RSS
Написать
Карта сайта
Eng

ИППО на карте мира

ИППО в Интернете

ИППО на канале youtube

 

 



Памятные места Нижегородской земли,
связанные со святыми именами и с историей ИППО

В июне 2010 года в России побывали члены Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества П. В. Платонов (председатель отделения) и Л. В. Платонова, избранные делегатами от отделения для участия в работе Первой Конференции ИППО. 14–15 июня члены Иерусалимского отделения по приглашению Нижегородского отделения ИППО посетили Нижний Новгород, где посетили святые места Дивеева, исторические места, связанные с Императорским Православным Палестинским Обществом, а также приняли участие в работе круглого стола на тему «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь. Россия на Святой Земле в прошлом и настоящем», организованного силами Нижегородского и Иерусалимского отделений ИППО. Своими впечатлениями о поездке поделился председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов в своих путевых записках.

Дивеево и исторические места Нижнего Новгорода


14 июня 2010 года мы прибыли на Нижегородскую землю. В Нижнем Новгороде нас встретили председатель Нижегородского отделения ИППО, декан факультета международных отношений Нижегородского университета профессор О. А. Колобов, заместитель Председателя Нижегородского отделения ИППО профессор А. А. Корнилов, секретарь Нижегородского отделения ИППО С. А. Колобова и сотрудники факультета международных отношений Нижегородского университета.


Члены Иерусалимского и Нижегородского отделения ИППО
в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре

Сразу же мы все вместе поехали в Дивеево, где в сопровождении монахинь Свято-Троицкой Серфимо-Дивеевской обители посетили храмы и святыни Дивеевского монастыря. Этот монастырь имеет глубокую историю и был основан еще в XVIII веке, когда в Дивеево пришла монахиня Киевского Флоровского монастыря Александра (в миру вдова Агафья Семеновна Мельгунова), образовав здесь Казанскую женскую общину.


Святая Канавка

В этих благословленных местах 25 ноября 1825 года в лесу преподобному Серафиму Саровскому явилась Царица Небесная и повелела ему создать новую девичью Обитель, взяв в нее из Казанской общины матушки Александры восемь сестер, которых назвала по именам. Усилиями Преподобного Серафима Саровского здесь была устроена Мельничная община, границы которой батюшка Серафим благословил опахать сохой и на этом месте вырыть канаву в три аршина глубиной, а вынимаемую землю бросать внутрь обители, чтобы образовывался вал также в три аршина, определяя таким образом ту самую тропу по которой прошла сама Царица Небесная. Сестры медлили выполнить благословение рыть канавку, и накануне праздника Пресвятой Троицы, преподобный Серафим сам начал обустраивать Канавку, невидимым образом перенесясь из Сарова в Дивеево. Поразившись такому чуду, сестры с усердием и ревностью принялись копать Канавку.

Дивеевские сестры находились под духовным руководством преподобного Серафима Саровского, и хотя старец Серафим был в Обители проездом всего один раз, он не только духовно руководил монастырем, но и сам лично составил план Серафимо-Дивеевской Лавры, которая существует ныне и является Четвертым уделом Божией Матери на земле. Память о духовном наставнике обители бережно сохраняется в Дивеево.


Приезд царской семьи в Саровскую пустынь

17 июля 1903 года настало время прославления яркого светильника земли Русской – преподобного Серафима Саровского всея России Чудотворца. Возглавить Саровские торжества прибыли члены Августейшей семьи – почетные члены Императорского Православного Палестинского Общества — Государь Император Николай II, Государыни Императрицы – Мария Федоровна и Александра Федоровна, Председатель ИППО — Великий князь Сергий Александрович и его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна, после его гибели тоже ставшая Председателем ИППО, ныне прославленная в лике святых.



Прибытие Государя и Государыни на Соборную площадь
в Серафимо-Дивеевском монастыре


Августейшие паломники проходят через Соборную площадь
в Серафимо-Дивеевском монастыре


Саровские торжества 1903 г.
Перенесение мощей преподобного Серафима


Среди тех, кто несет раку с мощами — император Николай II

Приезд высоких гостей предсказывал сам старец Серафим одной из Дивеевских сестер: «Вот какая радость-то будет! Среди лета запоют Пасху, радость моя! Приедет к нам Царь и вся Фамилия…»… «А как Царская Фамилия приедет к вам, матушка,— говорил старец другой монахине,— то выйдите за Святые ворота да распахните их широко-широко, да низко-низко поклонитесь до земли, да и скажите: „Покорно просим пожаловать, покорно просим…“ И сам батюшка поклонился до земли.


Императрица Александра Федоровна
с сестрой великой княгиней Елизаветой Федоровной
посещают источник прп. Серафима в дни Саровских торжеств 17–19 июля 1903 г.


Николай II с великими князьями по дороге в дальнюю пустыньку батюшки Серафима


Саровские торжества 1903 г.
Посещение императором Николаем II и императрицей Александрой Феодоровной источника прп. Серафима Саровского. 1903 г.


Царица Александра Федоровна у входа в купальню при святом источнике


Саровские торжества 1903 г.
Император Николай II с великими князьями и свитой у источника


Саровские торжества 1903 г.
Император Николай II возвращается от источника в обитель.
На заднем плане — архимандрит Серафим (Чичагов)

Игуменья Мария (Ушакова) поднесла Государю Императору Николаю II икону преподобного Серафима, Государыне Императрице Марие Федоровне – образ явления преподобному Серафиму Саровскому Царицы Небесной, Государыне Императрице Александре Феодоровне – икону Божией Матери „Умиление“ и остальным Августейшим Особам – иконы „Умиление“ и преподобного Серафима Саровского монастырской живописи.


Посещение членами Царской семьи кладбища в Дивеево.
В Преображенской кладбищенской церкви хранилось несколько памятников, оставшихся от преподобного Серафима

Елена Ивановна Мотовилова вспоминала: „Я, недостойная, не могу без слез вспоминать того неожиданного немыслимого счастья и радости при посещение меня убогой, Помазанником Божиим, Царем, Отцом России, и Царицами, и всеми Царственными Особами. И всем этим я обязана преподобному Серафиму; за его молитвы меня сподобил Господь этой милости и счастья. Как не удивляться, видевши чудеса: вся обитель росла со мною и из двух келий выросла обширная, с храмами Божиими“.

Начиная с 1917 года Дивеевская обитель как и вся Россия претерпевает большевистские гонения. В 1927 году монастырь закрывают, многие сестры были заключены в лагеря ГУЛАГа. Тем не менее даже в советские времена здесь в частных домах жилы сестры и собирались на молитву, их посещали редкие паломники, тайно приезжавшие в Дивеево. Известно, что в домике № 16 по улице Лесной жила схимонахиня Маргарита (Лахтионова) – единственная из Дивеевских сестер, вернувшаяся во вновь открывшуюся обитель. У нее хранился чугунок батюшки Серафима, который он дал сестрам, чтобы хранили в нем угли для кадила. Также матушка Маргарита сохранила свечку, которую пеподобный Серафим передал дивеевским сестрам со словами: „С этой свечой вы меня в Дивееве встречать будете“. Свечка сохранялась сестрами почти 158 лет, в последнее время у матушки Маргариты, которая передала ее протодиакону Владимиру Покровскому. Он вставил свечу в диаконский подсвечник и с ней встречал мощи преподобного Серафима Саровского у святых врат обители 20 июля 1991 года. С этого момента началось возрождение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.


Очередь к мощам преп. Серафима Саровского


Личные вещи преп. Серафима Саровского

Во время своего посещения обители мы прежде всего приложились к святым мощам преподобного Серафима Саровского, которые временно из за ремонта в храмах находятся в Преображенском соборе. Посетили Казанский, Рождественский храм, приложившись к святым мощам святых Дивееских жен — препп. Александры, Марфы и Елены, где сестрами обители читается Неусыпаемая Псалтирь. Далее в сопровождении монахини обители мы побывали на могиле Николая Александровича Мотовилова, совершили крестный ход по святой Канавке Пресвятой Богородицы.

Затем по благословению настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игуменьи Сергии мы были приглашены в монастырскую трапезную, где от имени Иерусалимского отделения ИППО вручили в дар Обители две хасмонейские монеты „лепта вдовицы“, документальный фильм „По евангельским святыням Иерусалима“, созданный православным научно-просветительским обществом „Россия в красках“ в Иерусалиме, а также наборы открыток с видами Святой Земли. От имени игуменьи Сергии нам были вручены памятные наборы с дивеевскими святынями и сувенирами.




Члены Иерусалимского и Нижегородского отделения ИППО
в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре

После трапезы мы записали интервью о Святой Земле, о деятельности Иерусалимского отделения ИППО для монастырского радио и посетили самый старинный из всех источников Дивеева, известный еще в XVIII веке — Казанский Дивеевский источник, совершив омовение в его святых водах.

При посещении святых дивеевских мест у нас появилась идея о написании в Иерусалиме иконы небесной покровительницы Императорского Православного Палестинского Общества – преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая в 1903 году посещала Дивеево, и передаче иконы в дар от Императорского Православного Палестинского Общества Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. Решение о совместном спонсировании этого проекта и было принято руководством Иерусалимского и Нижегородского отделений ИППО на обратном пути в Нижний Новгород.

На следующий день мы в сопровождении заместителя председателя Нижегородского отделения ИППО Александра Алексеевича Корнилова посетили исторические места в Нижнем Новгороде, прежде всего те, которые связаны с памятью Императорского Православного Палестинского Общества.


А. А. Корнилов и П. В. Платонов у здания братства св. влкм. Георгия Победоносца,
в котором проходили палестинские чтения для нижегородских паломников

В частности, в здании на улице Суетинской, 23 до революции располагалось братство св. влкм. Георгия Победоносца, и в этом доме проходили народные палестинские чтения, устраиваемые Нижегородским отделом Императорского Православного Палестинского Общества. Темы чтений в основном были посвящены Святой Земле и ее святыням. Чтения сопровождались „туманными картинами“, читали лекции священнослужители – члены Нижегородского отдела ИППО. В этом же здании проходили молебны для паломников, отправляющихся на Святую Землю. Молебны служило духовенство из числа членов Нижегородского отдела ИППО. В начале XX века здесь пристроили часовню Владимирской Оранской иконы Божией Матери, которая во второй половине XVIII века спасла город от чумы. Когда разразилась страшная эпидемия, эту икону обнесли вокруг города, после чего смертельная болезнь отступила. Сейчас в здании располагается Нижегородское женское епархиальное училище. Второй этаж занимает спортивный зал педагогического института. Нижегородская епархия требовала вернуть здание Русской Православной Церкви еще со времен митрополита Николая (Кутепова), но мэрия города никак на это не решится, видимо, нет никакого альтернативного здания.

Народные палестинские чтения проходили не только здесь, но и в других зданиях города.


Владимир II (Никольский), епископ Нижегородский и Арзамасский,
создавший и возглавивший Нижегородский отдел ИППО

На улице Пискунова, 40 в здании консерватории им. М. И. Глинки, в бывшем ахиерейском доме, 22 октября 1896 года прошло первое учредительное собрание Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского Общества, созданное Владимиром II (Никольским), епископом Нижегородским и Арзамасским. Нижегородский архиерей Владимир II был Почетным членом и Председателем Нижегородского отделения ИППО. В его доме состоялось открытие отдела в феврале 1897 году после утверждения инициативы нижегородцев Советом ИППО,  здесь же проводились важные собрания, на которых принимались решения о деятельности отдела, разрабатывались основные направления деятельности.


Архиерейский дом с Крестовой церковью в Нижнем Новгороде


Бывший архиерейский дом на ул. Пискунова. Современный вид

По словам заместителя председателя Нижегородского отделения ИППО А. А. Корнилова, в этом доме хранился архив Нижегородского отдела ИППО, который до сих пор не найден. „Мы не можем его найти через краеведов, куда-то он делся. В Нижнем Новгороде существуют 2 фонда – фонд духовной консистории и канцелярии архиерейского дома. Там нет материалов отдела ИППО, которые в результате деятельности губернской ЧК попали куда-то в другие фонды, и пока найти их не можем“.

О губернской ЧК мы вспомнили и на обзорной площадке с видом на великую русскую реку Волгу. Указав на Мочальный остров Александр Алексеевич Корнилов рассказал о трагической истории Нижнего Новгорода: „В советское время на Мочальный остров приезжали и сейчас приезжают люди на прогулки, на отдых, разбивая там шатры, палатки, кушают там, что-то выпивают, но в советские время даже не знали, что на самом деле, на этом острове расстреливали всех тех, кто советской властью был причислен к „врагам народа“ — духовенство, мирян, интеллигенцию, дворянство — в 1918, 1937–1938 годах их привозили сюда, связывали, расстреливали и бросали в Волгу. За годы красного террора на Мочальном острове было расстреляно около 5 тысяч человек. В 2000-м году многие из них были причислены к сонму новомучеников и исповедников Российских. И на самом Мочальном острове сейчас стоит поклонный крест, где совершаются панихиды в дни памяти Новомучеников и исповедников Церкви Российской XX века. Один из членов ИППО был точно там расстрелян, Нижегородским краеведам еще предстоит уточнить имена мучеников. Это место является трагическим в новейшей русской истории, но вместе с тем и жертвой за наши заблуждения“.

Далее наш путь лежал в древний кремль Нижнего Новгорода – большой  комплекс, построенный в начале XVI века итальянским архитектором Пьетро Франческо (Пётром Фрязиным) присланным из Москвы. Строился он примерно в течение 15 лет. Краснокирпичные сооружения, башни и стены – всё это в стиле московского Кремля начала  XVI века с уникальными церквями и, прежде всего, с церковью св. Архангела Гавриила, где похоронен знаменитый нижегородец Косьма Минин. Этот кремль выдержал осаду ногайской орды, войска которой подошли сюда и хотели приступом взять кремль, в котором заперлись нижегородцы. Их спасло то обстоятельство, что у них были пленные литовцы, которые умели управлять пушками, а пушки были трофейными. Россияне не умели тогда еще стрелять из пушек. Нижегородцы поставили литовцам условие, что освободят их, если они из этих пушек пальнут по ногайцам. Литовцы вышли из тюрьмы и открыли огонь по ногайцам, которые в ужасе разбежались. Нижегородский кремль таким образом был спасен.


Константин Платонович Фредерикс,
барон, вице-губернатор Нижнего Новгорода (1896-1905)


Бывший дворец нижегородского вице-губернатора на территории кремля

Внутри кремля мы обратили внимание на белый дом – дворец нижегородского вице-губернатора, который входил в состав Нижегородского отдела ИППО. Во времена создания отдела ИППО в Нижнем Новгороде эту должность занимал барон Константин Платонович Фредерикс. И здесь в этом дворце периодически проходили заседания правления Нижегородского отдела ИППО. Приезжал правящий архиерей, были губернатор, сам вице-губернатор, предводитель дворянства, духовенство Нижегородской духовной консистории. Здесь они заседали и обсуждали насущные проблемы деятельности Нижегородского отдела ИППО.


Усыпальница Козьмы Минина в Спасо-Преображенском кафедральном соборе кремля.
Фото: Город Нижний Новгород

Александр Алексеевич Корнилов отметил, что на территории Нижегородского кремля есть еще одно памятное место для членов Императорского Православного Палестинского Общества. Это Ивановский спуск или съезд, который берет свое начало от Ивановской башни Нижегородского Кремля и заканчивается наверху у въезда в Спасо-Преображенский кафедральный собор. В 1913 году, как известно, в России широко отмечалось 300-летие династии Романовых, и в Нижний Новгород приехала вся Царская семья – Почетные члены ИППО – будущие царственные страстотерпцы и, естественно, приехала Великая княгиня Елисавета Феодоровна – председатель ИППО, будущая новомученица Российская. Вот по этому Ивановскому спуску они поднимались через Ивановские врата в Спасо-Преображенский собор, вошли туда, поклонились праху Косьмы Минина, который вместе с Дмитрием Пожарским возглавлял народное ополчение, спасшее Россию от польско-литовских захватчиков, и итогом этого освобождения стало воцарение династии Романовых.

Далее наш путь лежал в Вознесенский Печерский монастырь.


Вознесенский Печерский монастырь.
Круглый стол „Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь.
Россия на Святой Земле в прошлом и настоящем“



Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижнего Новгорода

После посещения кремля мы направились в древний Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижнего Новгорода, основанный еще на рубеже 20-30-х годов XIV столетия монахом Дионисием, будущим святителем Дионисием, Суздальско-Нижегородским пастырем, пришедшим в эти места -  на волжские берега — из Киево-Печерской Лавры. Прибытие этого подвижника на берега Волги способствовало развитию и духовному становлению русских земель. Обитель, давшая русскому православию таких ярких святых — последователей святителя Дионисия, как святые преподобные Ефимий Суздальский, Макарий Желтоводский и Унженский, а также святую Вассу Нижегородскую, пережила разные периоды расцвета и испытаний, в том числе и самое страшное испытание после революции 1917 года. В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и с этого момента начался новый этап в истории этой древней русской обители. Много сил по возрождению монастыря приложил член Нижегородского отделения ИППО Нижегородский митрополит Николай (Кутепов), с 2000 года наместником монастыря становится член Нижегородского отделения ИППО – архимандрит Тихон (Затекин). Настоятелем  и священноархимандритом Печерского монастыря является Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), известный своими архипастырскими трудами по возрождению Нижегородской и Арзамасской епархии, с 2002 года.

На территории этого уникального и древнейшего русского монастыря мы записали интервью для Нижегородского телевидения и „Нижегородских епархиальных ведомостей“. Затем в Успенской церкви монастыря в присутствии членов Иерусалимского и Нижегородского отделений ИППО состоялась заупокойная лития по почившим деятелям ИППО.


Литию по почившим деятелям ИППО служит наместник Вознесенского Печерского монастыря
архимандрит Тихон (Затёкин), действительный член ИППО


Слева направо: П. В. Платонов, архимандрит Тихон (Затёкин), А. А. Корнилов

Литию совершил член Нижегородского отделения ИППО — наместник Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) в сопровождении хора братии обители. Во время заупокойной литии были помянуты:

Председатель ИППО — Великий князь Сергий Александрович
Почетный член ИППО — Государыня императрица  Мария Федоровна
Почетные  члены ИППО, Великие князья –  Михаил Александрович, Павел Александрович, Дмитрий Павлович, Константин Константинович, Михаил Михайлович, Александр Михайлович, Иоанн Константинович
Почетные  члены ИППО, Великие княгини –  Ксения Александровна, Мария Павловна, Александра Иосифовна, Ирина Александровна
Секретари ИППО — Василий Николаевич Хитрово, Алексей Афанасьевич Дмитриевский
Председатель  Комитета Почетных членов ИППО – Святейший  Патриарх Алексий II
Духовник  Иерусалимского отделения ИППО –  Протоиерей Василий Ермаков
Почетный  член ИППО – Архиепископ Макарий (Миролюбов)
Член  ИППО – Митрополит Нижегородский  и Арзамасский Николай (Кутепов)
Члены Нижегородского отделения ИППО XIX – начала XX веков: Епископа Нижегородского и Арзамаского Владимира, Епископа Балахнинского Аркадия, Епископа Нижегородского и Арзамасского Назария, Епископа Иерофея, архимандрита Макария, архимандрита Аркадия
Члена ИППО из города Арзамаса Владимира.


В музее истории Нижегородской епархии

После литии наместник монастыря архимандрит Тихон пригласил нас на экскурсию  в уникальный церковно-археологический музей истории Нижегородского епархии, основанный в 2003 году, в котором находится целый уголок, посвященный деятельности Императорского Православного Палестинского Общества. В залах музея собрана уникальная коллекция по истории Печерского монастыря, где в качестве экспонатов представлены как древнейшие археологические находки из раскопок на месте первоначального пребывания обители, так и копии редких архивных документов XVI–XIX веков. В экспозиции музея находится церковная утварь, богослужебные сосуды, образцы старинных церковных облачений, а также дореволюционные награды, которых удостоились представители духовенства. Здесь можно увидеть уникальные дореволюционные фотографии. Отельный раздел посвящен последним настоятелям Печерской обители начала XX века и Новомученикам и исповедниками Церкви Российской XX века.










Стенды, посвященные истории Императорского Православного Палестинского Общества,
в музее Вознесенского Печерского монастыря

В экспозиции, посвященной русскому духовному присутствию на Святой Земле и наследию Императорского Православного Палестинского Общества, мы обнаружили: „Путеводитель по святым местам востока. Руководство для русских поклонников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон, Синай, в Барград и Рим с приложением карты Палестины. 1907 год“ издания Императорского Православного Палестинского Общества, памятные кресты из оливкового дерева, сделанные на Святой Земле, иконы с изображением Спасителя евангельской надписью „да любите друг друга“, открытки и фотографии с видами Палестины, Православный Палестинский сборник 5 выпуск 1884 года издания Императорского Православного Палестинского Общества в Санкт-Петербурге, книга секретаря ИППО – профессора А. А. Дмитриевского „Благодать Святого Огня на живоносном Гробе Господнем в Великую субботу“, паспортная книжка 19 века, юбилейное свидетельство об окончание школы ИППО к 300-летия дома Романовых, фотографии выдающихся деятелей ИППО: Председателей Великих князей Сергия Александровича и Елисаветы Феодоровны, секретаря ИППО В. Н. Хитрово 1882–1903, вице-председателя ИППО – Н. Н. Селифонтова 1895–1900, рисунок высочайше учрежденного знака ИППО и некоторые другие замечательные раритеты, связанные с историей паломнического движения в России по линии Императорского Православного Палестинского Общества.


Международный круглый стол „Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь“
проходил в одном из залов музея Вознесенского Печерского монастыря


Выступление председателя Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонова

После осмотра музея началась работа международного круглого стола „Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь“.

