При участии членов ИППО Эрмитаж обновил экспозиции, посвященные искусству Византии и исламского Ближнего Востока
11 июня 2014 года Государственный Эрмитаж открыл обновленную экспозицию «Искусство Византии IV-XV веков». Эрмитаж – единственный музей России, который имеет специальную экспозицию, посвященную культуре и искусству Византии. Представлены памятники культуры и искусства, происходящие из столицы Византийской империи Константинополя и ее провинций: Греции, Македонии, Малой Азии, Северного Причерноморья, Абхазии, Сирии, Палестины и Египта. По своему разнообразию представленных памятников, их высокому художественному уровню и историко-культурной значимости собрание является одним из лучших в мире. Особенно уникальна иконная часть: нигде в Европе или Америке нет такого подбора древних икон и такого высокого художественного уровня. Не менее уникальна коллекция серебра и резной слоновой кости.
Значительная часть прикладных памятников поступила в составе коллекции Александра Базилевского, купленной в декабре 1884 года в Париже специально для Эрмитажа и послужила основой создания Средневекового Отдела. Другой источник произведений прикладного искусства - археологические раскопки в Крыму, в основном в легендарном Херсонесе. Ценные дополнения пришли в Эрмитаж из частной коллекции историка Михаила Погодина, "музея барона Штиглица", Русского Археологического института в Константинополе. Древние византийские иконы также обязаны своим появлением в музее деятельности частных коллекционеров. Наиболее значительный вклад в формирование иконной коллекции внесли Петр Севастьянов, совершивший несколько специальных поездок в монастыри Афона во второй половине XIX века, Василий Георгиевский, ездивший на Святую Гору Афон в 1911-1913 годах, и, конечно, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества Николай Лихачев, собравший в Средиземноморье в конце XIX - начале XX столетия уникальную коллекцию греческих, критских, балканских икон. Одна из важных особенностей коллекции - в ней нет икон и вещей из национализированных после 1917 года Советской властью церквей.
Открывшуюся экспозицию отличает несколько новых принципов подачи материала.
В первом зале выставлены фрагменты мозаик, фресок, рельефов и архитектурные детали IV-XV веков. Структурное оформление этого зала отчасти напоминает пространство византийского храма с его непременным синтезом различных видов искусства, созданных в разные эпохи. Детали архитектурного декора храма и мраморные иконы соседствуют здесь с деталями архитектурного убранства. Так, мраморная скульптура Иисуса Христа в образе Доброго Пастыря, найденная в развалинах церкви близ города близ Пандерма (Малая Азия), являлась частью несущей конструкцией алтаря; круглое по форме изображение Христа - тондо - завершало синтрон (архиепископский трон); рельеф с изображением птицы украшал амвон (сооружение в виде платформы, предназначенное для чтения богослужебных текстов); части мраморного блюда с библейскими сценами когда-то покрывали жертвенник. Многие архитектурные фрагменты и рельефы, представленные на выставке, прежде не экспонировались.
Памятники сгруппированы по материалам – предметы ювелирного искусства из золота, серебряные блюда и чаши, резная слоновая кость, бронза, керамика, стекло.
Византийское искусство имело не только религиозный характер. Светские сюжеты были распространены в изделиях из серебра и на ларцах из слоновой кости. Последние представлены в Эрмитаже значительным числом прекрасных памятников: диптихи (к лучшим образцам относится диптих с изображением цирковых сцен), ларцы и коробочки цилиндрической формы – пиксиды. Блюда с портретами императоров, с сюжетами из античной мифологии и литературы характерны для IV-VII и X-XII веков. В сохранении античных традиций видели залог политической стабильности империи и величия Константинополя – Нового Рима.
Во втором зале (№ 382) главный акцент сделан на живописных иконах. Это и столичные произведения: «Святые воины и апостол Филипп» рубежа XI-XII веков, «Христос Пантократор» 1363 года и иконы, созданные в разных регионах империи. Среди них образ «Святой Григорий Чудотворец» (Македония (?), конец XI- начало XII века), в котором ясно ощущаются черты воздействия монументальной живописи; «Илья пророк в пустыне» (Фессалоники, XIV век) или, исполненная сербским или греческим мастером на Руси, во Пскове, в конце XIII – первой половине XIV века, икона «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина. Коллекция византийских икон XI-XV веков замечательна не только количеством, но и высоким художественным уровнем представленных в ней произведений.
Впервые на выставке будут представлены: фрески с Афона XIV-XVIII веков; выполненное в технике энкаустики изображение Богоматери VII-VIII веков, датировку которого никто за прошедшие четырнадцать лет не опроверг, и створки триптиха (Италия, VIII или XII век). Среди уникальных памятников – медальон с изображением Богоматери Никопеи (Победная), выполненное чернью по керамике в VII веке; фрагменты саркофагов с надгробными надписями; купленное Эрмитажем уникальное евхаристическое блюдо – патена с клеймами Анастaсия (Абхазия, начало VI века). Впервые на византийской экспозиции специальная витрина отдана изделиям из стекла от I до X века н.э.
Экспозиция подготовлена сотрудниками Сектора Византии и Ближнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Е.В. Степановой и членами Санкт-Петербургского отделения Императорского Православного Палестинского Общества В.Н. Залесской и Ю.А. Пятницким, хранителем отдела "Искусства Византии". Куратор – заведующий Сектором Византии и Ближнего Востока А.Д. Притула, тоже член Санкт-Петербургского отделения ИППО.
Антон Дмитриевич Притула курировал и обновление второй выставки, открывшейся в тот же день - постоянной экспозиции «Искусство исламского Ближнего Востока». В двух залах на третьем этаже Зимнего дворца (N 383, 384) представлены памятники искусства и культуры Ближнего Востока исламского периода VIII-XIII веков: изделия из металла, бронзовые и керамические сосуды, шкатулка и пластины из слоновой кости, панели из дерева, сосуды из горного хрусталя, поливная и неполивная керамика, ткани.
В результате завоевания арабами территорий на Ближнем Востоке и севере Африки, прежде входивших в состав Византийской империи и сасанидского Ирана, возникло новое государство – арабский халифат, существовавший как единое целое до середины XIII века. Арабы быстро восприняли наследие Византии (в Сирии и Египте) и Ирана: во время правления династии Омейядов происходила активная переработка византийского, а в широком смысле эллинистического наследия; при Аббасидах доминантой стало усвоение культурного наследия Ирана. Это было не простое подражание прежним местным традициям, а их переосмысление в соответствии с принципами и нормами ислама – господствующей религии халифата – что и отразилось в памятниках искусства.
Искусство исламского мира – мусульманское искусство – впитало в себя традиции и наследие всех народов, составивших этот мир. Ислам приняли многие и очень разные народы с разной историей, в том числе и художественной. На экспозиции в Эрмитаже представлены вещи созданные в Египте, Сирии, Палестине, Ираке и на Сицилии. Применение историко-географического подхода при создании экспозиции позволило сделать акцент на связи раннего искусства арабской культуры с местными культурными традициями в различных частях халифата, в условиях, когда старые каноны и приемы постепенно менялись как под влиянием вкуса и идей заказчиков, так и в результате взаимодействия разных культурных, религиозных и ремесленных традиций. Это соединение черт видно на произведениях искусства периода VIII-XIII веков.
Согласно новой концепции, в первом зале (№ 383), где раньше, с 1950-х годов, экспонировалась знаменитая коллекция иранских серебряных сосудов и блюд времени правления династии Сасанидов (III - середина VII века), теперь представлено искусство западных областей арабского халифата. Многие из экспонируемых вещей ранее не были представлены на выставке. Здесь можно увидеть раннеисламское или доисламское (эти понятия зачастую сложно интерпретировать в силу продолжения региональных традиций на раннем этапе становления мусульманского искусства) искусство Египта, созданное его христианским населением – коптами. Новшеством можно считать представление нумизматического материала - в каждом хронологическом блоке расположена панель с монетами соответствующей по времени династии.
На экспозиции особого внимания заслуживает стеклянная чаша (Сирия, XI-XII век) из коллекции Фонда Марджани выполненная в уникальной технике c использованием золотого листа помещенного между двумя слоями стекла.
Среди наиболее интересных экспонатов – замóк из Башни Давида в Иерусалиме, относящийся к периоду правления крестоносцев. Военные и бытовые контакты этого времени способствовали созданию единого культурного поля, когда христианское и мусульманское искусство творилось в сходном духе и часто одними и теми же мастерами.
Особое место занимают шедевры коллекции – орел мастера Сулеймана, рог из слоновой кости и лампа из горного хрусталя.
Орел мастера Сулеймана – сосуд в виде бронзовой фигуры орла с тонкой гравировкой по всему тулову созданный мастером Сулейманом в 796-797 годах – фигура орла, сохранившая следы инкрустации серебром и медью, является древнейшим точно датированным бронзовым изделием исламского периода. По своему назначению это был сосуд для воды. Подобные водолеи продолжают традиции сасанидского художественного металла, среди памятников которого известны зооморфные сосуды. На шее птицы арабская надпись простым «куфи»: «Во имя Аллаха всемилосердного, всемилостивого, Благословение от Аллаха. Вот что сделано Сулейманом в городе... (?) Год сто восьмидесятый». Место (или район) изготовления остается неизвестным.
Рог из слоновой кости создан в XI веке в мастерских Италии или Сицилии, где наряду с местными мастерами работали и арабы. Поступил он в 1885 году из коллекции А.П. Базилевского, а ранее находился в сокровищнице церкви Сан-Фрамбур в Санлисе. В XI-XII веках подобные рога-олифанты в большом количестве изготавливались в различных частях Средиземноморья. На данном экземпляре изображены как фантастические звери, так и представители фауны жарких стран – антилопа, лев, горный козел и верблюд. Однако фигура верблюда лишена горбов и весьма далека от реальности.
Лампа в оправе из горного хрусталя (Египет, X век, оправа и ножка – Италия конец XVI века). В X-XI веках многочисленные изделия из горного хрусталя украшали сокровищницы египетских правителей и вельмож. Однако среди сохранившихся памятников, светильник из Эрмитажа занимает особое место, поскольку является единственным в мире. Наиболее вероятно, что он выполнен в одной из лучших придворных мастерских Египта. После походов крестоносцев многочисленные предметы из разграбленных дворцовых собраний Ближнего Востока и Константинополя попадают в Европу, в церковные и дворцовые сокровищницы. Для некоторых из них, как и для эрмитажного светильника, были изготовлены изящные оправы, соответствующие вкусам европейской элиты. Итальянская оправа к эрмитажной лампе украшена фигурками Афродиты, Нептуна, гиппокампов, которые расписаны эмалями. Первоначальная подставка для лампы была отломана, остались следы скола; на ее место прикреплена европейская, – высокая хрустальная ножка, резанная в виде сплетенных фигур морских животных.
С искусством арабской каллиграфии знакомят каменные стелы - надгробия с высеченными на них надписями на арабском языке. Ранее на экспозиции они не выставлялись. На трех экранах транслируются видеоматериалы по истории каллиграфии.
Во втором зале (№ 384) экспонируются поливная и неполивная керамика, изделия из металла и ткани. Особое место среди экспонатов этого зала занимает сирийское бронзовое блюдо XIII века оформленное в технике инкрустации серебром.
На открытии выставок с приветственным словом выступил директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский - почетный член и председатель Санкт-Петербургского отделения ИППО.
Государственный Эрмитаж
Фото: Эрмитаж и Российская газета
Видеорепортаж на TV100.ru
16.06.2014