Памятная доска в честь посещения храма Рождества Богородицы
в Старом Симонове почетными членами ИППО
В 1900 году император Николай II решил возобновить традицию празднования Пасхи в Москве. Царская семья прибыла в Вербную субботу 1 апреля и провела среди москвичей три восхитительные недели.
Праздник Праздников все встретили небывалым единением царской семьи и народа. Император удостоил великого князя Сергея Александровича, тогдашнего генерал-губернатора Москвы, и через него всех жителей Москвы высочайшего рескрипта, в котором дал высокую оценку трудам Сергея Александровича на этом посту и пожелал москвичам «среди гробниц венценосных собирателей и строителей Земли Русской» укреплять Российскую державу, прочно стоящую на незыблемой истине Православия. Сергей Александрович был глубоко тронут и писал своему брату Павлу Александровичу, что этот прием помог загладить неприятный осадок после трагедии, спровоцированной на Ходынке в дни коронации, вину за которую со столичного Министерства Императорского Двора, несшего ответственного за организацию торжеств и поддержание порядка в городе, переложили на невиновного московского генерал-губернатора, ответственность которого была ограничена только территорией Кремля.
Царственные супруги присутствовали на мироварении и участвовали во всех пасхальных богослужениях в Кремле, а в Страстную пятницу, как простые смертные, смешались с народной толпой, ждавшей выноса плащаницы с зажженными свечами. Этого никто не ожидал, появление царей в Успенском соборе, по словам Сергея Александровича, вызвало «фурор громадный — общий народный восторг». У Николая II погасла свеча, и он зажег ее от свечки идущего рядом кучера, который долго не мог успокоиться от счастья, а весть об этом обсуждала вся Москва.
Шествие Их Величеств с Красного крыльца в Успенский собор 2 апреля 1900 года.
В этот день температура была 5 градусов, мало солнца.
«народу бездна — красиво — мы в мундирах — дамы надели манто»,— писал великий князь Сергей Александрович своему брату Павлу Александровичу.
Прибытие Их Величеств к зданию Российского Благородного Собрания на завтрак от дворян 11 апреля 1900 года
Царская семья в Чудовом монастыре. Апрель 1900 года
Их Величества у часовни Иверской иконы Божией Матери. Апрель 1900 год.
dedushkin1.livejournal.com
Царская чета в сопровождении великого князя Сергея Александровича и его супруги — родной сестры императрицы — присутствовала на грандиозном приеме в Дворянском собрании, посещала школы, благотворительные учреждения, приняла участие в благотворительном спектакле в пользу Иверской общины, а главное побывала в святые дни в очень многих храмах и монастырях Москвы, куда они ходили каждый день утром и вечером. На память о своем посещении Александра Федоровна решила подарить храмам собственноручную вышивку. Царица Александра очень хорошо вышивала, пелены и платы, вышитые ею, стали настоящим украшением для храмов старой столицы. Вышивать по бархату ей помогали Елизавета Федоровна и еще несколько искусных вышивальщиц, монахинь.
Баронесса София Буксгевден вспоминала, что императрице очень нравилось исследовать каждую церковь и каждый уголок Кремля, великий князь Сергей Александрович, прекрасно знавший историю древнего города и памятники искусства, стал ее экскурсоводом. «В Москве императрица всегда попадала под обаяние Древней Руси». В других странах она была современной, но «в Москве все в ней пробуждало тягу к старине». Сидя в своих покоях в Кремле и вышивая бархатные драпировки для церквей, она чувствовала себя древнерусской царицей.
Приобщению к истории Древней Руси способствовало и посещение старинной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Симоновской слободе, где императорская чета в сопровождении Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны побывала накануне своего отъезда 22 апреля.
История этого храма восходит к 1370 году, когда на этом месте преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, был основан Симонов монастырь с деревянной церковью. В 1380 монахом этого монастыря был преподобный Кирилл Белозерский.
После Куликовской битвы великий князь Дмитрий Донской павших русских сынов предал земле там же, на поле Куликовом, но прах учеников преподобного Сергия Радонежского, иноков-воинов Пересвета и Ослябя привез в Москву и похоронил в Старосимоновской обители «при церкви деревянныя Рождества Пресвятой Богородицы – в палате каменной под колокольнею – и доски (на них) каменныя». Монастырь затем был перенесен на новое место, а вместо деревянной церкви построен каменный храм. Могилы доблестных воинов оказались в пределах трапезной, где был устроен Сергиев придел, а в 1870 году установлено чугунное надгробие над местом упокоения схимонахов Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби. Многие цари и великие князья приезжали поклониться праху героев.
Подробности посещения храма-памятника героям Куликовской битвы последней императорской четой сохранились в записках настоятеля храма о. Иакова Остроумова, изданных в 1912 году.
«Двадцать второе апреля 1900 года,— пишет отец Иаков,— было днем особой радости для причта и прихожан Богородицерождественской, на Старом Симонове, церкви, потому что в этот день ее посетили их Императорские величества Император Николай Александрович, Государыня Императрица Александра Феодоровна и Их Императорские Высочества Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елизавета Феодоровна».
«При входе в храм,— вспоминает настоятель,— когда их Величества и Высочества остановились… Его Императорскому Величеству благоугодно было обратиться ко мне с такими словами: «Батюшка, ничего не нужно, а покажите нам, что у Вас замечательного, где похоронены иноки»».
Гробница с мощами Пересвета и Ослябли. 1912 г.
Гости прежде всего поклонились гробнице с мощами свв. Пересвета и Осляби. Внимание императора было особо обращено на памятные лампады перед мощами Куликовских героев от разных лиц. Император рассказал настоятелю, что традиция Русского флота иметь в своем составе фрегаты, носящие имена Пересвета и Осляби, продолжается, и ныне строятся еще более мощные корабли.
«Осмотревши гробницу,— пишет отец Иаков,— взошли мы в Богородицерождественский храм, где я обратил внимание их Величеств на дубовые связи, которые связывают восточную стену церкви.
При обозрении стенной росписи Великий князь высказал, что она очень хорошо выполнена и спросил, кто писал, я назвал иконописца С. Ф. Коротнева, при этом обращая внимание Государя Императора на нижний ряд стенных картин, сказал, что они передают историю храма.
Когда мы находились около правого клироса, Государь Император обратился ко мне с вопросом: «А что это за памятник, который находится внутри ограды, при въезде в ворота?» Я сказал, что этот памятник поставлен на том месте, где была келия прп. Кирилла и где он удостоился слышать Божественный призыв,— идти на Белоозеро. Государь Император подошел к южным (боковым) дверям, чтобы еще раз видеть этот памятник.
При осматривании придела во имя прп. Кирилла Белозерского Государь Император обратил внимание на хоругвь, сооруженную в память 500-летия по кончине прп. Сергия, и сказал: «Это стяг Дмитрия Иоанновича». Я ответил, что эта хоругвь действительно сделана по образцу того стяга, который был у Великого князя Дмитрия Иоанновича во время Куликовской битвы, и, показывая на другую хоругвь, сказал: «А эта хоругвь сооружена в память Священного Коронования Ваших Императорских Величеств»».
Память о посещении храма Их Величествами и Их Высочествами была увековечена мемориальной доской, подобные доски после приезда императора были установлены в разных местах Москвы.
Можно добавить, что храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове посещал еще один, тогда еще будущий почетный член Императорского Православного Палестинского Общества, первый августейший паломник Святой Земли и строитель Русской Палестины, великий князь Константин Николаевич. Это было 14 июня 1872 года.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. 1979 г.
К сожалению, в советское время храм, связанный с историей Древней Руси, новая власть не пощадила, он был закрыт в 1929 году и стал одним из производственных корпусов соседнего завода «Динамо». Колокольню снесли в 1932 году, чугунную гробницу героических иноков сдали на металлолом.
Вопрос о восстановлении памятника впервые был поднят в 1966 году художником Павлом Кориным. В 1977 году вышло постановление правительства, а в 1980 году начата реставрация, в ходе которой было раскрыто до 80% настенной росписи, которая понравилась великому князю Сергею Александровичу. Немало способствовали возрождению храма и решению вопроса о его возвращении Церкви единомышленники из творческих кругов, в их числе впоследствии связавшие свою судьбу с Палестинским Обществом писатели Валентин Распутин и Владимир Крупин.
22 июля 1989 года храм был возвращен Церкви.
В год 400-летия воцарения Романовых по инициативе настоятеля храма протоиерея Владимира Cиловьева, действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества, на стене храма была восстановлена мемориальная доска в память посещения храма августейшими гостями в пасхальные дни 1900 года.
21 февраля 2013 года, в престольный праздник и в день Куликовской битвы, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове Божественную литургию возглавил митрополит Волоколамский Иларион, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества.
Владыке Илариону сослужили настоятель храма, главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, благочинный Даниловского округа протоиерей Олег Воробьев, клирики храма.
В этот день в храм был доставлен из Рязанского государственного историческо-художественного музея-заповедника посох святого Александра Пересвета.
После литургии протоиерей Владимир Силовьев обратился с приветствием к Владыке Илариону, в котором в частности отметил:
Сегодня мы просим Ваше Высокопреосвященство освятить знак в память о посещении Царской семьей нашего древнего храма и в память 400-летия Дома Романовых, к которому они принадлежали. Этот знак восстановлен на том же месте, где он находился в начале XX века, тщанием и трудами Императорского Православного Палестинского Общества, основателем которого и был посетивший наш храм в начале XX века великий князь Сергей Александрович».
В ответном слове митрополит Иларион поздравил настоятеля храма и всех молящихся с престольным праздником и передал благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка призвал помнить героев Куликовской битвы и постоянно молиться о мире в России и во всем мире.
Далее все направились к наружной стене храма, где укреплена восстановленная памятная доска с изображением знака Императорского Православного Палестинского Общества и надписью, исполненной в старой орфографии:
«1900 года, апреля 22 дня, сей храм удостоили своим посещением ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ И ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА И ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА».
Чин освящения памятной доски совершил митрополит Иларион.
Фото с мероприятия: служба коммуникации ОВЦС
Освещение в СМИ:
- Телесюжеты: Вести-Москва и Москва-24
- На сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата