В Нижнем Новгороде молитвенно помянули деятеля ИППО
адмирала Дмитрия Арсеньева
17 октября 1860 года он был вместе с капитан-лейтенантом А. Е. Кроуном командирован в Лондон, где принимал построенную винтовую лодку «Морж». На этой лодке, будучи старшим помощником капитана, совершил в 1860–1862 годах плавание из Лондона вокруг Африки и Азии, дойдя до порта Николаевска-на-Амуре. В январе 1862 года за отличное совершение этого плавания был произведен в капитан-лейтенанты. 19 июня того же года назначен флаг-капитаном при начальнике эскадры, контр-адмирале А. А. Попове и совершил плавания в Японию на клипере «Гайдамак», в русские владения на Аляске на клипере «Абрек» и в Сан-Франциско на корвете «Калевала».
Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов находился с Великим Князем Сергеем Александровичем в действующей армии, при главной квартире Государя Императора и в Рущукском отряде Наследника Цесаревича Александра Александровича.
27 июня 1882 года он был назначен начальником Николаевской Морской Академии и директором Морского училища. За время его управления Морское училище постепенно было преобразовано в Морской корпус. В 1895 году при Николаевской Морской Академии были учреждены курсы военно-морских наук, преобразованные в военно-морской отдел Академии. 26 февраля 1887 года Дмитрий Сергеевич стал вице-адмиралом, а 14 мая 1896 года был пожалован званием генерал-адъютанта и награжден алмазными знаками к ордену Святого Александра Невского.
9 августа 1900 года по случаю 50-летнего пребывания в офицерских чинах был произведен в полные адмиралы, и 1 апреля 1901 года назначен членом Государственного Совета. Он заседал в департаменте промышленности и торговли и в Особом присутствии для составления Уголовного уложения. После реформы Государственного Совета в 1906 году, состоял членом Совета и входил в группу правых.
Дмитрий Сергеевич сыграл немалую роль в становлении Императорского Православного Палестинского Общества, выступив посредником между инициатором создания Общества В. Н. Хитрово и Великим Князем Сергеем Александровичем. Это было подчеркнуто в памятном слове после кончины Д. С. Арсеньева на общем собрании членов ИППО 1 мая 1916 года. «Когда покойный Великий Князь в 1882 году, по возвращении из первого своего путешествия в Св.Землю, решился встать во главе этого общества, В. Н. Хитрово, на первых порах своих усиленных хлопот по открытию Общества, добился приема у Великого Князя при любезном содействии Дмитрия Сергеевича и этой его услуги никогда потом не забывал». В памятном слове упоминалось про рескрипт Великого Князя в адрес Д. С. Арсеньева в 1904 году, в котором отмечалось его «постоянное сочувственное отношение к деятельности Общества». К сожалению, болезнь горячо любимой дочери не позволяла Дмитрию Сергеевичу полностью погрузиться в дела Общества из-за частых и длительных отлучек из Петербурга.
После панихиды в своем пастырском слове архимандрит Тихон подчеркнул важность этой молитвы: «Благодарю всех вас, дорогие мои, кто в этот день остался после вечерней службы, для совершения совместной молитвы об упокоении раба Божьего Димитрия! Это был достойный сын нашего Отечества. Он был не только талантливым преподавателем, писателем, сотрудником Палестинского Общества, это был пламенный патриот, человек долга, чести и совести. Мы не могли в день 98-летия со дня его кончины не вознести своих молитв ко Господу. Давайте будем помнить об этом человеке, давайте будем рассказывать своим близким и друзьям, чтобы иметь пред глазами его светлый и чистый образ. Царство ему Небесное! Мне также приятно сообщить Вам, что в этот памятный день 20 человек из братии Вознесенского Печерского монастыря решили вступить в Императорское Православное Палестинское Общество!»
Александр Николаевич Панин по благословению архимандрита Тихона рассказал всем присутствующим о жизни, трудах на благо Родины Дмитрия Сергеевича, особо отметив исследовательскую деятельность по сбору биографических сведений о Д. С. Арсеньеве, поиску его захоронения и странной истории вокруг его могилы:
«Наш фонд, совместно с Печерским монастырем и под руководством отца Тихона уже несколько лет активно собирает сведения о Д. С. Арсеньеве. Мы обнаружили в архивах все метрические записи о его рождении, преставлении, выявили его послужные списки за много лет службы, собрали его писательские труды, собрали немало фотографий. Но главной победой является то, что мы обнаружили фамильное погребение Дмитрия Сергеевича. Там вместе с ним, упокоилась его супруга Варвара Владимировна Скарятина и их любимая дочь Мария. Нам пришлось провести пять поисковых экспедиций в Царское Село, где жил и скончался Дмитрий Сергеевич. В результате этой работы удалось установить храм, в котором его отпевали, и найти его могилу на Казанском кладбище, что было очень трудно. Уже в наше время участок, на котором был погребен Д. С. Арсеньев, был захвачен другими людьми, которые сделали все, чтобы уничтожить на памятнике тексты, рассказывающие о супругах Арсеньевых. В настоящее время мы ведем работу по сбору доказательств о фамильном захоронении Арсеньевых. Это просто необходимо сделать, чтобы к предстоящему 100-летию со дня его преставления, правда, наконец-то восторжествовала!»
Поиск сведений о Д. С. Арсеньеве ведется в рамках проекта «Возвращение памяти» по поиску данных о работе членов и отделов ИППО в различных регионах.
01.10.2013
Ещё по теме: