХХ
века преподобный сам дал о себе знать. Очевидец тех событий отец
Киприан в то время служил пономарем в Ильинском соборе. Он вспоминает
это событие так: «Исследуя усыпальницы, мы простукивали стены. За одной
из них обнаружилась пустая ниша для погребения монашеской братии.
Пробили вниз эту нишу, там тоже было пусто. Затем сняли перегородки
между двумя нишами-усыпальницами и обнаружили гроб, покрытый
архимандритской мантией. При вскрытии гроба увидели нетленные мощи
Гавриила Афонского, в руках он держал погребальный крест».
Несмотря на то, что время земной жизни преподобного отстоит от нас лишь
на одно столетие, сведений, как и вещей, принадлежавших ему, осталось
немного. До нас даже не дошло упоминание фамилии старца, известно лишь
его крестильное имя – Георгий. Поэтому, говоря о святом, упоминают
только место его подвига – Афонский.
В обители сохранилась камилавка, в которой преподобный был погребен.
Зафиксировано много случаев исцеления, когда верующим надевали ее на
голову. А в ризнице хранится игуменский посох архимандрита Гавриила, с
которым он обходил свои владения. Наместник надеется, что со временем в
обители будет создан музей, в котором этот посох займет достойное место.
А пока к 160-летию со дня рождения подвижника в Ильинском соборе была
устроена чудесная сень для раки с его нетленными мощами.
Сегодня Одесская епархия делает все возможное для воссоединения
утраченной духовной связи с афонскими монастырями. Летом 2009 года
братия во главе с наместником посетила Ильинский афонский скит,
подворьем которого когда-то являлся одесский монастырь. Ими в дар была
перенесена часть мощей преподобного Гавриила. Наместник скита этому
удивился, ведь на Афоне даже не знали, где покоится старец.
Дружная братия
Человек, не знакомый с монашеской жизнью, может представлять ее только в
общих чертах. С одной стороны, монастырь – это ангельское место,
обитатели которого служат Богу постом и молитвой, с другой – причины,
побуждаемые их к этому, постигаются обществом с трудом.
Если сравнивать, сколько семинаристов идут в монастырь в процессе учебы
или после ее завершения, то четко прослеживается пропорция 80 к 20. То
есть 80% семинаристов – женятся, 20% – идут в монашество. Это не
случайно. Чтобы принять такое ответственное решение, нужно достичь
определенного возраста (не раньше 30 лет) и приобрести жизненный опыт.
Также нужно иметь и достаточный опыт монастырской жизни, хотя бы лет
пять.
При пострижении инок дает три основных обета: нестяжание, целомудрие и
послушание. У слова «послушание» есть два смысла. Первый и самый простой
– полезная деятельность в соответствии с нуждами монастыря. И второй,
более глубокий, когда за внешним исполнением какого-то поручения следует
всецелая готовность следовать тому, куда Господь пошлет через
настоятеля или жизненные обстоятельства. К примеру, благочинный
монастыря архимандрит Андрей (Осиашвили) принял постриг в Ильинском
монастыре, прибыв в Одессу из неспокойной Грузии. Он служил диаконом в
Грузинской патриархии, принял целибат, но оставаться в стране, которую
сотрясала война, далее не мог. А в Одессе его ждали родители. Да и сама
украинская земля не была ему чужой. В Одесской области проживает около
15 тысяч грузин – целая диаспора. И средоточие ее духовной жизни
возникло именно в Ильинском монастыре, иногда на службе тут слышатся и
грузинские песнопения. Ведь монашеская община, если она правильно
устроена, может давать правильное направление большому количеству других
общин.
Нередко о монахах говорят «избранные из избранных». Люди, которые
однажды были призваны Богом и поступили в монастырь, живут в очень
тесном и закрытом коллективе. А значит, и отношения между
монашествующими складываются намного сложнее, чем между людьми в миру.
Про это поведал мне архимандрит Виктор: «Однажды у меня было тяжелое
душевное состояние, огромные проблемы возникли в обители, тяжело было с
самого начала организовать такой коллектив: я молодой, а они со мной
начинали монашеский подвиг. И вот я ночью пошел к мощам, упал на колени и
воззвал со слезами: "Преподобный, ты же здесь игумен, я очень хочу
возродить обитель, которую ты построил, помоги мне в этом!". После того
как я доверился старцу Гавриилу, внутри сердца воцарились мир и
спокойствие. И действительно дела в обители стали ладиться».
Реставрация обители
Все церковные послушания осуществляются самой братией. А если с чем
справиться не могут – прибегают к помощи работников. Летом 2010 года,
когда реставрация монастыря достигла апогея, их стало на порядок больше,
чем самих монашествующих.
Я познакомилась с двумя бригадами: золотильщиков и купольщиков. Главной
задачей золотильщиков стало восстановление былого великолепия
внутреннего убранства собора. Весь июль они работали, сидя на
строительных лесах, опоясывающих иконостас. Каждый осторожно вынимал из
тетрадочки с сусальным золотом очередной листик и клеил драгоценную
фольгу на деревянную поверхность. Со стороны это напоминало процесс
наклеивания переводных картинок, только порвать пластинку сусального
золота гораздо легче. Она практически невесома и ее нельзя пощупать:
золото мгновенно приклеивается к пальцам – и все, материал испорчен.
Клеем для сусального золота служит лак – мордан, его наносят за 8 часов
до золочения. Мало лака – пластинка не приклеится, переборщили –
разлезется. Приклеенное золото разравнивают кисточкой и шлифуют, швы при
этом разглядеть невозможно. К сожалению, через 30 лет его снова
придется обновлять.
Купольщики тоже охотно поделились со мной секретами ремесла. И в зной, и
в стужу они работают под открытым небом, на головокружительной высоте.
Как и в старину, для кровли храмов они используют листы чистой меди. При
правильной укладке медь прослужит несколько веков, и лишь слегка
покроется патиной.
В своей работе купольщики применяют технологию старых русских мастеров –
«косую корзинку». Она заключается в том, что лист разделяется на
небольшие квадраты, которые ставятся как бы на угол. Заготовки делаются в
мастерской на разметочном столе. По краю стола крепят металлический
уголок, на котором отгибают и формируют боковые фальцы медных пластин, и
соединяют их в картины. Собираются и крепятся картины уже на кровле.
Основанием для нее служит обрешетка из брусков и досок. Это обязательное
условие, выполнение которого обеспечит максимальный срок службы медной
кровли. Медь более пластична, чем другие кровельные материалы, и не
допускает погрешности в подготовке поверхности. Неграмотный монтаж
грозит постоянными протечками. Вот тут-то и проявляется настоящее
мастерство купольщика: под палящим солнцем, в проливной дождь или в
мороз, на шатких конструкциях строительных лесов, на высоте
многоэтажного дома. Зато такой панорамы не увидишь из окна. В дымке
суетного города видать даже море – в этом я убедилась, со страхом
взобравшись на леса колокольни. Вот где впору почувствовать себя птицей!
Дела насущные
Известно ли вам, какое послушание после алтарного считается самым
ответственным? Просфорное. Казалось бы, простой пресный хлебец, а
церковная служба без него немыслима. Пшеничная мука, соль, чуть-чуть
дрожжей, вода – незамысловатый рецепт просфоры пришел из глубины веков.
Как и традиция на верхней ее части ставить оттиски изображения креста. А
еще работа в просфорне непременно сопровождается чтением Евангелия и
Псалтыря. Не потому ли просфора может годами лежать, и плесень ее не
тронет?
*****
Самое неординарное помещение в монастыре – это квасная. Она хоть и
тесная, но уютная, и все нужное для работы всегда под рукой.
Монастырский квас тут готовят по рецепту преподобного Амфилохия
Почаевского. На 250-литровую бочку с водой засыпается 4 кг промытого
овса – главного компонента кваса, добавляется мед и сахар. Потом в
течение недели он зреет. Квас отлично снимает усталость и
восстанавливает силы. Его целительные свойства объясняются наличием
молочной кислоты, витаминов, аминокислот, сахаров, микроэлементов и
ферментов. А в жаркое лето – это еще и отменное средство утоления жажды.
*****
В Средние века практически при каждом монастыре действовали собственные
мельницы и пекарни, а выпекание хлеба было почетным делом. И поныне в
народе считается, что монахи владеют особыми его секретами, которые
передаются из поколения в поколение. Но работники пекарни утверждают,
что особых секретов не существует. Во-первых, вся работа начинается с
молитвы. Она читается перед началом, во время работы и по ее окончании.
Во-вторых, все, что касается выпечки – делается вручную: тесто любит
тепло человеческих рук. Единственное, что делает машина – это замес,
ведь объемы выпечки немалые. Ассортимент пекарни на 60% состоит из
мелкоштучной выпечки: сдобные булочки, московские плюшки с корицей и
пирожки с начинкой. И 40% составляет хлеб по особому рецепту из
ржано-пшеничной муки с солодом, медом и отрубями. Выпечка поставляется в
трапезные для братии и паломников. Также ее можно купить в церковной
лавке, где она распродается, не успевая остыть, – настолько велик спрос.
*****
Вот уже 17 лет при монастыре действует и швейная мастерская. Здесь
трудятся до болей в спине и прекрасно разбираются в тонкостях пошива
одежды для церковников. Швеи стараются украсить одежду священников
согласно канонам. Для этой цели в цеху есть вышивальные машины. Они
существенно упрощают работу: что вручную расшивается несколько месяцев,
можно сделать за полторы недели. Манжеты, вороты и карманы ряс и
подрясников расшиваются крестами, виноградной лозой, которая
символизирует Христа, колосьями пшеницы – символом жизни и ветками лилии
– символом Богородицы.
Повседневные одеяния священнослужителей когда-то произошли от одеяний,
употреблявшихся в миру, и уже в древние времена приобрели особые
признаки. Так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из
мирской среды. Это глубоко соответствовало понятию о Церкви как о
Царстве не от мира сего, которое, хотя и проходит свое странствие и
служение в миру, глубоко отлично от него. В сознании древних священный
сан или монашеское звание обязывали его носителей быть всегда и везде
теми, кем они являются пред Богом и Церковью.
*****
Но самое большое внимание в обители уделяется воспитанию подрастающего
поколения. И где же воспитывать юных христиан, как не в воскресной
школе. Она организована в 1992 году, когда Одесскую епархию принял
владыка Агафангел. Сейчас в ней занимается 80 детей. Тут два класса:
младшая и старшая группа, а также группа «Лучики» – дети 4-6 лет, с
которыми занимается преподаватель. Это очень удобно для родителей: они
находятся на литургии, а их детками занимается воспитатель. Потом
родители забирают детей на причастие. Так школа выполняет важную миссию:
детки подрастают и приходят в воскресную школу, в полноценную младшую
группу. В старшей группе помимо теоретических занятий (Закон Божий,
патрология, история, Ветхий и Новый Завет) проходят и занятия
творческие: рисование, лепка, уроки вокала. Хор воспитанников школы
участвует в воскресной литургии. Основную литургию поет мужской хор, а
дети поют ектеньи и некоторые другие молитвы.
P.S. В миру есть пословица: «Если хочешь быть счастливым, будь им». А в
понимании монахов есть три правила счастья. Счастлив тот, кто доволен
тем, что у него есть. Счастлив тот, кто счастья не желает, а несчастья
не боится. Счастье в том и состоит, чтобы других делать счастливыми.
Наверное, этому золотому правилу и следовал одесский старец Гавриил
Афонский, а теперь и вся братия его монастыря.
Человек, спасись сам и вокруг тебя спасутся многие!