"На Остоженке" добрым словом вспомнили роль ИППО и Святой Земли
в развитии российско-сербских связей
Фундамент русско-сербских отношений был заложен в далеком XII веке, когда младший сын Стефана Немани Растка Неманич вместе с русскими монахами ушел на Святую Афонскую гору, где тайно от родителей в русском монастыре Святого Пантелеймона принял постриг с именем Савва, и это произошло в 1191 году.
В монастыре Святого Пантелеймона Савва Сербский впервые встретился со славянскими книгами, и именно поэтому в его трудах так много русских слов.
Когда Стефан Неманя узнал о местопребывании сына, он, отрекся от престола в пользу своего сына Стефана, женатого на Евдокии, племяннице византийского императора Исаака II Ангела, а сам тоже принял постриг с именем Симеон и отправился к своему сыну монаху Савве. Будущие святые Сербской Православной Церкви Савва и Симеон основали на Афоне нынешний монастырь Хиландар, ставший духовным источником православия для сербов. Известно, что перед основанием монастыря Савва посетил Святую Землю и привез оттуда чудотворную икону Божией Матери «Млекопитательница», завещанную ему за шесть веков до этого древним пророчеством святого Саввы Освященного. Эта икона стала вкладом в новый монастырь Хиландар.
Святой Савва и его отец оказывали щедрую помощь афонским монастырям. В то время Русь находилась под тяжелым татарским игом и не могла помогать своим на Афоне. Поэтому, вполне естественно, она обращалась за помощью к сербам, своим ближайшим соплеменникам.
Но первые русско-сербские контакты не ограничивались дружбой с русскими афонитами В житии короля Драгутина, управлявшего Сербией в 1270–1275 годах, можно прочитать: «Русской земле не один раз посылал он свои щедрые дарования святым церквям и монастырям и много милостыни нищим и малосильным. Ибо в той земле имел он любимого приятеля, князя Василия, и ему по достоинству должную честь отдавал, посылая ему сладкие слова вместе с великолепными дарами царскими».
В самом деле, Драгутин посылал дары русским, страдавшим от татар, и был в дружеской связи с великим князем Василием I Ярославичем (1241–1276), младшим сыном Ярослава II Всеволодовича, великого князя Киевского и Владимирского.
После того как Сербия утратила свою политическую самостоятельность, многие ученые сербы уехали в Россию и внесли в ее культуру свой немалый духовный и интеллектуальный капитал. Например, примерно в 1440 году, в период царствования великого князя Василия Васильевича, в Москве появился некий Пахомий Логофет, монах одного из сербских монастырей на Афоне. В России того времени он был одним из образованнейших людей.
Пахомий Логофет около двадцати лет прожил в Троице-Сергиевой лавре, где он написал около тридцати пяти различных книг, среди которых можно отметить «Житие преподобного Сергия Радонежского», а также обширный «Русский хронограф», в котором помимо описаний русской истории нашли место и многие сербские произведения, в том числе и жития сербских королей Стефана Высокого и Стефана Дечанского.
Когда в 1459 году Сербия была окончательно завоевана турками и на триста с лишним лет попала под власть Оттоманской империи, уже она стала обращаться к России, прося у нее материальную и духовную помощь.
Особенно укрепились связи двух народов после того, как в 1472 году Зораида Палеолог, внучка Елены Деянович, которая, в свою очередь, была праправнучкой короля Сербии Стефана Дечанского, вышла замуж за великого князя Московского Ивана III (1440–1505).
Это просто уникальный пример в истории брак московского князя, связанный с византийско-сербским миром. Дело в том, что жена Ивана III, известного также как Иван Великий, была племянницей последнего византийского императора Константина XI, погибшего в 1453 году при взятии Константинополя турками. Она, кстати, станет матерью московского князя Василия III и бабушкой Ивана Грозного.
Есть и другие, почти забытые связи России и Сербии, центром которых была Святая Земля. Помочь русским паломникам в посещении Святой Земли помогало Императорское Православное Палестинское Общество, которое содержало в Иерусалиме подворья для паломников и организовывало большие пешие караваны для посещения отдаленных мест. Сотни людей шли в Вифлеем, в Назарет, на Синай, на Иордан… Чтобы их не ограбили в пути Палестинское Общество давало им сопровождающих. Они назывались кавасами. Они ехали верхом, в красивой форме, вооруженные револьверами, никто не рисковал напасть на бедных паломников.
Оказывается, традиционно кавасами у Императорского Православного Палестинского служили выходцы из Сербии и Черногории. Документы в архиве ИППО даже сохранили некоторые имена. Это Марко Джурич, Никола Байкович, Никола Перанович, Лазарь Бан, Христов Даляница. В документах зафиксировано, что на форму проводникам отпускалось по 150 франков.
Кроме того, в почетных членах ИППО состояли особы королевской крови - король Черногорский Николай и наследный королевич Черногорский Даниил, а на Русском кладбище Белграда нашел последний приют митрополит Антоний (Храповицкий), когда-то он возглавлял Волынский отдел ИППО.
Был продемонстрирован документальный фильм «Моя Сербия», прозвучали певучие сербские и черногорские мелодии и под веселые и радостные мелодии национального танца «Коло» (круг) тяжело было усидеть на месте, даже господин Посол Сербии не смог удержаться и присоединился в круг сербского танца.
По доброй традиции сербского гостеприимства вечер завершился дегустацией неповторимых национальных блюд необыкновенно вкусной сербской кухни от сербского ресторана в Москве под зажигательные мелодии оркестра балканской музыки «Бубамара».
22.10.2013