Почему церкви так сложно защитить христиан?
Ватикан — серьезная дипломатическая сила. Одна из его задач в том, чтобы помочь христианам там, где они подвергаются преследованиям из-за своей веры. Однако реализация этой задачи наталкивается на сложность ситуации в различных регионах и неспособность Святого престола учесть все многообразие данных.
Интервью с Кристофом Дикесом (Christophe Dickès), историком, журналистом, специалистом по католицизму.
Atlantico:
13 марта состоится уже седьмая Ночь свидетелей, которая будет посвящена
жертвам гонений Исламского государства. Что делает церковь в
дипломатической сфере, чтобы помочь этим людям?
Кристоф Дикес: Первая задача дипломатии Святого престола заключается в защите свобод католиков и христиан по всему миру.
Он
может действовать несколькими средствами. Первое — это слова самого
папы. Как известно, он публично обращается к государствам и
международным организациям по этому поводу. Но у Ватикана имеется и
собственный дипломатический аппарат, который готовит Папская церковная
академия. В ней в свое время учились и некоторые понтифики, такие как
Лев XIII, Бенедикт XV и Павел VI.
Однако его дипломатия обычно
предпочитает действовать в тени, вдали от СМИ, чтобы не поставить под
угрозу сложные переговоры. Поэтому о дипломатии Святого престола по
определению известно немного. В отличие от политиков она никогда не
кичится достигнутым. Она стоит на службе христианского понимания
человека и его достоинства. Иногда о ее действиях все же становится
известно СМИ, как, например, было при восстановлении дипломатических
отношений Кубы и США. Но это исключение из правила... Поэтому сейчас
чрезвычайно сложно дать оценку реальным действиям дипломатии Святого
престола на Ближнем Востоке.
— Разве Ближний Восток — не особый случай?
—
Вы абсолютно правы. В каждой части света есть свои собственные
исторические и геополитические особенности. Как всем известно, Ближний
Восток и Африка отличаются большими политическими сложностями. То же
самое относится и к религиозной сфере. Там существует множество
христианских общин, но все они разобщены традициями и церквями. Копт не
похож на православного... Сегодня же Святой престол, как кажется, куда
лучше осведомлен о ситуации в Латинской Америке, чем на Ближнем Востоке.
В чем, по сути, нет ничего удивительного, раз сам папа — аргентинец.
Его действия в Южной Америке намного решительнее подобно тому, как в
прошлом Иоанн-Павел II использовал знание Восточной Европы.
О
Ближнем Востоке Святому престолу известно на порядок меньше. Но папа все
равно задействует дипломатические рычаги. Это касается поездки в
Турцию, выступления в Европейском парламенте в ноябре прошлого года и
сложившихся привилегированных отношений с Россией. Как у нас часто
забывают, в ближневосточной политике России существуют те же
дипломатические традиции, что и у Франции: речь идет о защите
христианских меньшинств. Не исключено, что ватиканская дипломатия
пытается сформировать ось Брюссель-Анкара-Москва по ближневосточному
вопросу в целом и сирийскому в частности.
— Какие ограничения стоят перед Ватиканом?
—
Времена Пия V, который в 1571 году возглавил коалицию королей и князей в
сражении с турками при Лепанто, остались в далеком прошлом. С конца XIX
века понтифик является лишь нравственным авторитетом.
В его
распоряжении имеется всего одно оружие: сила слова. Папа Франциск, пусть
и неохотно, неоднократно говорил об оправданности войны. Что это
означает? Что по традиции Святого престола существуют справедливые
войны. Так, например, Иоанн-Павел II признал необходимость вмешательства
в Югославии.
Франциск сделал то же самое по поводу конфликта в
Ираке и Сирии с тоталитарным и кровавым Исламским государством. Почему?
Потому что доктрина справедливой войны основывается на принципе
необходимой самообороны. С точки зрения церкви для этого требуется три
условия: решение о войне должно приниматься легитимной властью,
противник должен заслужить вмешательство своими действиями, война должна
вестись во имя блага. Все три этих условия были поставлены философией
Фомы Аквинского и выполнены уже давно. Святой Августин еще задолго до
Фомы поставил и два других условия: необходимая самооборона и ответ на
агрессию пропорциональными средствами.
— Что делает церковь, чтобы помочь гонимым христианам в гуманитарном плане?
—
Гуманитарные программы и защита прав человека являются одними из основ
политики Святого престола. С церковью напрямую или косвенно связано
множество организаций и ассоциаций вроде Caritas, Kirche in Not,
Мальтийского ордена... Напомню, что церковь фактически является главной
НКО в Африке, хотя папе не нравится этот светский термин, который
совершенно не отражает глубоко религиозного характера подобной
гуманитарной работы. Как и любые гуманитарные инициативы, она нацелена
на защиту мирного населения от любых войн. На Ближнем Востоке и в Африке
этому препятствует невозможность получить доступ к зонам конфликтов.
Поэтому все по большей части ограничивается периферией, то есть работе в
лагерях беженцев, которые спасаются из подконтрольных Исламскому
государству регионов. Но это уже огромная помощь.
Оригинал публикации: Nuit des témoins pour les chrétiens persécutés : les difficultés de l’Eglise dans ses efforts pour les protéger
Опубликовано: 13/03/2015
Перевод: InoSMI