Сухейль Фарах: "Ливан — это лаборатория взаимоотношений между мусульманским и христианским миром"
Доктор философских наук, профессор Бейрутского университета, автор 16 книг Сухейль Фарах из Ливана считает себя "гражданином мира, простым мечтающим ученым и философом, создающим для себя образ светлого, мирного, справедливого и перспективного общепланетарного человеческого дома"… Он посетил 79 стран, является учредителем Арабского философского общества (Амман, Иордания), действительным членом многих академий наук, награжден золотым орденом Альфахр, государственной премией им. А.Пушкина и другими наградами. Недавно Сухейль Фарах посетил Украину, где прочитал лекции украинским студентам и встречался с коллегами-учеными.
— Господин Фарах, ваша родина Ливан находится рядом с горячей точкой планеты — Сирией. Исторически эти территории населяли народы разных национальностей и вероисповеданий. Как сегодня им живется вблизи места конфликта?
—Демографическая ситуация в странах восточного Средиземноморья за последние годы изменилась до неузнаваемости. Восточные католики (марониты) два десятилетия назад были самой многочисленной общиной в стране. Христиане из большинства населения превратились в меньшинство. Большую часть мусульман составляли сунниты, шииты значительно уступали им по численности. Сегодня самая представительная община в Ливане — мусульмане-шииты, самые малообеспеченные слои населения, населяющие юг страны, где господствуют радикалы.
Численность христиан на Ближнем Востоке катастрофически сокращается. Если заглянуть в прошлое, то 25 лет назад христиане составляли примерно пятую часть от всего населения палестинских территорий, а сейчас во всей автономии их численность — менее пяти процентов. Не так давно Ливан был единственным островком на Ближнем Востоке, где христиане составляли большинство и играли важную роль в политике, экономике и культуре этого государства. Сегодня мусульмане отодвинули их на второй план. То же самое наблюдается в соседних странах — Сирии, Иордании и Египте.
В такой ситуации единственный выход — понимать, что нападки на протестантов, иудеев, православных, мусульман, представителей других вероисповеданий — недопустимы. Сейчас мы переживаем общепланетарный духовный кризис, для преодоления которого нам необходимо обновление общего наследия нравственных ценностей. Нам нужна новая моральная доктрина, новый цивилизационный дискурс, новый гуманистический подход к людям иной веры. И тут на первый план выходит тема диалога цивилизаций.
— Почему ислам набирает силу в Ливане и Палестине?
—Нужно заглянуть в глубь истории, поскольку численность христиан на Ближнем Востоке значительно уменьшилась после ослабления Византии на Востоке, во времена арабских завоеваний и крестовых походов. Восточные христиане пострадали не только от мусульманских завоевателей. Часть восточных христиан поменяла веру на ислам в эпоху крестовых походов, испытывая гонения от западных единоверцев. Все довершило Османское завоевание.
Христиане могли отстаивать свою идентичность, искать взаимопонимание с окружающими иноверцами или эмигрировать. До нас дошла история массовой миграции ближневосточных христиан на Запад и в Латинскую Америку. В Ливане сейчас проживают около 4 млн чел., а в Бразилии и Аргентине — почти 7-миллионная ливанская община! В конце XIX — начале XX в. регион потрясла массовая эмиграция из Ливана, Сирии, Палестины. Не последнюю роль сыграли и экономические причины.
За последние десятилетия ужесточился радикализм и фанатизм последователей ислама. Мусульманский мир так и не смог адаптироваться к современности, поскольку арабо-мусульманская цивилизация господствовала в мире во времена Средневековья, до сих пор являющегося образцом для исламистов. Этот фактор наложил отпечаток на их отношение к западному миру и христианам Востока.
Христиане заинтересованы в том, чтобы иметь конструктивные отношения и с мусульманским Востоком, и с христианским Западом, хотя в стратегическом плане союз с какой-либо религиозной идеологией крайне опасен.
В начале 1980-х радикалы преследовали светских мыслителей Ливана. Пострадали лучшие представители светской мысли. В Ливане
17 общин, и даже самая маленькая из них способна нарушить баланс сил.
Сохранять равновесие во взрывоопасной ситуации, сложившейся в регионе, —
единственное спасение.
— Ваша деятельность в русле диалога цивилизаций стала своего рода связующей нитью между представителями разных, порой даже малочисленных религиозных направлений и народностей. Как это происходит на практике?
—Под эгидой ЮНЕСКО начата серия публикаций, среди которых — мое общее интеллектуальное детище с духовным управлением мусульман Нижегородской области, монография "Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии", выпущенная издательским домом "Медина".
Уже вышел первый том, сейчас готов к печати второй. Он получил название "Диалог цивилизаций и международные отношения".
В наших планах — осуществить перевод этой серии на арабский язык. Кроме того, из книг этой серии мы хотим подготовить учебники, которые вместе с другими источниками литературы могли бы составить базу для Международного интернет-университета диалога культур и цивилизаций.
По моей инициативе состоялась поездка коллег по проекту в Ливан и их встреча с главой католической маронитской церкви.
Гости посетили мувахиддун (последователей религии Ахль ат-Таухид) горного Ливана, которых часто называют "друзами". Поездка в прекрасные ливанские горы, где традиционно проживают горцы — "мувахиддун", и где прошла встреча с их духовным лидером шейхом Наимом Хасаном.
Впервые в истории делегация мусульман-суннитов из православного мира нанесла официальный визит лидеру шиитской общины Ливана шейху Абдель Амиру Каббалану и посетила шиитский Исламский университет Ливана в Бейруте, где состоялась беседа с его президентом (раисом) Ахмадом Аш-Челяби и деканом (мудиром) гуманитарных наук, доктором Ахмадом Хутейтом. В ходе поездки была также встреча с суннитами — главным муфтием Ливанской Республики Шейхом Мухаммедом Рашидом Каббани, представителями Совета улемов муфтията Ливана и суннитского университета Бейрута.
— Что, на ваш взгляд, сегодня является причиной распространения терроризма?
—Как отмечает исламо-христианская исследовательская группа по проблемам арабского мира, "Аллах создал нас разными и повелел сотрудничать и вести диалог, чтобы мы вместе осваивали и обустраивали этот мир в справедливости и мире".
Многие забыли, как складывалась историческая связь между православным и исламским мирами. На первом этапе кровавые стычки происходили между мусульманами и византийцами, которыми управляло ограниченное знание, игнорирование и пренебрежение к верованиям другой стороны, доходившие до издевательств и насмешек друг над другом.
Некоторые ситуации напоминают нам о прошлых взрывоопасных точках за последние 50 лет — на Кипре, в Нагорном Карабахе, Чечне, Югославии, Албании и в отдельных районах Северного Кавказа.
Но есть и примеры успешного мирного сосуществования и добрососедства между православными и мусульманами, которые можно встретить в западной части Арабского Востока, в бассейне Волги, в некоторых областях южного Кавказа, в центральной части России.
В горячих районах, где уже заполыхало пламя, мы наблюдаем проявления фанатизма, фундаментализма и, наконец, террора, как самой крайней степени враждебности.
Незнание текстов и душ весьма мешает диалогу. Как говорит немецкий философ Поль Гольбах: "Незнание — отец грехов".
Элементарное отсутствие культуры знания исламских и христианских текстов Священных писаний, в которых в изобилии присутствует дух любви, мира, чистого поклонения Господу миров — это одна из важнейших причин конфликтов.
Благочестивый верующий превращает силу веры, которую несет в себе священный текст, в дух любви, в энергию диалога, встречного движения, сотрудничества и партнерства. А религиозный фанатик обращает слабые силы своей веры и глухую окаменелость своего сердца к ценностям любви, которыми изобилуют оба священных текста, в энергию ненависти и агрессивности.
— Что из происходящего в сегодняшнем мире внушает вам тревогу?
—Сегоднямир переживает целый ряд кризисов глубинного, даже органического характера. Нужен новый научный подход, способный обеспечить выживание человечества в условиях катастроф социального, психического и экологического характера, ломки научной картины мира и разрушения его духовности. На демографическом уровне происходят гигантские перемены, приводящие к гигантским сдвигам в жизни планеты. Население Земли достигает сегодня порядка 6,3 млрд чел. К концу нынешнего столетия это число, вероятно, удвоится.
Рост народонаселения и расовая экспансия, можно предполагать, приведут к сокращению представителей белой расы, что вызовет в ее среде тревожные предчувствия относительно собственного планетарного будущего, поскольку численное и расовые соотношения в мире буду складываться в пользу иных рас — желтой, смуглой и черной.
В этой связи чувство тревоги в Европе, Северной Америке и Океании приведет к возрождению больной памяти, воспитанной на идеологии расизма, расовой и культурной дискриминации, что вызовет резкую реакцию других рас и культур.
Сегодня мы близки к полной ликвидации института семьи в большинстве стран и Запада, и Востока. Наиболее кризисное положение — на Западе, где практика разводов и однополых браков, как и хаотичное зачатие вне привычных рамок семьи, свели к минимуму потребность в семейном институте.
В Британии, например, каждый четвертый ребенок рождается вне брачных уз. В самых богатых районах Вашингтона число детей, рожденных вне брака, достигает 90%.
Опасные процессы происходят и в экологии — в течение 50 последних лет человек создал в 2 тыс. раз больше отходов, чем все существа, жившие на земле в течение миллионов лет. Рост экологической опасности принял такие драматические формы в последние десятилетия, что ею занялись правительственные, научные и общественные организации, такие как Римский клуб и Институт жизни во Франции.
— Влияют ли эти процессы на рост радикализма в мире?
—Сегодня мы трудимся ради основания нового технологического цикла, в котором преобладают информатика и нанотехнологии, призванные служить постиндустриальному обществу.
В связи с резким различием подготовленности к этому переходу в развитых и отстающих странах, надо ожидать, что в мире возникнут многочисленные катастрофы социального характера, явления вражды и ненависти между богатыми и бедными государствами.
По словам знаменитого американского ученого-футуролога Э.Тофлара "На первых этапах развития постиндустриального общества будут иметь место великие социальные потрясения и следующие друг за другом драматические перемены в игре технологических и экономических сил. Нужно ожидать катастрофы, которые нарушат политическую стабильность и вызовут новые волны войн и насилия. Морская болезнь противоборствующих цивилизаций сама по себе представит большую опасность для судьбы человечества".
С появлением философии социального дарвинизма и понятием классовой борьбы, со всем хором барабанщиков и теоретиков локальных, региональных и мировых войн возник новый планетарный призрак. Все участвует в его адской игре, игре с огнем, избиении людей. Философы экономики с дикой энергией стремятся превратить в деньги все прикладные достижения в этом третьем тысячелетии существования цивилизаций, как будто деньги и есть альфа и омега бытия. Зверочеловеки, погрязшие в эгоизме, беззастенчиво грабят богатства природы…
— Что необходимо делать, чтобы преодолеть разобщенность и вражду?
— Насущной проблемой в настоящее время является отсутствие институтов диалога, готовящих постоянные кадры. Иначе внимание к проблеме сведется к проведению тематических семинаров и конференций. Подобная образовательная программа существует, этот проект называется "Международный интернет-университет диалога культур и цивилизаций". Он успешно развивается.
Ливан — это лаборатория западных и восточных культур, лаборатория взаимоотношений между мусульманами и христианами. Поэтому необходимость поиска диалога продиктована ливанцам самой жизнью…
В международном плане идеи диалога цивилизаций находят развитие в программах Всемирного форума духовной культуры, членом президиума которого я являюсь уже несколько лет. Эта общественная организация сплотила ученых и деятелей культуры со всего мира.
Мои лекции на тему диалога цивилизаций с интересом
восприняты украинскими студентами — философами и социологами, а диалог с
украинскими учеными дает веру в долгосрочное и конструктивное
сотрудничество.
Беседовала Наталья Вареник