Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле
в XIX - XXI веках
Введение
Здесь были созданы так называемые «Русские постройки» — самая крупная недвижимость каких-либо иностранных государств в Иерусалиме. Кроме того, Палестинский Комитет приобретает участок в непосредственной близости с храмом Гроба Господня, где впоследствии была открыта величайшая святыня — Порог Судных Врат, и усилиями уже Императорского Православного Палестинского Общества было обустроено Александровское подворье.
В отчете 1860 г. о мерах, принятых к улучшению быта русских православных поклонников в Палестине Б. П. Мансуров писал:
«Высочайше учрежденный комитет, не ограничиваясь устройством временных приютов в Палестине для призрения наших поклонников и имея в виду Высочайшую волю приискать меры к устройству постоянных странноприимных заведений, лишь только окончилась покупка земли, и были собраны на месте все потребные к тому сведения, немедленно приступил к предварительным соображениям по сему делу.
Ныне уже окончательно составлены, Высочайше утверждены планы, чертежи и сметы предположенным зданиям по рисункам, которые при сем прилагаются для всеобщего сведения.
На вышеупомянутой Мейдамской площади, у оконечности которой сходятся четыре дороги (в Вифлеем, в Крестный монастырь, в Яффу и в Наплуз) решено построить:
1) однопрестольный храм, во имя Святой Живоначальной Троицы
2) дом для помещения Русской Миссии и приходящих в Иерусалим на поклонение русских иноков
3) странноприимный дом для 300 поклонников
4) странноприимный дом для 500 поклонниц
5) госпиталь на 60 кроватей
6) необходимые к сим зданиям службы.
7) каменную оградную стену вокруг всего русского владения»[1]
Результатом деятельности Палестинского Комитета стали русские постройки, в которые входят: Свято-Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, здания Елизаветинского мужского и Мариинского женского подворий, дом консула и Русская больница. Все постройки были обнесены каменной стеной с двумя въездами[2].
После того, как Палестинский Комитет выполнил свои функции по созданию инфраструктуры русских построек в центре Иерусалима, он был упразднен. Вместо него была создана Палестинская Комиссия при Азиатском департаменте МИДа в составе Б. П. Мансурова, директора Азиатского департамента графа Н. П. Игнатьева и князя С. Н. Урусова от св. Синода РПЦ. При Палестинском Комитете программа «Русских построек» не была выполнена полностью. В частности мужское и женское подворья вместо запланированных 2-х этажей оставались одноэтажными, Троицкий собор не получил внутренней отделки. Освящение Троицкого собора 28 октября 1872 года и церкви во имя св. мученицы царицы Александры 28 июля 1864 года состоялось уже в период деятельности Палестинской Комиссии.
С 1 января 1865 года по 1 апреля 1901 русские постройки приняли 86 тысяч паломников.
За 25-летнее существование Палестинской Комиссии не удалось достичь значительных результатов по улучшению быта русских паломников, прибывающих на Святую Землю,. Подворья по прошествии лет ветшали, становились тесными, общественность била тревогу, в то время как отчеты чиновников Палестинской Комиссии оставались казенно-благополучными, рассчитанными на непритязательность и безропотность простонародной паломнической массы[3]. Назревала острая необходимость создания новой организации, свободной от государственного бюрократического аппарата на более демократических принципах. Практически эту идею осуществляет выдающийся русский общественный деятель, основатель, идеолог и вдохновитель будущего Императорского Православного Палестинского Общества Василий Николаевич Хитрово, который исполнял обязанности помощника Председателя Общества с 1882 по 1889, а с 1889 по 1903 – обязанности Секретаря.
В числе вышеперечисленных русских общественных организаций, активно проявивших себя на Ближнем Востоке в деле поддержания нужд и быта православных паломников в конце XIX начала XX веков, особое место занимает Императорское Православное Палестинское Общество, основанное в 1882 году. На торжественном открытии общества 21 мая по ст. стилю присутствовали члены императорской фамилии, русское и греческое духовенство, множество ученых и дипломатов[4]. В этот день Церковь празднует память св. равноапостольных Константина и Елены, что неразрывно связало будущее Императорское
Общество с памятью древних императоров-храмостроителей на Святой Земле.
С самого начала деятельность ИППО была направлена на улучшение быта русских паломников, что следует из Главных целей Общества, записанных в его Уставе: «Заботы Общества о Русских паломниках не ограничиваются одним удешевлением пути в Святую Землю, но еще более направлены на удовлетворение их материальных и духовных потребностей на Святой Земле. Кроме того, Общество поставило себе задачей, посредством разного рода изданий, ознакомить русский народ с настоящим и прошедшим Святой Земли и тем послужить для духовного единения между Россией и Матерью Церквей»[5].
Только с 1883 по 1896 года через учреждения ИППО в Палестине прошло 22 328 человек (14 891 паломниц и 7347 паломников). Число женщин-паломниц составляло 66% от общего числа паломников. 85–90% паломников были из простонародья. Уже с 10 февраля 1883 года Общество ввело так называемые паломнические книжки, по приобретении которых паломникам предоставлялся удешевленный проезд поездом до Одессы и пароходом из Одессы в Яффу и обратно[6]. Общий состав прибывающих на Святую Землю паломников был проанализирован В. Н. Хитрово в статье «Какими путями идут русские паломники в Святую Землю» на основании статистического анализа 1883–1899 годов. В ней в частности отмечалось, что 97,5% русских паломников «не могут себе позволить удобства плавания»: первым классом за 16 лет отправились в Святую Землю лишь несколько десятков человек, вторым классом ?570 человек, а 22,5 тыс. человек плыли самым дешевым третьим классом»[7]. Согласно отчета Копировальной книги ИППО в Иерусалиме № 4 от 23 дек. 1892 г. по 2 нояб. 1893 г. Число поклонников, прибывших с 1 марта 1892 по 1 марта 1893 г. в Мужское (Елизаветинское) подворье составило всего 1234, выбывших 590, в Женское (Мариинское) ?1458 и 526 выбывших паломниц, в Новое (Сергиевское) подворье – прибывших 213, убывших 157. Соответственно, общее число прибывших за год поклонников 2905 человек, убывших — 1273[8].
В1885–1888 г. Общество строит храм св. Марии Магдалины в Гефсимании на склоне Елеонской горы, который и сегодня является неотъемлемой частью архитектурного облика Иерусалима. С 1887 по 1891 годы Общество осуществляет проект по строительству Александровского подворья над найденным в результате археологических раскопок Порогом Судных Врат. 22 мая на Александровском подворье освящается церковь во имя св. благ. Князя Александра Невского. В 1886 году, после того как уполномоченному Общества в Иерусалиме Д. Д. Смышляеву удалось приобрести рядом с русскими постройками новый участок, на нем было решено строить новое подворье для все увеличивающегося числа русских паломников. Строительство нового (Сергиевского) подворья осуществлялось с 1886 по 1890 года. Игумен Вениамин – основатель Вениаминовского подворья передает в 1891 году Обществу права собственности на это подворье, с 1903 по 1905 года строится Николаевское подворье в Иерусалиме. С 1901 по 1904 Обществом осуществляется постройка русского подворья в Назарете.
В 1889 году происходят два важных события в жизни Православного Палестинского Общества. Высочайшим указом от 24 марта 1889 года Палестинскому Обществу передавались функции и капиталы Палестинской Комиссии, которая была закрыта 6 июля 1889 года. В результате Палестинское Общество унаследовало Елизаветинское, Мариинское подворья, а также Русскую больницу, построенные Палестинским Комитетом. Тем же указом от 24 марта 1889 года Православному Палестинскому Обществу присваивалось название Императорского[9].
Таким образом в конце 19-го — начале 20-го века Россия имела в Палестине целостную и мощную организацию для приема русских православных паломников, со своей структурой, строго организованной и заботящейся о нуждах и быте паломников.
Императорское Православное Палестинское Общество действовало более чем в 52 епархиях Русской Православной Церкви и имело в них свои региональные отделы, которые собирали пожертвования для улучшения быта православных поклонников на Святой Земле. В среднем каждый отдел приносил Обществу 1500–1700 рублей в год. Ежегодный Вербный сбор давал Обществу от 50 до 70 тысяч рублей в год. Такие отделы стали возникать с 1893 года. Целью их был не только сбор средств, но всяческое пропагандирование и популяризация среди широких слоев православного населения истории Святой Земли и значения русского присутствия на Ближнем Востоке[10].
Далее мы проследим путь паломника из Одессы в Яффу, его пребывание на Святой Земле, посещение святых мест, условия быта на русских постройках, вплоть до самого возвращения его на родину на основании «Краткого руководства православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока: Константинополь-Афон-Яффа-Иерусалим-Вифлеем-Иордан-Хеврон-Назарет-Синай-Матариэ»[11] издания Императорского Православного Палестинского Общества в Санкт-Петербурге в 1907 году. К 1907 году Общество уже имело полную структуру подворий, способных принимать многочисленные караваны русских паломников, прибывающих на Святую Землю, поэтому на основании этого руководства предоставляется возможность в полной мере проследить путь паломника из России на Святую Землю и обратно.
Паломнические книжки и оформление загранпаспорта
Обратные паломнические билеты действовали в течении года со дня их выдачи, с правом останавливаться по пути следования, во всех портах, куда заходили по расписанию корабли Русского Общества Пароходства и Торговли[12].
Кроме того, существовала специальная процедура для оформления заграничного паспорта. Считалось необходимым, чтобы паспорт не был просрочен, а видами на жительство в России признавались: для духовных лиц, монашествующих и служащих – разрешение их начальства; для отставных – указ об отставке; для почетных граждан и купцов – свидетельство городских и купеческих управ; для мещан – плакатные паспорта мещанских управ и для крестьян – плакатные паспорта волостных управлений. Жены и несовершеннолетние дети, значащиеся в паспортах мужей или родителей, если они следовали одни, должны были иметь засвидетельствованные удостоверения от мужей или родителей о согласии на их поездку. Лица мужского пола, достигшие 18-летнего возраста, должны были иметь свидетельства о приписке к призывному участку для отбытия воинской повинности. Лица в возрасте 21 года должны были иметь свидетельства об отбытии воинской повинности, или же в зачислении их в ратники ополчения, если об этом не имелось отметки в паспорте. При наличии этих требуемых документов нужно было получить в полицейском управлении, где проживал паломник, свидетельство о неимении препятствий на выезд заграницу. Причем городские жители получали это свидетельство от полицмейстера, а живущие в селах и деревнях – от исправника. Далее паломники предоставляли вид на жительство и полицейское свидетельство своему местному Губернатору по месту жительства и просили его о выдаче проходного билета на поездку в Иерусалим. Паломники, получившие губернаторские проходные билеты имели право на получение заграничного (поклоннического) паспорта в Кишиневе, Одессе, Симферополе, Керчи, городах Закавказья и Владивостоке из канцелярии Губернатора или Градоначальника с уплатой за него только 50 копеек за каждые полгода пребывания заграницей. Если паломники оформляли обыкновенный загранпаспорт, то им приходилось платить 10 руб. за паспорт, 5 руб. в пользу Российского Общества Красного Креста, а всего по 15 руб. за каждое полугодие[13].
Отправка из Одессы
Форма прошения:
такого-то (звание, имя и фамилия).
Желая отправиться на поклонение Св. местам Востока и предоставляя при сем (следует поименовать все прилагаемы документы и их №), имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство о выдаче мне удешевленного заграничного паспорта.
Через того же монаха или послушника Афонских подворий паломники при наличии паломнических книжек покупали, как правило, билет III класса, для проезда на пароходе, по цене соответственно пункту прибытия: в Яффу 25 руб. и на Афон 14 руб. 80 коп. К билету до Яффы прилагались еще два небольших билета: красного и белого цвета с правом бесплатного переезда в Яффе на лодке с парохода на берег и при обратном возвращении с берега на пароход.
Паломники III класса располагались в отведенных для их размещения местах в трюме или в крытых помещениях на палубе. Перед тем как садиться на пароход, Одесский уполномоченный Палестинского Общества раздавал всем отбывающим на поклонение св. местам русским богомольцам евангелие или псалтырь в красивых коленкоровых переплетах, с надписью: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима»[16]]. Это был безвозмездный дар Императорского Православного Палестинского Общества отправляющимся на Святую Землю русским православным паломникам.
Путешествие на корабле из Одессы в Яффу
Пароходы, отплывающие из Одессы, как правило, по пути посещали Константинополь. Паломники во время стоянки парохода отправлялись на берег на отдых на подворья Афонских монастырей: Пантелеимоновского, Андреевского и Ильинского, монахи которого выезжали к каждому прибывавшему пароходу, уплачивая за переезд в оба конца 20 коп. Паломники, прибывавшие из Севастополя и Батума в ожидании прихода парохода из Одессы, идущего в Яффу или на Афон, должны были съезжать на берег и останавливаться в одном из вышеуказанных подворий. Им предоставлялось жилье и продовольствие и чай, за которые, как и в Одессе, не было определенной платы, каждый паломник давал пожертвование по своему желанию. Под видом монахов афонских подворий нередко приходили другие лица, злоупотребляющие «сбором пожертвований» и поэтому паломникам предписывалось сначала выяснить от какой обители высланы монахи или послушники. Обычно пароходы стояли не более 1,5 суток в Константинополе и наиболее усердные паломники успевали посетить святыни Константинополя: Св. Софию, патриархию, где находились мощи Соломонии, матери Маккавеев, кафедру св. Иоанна Златоуста, Влахерны, где было видение св. Андрею, Христа ради юродивому, Покрова Богоматери и Балуклеи со священным источником. Эти паломничества осуществлялись в сопровождении монахов подворий или с проводниками, рекомендованными заведующими подворьями, иначе паломники могли подвергнуться наглому обирательству различных проходимцев[18].
Посещение Афонской горы
Те паломники, которые выбрали местом своего пребывания Пантелеимоновский монастырь, в случае если пароход прибывал до полуночи, отправлялись на лодках ночевать в обитель. Большой багаж доставлялся утром, а малый привозился в тот же вечер. По прибытии в монастырь паломники размещались или в общих комнатах, или в отдельных номерах, прекрасно обставленных всем необходимым. После прибытия, если это было не поздно ночью паломникам предлагалась сытная трапеза и чай. В течении трех дней прибывшие держали строгий пост, говели и затем приобщались Святых Таин, причем для них отдельно готовился постный стол, даже без масла. На четвертый день паломники, под руководством монаха-проводника, с благословения игумена, отправлялись в путешествие по Святой Горе. Поклонники, не располагающие значительным временем, посещали только русские скиты Ильинский и Андреевский, Протатский (Карейский) собор, Ивер, лавру преп.Афанасия и вершину горы Афон и затем возвращались в монастырь. Те кто имел больше времени посещали: Ксеноф, Дохиар, Зограф, Евсигмен, Ватопед, Ильинский скит, Пандакратор, Андреевский скит, Протат, лавру св.Афанансия, Ивер, вершину горы Афон, св.Павел, Дионисиат и Ксиропотам. Это путешествие совершалось или пешком, или на мулах верхом, а в некоторых местах, где имелась хорошая дорога, и на лошадях. При мулах и лошадях всегда имелись погонщики (вордунари), на обязанности которых лежала забота о мулах и их содержании. Погонщики за свои труды по возвращению получали денежное вознаграждение по желанию паломника. Паломникам не рекомендовалось управлять и понукать мулами, особенно на тропинках с опасными пропастями, так как это животное весьма осторожное и идет самостоятельно прекрасно, но при принуждении капризничает и старается сбросить седока.
Маршрут на горе устанавливал начальник каравана – монах проводник. Остановки на ночлег делались в русских обителях, в русских кельях св. Артемия и св. Георгия в Кешарах и в Болгарском монастыре Зограф, в редких случаях в штатных греческих монастырях: в Ватопеде, в лавре преп. Афанасия, в св. Павле и в болгарском Хиландаре. Во всех перечисленных обителях поклонники прикладывались к святым мощам, осматривали достопримечательности и пользовались гостеприимством – обедом или ужином и чаем. В перечисленных русских обителях за угощение платы не полагалось, и паломнику предоставлялась самому решать как отблагодарить своим пожертвованием монастырь. В греческих штатных монастырях и в болгарском Хиландаре платили обязательно, хотя определенной платы здесь тоже не было. Причина этого обязательства заключалась в том, что гостиничный получал от монастыря для угощения паломников лишь хлеб, сыр, вино и масло, а все остальное им заготавливалось уже за свой счет.
По возвращению из путешествия по Святой Горе, паломники получали угощение в русском монастыре обильной трапезой, получали как благословение Святой Горы от игумена иконки, четки, брошюрки, листки и провожались на лодках или на мулах в Дафну, чтобы на пароходах плыть в Россию или в Иерусалим. Монах, провожавший паломников на пароход, при отъезде с берега на пароход, вручал каждому паломнику его заграничный паспорт. При этом давать деньги монахам не рекомендовалось, если кто хотел отблагодарить монастырь за гостеприимство своим пожертвованием, то перед отъездом отдавал его игумену монастыря[20].
Прибытие в порт Яффы
Прибытие в Иерусалим и размещение на русских постройках
Караван паломников готов к отбытию из Яффы в Иерусалим
Служащим русских подворий строго воспрещалось принимать от проживающих на подворьях подарки, как денежные, так и вещевые, а также рекомендовать каких-либо торговцев, либо самим продавать что-либо паломникам.
Пребывание на русских постройках, питание паломников
Продовольственная и иконная лавки, баня
О разнообразии заготавливаемых продуктов в подворья Общества можно судить по письму управляющего подворьями ИППО Н. Михайлова от 23 ноября 1906 года:
«23 ноября1906 г.
248 док.
Господину Уполномоченному
О-ва в Одессе
Михаилу Ивановичу Осипову
Сим имею честь уведомить Вас Милостивый государь, что присланные Вами грузы согласно уведомлений Ваших от:
26 сентября 1906 г за № 167
30 октября …………..№ 176
10…………………….№ 180
18…………………….№ 184
24…………………….№ 191
31…………………….№ 203
……………………….№ 204
7 ноября……………..№ 216 мною сполна получен.
Пригласил при сем перечень потребителей для подворий О-ва продуктов, покорнейше прошу Вас купить и выслать в Иерусалим:
Картофеля 10 мешков
Капусты кислой 5 бочек
Огурцов неженских 30 бочек
Икры красной (таримы) 5 бочек
Бычков сухих 5 пудов
Спирту 1 бочку
Крупы гречневой 50 пудов
………пшена 30….
……….
Сельдей Дунайских крупных 400 штук
Макарон № 7 15 пудов
Карамели фруктовой 2 пуда
……………с начинкой 3 пуда
Колбасы московской 3 пуда
Сыру голландского 6 пудов
……..литовского 3 пуда
Осетрины малосольной 8 пудов
Масла горчичного 2 пуда
………подсолнечного 3 пуда
Пастилы квадратной 24 коробки
………….палочками 24 коробки
Шпроты 1/2 коробок 36 коробок
…………1/4 коробок 60 коробок
Осетрины маринованной 1/2 к. 36
Скумбрии 1/2 к. 36
Варенья малинового 24 флакона
…………вишневого 24 флакона
…………клубничного 24 флакона
…………черной смородины 24 флакона
Мармеладу 36 флаконов
По уведомлению № 190 – воблы не получено 50 штук. Бычки получены совершенно негодные и грибы сухие тоже получены все с червями.
Управляющий Н. Михайлов»[27]
Такая важная и насущная проблема, как народные бани, оставалась нерешенной на протяжении десятков лет. Здание, построенное для этой цели, перешло в состав консульских палат. В своем письме управляющему делами Палестинской Комиссии Б. П. Мансурову от 1879 г. начальник РДМ архимандрит Антонин сетует на отсутствие бань, считая, что есть возможность изыскать средства и натапливать бани всякий раз, когда прибывают целою партиею из Яффы переутружденные и загрязненные наши паломники.
Русские паломники на Мариинском подворье в общих палатах
Стирать в бане строго запрещалось. Самостоятельно стирать белье паломники могли в специально для этого устроенных помещениях при общих палатах, используя дрова, купленные на свои средства.
Поклонение святым местам: Гробу Господню, святыням Елеона и Горней, старого города Иерусалима
Через несколько дней, по объявлению Конторы подворий, обычно в воскресение паломники шли в «Омарову мечеть» (Купол над скалой прим авт.) куда за вход платили шейху мечети 2 парички, что составляло 5 коп., а туристы и состоятельные паломники, посещавшие это место платили отдельно по 2 р. и более. Далее шли в мечеть Эль Акса, спускаясь в подземелья со множеством колонн и воспринимая рассказы проводников, что это был храм Введения во храм Пресвятой Богородицы не более как легковерные сказки. Паломники осматривали заложенные мусульманами Золотые ворота, через Сионские ворота шли в мечеть Наби-Дауд, где им показывали гробницу царя Давида, Сионскую горницу сошествия Святого Духа и омовения ног, а также заходили в армянский монастырь, где осматривали темницу и столп бичевания Спасителя, а также полузаброшенные христианские кладбища[28], после чего возвращались на подворья Палестинского Общества[29].
Посещение Вифлеема и Дуба Мамврийского
Путешествие к Вифлеему и к Дубу Мамврийскому считалось наиболее легким по незначительности расстояний. После обеда караван начинал свой путь с русских построек, шел через Яффские ворота, спускаясь в долину Злого Совещания, а затем по выходе на шоссейную дорогу шел в Вифлеем. По дороге паломники посещали монастырь св. прока Илии, где кратковременно отдыхали, затем осматривали колодец трех волхвов и проходя мимо памятника Рахели приходили еще засветло в Вифлеем, где сразу шли в Базилику Рождества Христова и поклонялись Божественному Вертепу и Яслям. Затем паломники ужинали и пили чай в монастырской гостинице обители. Рано утром молились во время Божественной Литургии в Вертепе у Вифлеемской Звезды, приняв благословение у наместника Иерусалимского патриарха – Вифлеемского митрополита, у которого оставляли записки за здравие и упокой и затем после чаепития отправлялись к Дубу Мамврийскому, чтобы попасть засветло в Хеврон.
Путешествие через Вифанию на Иордан и к Мертвому морю
Путешествие в Назарет и Галилею
Караваны находились в Назарете два дня. В первый день паломники отдыхали и присутствовали на греческом богослужении в храме Благовещения, посещали малую гору Свержения, где имелась церковь, построенная Императорским Православным Палестинским Обществом на средства русской благотворительницы М.М Киселевой и посещали также большую гору Свержения, откуда любовались видами на Фавор, Кармил, Наин и Ездрелонскую долину. На другой день все присутствовали на Литургии в праздник Благовещения, которая пелась, в основном, по-славянски. После отдыха и обеда, который устраивался на средства состоятельных паломников, посещали католическую базилику Благовещения и другие местные святыни. Далее караван поднимался на гору Фавор и продолжал свой путь в Тивериаду, а оттуда в Иерусалим через Кану Галилейскую, посещая храм во имя св. влкм. Георгия Победоносца, построенный на средства Императорского Православного Палестинского Общества[32].
Посещение святой горы Синай и монастыря св. влкм. Екатерины
В Раифе паломники имели возможность останавливаться на благоустроенном подворье Синайского монастыря за пожертвование в меру возможностей каждого. В этих местах паломники посещали теплые Моисеевы источники, известных под названием «бань», сад при них со множеством финиковых пальм и пресловутую «Звон-гору». Как разъясняла инструкция ИППО от 1907 года: «Звон-гора», известная среди паломников своими легендарными чудесными рассказами, в действительности ничего достопримечательного не имеет. Путешествие на нее можно считать праздным любопытством, не вознаграждающим труд паломников, у которых является намерение непременно побывать на этой горе»[34].
Из Раифы на Синай паломники путешествовали двое суток на верблюдах, перенося тяготы пути как правило лишь первые четыре часа, когда караван двигался от моря до гор по сыпучим пескам, но далее по мере удаления каравана в величественные и живописные гранитные скалы, часто испещренные неведомыми живописными рисунками, путь становился более разнообразным, интересным и увлекательным. Здесь более часто встречались ручейки свежей воды, лужайки с зеленой травой, и целые группы высоких пальм, в тени которых уставшие паломники могли скоротать свой отдых на привале в знойный полдень. Таким образом, постепенно, не замечая трудностей и любуясь окружающими ландшафтами, ранним утром на третий день путешествия под звон монастырских колоколов караван вступал в монастырь св. влкм. Екатерины, где паломников встречали приветливые монахи монастыря. В прежние времена из-за опасностей нападения мусульман паломники подымались по стенам монастыря в кошнице, ко второй половине 19-го и далее этот обычай отошел в область предания и паломники, как и сегодня, входили в монастырь через центральные монастырские врата. Паломники размещались в номерах, имеющих постельное белье и приличную обстановку с большим русским самоваром в номере, являющимся украшением и неотъемлемой частью интерьера номера. Немного отдохнув и поменяв белье, в сопровождении монаха, несущего послушание при гостинице, они посещали базилику Преображения Господня, основанную императором Юстинианом VI веке. Здесь паломники прикладывались к главе и деснице св. влкм. Екатерины, любуясь красотой убранства базилики, величественностью монолитных колонн, красотой мраморного пола. Из базилики, через невысокую дверь справой стороны, по разостланным коврам, сняв обувь, идут в придел Купины Неопалимой, в котором по субботам совершается Божественная Литургия. Полукруглая небольшая ниша, украшенная серебром, множеством старинных икон и неугасимых лампад, окружают то место, на котором св. пророк Моисей видел несгораемую Купину.
Такой порядок посещения святынь монастыря остался и сегодня.
В дореволюционный период по принятым правилам обители, паломнические караваны пользовались ее гостеприимством в течении 7–9 дней. Если паломники хотели остаться еще в обители, то просили благословение на это у игумена-архиепископа. Причем все это время плата за гостиницу с паломников не взималась. Как и на подворьях в Суэце и Раифе паломники оставляли пожертвование монастырю, в зависимости от своих материальных возможностей.
Во время пребывания в монастыре св. влкм. Екатерины паломники посещали гору Хорив с храмом в честь пророка Илии и пещерой при нем, в которой после бегства от Иезавели он жил некоторое время, а также святую гору Синай, где Господь вручил 10 заповедей пророку Моисею. На вершине Синая находятся православный храм во имя св. Троицы, мусульманская мечеть и расщелина скалы, в которой Моисей временно находился, чтобы видеть задняя Господа Бога, мимо ходящего.
Ночевку совершали в долине Леджа в монастырском саду св. 40 мучеников с благоустроенным приютом, отсюда паломники обозревали окрестности и скалу, из которой Моисей будто бы извел воду для жаждущих евреев и предпринимали трудное восхождение на гору св. Екатерины, чтобы там поклониться месту, где были обретены мощи святой великомученицы Екатерины. После спуска с этой горы и осмотра достопримечательностей в долине Леджа и пустыне Рах, полных библейских воспоминаний – о стоянках евреев под законодательством, о поклонении золотому тельцу, о сокрушении первых скрижалей Моисеем, о воздвижении змея на крест для избавления от укусов змеи, паломники возвращались в монастырь св. Екатерины. Паломнические путешествия осуществлялись в сопровождение опытного монаха этой обители.
Перед обратной дорогой паломники причащались Святых Таин в приделе Неопалимой Купины храма Преображения Господня и принимали от монахов в благословение — вату и освященные колечки от мощей св. Екатерины.
Получив достаточный запас хлеба, воды, сыра и фиников на дорогу, под звон колоколов выезжали из обители и следовали на верблюдах в Эль Тор или Раифу. Далее на пароходах на Суэц, с заходом в сад с 70 источниками и 70 финиковыми пальмами, и уже оттуда отправлялись в Порт-Саид и Яффу.
Все путешествие на Синай, при благоприятных обстоятельствах занимало по времени не менее трех недель, а при задержке с пароходом и непогоде, могло длиться даже и до пяти.
Посещение Матариэ (Египет)
Возвращение паломников на Родину
По возвращению из Константинополя в Одессу, когда пароход вступал в русские воды, капитан парохода забирал у паломников паспорта, заранее ими приготовленные. По прибытию в Одессу, капитан возвращал паспорта и прямо на пароходе осуществлялась проверка в присутствии жандармов, вызывавшего каждого паломника по очереди, точно также как и перед отбытием из Одессы на Святую Землю. Без паспорта выход из корабля воспрещался. Те кто имели просроченные паспорта, не получали их на руки, и сходя с корабля последними в сопровождении жандарма, шли в отделение корабельной конторы для уплаты в таможне штрафа за просрочку паспорта. Если паспорт был просрочен на льготный срок в один месяц, то штрафу не подлежал. Если у паломника не было с собой достаточно денег для уплаты суммы штрафа, то он давал подписку об уплате причитающегося ему штрафа по месту жительства[36].
Получив паспорт на корабле от жандарма паломник проходил через таможню для осмотра вещей, если паломников было немного, то они отправлялись в отделение корабельной конторы, где происходил таможенный досмотр. При прибытии больших партий паломников, их багаж во время проверки паспортов выгружался и раскладывался рядом с кораблем по всем пространству мола, причем, чтобы не допустить посторонних, место нахождения багажа отгораживалось специальными рогатками. После завершения проверки на корабле, паломники сами разыскивали свои вещи, становясь возле них в ожидании таможенного досмотра. При осмотрах паломникам не рекомендовалась ничего прятать или утаивать, т. к. всё скрытое при осмотре все равно отбиралось, и взыскивался еще и штраф. Поэтому паломники сами заявляли досмотрщику, что находилось в их багаже. Иконы, написанные на дереве, если они были без серебряных и золотых украшений (венчиков и риз), пропускали беспошлинно, но только в том случае, если у таможенных досмотрщиков не возникало подозрение, что эти иконы вывозились для последующей продажи в России. В виду этого паломникам рекомендовалась привозить с собой только небольшое количество икон – не более 10. Тоже самое касалось погребальных покрывал, которые паломники везли для себя и родных. Пошлина не взималась лишь в том случае, если количество покрывал не превышало 5. Тот же принцип существовал при провозе большого количества крестиков, четок, различных сортов пахучих масел и других вещей. По окончанию таможенных формальностей паломники направлялись либо на подворье Афонского монастыря, либо по своему усмотрению, нанимая подводы для перевозки своих вещей. При этом паломникам при погрузке вещей на подводу и следованию подвод по городским улицам рекомендовалось внимательно следить за своими вещами во избежание различных недоразумений.
Перед отъездом из Одессы домой, паломники в обязательном порядке должны были лично явиться к Одесскому градоначальнику и обменять свои паломнические заграничные паспорта на те документы, которые были предоставлены при получении загранпаспорта. Те паломники, которые получили в Одессе загранпаспорта по проходным губернаторским билетам, получали свои документы из канцелярии Одесского градоначальника уже по прибытию в свой губернский город, обменивая их на оставленные в канцелярии местного губернатора виды на жительство[37].
Такая картина складывалась до революции. После событий 1917 года, когда связь России и Святой Земли прекращается, прекращается и паломничество на Святую Землю. Россия находилась под властью советского режима, русские постройки подверглись разорению и использованию в других целях турками, англичанами, а затем и израильтянами. В 1964 году Общество понесло колоссальные потери в результате подписания между советским правительством и государством Израиль так называемой «апельсиновой сделки», согласно которой Православное Палестинское Общество лишилось всех подворий, кроме Сергиевского, статус которого до сих пор не решен и ведутся сложные переговоры между Российским правительством и государством Израиль о возвращении этой собственности России. Паломничество по линии Православного Палестинского Общества полностью прекратилось.
Со стороны Московской Патриархии в этот период на Святую Землю прибывали лишь небольшие группы паломников, состоявших, как правило, из представителей духовенства и сотрудников Московской Патриархии. Со стороны РПЦЗ и русских зарубежных евлогианских приходов приезжали немногочисленные паломники из русской эмиграции, для которых епископ Мефодий (Кульман) написал свой путеводитель по Святой Земле. Коренным образом ситуация изменилась с падением Советского государства в 1991 году, когда паломники получили возможность свободно посещать Святую Землю и посредством Русской Православной Церкви и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме стали возрождаться традиции русского православного паломничества. С декабря 1993 года паломничество приобретает массовый характер. С каждым годом интерес к паломничеству только возрастает и традиционный поток русских паломников не могут остановить никакие политические коллизии или локальные вооруженные конфликты.
Постепенно возрождаются традиции деятельности ИППО, в том числе и на Святой Земле. В России, в основном в Москве, проводятся конференции на тему русского духовного и культурного присутствия на Святой Земле, устраиваются фотовыставки, продолжают издаваться выпуски Православного Палестинского сборника. Деятельность Общества пропагандируется как в различных печатных изданиях, так и в СМИ. В 2005 году в Иерусалимском университете была проведена международная конференция «Иерусалим в русской духовной традиции», которая послужила началом доброй традиции возрождения той многогранной деятельности, которую Общество исторически проводило на Святой Земле. Паломники XXI века возвращается к своим корням – глубокой духовной связи России и Святой Земли.
Примечания
[1]. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том 1. Б. П. Мансуров. Отчет о мерах к улучшению быта русских православных поклонников в Палестине. СПб. 1860. стр. 44–70 Издание «Международные отношения». Москва 2000 г. Стр. 235
[2]. Н. Н. Лисовой. «Русское духовное и политической присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX века». Глава 4. стр. 117. М. Издательство «Индрик». Москва. 2006
[3]. В начале 1884 г. в Святую Землю был командирован член Православного Палестинского Общества доктор А. В. Елисеев с краткой инструкцией: «Прожить 2–3 месяца среди поклонников и представить верный отчет о виденном и слышанном». Опубликованная им по возвращении книга «открыла во всей ужасающей наготе безотрадное положение богомольцев». (Отчет ППО за 1885–1886 год. СПб., 1886 с. 4-5). Цитируется по Н. Н. Лисовой. «Русское духовное и политической присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX века». Глава 4. стр. 122. М. Издательство «Индрик». Москва. 2006
[4]. Н. Н. Лисовой. В. Н. Хитрово – основатель ИППО. Издание Паломнического центра Московской Патриархии. М. 2003 г. стр. 17
[5]. Н. Н. Лисовой. В. Н. Хитрово – основатель ИППО. Издание Паломнического центра Московской Патриархии. М. 2003 г. стр. 35
[6]. Стоимость проезда в Иерусалим и на Афон по паломническим книжкам. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 1
[7]. В. Н. Хитрово. Какими путями идут русские паломники в Святую Землю// Сообщения ИППО. 1901 г. Т. XII. Вып.3 стр. 316.
[8]. Копировальная Подворья ИППО в Иерусалиме № 4 от 23 дек.1892 г. по 2 января нояб. 1893 г. Архив Православного научно-просветительского общества «Россия в красках».
[9]. Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 15 сентября 1889 г. № 103. ст.858. с. 2038–2039. Цитируется по Н. Н. Лисовой. «Русское духовное и политической присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX века». Глава 4. стр. 216. М. Издательство «Индрик». Москва. 2006
[10]. Н. Н. Лисовой. «Русское духовное и политической присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX века». Глава 4. стр. 182. М. Издательство «Индрик». Москва. 2006
[11]. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Константинополь - Афон - Яффа - Иерусалим - Вифлеем - Иордан - Хеврон - Назарет - Синай - Матариэ. Издание Императорского Православного Палестинского Общества. С-Пб. 1907
[12]. Стоимость проезда на пароходах из портов Черного моря до Яффы и Афона. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 6
[13]. Документы, необходимые для выправления заграничного паспорта. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока.. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 7
[14]. Там же стр. 10
[15]. О пароходных билетах и багаже. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 12
[16]. Там же. Отбытие их Одессы и проверка заграничных паспортов. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 16
[17]. Там же. Продовольствие на пароходе. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 17
[18]. Там же. Пребывание в Константинополе. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 18
[19]. Женщины на Афон не допускаются.
[20]. Посещение Афонской горы. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 18-21
[21]. На Яффской железной дороге имелись вагоны двух классов, при чем вагоны II класса соответствовали III классу русских железных дорог.
[22]. Пребывание в Яффе. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 22
[23]. Плата взималась франками или турецкими пиастрами. Шли в ход и русские деньги, но по расценкам извозчиков.
[24]. Прибытие в Иерусалим и встреча русских паломников на подворье. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 23
[25]. Там же. Помещение в отдельных комнатах. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 26
[26].Там же. Продовольствие в столовых I и II класса. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 29
[27]. Копировальная книга № 14 подворий ИППО. Письма с № 95–1906 по № 52–1908 г. с 1 июня 1906 г. по 21 марта 1908 г. стр. 216. Архив Православного Общества «Россия в красках» в Иерусалиме
[28]. Уже с 1907 года место для погребения усопших русских паломников стараниями о. начальника Миссии о. Леонида устраивались рядом с церковью св. Марии Магдалины в Гефсимании, где для бедных отводились бесплатные могилы, а для состоятельных, без вынимания костей по прошествии трех лет за плату.
[29]. Поклонение Св. местам Иерусалима и его ближайших окрестностей: горы Елеонской и селения Горняя. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 38
[30]. Вход в мечеть, где покоился прах св. праотцев тогда не допускался.
[31]. Посещение Вифлеема и Дуба Мамврийского. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 38
[32]. Там же. Путешествие в Назарет. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г. стр. 46
[33]. «За последние годы заметно увеличение состава Синайских караванов. Так например 12 января 1908 года, выступило из Иерусалима на Синай 152 паломника, из них 111 женщин». Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока стр. 101
[34]. Посещение Синайской Богошественной горы. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока Издание ИППО. СПб. 1907 г.стр. 47
[35]. Посещение Матариэ (в Египте). Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока Издание ИППО. СПб. 1907 г.стр. 50
[36]. Возвращение в Россию и ревизия заграничных паспортов. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока Издание ИППО. СПб. 1907 г.стр. 54
[37]. Таможенный досмотр в Одессе. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока Издание ИППО. СПб. 1907 г.стр. 55-56
© Фото: ПНПО «Россия в красках»