Неожиданные открытия сделали археологи под руководством члена ИППО Леонида Беляева в Ново-Иерусалимском монастыре
В 2014 году Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, где с 2009 года непрерывно работает экспедиция ИА РАН под руководством действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества, доктора исторических наук Леонида Андреевича Беляева, снова принес ряд неожиданных находок.
К главным из них можно отнести фрагмент главного, самого большого, ныне утраченного Воскресенского колокола обители и целый комплекс печей для обжига изразцов с множеством заготовок для них и ранее неизвестными инструментами этого ремесла.
На большом фрагменте бронзового колокола (вес около 22 кг) изображен иконный сюжет «Сошествие во Ад» (православная иконографическая версия
композиции «Воскресение»). Это
правый нижний угол сцены, где изображены Святые жены-мироносицы, часть
фигур Иоанна Предтечи и Иисуса
Христа, попирающего врата Ада. Композиция выполнена в реалистической и
экспрессивной манере европейского барокко, заключена в простой картуш и,
дополнительно, в сочно вылитый лавровый венок-медальон.
Есть все основания предположить, что это
часть неудавшейся отливки большого
Воскресенского колокола (около 500 пудов). Согласно запискам
голландского путешественник Никласа Витсена, кроме сцены Воскресения, на
нем были изображены «Царь, его жена, сын и патриарх». Возможно, что кусок спрятали сознательно, предварительно
отрезав от более крупного фрагмента.
До сих пор ни одного
подобного медальона известно не было. Эта находка
– весомый вклад в представления о церковном искусстве эпохи патриарха
Никона, подтверждающий его безусловно европейскую иконографию.
Не менее интересны находки, связанные с системой из трех горнов для
обжига изразцов, врезанных в склон монастырского холма. Ранее в этом центре
новационного для Московии производства рельефных изразцов с многоцветной
эмалевой поливой керамические печи открывались неоднократно, но впервые найден
целый производственный комплекс.
Горны
интересны еще и тем, что в одной из обжигательных камер сохранились изразцы на момент прекращения работ, в том числе огромные архитектурные
изразцы, образующие целые архитектурные формы с рельефным декором «гирлянды плодов и фруктов», полуколонны,
обвитые гроздьями винограда и
многое другое. На некоторых встречена дата производства – 1690 год. Все
изразцы прошли только первичный обжиг, однако в
горнах проводился и вторичный обжиг – в одном из них остался
толстый слой потеков поливы зелено-бирюзового цвета. Цветные изразцы применялись на Руси для фасадной и интерьерной архитектурной барочной резьбы как местная версия - московское барокко - реализации европейского стиля, ведь на территории России не было залежей цветного камня или мрамора.
Не менее
важно, что вместе с отходами производства и бракованными изделиями
удалось впервые собрать множество экземпляров «печного припаса» –
специальных подставок и креплений, которыми разделялись изразцы при
обжиге. Важно, что это именно готовые, стандартные наборы. До сих пор в русском гончарстве до XVIII в. таких изделий
не обнаруживалось. Вместе с ними найдены керамические «рассекатели
жара», похожие на современные – в виде крупных мисок с большими круглыми
отверстиями по всей поверхности.
"В Новом Иерусалиме возникло производство, европейское по технологии и стилю, но совершенно русское по размаху – многие тысячи крупных изразцов нужны были для фризов и наличников, порталов и иконостасов — из них делали целиком огромные иконостасы? даже придумать такое трудно. Ими же "набирали" огромные церковно-учительные тексты, которые опоясывали интерьеры основных церквей внутри Воскресенского собора, и многое другое", – отметил руководитель Ново-Иерусалимской археологической экспедиции в пресс-релизе ИА РАН.
Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном как его подмосковная резиденция, повторяющая в пространстве священные места евангельской истории Святой Земли. В 1941 году монастырь был взорван немцами, а в 2008 году было решено полностью его восстановить. Сейчас в монастыре работают одновременно и археологи, и реставраторы. История монастыря тесно связана с историей Императорского Православного Палестинского Общества, в котором состояли многие настоятели обители, а первые председатели ИППО и почетные члены ИППО императорской фамилии неоднократно посещали подмосковную Палестину как паломники.
Подробности в отчете экспедиции на сайте ИА РАН >>>
15.08.2014
Ещё по теме: