Деятельность Императорского Православного Палестинского общества
на страницах «Епархиальных ведомостей» в конце XIX – начале XX в.
В статье рассматривается информационное обеспечение «Епархиальными ведомостями» деятельности местных отделов Императорского Православного Палестинского общества. Особое внимание уделено роли церковной печати в широком расширении масштабов православного паломничества в Палестину.
Ключевые слова: общественные организации, Палестинское общество, провинциальная печать, провинциальное духовенство, паломничество
В 1882 г. был утвержден устав Православного Палестинского общества – общественной организации, которая ставила своими целями поддержку православия на Ближнем Востоке, помощь россиянам в их паломнических поездках в Святую Землю и научные исследования в такой специальной области знаний как палестиноведение. В 1889 г. организация была принята под высочайшее покровительство и поэтому получила название Императорского Православного Палестинского общества (ИППО).
С середины 1890-х гг. помимо его центральной структуры в Петербурге, стали возникать местные епархиальные отделы, благодаря которым существенно расширился круг членов ИППО, активизировалась его пропаганда среди широких слоев населения и, как следствие этого, заметно возросли суммы проводимых им благотворительных сборов.Собранные в результате их денежные средства использовались для организации паломничества в Палестину, с целью строительства и содержания образовательных учреждений для местных православных арабов и т.п.
Деятельность местных отделов Палестинского общества могла быть эффективной только при условии ее широкой информационной поддержки, главным каналом которой сотню лет назад являлась пресса. Местные общественные издания и даже такие светские официозы как «Губернские ведомости» не могли должным образом исполнять эту функцию, т.к. они ставили перед собой иные задачи. В связи с этим информационное сопровождение деятельности отделов Палестинского общества взяли на себя «Епархиальные ведомости» - местные духовные официозы, которые публиковали разнообразную официальную и неофициальную информацию, связанную с деятельностью местных структур Русской Православной церкви.
Для того чтобы рассмотреть роль «Епархиальных ведомостей» в деятельности местных организаций ИППО были привлечены в качестве источников повременные издания, выходившие в самых различных регионах страны – в Астрахани, Владимире, Воронеже, Вятке, Костроме, Новгороде, Орле, Житомире и Рязани. Как нам представляется, такая выборка выглядит достаточно репрезентативной, т.к. в ней представлен Центральный промышленный район (Владимирская, Костромская и Рязанская епархии), Центральное Черноземье (Воронежская и Орловская), Поволжье (Астраханская), Северо-Запад (Новгородская), Север (Вятская) и Украина (Подольская).
Этот сегмент местной прессы широко освещал деятельность епархиальных отделов ИППО. Открытие их предварялось, как правило, активной информационной подготовкой. В ходе ее в «Епархиальных ведомостях» публиковали устав Палестинского общества, другие нормативные документы, связанные с его деятельностью. Не раз на страницах этих газет появлялись призывы от имени редакции или же епархиального архиерея вступать в общество. При этом перечислялись различные категории членов общества (почетные, действительные, сотрудники), указывались размеры их членских взносов. Объявления с такими призывами публиковались в процессе формирования местных отделов неоднократно. [1,1896, № 12,ч.оф.].
В различных «Ведомостях» регулярно печатались списки членов местных отделов ИППО, однако, их ценность как источника неодинакова. В одних епархиях ограничивались только перечислением имен, отчеств и фамилий, с указанием лишь священнического сана. В вятских, орловских и некоторых других «Ведомостях» списки членов дают более разнообразную информацию о сословной и профессиональной принадлежности «палестинцев». Из них можно узнать о том, сколько в местных организациях было духовных лиц (как белых, так и монашествующих), купцов, мещан, крестьян, чиновников. Относительно последних указывались их гражданские чины по «Табели о рангах». [4, 1894, № 4,ч.оф.; 1894, № 12,ч.оф.].
Большинство членов вступили в общество не по настоятельным просьбам начальства, а по собственному желанию. Об этом свидетельствуют заявления о приеме в ИППО, тексты которых публиковались в «Епархиальных ведомостях». В одном из них биржевой маклер из Ельца (Орловская губерния) писал епархиальному владыке: «Отдел Палестинского общества в Орле с точки зрения наших национальных интересов на Востоке является очень желательным делом и да поможет Господь Бог! Прилагаю 10 рублей на текущий год, прошу записать меня членом-сотрудником. Вашего преосвященства покорный сын и слуга И.Иванюшенков».[9, 1899, № 23,ч.неоф.].
Епархиальные газеты тесно сотрудничали с местными отделами Палестинского общества, бесплатно помещали их объявления о предстоявших собраниях, о новой литературе по соответствующей тематике. Будучи авторитетными местными организациями, отделы со временем сумели наладить сотрудничество и с общественными повременными изданиями. В Орле объявления Палестинского общества и корреспонденции о проводимых им палестинских чтениях охотно печатал «Орловский вестник», в Костроме – «Поволжский вестник». [1, 1897, № 7-8,ч.неоф.; 9, 1901, № 20,ч.неоф.; 13, 1907, № 494; 1908, № 574, 581, 587].
В церковных повременных изданиях публиковались ежегодные отчеты епархиальных отделов ИППО. Обычно они занимали не менее десятка страниц и помещались в зависимости от усмотрения редакции в официальной или неофициальной части «Ведомостей». В некоторых епархиях они печатались в виде приложения к этим газетам, имея свою собственную пагинацию и выходные данные, т.е. представляли небольшую самостоятельные брошюры, которые распространялись среди членов отдела и в информационных целях рассылалась в другие епархии и Петербург. В этих отчетах можно найти сведения о числе членов в отделах, о проведении палестинских чтений, о результатах благотворительных сборов и т.п.
Отчетная документация и другие публикации Палестинского общества в местной прессе позволяют проследить динамику его деятельности. Наиболее солидные по объему и разнообразные по тематике отчеты приходились на вторую половину 1890-х гг. и начало 1900-х гг. В дальнейшем крайне негативную роль в деятельности ИППО сыграли события первой российской революции 1905-1907 гг. Судя по отчетам, начиная с 1905 г. деятельность отделов постепенно стала сворачиваться: антирелигиозные настроения в обществе набирали силу, население охотнее посещало не палестинские чтения, а революционные митинги, резко упали сборы средств в пользу организации. В отчетных документах местные отделы вынуждены были признавать, что их деятельность «стала клониться к упадку». Впрочем, это и так было видно невооруженным глазом из фактических данных, приводившихся в отчетах. Одновременно в них отмечалось, что в революционные и послереволюционные годы существенно упала исполнительская дисциплина духовенства, у которого в период революции стало гораздо больше проблем. Местные священники стали реже проводить палестинские чтения, а отчеты о них присылали в епархиальный центр еще реже. Так, в Орловской губернии в 1907 г. они пришли только из двух уездов (из двенадцати). [9, 1906, № 25,ч.неоф.; 1907, № 29,ч.неоф.]. Постепенно годовые отчеты становились все более краткими и схематичными. В «Рязанских епархиальных ведомостях» с 1909 г. они вообще перестали печататься. Это свидетельствовало о том, что отдел Палестинского общества прекратил свою работу. Причем в этом отношении Рязанская губерния не составляла исключение. Немного позже, судя по публикациям в прессе, перестал подавать признаки жизни Воронежский отдел ИППО.
Революционные события начала ХХ в. в стране были главной, но не единственной причиной постепенного затухания работы целого ряда отделов и всего Палестинского общества в целом. Резервы расширения его рядов и, соответственно, деятельности были очень узкими из-за чрезмерно высоких взносов. Достаточно сказать, что взнос действительного члена составлял 25 рублей, а сотрудника – 10 р. Такие суммы были весьма «отяготительными» как для рядовых священников, так и для представителей большинства других сословий и профессий. Вопрос о расширении доступности ИППО для широких масс населения ставился на страницах «Епархиальных ведомостей», но до конкретных действий (т.е. изменения устава организации) дело так и не дошло. [4, 1906, № 5-6,ч.оф.].
Однако нельзя утверждать, что всероссийская организация переживала повсеместный упадок. Некоторые епархиальные отделы не снижали своей активности в период первой российской революции и в последующие годы. Если судить по отчетам костромского отдела, то может создаться стойкое впечатление о том, что в этот период он даже активизировал свою деятельности, в том числе проведение палестинских чтений. [7, 1907, № 18, ч.оф.]. Также весьма активно работал в годы, предшествовавшие Первой мировой войне,владимирский отдел организации.
Наиболее известной для широкой публики стороной деятельности ИППО было проведение палестинских чтений. Их посещали в каждой епархии тысячи местных жителей, сведения о чтениях, как правило, занимали значительную часть ежегодных отчетов. Как правило в первые годы работы отделов, «Епархиальные ведомости» публиковали разработанные руководителями общества правила проведения «чтений о Святой Земле». Также от имени отделов печатались методические рекомендации относительно этих массовых мероприятий. Они включали в себя примерные программы чтений, а также рекомендации по их срокам. В частности, оптимальным считалось открытие этих бесед в начале октября, а окончание – на шестой неделе Великого поста. [7, 1902, № 1,ч.оф.; 8, 1898, № 23, ч.оф.]. Как видно, чтения были в значительной степени рассчитаны на то, чтобы с помощью рассказов о Святой Земле и о деятельности Палестинского общества подготовить прихожан к всероссийскому Вербному сбору и чтобы в ходе его лепта благотворителей была как можно более весомой.
Местная церковная пресса информировала читателей о ходе Палестинских чтений либо в виде отдельных статей, либо небольших заметок в рубрике «Епархиальные известия». Так, в «Новгородских епархиальных ведомостях» регулярно появлялись сообщения о чтениях, происходивших в Софийском кафедральном соборе, а «Костромские епархиальные ведомости» печатали сообщения о чтениях, происходивших в местной читальне им. А.Н.Островского. [8, 1897, № 24,ч.неоф.; 1898, № 10,ч.неоф.;7, 1899, № 9,ч.неоф.].
Некоторые чтения сопровождались показом «туманных картин» с помощью «волшебного фонаря», т.е. слайдов (тогда они были не пленочными, а стеклянными) через диапроектор. Сопровождение устного рассказа видеорядом значительно повышало эффективность чтений. В связи с этим в среде духовенства возникла дискуссия о том, подобает ли использовать в церквях волшебный фонарь как «неканоническое» техническое средство, появившееся в процессе научно-технического прогресса. Показательна в этом отношении статья «Дозволительно ли употребление волшебного фонаря при чтениях в храме», она появилась в «Орловских епархиальных ведомостях». Ее автором был некто Н.Абрамов, предположительно – приходской священник. Он считал, что в принципе ничего плохого в этих приборах нет, но их использование может вызвать нежелательные кривотолки среди невежественных прихожан, а также ожесточенную критику старообрядцев, которые использовали любой предлог для того, чтобы ввести в соблазн паству Русской православной церкви. Поэтому, по мнению Н.Абрамова, пока использовать диапроекторы в храмах нежелательно, но в то же время надо разъяснять их пользу и применять во время религиозных чтений, скажем, в школах или других аудиториях. Такой же позиции придерживалось и руководство отделов ИППО. [9, 1903, № 31,ч.неоф.].
Епархиальные официозы не могли пройти мимо такого актуального вопроса как эффективность палестинских чтений. По отзывам большинства городских и сельских священников, они в целом благотворно воздействовали на моральный облик слушателей и психологический климат в их семьях. В публикациях «Епархиальных ведомостей» приводились отзывы простого народа о чтениях. Вот как один из слушателей из Орловской губернии оценивал их результаты: «Ваши чтения избавили нас от скуки, ссор, а то и драки дома. Ведь делать то нечего, потому праздник – ну и начнешь лаяться с женой или там с соседом». [9, 1903, № 16,ч.неоф.].
Известную роль местная периодика играла в организации главного благотворительного сбора, который осуществляло Палестинское общество, и который носил всероссийский характер. Он проводился в неделю Ваий (Вербную), в частности в праздник Входа Господня в Иерусалим. За один-два месяца перед ним в «Епархиальных ведомостях» публиковались призывы к духовенству и мирянам пожертвовать свои средства для укрепления позиций православия на Ближнем Востоке и на помощь российским паломникам, отправлявшимся в Святую Землю. Нередко такие призывы к населению имели название или эпиграф «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь», т.е. слова служившие девизом Палестинского общества и взятые из книги пророка Исайи. [3, 1899, № 6, ч.неоф.; 1, 1896, № 4, ч.оф.].
Также ежегодно в епархиальных официозах печатались девять стандартных правил Вербного сбора. Они были выработаны руководством Палестинского общества, и в них был четко прописан наработанный годами алгоритм сбора в приходских храмах, оформления отчетных документов и пересылки собранных средств в епархиальный центр, откуда они направлялись в совет ИППО в Петербурге. Также на страницах «Епархиальных ведомостей» печатались формы актов по сдаче денег, собранных в неделю Ваий. [3, 1899, № 3, ч.оф.; 4, 1897, № 2, ч.оф.].
Материалы, публиковавшиеся в местной прессе, дают представление о том, почему результаты сборов для нужд Палестинского общества порой были не столько впечатляющими, как можно было ожидать. Дело в том, что в церквях и монастырях страны ежегодно проводились благотворительные сборы на самые различные нужды, и такое мероприятие в неделю Ваий былолишь одним из многих. О том, на какие цели собирали средства через Русскую Православную церковь, дает представление ведомость, поступившая в 1905 г. от протоиерея села Тейково Шуйского уезда Владимирской губернии. В ней значатся ежегодные сборы на распространение христианства среди язычников, на содержание беднейший церквей империи, на восстановление христианства на Кавказе, на нужды церкви в Туркестане, на попечение о слепых, на исправление падших женщин, на бедных духовного звания, на венчики и молитвы, возлагаемые на усопших, на войну с Японией и др. Не менее обширным был список аналогичных сборов, проводившихся в Новгородской губернии в начале 1914 г.:в пользу голодающих, на построение разных памятных храмов в стране, для миссионерского общества, в пользу заключенных в тюрьмах, попечительства о слепых, на строительство церквей для переселенцев в Сибири, на Красный Крест, на братство св. Софии в Новгороде, на нужды церковно-приходских школ и т.д. [2, 1905, № 22, ч.неоф.; 8, 1914, № 1-2, ч.оф.]. Всего в последнем списке указаны 16 сборов за год, но можно с уверенностью предположить, что в реальности их было еще больше. Причем с августа 1914 г. к ним прибавились регулярные кампании пожертвований на нужды фронта и тыла Первой мировой войны.
Кроме Вербного сбора, носившего единовременный и общероссийский характер, отделы Палестинского общества собирали пожертвования среди мирян постоянно. Активистам этой организации выдавались подписные листы и специальные квитанционные книжки, проводились сборы также во время палестинских чтений, в ходе которых прихожане клали на сборное блюдо свои копейки и гривенники, складывавшиеся в масштабах епархии в десятки и сотни рублей. Объявления о принятии пожертвований, как деньгами, так и вещами, публиковались в «Епархиальных ведомостях», читателям сообщали, что прием их ведут казначеи епархиальных отделов и другие, специально выделенные уполномоченные общества. [4, 1894, № 14, ч.неоф.].
Еще одним инструментом сбора денег было помещение стационарных сборных кружек Палестинского общества в людных местах. С первых же месяцев работы отделов они устанавливались на церковных папертях и в различных учреждениях. В епархиальных официозах одновременно публиковались правила кружечного сбора в пользу ИППО, а в помещаемых здесь же годовых отчетах епархиальных отделов приводились списки имевшихся у них «палестинских» кружек и те суммы, которые были извлечены из них. [7, 1902, № 3, ч.оф.; 10, с. 50-51]. Для наблюдения за кружками назначались уполномоченные из числа членов ИППО, в соответствии с публиковавшимися в местной печати объявлениями эти люди регулярно производили «высыпку» (т.е. изъятие) денег из кружек и отправляли их казначеям епархиальных отделов. [8, 1903, № 3, ч.неоф.].
Наиболее активные сборщики средств, а также организаторы палестинских чтений удостаивались поощрений от начальства. Весомость поощрения зависела от вклада в деятельность общества. «Епархиальные ведомости» сообщали фамилии тех, кому епархиальный владыка преподал свое особое благословение за труды на пользу ИППО и выразил им благодарность. Наиболее отличившихся награждали званиями пожизненного сотрудника Палестинского общества с выдачей соответствующих нагрудных знаков. Так, в Новгородской епархии в 1903 г. такой чести были удостоены с согласия великого князя Сергея Александровича протоиереи В.С.Волотовский и К.Е.Преображенский, а также священник И.И.Семеновский. [8, 1903, № 3, ч.оф.; № 8, ч.оф.].
Те, кто по много лет плодотворно работал в Палестинском обществе, не рассчитывая на какое-либо материальное вознаграждение, могли быть удостоены еще более престижных наград. Так, в 1905 г. владимирец В.Г.Добронравов был удостоен орденом св. Анны 2 степени. Можно быть уверенным, что при этом были учтены не только его труды в качестве епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, но и многолетняя работа в ИППО в качестве делопроизводителя Владимирского отдела. [16, с.54]. Одновременно был отмечен орденом св. Анны 3 степени его земляк Н.В.Малицкий, который не только редактировал с 1903 по 1919 г. «Владимирские епархиальные ведомости», но и являлся активным функционером Владимирского отдела ИППО, а затем – его делопроизводителем. [2, 1905, № 10, ч.оф.]. Сведения о таких наградах, жаловавшихся личным указом императора, публиковались на первых страницах официальной части «Епархиальных ведомостей» и высоко поднимали престиж кавалеров ордена.
Религиозностью широких слоев населения и их же легковерием иногда пользовались различные проходимцы, которые тоже организовывали «сборы на святые места». Деятельность этих мошенников не оставалась незамеченной православной общественностью, и соответствующая предупредительная информация появлялась на страницах «Епархиальных ведомостей». В частности в церковных официозах в последние два десятилетия XIX в. неоднократно публиковались объявления от Иерусалимского патриаршего подворья в Москве, которое официально заявляло, что по России бродит немало сборщиков-самозванцев, выдающих себя за посланцев Иерусалимского патриарха. Духовенство патриаршего подворья предупреждало, что пожертвования в пользу православных святынь в Палестине принимают только в Москве возле Арбатских ворот, где находилось подворье. [7, 1887, № 8, ч.неоф.;4, 1895, № 14, ч.оф.].
В «Вятских епархиальных ведомостях» местный священник о. Всеволод Зеленин более подробно сообщал об аналогичных самозванцах, собиравших якобы «на Иерусалим и на Афон». Они ходили по селам и деревням в монашеской одежде или даже в рясе иерея с наперсным крестом, представляясь священниками, приехавшими из Палестины. При этом они первым делом заходили в дом священника и представлялись ему. Местный батюшка не являлся представителем полицейской власти и стеснялся спрашивать документы у самозванцев, выглядевших «как настоящие», хотя на любой сбор необходимо было иметь специальное разрешение от начальства. Затем авантюристы делали обход крестьянских изб. Местные жители знали о визите сборщиков к приходскому священнику и проявляли к ним полное доверие. При этом самозванцы для того, чтобы расположить к себе потенциальных благотворителей, читали письма, якобы полученные ими с Афона. Крестьяне, выслушав все это, проявляли большую щедрость, зажиточные жертвовали даже по 25 р., при этом лжесборщики брали не только деньги, они не брезговали также хлебом, холстом. Автор статьи советовал местному духовенству быть бдительным и предупреждать крестьян о таких самозванцах. [4, 1903, № 7, ч.неоф.].
В начале ХХ в. в России появились также сборщики на Святую землю - выходцы из Сирии. Они рассказывали трогательные истории о православных христианах, томящихся под гнетом турок, и, разжалобив крестьян, порой получали довольно щедрые пожертвования. Предоставивший эту информацию в «Епархиальные ведомости» начальник православной миссии в Урмии игумен Пимен свидетельствовал, что на собранные деньги мошенники улучшали свои хозяйства, покупали землю и жили безбедно. Причем в числе таких самозванцев встречались как православные, так и несториане, армяне и даже мусульмане. [9, 1909, № 34, ч.оф.].
Среди приоритетных тем провинциальных официозов особенно важным всегда было освещение августейших поездок по провинции. Председатель Палестинского общества великий князь Сергей Александрович, а также его супруга и преемница на этом посту великая княгиня Елизавета Федоровна довольно часто посещали те или иные губернские города. В первую очередь это касалось регионов центральной России, т.к. великий князь являлся командующим Московским военным округом и регулярно проводил смотры подчиненных ему войск. Попутно Сергей Александрович во время поездок решал вопросы, связанные с деятельностью ИППО.
В Костроме он побывал вместе с Елизаветой Федоровной в мае 1898 г. Как раз в это время в Костромской епархии был создан отдел ИППО и в Ипатьевском монастыре Сергею Александровичу был представлен его председатель – епископ Кинешемский Вениамин, с которым состоялась беседа о предстоящей деятельности отдела. [7, 1898, № 11, ч.неоф.]. В 1899 г. председатель ИППО навестил Орел, где инспектировал войска. В неофициальном отделе местных «Епархиальных ведомостей» было уделено немало места этому визиту. В частности, здесь отмечалось, что в своей речи, произнесенной в кафедральном соборе, августейший гость благодарил епархиального владыку за его вклад в недавнее открытие орловского отдела Палестинского общества. В свою очередь, епископ Никанор вручил великому князю только что изданную брошюру, в которой говорилось о создании отдела. [9, 1899, № 20, ч.неоф.].
Как известно «Епархиальные ведомости» повсеместно делились на две части – официальную и неофициальную. Более интересной представляется неофициальная часть, в которой публиковались образцовые проповеди, полемические заметки, паломнические мемуары, хроника событий в епархии, библиографические обзоры. Что касается официальной части, то в ней содержались императорские указы по вопросам церковной жизни, распоряжения Святейшего Синода и епархиального начальства. Именно в официальной части ежегодно печатались рескрипты Сергея Александровича епархиальных отделам ИППО о подготовке и проведении Вербного сбора в пользу Палестинского общества. Обычно в начале их содержалась благодарность великого князя местным «палестинцам» за их работу в предыдущем году и просьба содействовать очередному сбору, проводившемуся на Вербной неделе. [4, 1896, № 2, ч.оф.; 3, 1899, № 3, ч.оф.].
«Епархиальные ведомости» и местные отделы Палестинского общества с глубокой скорбью откликнулись на трагическую гибель Сергея Александровича в феврале 1904 г. от руки террориста-эсера. Панихиды по убитому служили в кафедральных соборах, как правило, епархиальные владыки, эти заупокойные службы местная пресса широко освещала. [4, 1905, № 5, ч.неоф.;15, 1905, № 4, ч.неоф.;2, 1905, № 4, ч.неоф.]. На общих собраниях отделов члены ИППО чтили память своего погибшего председателя вставанием и пением «вечной памяти». [2, 1905, № 9, ч.неоф.].
Как это ни странно звучит, но одним из самых распространенных жанров «Епархиальных ведомостей» являлся …некролог. На страницах провинциальных церковных газет регулярно печатались биографии почивших представителей духовного сословия. Причем это касалось не только иерархов, но и простых священников, которые десятилетиями служили в одном и том же приходе и заслужили любовь и уважение благодарной паствы. Также в «Ведомостях» появлялись сообщения о смерти видных деятелей Палестинского общества. Так, в самом начале 1901 г. в «Костромских епархиальных ведомостях» было опубликовано сообщение о печальном событии – кончине Н.Н.Селифонтова, заместителя председателя ИППО, председателя Костромской ученой архивной комиссии, видного российского историка. Газета, сообщая о его заслугах, информировала о том, что панихиду по нему в присутствии губернатора совершал епархиальный владыка, а тело маститого общественного деятеля и историка будет предано земле в его имении – селе Семеновском рядом с городом Нерехтой. [7, 1901, № 2, ч.неоф.]. Также большинство «Епархиальных ведомостей» откликнулись в 1903 г. на смерть В.Н.Хитрово – одного из основателей Палестинского общества и его бессменного секретаря, а затем на кончину в 1906 г. его преемника на этом посту А.П.Беляева. [2, 1903, № 10, ч.оф.; 1906, № 45, ч.неоф.].
Большой потерей для Палестинского общества, для всех русских паломников стала смерть архимандрита Антонина (Капустина), который с 1865 г. до самой своей смерти возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме, способствовал постройке в Палестине храмов, странноприимных домов для православных богомольцев. Также он выступил как известный ученый-библеист, провел археологические раскопки в Палестине, давшие очень интересные результаты. Эти и другие заслуги стали темой для его некрологов, напечатанных в «Епархиальных ведомостях» после его смерти в 1894 г. Также церковная пресса познакомила читателей с биографией преемника Антонина на посту начальника иерусалимской духовной миссии – архимандрита Рафаила. Эти данные были воспроизведены местной прессой из «Сообщений ИППО». [15, 1894, № 7. ч.оф.; 1894, № 21, ч.неоф.].
«Епархиальные ведомости» отдавали должное и местным деятелям, внесшим значительный вклад в «палестинское дело». Когда скончался казначей владимирского отдела ИППО Г.А.Пышкин, то епархиальный орган поместил о нем некролог, а также сообщил, что панихиду по нему служили не только многочисленные священники Владимира, но и владыка Александр – викарный епископ Юрьевский. [2, 1908, № 17, ч.неоф.].
Выше уже говорилось, что одной из приоритетных целей Палестинского общества была помощь православным паломникам из России, отправляющимся на поклонение святым местам. В этой связи обратимся к тем публикациям «Епархиальных ведомостей», которые были адресованы православным поклонникам.
В конце каждого их номера имелся более или менее обширный раздел рекламы, в котором печатались в числе других объявления о выходе различных книг. Судя по ним, издания, предназначенные для отправлявшихся на поклонение христианским святыням, начали выходить еще в конце XIX в. Одной из них стала книга известного английского писателя и пресвитерианского пастора Джона Каннингама Гейки. [5]. Она была издана в России не в переводе, а в пересказе на русский язык под редакцией Ф.С. Комаровского. [15, 1896, № 1, ч.неоф.]. В «Епархиальных ведомостях» рекламировалась также книга известного русского путешественника А.В.Елисеева «С русскими паломниками на Святой земле». [15, 1899, № 5, ч.неоф.]. Она представляла собой изложенный подробно фрагмент его многотомных путевых записок, не раз издававшихся в России. [6].
Со временем, такого рода литература постепенно стала приобретать более привычный для современника вид путеводителей. В 1908-1910 г. «Епархиальные ведомости» в разных регионах дружно опубликовали сообщения о выходе одной из таких книг.[9, 1910, № 6, ч. неоф.]. Она была довольно значительной по объему и стоила 50 копеек, т.е. предназначалась для людей со средним достатком. В ней, кроме практической информация о заграничном паспорте, поездке на пароходе, питании и т.п., говорилось о религиозных достопримечательностях Палестины, Синая, Афона, Рим и Барграда (город Бари в Италии, где покоятся мощи св. чудотворца Николая). [14].
Другой важный комплекс публикаций «Епархиальных ведомостей», который способствовал активизации паломничества, был представлен источниками личного происхождения, т.е. мемуарами и дневниками людей, которые побывали в святых местах. Одной из самых первых публикаций такого рода стали воспоминания священника Н.С.Карашевича в епархиальном официозе Подольской губернии. [11, 1874, № 20, ч.оф.]. Среди авторов таких мемуаров были люди весьма известные и занимавшие впоследствии высокие посты в Русской Православной церкви, в том числе вятский священник А.И.Трапицын, который в советский период стал архиепископом Самарским, погиб во время массовых репрессий и причислен к лику святых как новомученик. [4, 1895, № 4, ч.неоф.]. К сожалению, публикация его воспоминаний так и осталась незавершенной.
Появившиеся в 1909-1912 гг. в «Костромских епархиальных ведомостях» палестинские и афонские заметки костромского священника А.П.Касторского имели, в отличие от многих других, форму не мемуаров, а дневника, четко структурированного на ежедневные записи. [7, 1898, № 9, ч.неоф.]. В ближайшее время текст этого источника личного происхождения будет вывешен на сайте Императорского Православного Палестинского общества. [17]. Небольшой очерк И. Студитского «У святынь Иерусалима. Рассказ паломницы» носит отчасти мистический оттенок и напоминает по своему жанру распространенные до революции,так называемые святочные рассказы. [7,1898,. № 9, ч.неоф.].
Вышеупомянутые мемуары и дневники были написаны и опубликованы в «Епархиальных ведомостях» по личной инициативе авторов - местных жителей или же по заказу редакций. Но нередко в неофициальных частях «Епархиальных ведомостей» перепечатывались воспоминания, помещенные до этого в других повременных изданиях. Так «Новгородские епархиальные ведомости» воспроизвели паломнические «заметки» протоиерея К.Фоменко, перед этим появившиеся на страницах «Сообщений ИППО». [8, 1898, № 3, ч.неоф.] Практически одновременно во Владимире был опубликован рассказ о путешествии паломнического каравана из Иерусалима в Назарет и том, как он попал по дороге в сильную бурю, в результате чего погибли 25 русских паломников [2, 1898, № 6, ч.неоф.]. Остается только недоумевать – зачем нужно было предавать широкой огласке этот трагический инцидент, имевший случайный характер. Публикация таких «страшилок» могла только отпугнуть потенциальных паломников.
Публикация статьи «Христианский смысл паломничества» с подзаголовком «Для назидательного чтения» имела важное значение в смысле целеполагания православных поклонников. В ней содержались мотивированные ответы на вопрос о том «зачем нужно ехать в Палестину?» [8, 1900, № 14-15, ч.неоф.].
Знакомство с мемуарами, путеводителями по Палестине в конечном итоге способствовало тому, что сотни и тысяч людей принимали осознанные решения о поездке в Святую землю, на Афон и начинали готовиться к паломничеству. В связи с этим перед ними вставал целый ряд организационных проблем. Разрешить их помогала информация тех же «Епархиальных ведомостей», которая доводилась духовенством до мирян, решивших предпринять дальнее путешествие.
Для них очень важно было правильно и вовремя оформить документы, без которых они не могли пересечь государственную границу. В то время такого рода процедура была не очень сложной и от отправлявшихся в паломничество на таможне требовались всего два документы: проходной билет из канцелярии губернатора и свидетельство из полиции о неимении со стороны власти препятствий для выезда за границу. Объявления о необходимости обзавестись этими документами печатались во всех епархиальных официозах, причем неоднократно. [15, 1909, № 23, ч.оф.]. В них говорилось, что уже неоднократно случалось так, что паломники приезжали в Одессу для того, чтобы сесть на пароход, отправлявшийся на Ближний Восток, но таможенные власти, несмотря на слезы и просьбы, не выпускали их из страны т.к. у них не было необходимого набора документов. Также паломников предупреждали, что в Одессе со всех выезжающих за рубеж взимаются санитарный и карантинный сборы. Для удобства паломников в «Епархиальных ведомостях» публиковались также образцы бланковой документации, необходимой для поездки. [2, 1895, № 6, ч.оф.].
Важной заслугой Палестинского общества было то, что оно, благодаря договорам, заключенным с железнодорожными и пароходными компаниями, сумело значительно удешевить паломнические поездки и сделать их доступными даже для крестьян. Для того чтобы сэкономить значительные средства, необходимо было обзавестись паломнической книжкой ИППО. Такие документы продавались в тех епархиях, в которых действовали отделы этой организации. Местная православная периодика регулярно сообщала духовенству и мирянам о том, где, у кого и за какую сумму можно приобрести паломнические книжки. Так, в Новгороде это можно было сделать у казначея епархиального отдела ИППО купца Пирожникова. В Орле паломнические книжки продавал специальный уполномоченный местного отдела Палестинского общества протоиерей М.Смирнов. [8, 1898, № 4, ч.неоф.; 9, 1902, № 1-2, ч.неоф]. Имевший на руках паломническую книжку Палестинского общества получал в Одессе заграничный паспорт всего за 50 к. вместо 10 р. [15, 1898, № 4, ч.неоф.].
Удешевление поездок благодаря Палестинскому обществу и доступность информации о них способствовали росту числа паломников. Так, в Рязани уполномоченный по продаже паломнических книжек М.И.Лебедев за 1898-1899 год продал 21 книжку, а в 1903-1904 г. – 76 книжек в Иерусалим и одну – на Афон, при этом за них было выручено 4028 р. [15, 1899, № 17, ч.оф.; 1904, № 23, ч.оф.]. В целом за 1882-1917 гг. благодаря ИППО Святую землю посетили несколько сотен тысяч паломников из России. [12, с.69].
Для того чтобы они заранее имели представление о той сумме, которую предстояло потратить на поездку, газеты от имени Палестинского общества публиковали сведения о стоимости проезда в Иерусалим и на Афон через Одессу, Новороссийск и Батуми из Петербурга, Москвы, Воронежа, Казани, Киева, Курска, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Пензы, Рязани, Самары, Саратова, Тулы, Уфы, Ярославля и других городов. [4, 1895, № 19, ч.неоф.; 15, 1895, № 20, ч.неоф.].
На страницах печати получали отражение те удобства, которые благодаря техническому прогрессу и проникновению европейской цивилизации на Ближний Восток появлялись у паломников с каждым новым десятилетием. Например, «Епархиальные ведомости» сообщали о том, что между морским портом Яффа и Иерусалимом построена железная дорога, и путь до «Святого Града» значительно сократился. [7, 1898, № 7, ч.неоф.]. Работавший в Одессе уполномоченный Палестинского общества через печатные органы регулярно информировал о расписании отправления пароходов, следовавших на Ближний Восток из Одессы. Для удобства паломников сообщалось о том, на какой пароход нужно сесть с тем, чтобы успеть в Иерусалим на праздник Пасхи. [4, 1895, № 3, ч.оф.;15, 1898, № 4, ч.неоф.].
Через местные отделения ИППО те, кто принял решение отправиться в паломничество, снабжались буквально пошаговой исчерпывающий информацией о том, как необходимо вести себя во время плавания на пароходе, о размещении в русских гостиницах в Иерусалиме, Назарете и других городах, о продовольственном обеспечении паломников в этих заведениях, о том, что необходимо взять с собой в путешествие. В «Новгородских епархиальных ведомостях» такая инструкция заняла около 10 страниц. [8, 1898, № 4, ч.неоф.].
В «Епархиальных ведомостях регулярно печатались также статьи, в которых сообщалось о том, какую конкретную помощь русским паломникам оказывает Палестинское общество, делавшее все возможное для того, чтобы их поездка в Святую землю была максимально комфортной. Так, об этом говорилось в «Астраханских епархиальных ведомостях» в статье члена ИППО А.А.Серафимова. [1, 1898, № 8-9, ч.неоф.]. На страницах тех же повременных изданий регулярно появлялись свежие паломнические новости, например, о путешествии большой группы студентов Казанской духовной академии в Палестину в 1907 г. [4, 1908, № 1, ч.неоф.].
Очень оперативно местная церковная пресса сообщала читателям об ограничении или прекращении выезда русских паломников на Ближний Восток. Такие паузы случались нередко и были связаны с «бездождием» (засухой), которое случалось в Палестине раз в несколько лет или эпидемическими заболеваниями, часто вспыхивавшими в этом регионе. [3, 1898, № 6, ч.неоф.; 1901, № 11, ч.оф.].
Подводя итоги, следует констатировать, что на последнее пятилетие XIX в. и первые годы ХХ столетия приходится расцвет деятельности Императорского Православного Палестинского общества. В течение этого десятилетия было открыты многочисленные отделы организации в различных епархиях России, в несколько раз возросла численность членов ИППО, активизировалась его деятельность, т.к. до этого активно функционировала лишь центральная структура общества в Петербурге.
Этот подъем активности в значительной степени был обусловлен информационной политикой Палестинского общества. Эффективным проводником этой политики выступала местная церковная пресса. ИППО не входило в структуру Русской Православной церкви, по своему составу и характеру деятельности оно было не чисто религиозной организацией. Но вместе с тем, оно было тесно связано с РПЦ, это было особенно заметно на местном уровне. Как правило, председателями отделов являлись епархиальные владыки, большинство членов здесь составляло местное приходское духовенство, а актив формировался из педагогов духовных учебных заведений. Именно поэтому «Епархиальные ведомости» не без указаний правящих архиереев были ориентированы на всестороннее освещение деятельности епархиальных отделов Палестинского общества.
«Палестинская» тематика на страницах этих газет отличалась большим разнообразием. В обязательном порядке публиковались отчеты отделов, которые занимали значительную часть того номера, в котором они были помещены. В разделах «Епархиальная хроника» регулярно появлялись сообщения о проведении палестинских чтений в различных населенных пунктах, о сборе денежных пожертвований в пользу Палестинского общества. Целям этой организации служили отделы объявлений «Епархиальных ведомостей», в них печатались объявления о тех или иных «палестинских» мероприятиях.
По нашему мнению, особенно важную роль провинциальные официозы играли в организации православного паломничества в святые места. Провинциальная православная периодика не только пассивно освещала это явление, но и деятельно помогала тем, кто отправлялся в далекое путешествие. Хотя «Епархиальные ведомости» не имели возможности снабжать православных поклонников путеводителями, но они указывали, как можно получить такие издания. Будущие паломники заранее могли узнать о том, что они увидят в ходе поездки, т.к. многие местные «Ведомости» публиковали мемуары и дневники, написанные доступным для простого читателя языком. Большинство паломников, особенно из крестьянской среды, имели очень смутное представление о том пакете документов, который потребуется от них для выезда за границу. Такого рода сведения также печатались в «Епархиальных ведомостях». Здесь же сообщалось о том, где они могут получить жилье и питание во время паломничества, какие им предстоят денежные расходы в этой связи. В этой связи можно с уверенностью утверждать, что местные православные официозы осуществляли целенаправленное организационное и информационное сопровождение паломников.
__________________
Список литературы
1 Астраханские епархиальные ведомости. Астрахань.
2 Владимирские епархиальные ведомости. Владимир.
3 Воронежские епархиальные ведомости. Воронеж.
4 Вятские епархиальные ведомости. Вятка.
5 Гейки К. Святая земля и Библия. Описание Палестины и нравов ее обитателей. СПб.,1893.
6 Елисеев А.В. По белу свету. Очерки и картины из путешествий по трем частям старого света. В 4-х т. СПб.,1903.
7 Костромские епархиальные ведомости. Кострома.
8 Новгородские епархиальные ведомости. Новгород.
9 Орловские епархиальные ведомости. Орел.
10 Отчет Вятского отдела Императорского Православного Палестинского общества за 1901-1902 год. Вятка, 1902.
11 Подольские епархиальные ведомости.Житомир.
12 Православное Палестинское Общество на служении Церкви и русскому народу. По поводу XXV-летия деятельности Общества в Святой земле (1882-1917) // Православный Палестинский сборник. Вып. 108. М.,2012.
13 Поволжский вестник. Кострома.
14 Путеводитель по святым местам Востока. СПб.,1910.
15 Рязанские епархиальные ведомости. Рязань.
16 100 владимирских краеведов. Владимир, 2010.
17 ippo.ru