Императорское Православное Палестинское Общество
вступает в 130-й год своей истории
На этот вопрос можно отвечать долго и пространно, и вероятно, у каждого, знакомого с историей Императорского Православного Палестинского Общества, найдется свой ответ на этот вопрос, но есть несколько ключевых понятий, которые и определили такую стойкость Общества в эпоху социальных катастроф в истории России последнего столетия. Эти понятия укладываются в простую, но тем и гениальную триаду, лежащую в основе любого долгосрочного социального проекта: ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ ИДЕЯ + МУДРАЯ СТРУКТУРА + ГРАМОТНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ, которая может быть расшифрована другими словами: энергия (цель), ум (план) и труд (действие).
Устойчивость любого начинания по этой схеме зависит от качества наполнения ее составных элементов. На каких же принципах наши предшественники сумели построить феномен Императорского Православного Палестинского Общества?
В качестве ВДОХНОВЛЯЮЩЕЙ ИДЕИ были выбраны такие сферы и ценности человеческого бытия, которые неподвластны времени и не зависят от прихотей отдельной личности. Это Бог, наука, служение, просвещение. Времена и люди приходят и уходят, меняются эпохи, нравы, религии, но идеи Божественности и победы добра, познания мира и передачи знаний, служения и помощи другим людям остаются неизменными, лежащими в основе самой сущности жизни. Основатели Палестинского Общества записали в его Устав такие цели, как содействие паломничеству на святые места для любого жителя империи, помощь ученым в научных исследованиях в области востоковедения и истории христианства, обучение неграмотного населения библейского региона, поддержка Восточных патриархатов.
Для осуществления этих благородных целей была продумана МУДРАЯ СТРУКТУРА. Взаимодействие государства, общественности и Церкви служило для обеспечения документами и скидками заграничных путешественников, для строительства инфраструктуры, способной принять тысячи русских паломников на святых местах, и для духовного окормления паломников. Все структурные ветви объединялись августейшим покровительством императорской семьи, председательством великого князя Сергея Александровича, а позднее его супруги великой княгини Елизаветы Федоровны, которые рассылали собственноручно подписанные благодарности за труды на пользу ИППО.
ГРАМОТНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ подразумевала разные формы. Это и множественность источников финансирования от строки в госбюджете до многоуровневой благотворительности. Это и разветвленная структура отделений Общества, открытых к 1917 году в 52 епархиях от Якутска до Варшавы. Это и охват многих тысяч православных людей от губернаторов до крестьян просветительскими палестинскими чтениями, на которых священники читали лекции о святых местах и раздавали бесплатные листки с видами Святой Земли. Для детей православных арабов Палестины, Сирии, Ливана были построены более сотни школ и две учительские семинарии, где ученики были обеспечены учебниками, тетрадями, формой, а главное — смогли приобщиться к великой русской культуре, чтобы потом развить свою. На Святой Земле строились новые православные храмы, украшались имеющиеся, финансово поддерживалась Вселенская Церковь. Тем самым укреплялось русское духовное и гуманитарное присутствие в ближневосточном регионе.
В результате такого масштабного государственно-социального проекта, опирающегося на труд и энтузиазм множества людей, сотни тысяч православных верующих Российской империи по паломнической книжке ИППО смогли прикоснуться к благодати Святой Земли. Стала реальностью несбыточная до этого мечта. Пройти по стопам Иисуса Христа стало возможным, сев на поезд до Одессы, а затем на пароход до Яффы, остановиться в Иерусалиме на русском подворье, в сопровождении опытных кавасов обойти святые места и вернуться домой, где с нетерпением ждут твоих рассказов. Все это вызывало необыкновенное воодушевление и поддержку в обществе.
Но времена меняются… Государство отделило от себя православие, перестала звучать русская речь на святых местах, пустующие подворья повидали разных гостей и новых хозяев, но вдохновляющая первоначальная идея ИППО полностью не умерла, осталась жива наука, и долгое время ученые Российского Палестинского общества занимались востоковедением и внешнеполитическими проблемами Ближнего Востока…
В 1992 году Обществу вернули историческое название, Комитет почетных членов возглавил Святейший Патриарх Алексий II.
Постепенно представители светской науки начали искать точки соприкосновения с Церковью, дипломаты — строить новые связи с государствами Святой Земли, в которых православие во многом уже утратило свои позиции, россияне вновь начали стремиться к святым местам.
Время показало, что бездуховность разрушительна, отказ от исторических традиций, от преемственности вековых ценностей ведет к цивилизационному тупику, а личное обогащение ценой игнорирования принципа «за все воздастся» делает счастливым ровно до тех пор, пока не встретишь кого-то более беспринципного или, наоборот, по-настоящему духовного человека.
Кроме того, жизнеспособность любого общества во многом зависит от качества ее элиты. Поскольку номенклатурные элиты имеют склонность к деградации, любой социум нуждается в воспроизводстве качественной элиты управленцев. Современная Россия, нацеленная на модернизацию, но не преодолевшая коррупцию, нуждается вдвойне. Для подобного воспроизводства нужна подготовка умов с опорой на идеалы, а еще лучше – на реальные успешные примеры. Причем, ходить за ними вглубь истории или за три моря вовсе не нужно. Подобным примером может служить история Императорского Православного Палестинского Общества, которая не вошла в школьные учебники, и поэтому забыта широкими массами. Имена, которые украшают историю Общества, принадлежат лучшим представителям российской элиты, и 129-летняя дата, которую отмечает сегодня ИППО, реальное тому подтверждение. Политики, финансисты, аристократы, хозяйственники, духовные пастыри… Их самоотверженный труд, их идеи и идеалы, которые они вложили в основание своего детища, готовы противостоять любым вызовам времени. Среди них немало людей, чья жизнь или смерть стали образцом святости. Возможность прикоснуться к святости, утолить духовную жажду сейчас многим чрезвычайно необходима.
Время активно заставляет Россию вернуться в центр христианского мира – к Вифлеемским яслям, к Гробу Господню.
Оказывается, что для этого нет лучше инструмента, чем Императорское Православное Палестинское Общество. Именно поэтому так возрос интерес к его деятельности и к его проектам. Люди с удивлением открывают для себя его замечательную историю, а через нее и историю России, ее связей со Святой Землей.
Пусть же 130 год своего существования Императорское Православное Палестинское Общество отметит новыми запоминающимися делами, достойными памяти наших предшественников!
«Духа не угашайте», — взывают к нам слова апостола Павла, начертанные на могиле Василия Николаевича Хитрово — человека, благодаря неугасимой энергии и целеустремленности которого появилось Императорское Православное Палестинское Общество 129 лет назад.