Первым для выступления слово было предоставлено Иерусалимскому отделению ИППО, и я выступил с докладом на тему „Роль ИППО в организации быта и нужд русский православных паломников в XIX и XXI веках“ в сопровождении мультимедийной презентации уникальных фотокопий документов, найденных в архиве Сергиевского подворья в Иерусалиме, и фотографий русских православных паломников XIX и XXI веков. Хотелось, чтобы слушатели поняли ту уникальную миссию, которую несло ИППО в популяризации святынь Палестины для всей России. Доступность Иерусалима и Святой Земли с великими библейскими святынями была бы невозможна без содействия Императорского Православного Палестинского Общества, которое сумело построить в сердце Иерусалима целый дом для души русского православного человека, стремившегося смиренным паломником поклониться святому Гробу Господню, Вифлеемской Звезде, увидеть Фаворский свет Преображения, погрузиться в священные воды святой реки Иордан. В заключении своего выступления я пригласил правящего архиерея Нижегородской епархии Архиепископа Нижегородского и Арзамасского и наместника Печерского монастыря архимандрита Тихона (Затекина) посетить Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме.


Выступление председателя Нижегородского отделения ИППО профессора О. А. Колобова

О насущных задачах усиления присутствия ИППО и России на Святой Земле рассказал в своем докладе председатель Нижегородского отделения ИППО профессор Олег Алексеевич Колобов, который подчеркнул, что ИППО приобретает совершенно новый статус, но с очень серьезной традицией, строго действующей в соответствии с Уставом Общества. „Получается аккорд усилий светских и церковных сил, и мы рады, что здесь на Нижегородской земле идет встреча, которая могла бы дать Обществу новый импульс. Не зарождение „потешных традиций“, а как раз восстановление того самого присутствия, которое должно непременно быть обозначено. Борьба за Сергиевское подворье в Иерусалиме была яростной, теперь предстоит борьба за правильную форму управления делами на подворье. Должно быть взаимодействие, вот Павел Викторович совершает взаимодействие, в неимоверно тяжелой обстановке работает и получает понимание. Но очень важно обращение к исторической традиции, ведь времена наступили новые, а позиция должна быть старая — в крепкой вере, подвиге, это же подвиг — совершить паломничество хотя бы раз в жизни. Надо молодых людей в это вовлекать. Я думаю, Владыка нас в этом поддержит, постепенно может получиться серьезный масштаб, о котором наш Владыка мечтает, и какой мы видим здесь в удивительном музее, где собраны редчайшие вещи по истории ИППО, даже в Одессе такого нет, откуда паломники отправлялись в плавание, а там, на Украине были отделы ИППО. Мы начинали там, хотели на судах I, II и III классов идти до Царьграда, была такая попытка, но всё разрушилось. Так что я считаю, чтобы усилия не были зря потрачены, должна быть правильная организация деятельности в союзе с Церковью. Люди должны быть в этом плане абсолютно поддержаны с полным мандатом доверия, с властью, потому что работа предстоит очень серьезная в динамике нового управления. У Павла как председателя Иерусалимского отделения должна быть полная уверенность в усилении этой позиции“.

Далее профессор О. А. Колобов продолжил разговор о перспективах расширения русского духовного присутствия на Святой земле при правильном и последовательном движении к этой цели. Возвращение Сергиевского подворья — это лишь первый шаг, который надо безошибочно реализовать, правильно распорядившись управлением подворья. „У нас сердце захолонуло, когда мы пришли на Сергиевское подворье, а там висит флаг ИППО, а рядом здание Елизаветинского подворья ИППО, где находится тюрьма. С волнением я увидел на Сергиевском подворье большой зал, который нас должен всех объединять, мы собирались в народной трапезной всех русских построек в Иерусалиме, видели где жил знаменитый художник Николай Андреевич Кошелев. Мы сделали попытку взаимодействия, у нас получилось, если сейчас грамотно всё будет сделано с Сергиевским подворьем, то дается великий шанс продолжения усиления русского присутствия в Святой Земле — у Порога Судных Врат на Александровском подворье. На Святой Земле осталось неимоверное количество участков, которые приобретал великий Антонин (Капустин), сам по своей собственной инициативе, и всем нашим людям осталось его глубокое наследство. Я ведь теперь знаю, почему революция эта несчастная случилась: из-за святых мест, чтобы нас к ним не допустить. Помните программу „Ключ к Вифлеему“, которую там католики осуществляли? Так вот докладываю, католики активно действовали, у них центр настоящий – послушание, дисциплина и т. д. Православным в этом отношении не надо никак теряться, для этого есть всё: и МИД, и государственные структуры, и слава Богу, сейчас наш Председатель Сергей Вадимович Степашин — глава Счетной палаты. Сейчас все правы – государство, Церковь, мы здесь с вами, потихоньку мы стараемся делать здесь вещи достаточно серьезные. Считаю в этом смысле необходимым усиление русского присутствия по линии ИППО и грамотной промыслительной деятельности в этом плане, должна быть отработана генеральная линия, не только подвиг Павла Викторовича, а как раз вот сопутствующие малые дела в региональных отделениях, которые раньше спокойно работали. Кружечный сбор на Вербное воскресение собирался и всё, никаких вопросов, и поехали“.

Говоря далее о задачах регионального отделения, Олег Алексеевич высказал уверенность, что на местах можно многое сделать для правильной организации паломничества россиян на Святую Землю. „Сейчас меня тревожит перенасыщенность паломнических программ из-за ограниченности времени. А вот если бы был странноприимный дом, устав, дисциплина, люди как вдохновились бы в этом плане. Получается интересная вещь, духовная ипостась – Церковь, а ИППО – не инструмент, нет, а важнейшая конструкция, которая позволит решить многие проблемы. Чтобы избежать ошибок, должна быть уставная, благословенная деятельность, которая соединяет наши скромные усилия по подготовке паломничества, в виде научного кабинета, инструкторов, которые сопровождают паломников, и вся цепочка замыкается на подворьях в Иерусалиме. Дорогого стоит грамотная работа православного паломнического центра „Россия в красках“ в Иерусалиме по приему паломников в Святой Земле, его международный Интернет-портал „Православный поклонник на Святой Земле“, который грамотно систематизирует информацию, подготавливает к паломничеству, дает уникальные знания по истории Святой Земли, и я думаю, мы сейчас стоим на грани удивительных событий, которые нужно просто совершенно грамотно разыграть“.

В завершение своего выступления Олег Алексеевич призвал не забывать тех, кто стоял у истоков Императорского Православного Палестинского Общества, в частности в Нижнем Новгороде, и кто заплатил жизнью за свои духовные убеждения. „Слава Богу, мы уже дожили до того, что в Печерском монастыре, в уникальном совершенно месте, дискутируем по поводу расширения русского духовного присутствия на Святой Земле вместе с представителями фонда митрополита Николая, осталось дело за малым — поименно найти всех тех, кто сопричастен к этим великим подвигам, собрать информацию о Новомучениках и исповедниках Русской Церкви XX века – членах ИППО. Они же великие люди, наверняка осталась о них память и, возможно, память об их пребывании на Святой Земле“.


Заместитель Нижегородского отделения ИППО профессор А. А. Корнилов

С докладом на тему „Вопросы современного русского паломника  на Святой Земле: может ли Палестинское Общество на них ответить?“ выступил заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО профессор Александр Алексеевич Корнилов, который, в частности, отметил: „Уважаемые участники круглого стола, мне бы хотелось высказать несколько тезисов, которые касаются вопросов паломничества, поскольку я имею тоже некоторый опыт паломничества на Святую Землю. В период паломничества возникает ряд вопросов чаще организационного или бытового характера, но в тоже время есть вопросы, касающиеся духовной жизни паломника“.

В качестве первого тезиса Александр Алексеевич задался следующими вопросами: как паломник должен быть подготовлен к поездке на Святую Землю, где он должен быть подготовлен, кем он должен быть подготовлен и когда? „Ориентационные лекции, посвященные географии Палестины, если они нужны, то где их читать? Если ещё в России, то тогда кто их должен проводить? Если в Иерусалиме, то проводить их на Сергиевском подворье? Приехав в Святую Землю, паломник нуждается не только в инструкции поведения, но и в углублении познаний о Святой Земле, значит востребованы лекции на Сергиевском подворье, а эта традиция всегда поддерживалась Императорским Православным Палестинским Обществом в период Империи“.

Второй тезис и вторая группа вопросов: кто водит группы паломников? „Это подготовленные профессиональные православные гиды? Должны ли эту работу делать люди от ИППО или от какой-то отдельной организации? Василий Николаевич Хитрово, знаменитый основатель и секретарь ИППО, говорил, что МИД России – это голова русского присутствия и паломничества на Святой Земле, Русская Духовная Миссия – это душа русского паломничества, а Императорское Православное Палестинское Общество – это тело, организующее все паломнические дела. Поэтому оптимально было бы нашему Обществу, например через паломнический отдел, если таковой будет создан, либо через какую-то другую структуру заниматься подготовкой паломнических гидов и координировать всю работу“.

Третий тезис, по мнению профессора А. А. Корнилова, касается быта и обустройства паломников. „В каких гостиницах должны жить паломники? В израильских или арабских? Раньше такой вопрос вообще не стоял, потому что наши богомольцы останавливались на подворьях Императорского Православного Палестинского Общества в период Российской Империи. Эти огромные площади русских подворий существуют до сих пор и могут быть вслед за Сергиевским подворьем возвращены Императорскому Православному Палестинскому Обществу для того, чтобы как раз заниматься обустройством паломников. Немаловажен вопрос и о маршрутах, и духовном окормлении паломников. Священники от епархии будут окормлять паломников на маршрутах или это будут делать немногочисленные штатные священнослужители Русской Духовной Миссии в Иерусалиме? Далее возникает вопрос о маршруте и качестве работы гида? Мы видели, например, группы, спешащие увидеть всё и сразу. Гиды, которые часто были неправославными, „волокли“ буквально паломников от святыни к святыне, обрушивая на них массу информации. Тогда возникает вопрос о смысле паломничества. С чем должен вернуться в Россию паломник? Для чего он вообще едет на Святую Землю? Ведь не только для того, чтобы получить информацию. Всё-таки цель паломничества, как говорят наши святые отцы, – это напитаться благодатью Божией от поклонения святыням, от прикосновения к святыням, от участия в богослужениях – напитаться благодатью, для того, чтобы вернувшись, поддерживать православный образ жизни – этот дух горения“.

Пока эти вопросы остаются без ответа, но думать над решением этих проблем необходимо уже сейчас.

Действительный член Нижегородского отделения ИППО, наместник Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) представил участникам круглого стола новую книгу „Августейшая паломница, Ея Императорского Величество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Оптинской пустыни, Перми и Верхотурье“, изданную при его непосредственном участии как одного из руководителей проекта, реализованного совместно с фондом возрождения Николо-Берлюковского монастыря, с его президентом Александром Паниным, который тоже является членом ИППО. Архимандрит Тихон сообщил о планах по созданию целой серии книг о паломничестве Великой княгини Елисаветы Федоровны по святым местам России и в Иерусалим. Следующая книга как раз будет посвящена её паломничеству в Святую Землю. Всего планируется издать около десяти книг. А в следующем году планируется собрать большой альбом, посвященный ее памяти, уже отдельным изданием.

В рамках совместного сотрудничества с Иерусалимским отделением ИППО я предложил архимандриту Тихону включить в сборник, посвященный памяти Великой княгини Елисаветы Феодоровны свою статью „К 145-летию со дня рождения небесной покровительницы Императорского Православного Палестинского Общества Великой княгини Елисаветы Феодоровны“. На память о встрече архимандриту Тихону от имени Иерусалимского отделения ИППО были подарены хасмонейская монета „лепта вдовицы“, документальный фильм „По евангельским святыням Иерусалима“, созданный православным научно-просветительским Обществом „Россия в красках“ в Иерусалиме, а также наборы открыток с видами Святой Земли, рассказывающих о святынях Палестины.

В свою очередь архимандрит Тихон подарил всем участникам круглого стола книгу „Августейшая  паломница, Ея Императорского Величество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Оптинской пустыни, Перми и  Верхотурье“, также передал в дар Иерусалимскому отделению ИППО книги, изданные издательским отделом Нижегородской епархии и Печерского монастыря при его авторстве: „Святитель Тихон Патриарх Московский и Всея России“ (2010), „Архиепископ Макарий (Миролюбов). Церковный историк и духовный пастырь“ (2009), „Вознесенский Печерский мужской монастырь“ (2008).

Прошедший международный круглый стол показал воочию важность горизонтальных связей между отделениями Императорского Православного Палестинского Общества. Общество благодаря подвижнической деятельности не только возвращается в формат своего гуманитарного присутствия на Святой Земле, но и возрождает свою традиционную деятельность в регионах России и, прежде всего, в таком важном регионе, как Нижегородская земля, освященная подвижниками благочестия — преподобным Серафимом Саровским, святителем Дионисием, Суздальско-Нижегородским пастырем, пришедшим на волжские берега из Киево-Печерской Лавры, преподобными Ефимием Суздальским, Макарием Желтоводским и Унженским, святой Вассой Нижегородской, святыми Дивеескими женами — препп. Александрой, Марфой и Еленой, Почетными членами Императорского Православного Палестинского Общества, посетившими в разное время Нижегородскую землю – святыми Царственными Страстотерпцами, Преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Федоровной – председателем и небесной покровительницей Императорского Православного Палестинского Общества.

Фото из альбома Иерусалимского отделения ИППО

Платонов П.В., действительный член Императорского Православного Палестинского Общества

Нижний Новгород — Иерусалим
25–28 июня 2010 года

Тэги: Нижний Новгород, Дивеево, музей ИППО, Вознесенский Печерский монастырь, Иерусалим (ИППО), Колобов О.А., Колобова С.А., архим. Тихон (Затёкин), Платонов П.В., Платонова Л.В., Корнилов А.А., паломничество, научные мероприятия

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню