О достижениях системы образования в Российской империи рассказывает фотовыставка в Нижнем Новгороде, подготовленная членами ИППО
Экспозиция посвящена 400-летию окончания Смуты и восстановлению Российской государственности в 1613 году, а также 400-летию Дома Романовых.
В день открытия выставки после Божественной Литургии в Успенском соборе в Московском Кремле Святейший Патриарх Московский и всея Руси сказал в своей проповеди: «Сегодня мы отмечаем особый день в нашей национальной истории — 400-летие избрания на Всероссийский престол Государя Михаила Феодоровича. Это произошло через год после освобождения Москвы от польских интервентов — всего за год Русь оказалась способной сосредоточиться настолько, чтобы созвать Земский собор для избрания главы государства. Земский собор 1613 года — это совершенно особое событие в жизни России и всей Европы. Когда говоришь западноевропейцам о том, что у нашей страны есть собственные истоки того, что сегодня называется демократией, и ссылаешься на земские соборы, в Отечестве нашем бывшие, для многих из них это оказывается откровением. Та самая Россия, которую всегда связывали с нарушением прав простых людей, с тиранией, с господством самодержавной власти,— внутренне, духовно, интеллектуально была способна совершить такой шаг, как всенародное избрание царя».
На церемонии открытия присутствовали работники музея «История Нижегородской епархии», учащиеся и преподаватели Нижегородской средней общеобразовательной школы № 30.
Открывая выставку, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин) в своем обращении уделил внимание дате открытия выставки:
«Поздравляю всех вас, что свою работу выставка начинает в столь значимый день. Именно в этот день 6 марта (по новому стилю) в 1613 году на Царство был избран юный Михаил Федорович Романов. Поэтому мы решили приурочить открытие нашей выставки к этому знаменательному дню. По всей стране будут проходить различные мероприятия, посвященные Династии Романовых, готовимся к этому и мы. Это первая выставка в стенах музея, но, конечно, не последняя. У нас уже есть четкий план работы на весь год.
Мы готовим выставку, посвященную Великой Княгине Елисавете Феодоровне, на которой представим уникальные книги, принадлежавшие Ее Высочеству, письма, документы, фотографии, гравюры, альбомы. В этом году в планах открытие нескольких памятников Государям Императорам (Александру II и Александру III) на территории Печерского монастыря и Нижегородской епархии.
Почти подготовлен к изданию уникальный альбом под названием «Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович», в котором рассказано о государственнике, патриоте и человеке долга и чести. Уже вышла шестая книга из серии «Паломничества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны» и намечены к изданию в этом юбилейном году еще две книги, и этим мы конечно не ограничимся!»
Председатель правления фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Николаевич Панин рассказал собравшимся о том, как была устроена система образования в Российской Империи, особо отметив:
«Укрепление абсолютизма поставило в области просвещения широкие задачи построить новое сильное, мощное Российское государство. Новатором в этой области был Император Петр Великий, который учредил новые школы математических и навигационных наук. Очень много сделала в системе образования Императрица Мария Федоровна, супруга Государя Императора Павла I. В первую очередь она изменила направление воспитательной работы институтов. Она столько сделала для образования женщин, что после ее смерти все заведения были объединены в Ведомство Императрицы Марии. Благодаря инициативам и идеям Императрицы и созданного ей Воспитательного Дома началось развитие педагогического образования, сложилась многопрофильная система учреждений, охватывающих весь круг вопросов, связанных с рождением, дошкольным воспитанием, начальным, средним и высшим образованием.
В статье Д. Л. Сапрыкина «Образовательный потенциал Российской Империи» присутствует такой интересный факт — Российская Империя уже в начале ХХ века по инфраструктурным параметрам школьной системы (например, отношение числа школ к количеству населения, равномерность их распределения, пространственная доступность) превосходила не только большинство государств того времени, но и современную Российскую Федерацию.
Особенностью системы образования в Империи по сравнению с другими европейскими странами являлся ее «институциональный плюрализм», то есть многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовых форм, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования. В отличие от послереволюционных преобразований реформы Государя Императора Николая II были направлены не на создание единой школы, а на дифференцированную систему образования, включающую разные типы школ на одном и том же уровне, дающие возможность представителям всех слоев общества получать образование, соответствующее их способностям и потребностям».
А. Н. Панин призвал всех собравшихся помнить, знать, изучать и любить свою историю, гордиться нашей великой страной.
11.03.2013
Ещё по теме: