Делегация ИППО паломничает по Святой Земле
В составе делегации были известные ученые-востоковеды и церковные историки Н. Н. Лисовой, Г. М. Прохоров, Л. А. Герд, М. Н. Громов, Е. В. Белякова. Нижегородское отделение было представлено профессорами О. А. Колобовым и А. А. Корниловым.
Делегация была принята начальником РДМ о. Елисеем (Ганаба), который подчеркнул на официальной встрече, что впервые такая группа представителей Общества прибыла паломничать на Пасху в Иерусалим. Мы исправляем ошибки дореволюционного периода,— сказал начальник Миссии,— стремимся действовать на Святой Земле в симфонии: РДМ, ИППО и государственные внешнеполитические учреждения России. Долгое время Русская Палестина была фактически оторвана от России. Архимандрит Елисей выразил надежду на то, что Всезарубежный церковный собор 2006 г. выскажется за воссоединение частей единого целого российского наследия в Палестине. С большим трудом идет подтверждение прав РДМ и ИППО на собственность в различных частях Палестины. Архимандрит Елисей передал через нижегородцев поклон архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, что мы и делаем, пользуясь случаем.
Мы приехали в Иерусалим в Великий Четверток. 12 Евангелий слушали в Свято-Троицком соборе РДМ. Храм был заполнен до отказа, трудно было поднять руку, чтобы перекреститься: несколько тысяч русских поклонников стояли в церкви. И люди, слушая Евангелие, плакали. Как это возможно, так осуждать и казнить Самого Бога? Иудеи предали Христа, Посланного им Мессию, на распятие в канун своего главного праздника — Пасхи иудейской. Лифостротон произвел самое глубокое впечатление. На полу внутреннего двора сохранились начертанные римлянами геометрические фигуры. Римские воины играли в кости, бросая их на эти фигуры. И тут же рядом беспощадно избивали бичами Христа, Господа Бога. Мы говорили друг другу: страшно все это – как можно бить Бога? А мы бьем своих меньших, унижаем с такой яростью, обижаем каждого встречного с такой убежденностью, кто чем-либо не понравился. За что мы так не любим ближнего, а, значит, и себя не любим? Любой фарисей позавидует нашей «праведности».
В Великий Пяток в Старом городе совершался Крестный ход по крестному пути Спасителя. По узким улочкам в едином потоке двигались православные греки, палестинцы, русские, сербы, румыны, малороссы. На разных языках они пели: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Некоторые сербы несли огромные кресты, другие из нас несли свои маленькие кресты, и таким образом освящался вслед за дорогой Спасителя, не только этот наш путь 21 апреля, но и весь жизненный путь. Крестный ход не обошелся без искушений. Католики напали на диакона, кадившего перед Крестом, и побили его. Драки и столкновения между христианами во Святом Граде — не редкость, а обычное явление. Армяне дерутся с греко-католиками, католики с православными, копты еще с кем-то, может быть, с абиссинцами. Комбинация сторон может меняться. Чаша сия, к сожалению, не миновала и самих православных. Внутри православной общины Иерусалима есть сторонники низвергнутого патриарха Иринея и нынешнего патриарха Феофила. В Великую Субботу сторонники Иринея освистывали Феофила, когда тот находился в кувуклии и молился о снисхождении Благодатного Огня. Горненские монахини даже говорили нам, что опасаются, как бы к Храму Гроба Господня не пришли два Иерусалимских патриарха – бывший и нынешний. Патриарх Феофил просит русских монахинь, а значит и нас всех, русских людей, молиться за Иерусалимскую Церковь, чтобы Господь рассеял нынешнюю смуту. Меньше часа блаженнейший Феофил просил об Огне, и Огонь сошел. Радость охватила тысячи людей, стоявших в Храме, на его крыше, во дворах и окрестностях. Одних только греков, включая киприотов, прибыло в Иерусалим до 14 тысяч человек. Мы видели, как со свечой ходил израильский спецназовец, охранявший зону Храма. Он также радовался, потому что ему кто-то из паломников подарил свечу, и он, сам русский по происхождению, вероятно, вспомнил Россию, из которой по семейным обстоятельствам вынужден был уехать.
На Пасху наша группа (члены ИППО и паломники из разных концов России) молилась и причащалась в Свято-Троицком соборе. Слава Богу за все! Господь поддерживал нас в последние дни Страстной, а после Пасхи мы чувствовали себя окрыленными. С нами был батюшка (о. Павел, служащий в московском университетском храме св. мученицы Татианы), который на каждом святом месте неустанно читал Евангелие. Мы также пели тропарь праздника или святому и величание. В таком, может быть, очень скромном молитвенном приношении мы соединялись со святыми отцами, стремились быть участниками непрерывной Пасхи Небесной.
Запомнилась Малая Галилея. Там Воскресший Спаситель явился апостолам со словами «Мир вам». Там же архангел Гавриил предстал Божией Матери, предвозвестив Ее славное Успение. Малая Галилея – загородная резиденция патриарха Иерусалимского, но есть там одно место, которое трогает душу всякого русского человека. За алтарем храма похоронен игумен Серафим. Судьба его по-человечески трагична, а по духовному очень спасительна. Это тот самый о. Серафим, который перевозил мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из Алапаевска в Читу, затем в Китай, а далее – пароходом в Палестину. В гефсиманском храме св. Марии Магдалины мощи были установлены для поклонения всех паломников и местных православных. В 1945 г. о. Серафим, относившийся к Русской Зарубежной Церкви, признал Патриарха Алексия I и вышел из подчинения Зарубежному Синоду. Результатом стала невозможность приходить в храм св. Марии Магдалины и молиться у мощей святых, о переносе которых он так долго и терпеливо заботился, преодолевая военные и прочие препятствия. Последние годы жизни о. Серафим жил в Малой Галилее, служил у греков. Он скончался в 1959 г. О. Серафим известен также тем, что его духовное чадо, горненская монахиня Сергия написала иконы Божией Матери, ставшие чудотворными. Наиболее известные из них – Иерусалимская, Галилейская.
Русский участок в Хевроне у дуба Мамврийского арабы называют Хевронская Москобия. Мы въехали в Хеврон под наблюдением израильских солдат, которые, используя камеры слежения, тщательно изучают движение транспорта из города и в город. В Хевроне находится Махпела – пещера, где похоронены иудейские пророки. У Махпелы расположен небольшой еврейский квартал, который охраняется Армией обороны Израиля. Большинство же населения Хеврона – арабы-мусульмане, которые занимаются торговлей, гончарным и стекольным производством. По всему городу развеваются флаги победившей недавно на выборах палестинской группировки Хамас. Вифлеем также показал нам связь с арабо-израильским конфликтом. Мы видели забастовку палестинцев, все лавки в окрестностях храма Рождества Христова были закрыты в знак протеста против ареста группы палестинцев израильской полицией.
Горняя – место, куда после Благовещения поспешила «со тщанием» Божия Матерь, где родился «больший из рожденных женами» Предтеча Спасителя пророк Иоанн. Здесь Ее приветствовала радостным целованием праведная Елисавета. Архимандрит Антонин (Капустин) в 1871 г. купил здесь 2 дома и обширную плантацию оливковых деревьев. Он очень желал, чтобы православные молитвенники подвизались на таком святом месте. Земля там каменистая, и первым сестрам общины пришлось сильно потрудиться, чтобы землю эту оживить. Каждая поселенка была обязана посадить кипарис, миндаль и еще несколько деревьев и каждое вырастить. В Горненском монастыре 12 апреля н.ст. празднуется день пришествия в Горнюю Богоотроковицы и ее пребывания здесь в течение трех месяцев. В сей день Благовещенская икона Божией Матери торжественно, крестным ходом, переносится из Троицкого собора в Иерусалиме в Горнюю. В Казанской церкви монастыря икона ставится на игуменское кресло, к ней прикрепляется игуменский жезл. Царица Небесная в храме, и Ей приносится поклонение. Сестры берут благословение у Божией Матери, а затем уже – у матушки игумении. Такой порядок соблюдается все три месяца. И все это время сестры ощущают незримое присутствие, поддержку и заботу Божией Матери. На Рождество св. Иоанна Предтечи икону провожают обратно в Троицкий собор.
Так же, как и в Хевроне, Горненский монастырь владеет огромным земельным участком, и паломники наши, вероятно, не осознают до конца, что ходят по русской земле. Молимся в Палестине, но стоим ногами в России. Отрадно видеть, как продолжается, хоть и малыми темпами, строительство храмов. После приезда Святейшего Патриарха на Святую Землю в 2000 г. в монастыре был практически достроен величественный собор в честь всех святых, в Земле Российской просиявших. Этот собор строила еще великая княгиня Елизавета Феодоровна, председатель ИППО, в память о своем супруге, великом князе Сергее Александровиче, убитом эсером-террористом в 1905 г. Собор не завершили, потому что началась революция. И теперь храм этот, стоящий на холме, напоминает всем нам и о Новомучениках Российских.