RSS
Написать
Карта сайта
Eng

ИППО на карте мира

ИППО в Интернете

ИППО на канале youtube

 

 



Делегация ИППО паломничает по Святой Земле

Впервые за много лет большая делегация Императорского православного палестинского общества посетила Святую Землю на Пасху. Созданное в 1882 г. общество всегда заботилось о русских паломниках в Палестине, помогало православным арабам и строило храмы, монастыри, больницы и странноприимные дома на Святой Земле. Представители руководства ИППО, отделений общества в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде в течение недели (Великий Четверток – Светлый Четверг) паломничали по Палестине. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (РДМ) архимандрит Елисей назвал это паломничество «историческим событием».

В составе делегации были известные ученые-востоковеды и церковные историки Н. Н. Лисовой, Г. М. Прохоров, Л. А. Герд, М. Н. Громов, Е. В. Белякова. Нижегородское отделение было представлено профессорами О. А. Колобовым и А. А. Корниловым.

Делегация была принята начальником РДМ о. Елисеем (Ганаба), который подчеркнул на официальной встрече, что впервые такая группа представителей Общества прибыла паломничать на Пасху в Иерусалим. Мы исправляем ошибки дореволюционного периода,— сказал начальник Миссии,— стремимся действовать на Святой Земле в симфонии: РДМ, ИППО и государственные внешнеполитические учреждения России. Долгое время Русская Палестина была фактически оторвана от России. Архимандрит Елисей выразил надежду на то, что Всезарубежный церковный собор 2006 г. выскажется за воссоединение частей единого целого российского наследия в Палестине. С большим трудом идет подтверждение прав РДМ и ИППО на собственность в различных частях Палестины. Архимандрит Елисей передал через нижегородцев поклон архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, что мы и делаем, пользуясь случаем.


Члены Иерусалимского и Нижегородского отделений ИППО в офисе в Иерусалиме у флага Общества

Делегация была также принята Иерусалимским отделением ИППО. Об этом отделении следует сказать особо. Впервые за много лет после революции 1917 г. в Иерусалиме возникло учреждение, которое реально организует паломничество из России, защищает российскую собственность (земельные участки, храмы, монастыри, дома и пр.) в Государстве Израиль и Палестинской Автономии, ведет большую просветительскую работу – лекции, выставки, интернет-проекты научного и справочного характера — собирает и изучает уникальные документы по истории российского присутствия в Палестине. Учредительное собрание Иерусалимского отделения общества состоялось в ноябре 2005 г. При поддержке штаб-квартиры ИППО в Москве отделение приступило к работе. Возглавляют отделение русские православные люди, которые волей Божией оказались гражданами Израиля. Молодые люди, они прекрасно говорят на иврите, английском и представляют интересы православных в израильских судебных и прочих серьезных инстанциях. Добавим к сему, что ныне работает отделение общества и в Вифлееме. Такова структурная, официальная сторона нашей поездки. Но самое главное для паломника – поклониться святыням, помолиться, почувствовать Господа в «тихом дуновении ветра» и, аще подаст Всеблагий, измениться.

Мы приехали в Иерусалим в Великий Четверток. 12 Евангелий слушали в Свято-Троицком соборе РДМ. Храм был заполнен до отказа, трудно было поднять руку, чтобы перекреститься: несколько тысяч русских поклонников стояли в церкви. И люди, слушая Евангелие, плакали. Как это возможно, так осуждать и казнить Самого Бога? Иудеи предали Христа, Посланного им Мессию, на распятие в канун своего главного праздника — Пасхи иудейской. Лифостротон произвел самое глубокое впечатление. На полу внутреннего двора сохранились начертанные римлянами геометрические фигуры. Римские воины играли в кости, бросая их на эти фигуры. И тут же рядом беспощадно избивали бичами Христа, Господа Бога. Мы говорили друг другу: страшно все это – как можно бить Бога? А мы бьем своих меньших, унижаем с такой яростью, обижаем каждого встречного с такой убежденностью, кто чем-либо не понравился. За что мы так не любим ближнего, а, значит, и себя не любим? Любой фарисей позавидует нашей «праведности».

В Великий Пяток в Старом городе совершался Крестный ход по крестному пути Спасителя. По узким улочкам в едином потоке двигались православные греки, палестинцы, русские, сербы, румыны, малороссы. На разных языках они пели: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Некоторые сербы несли огромные кресты, другие из нас несли свои маленькие кресты, и таким образом освящался вслед за дорогой Спасителя, не только этот наш путь 21 апреля, но и весь жизненный путь. Крестный ход не обошелся без искушений. Католики напали на диакона, кадившего перед Крестом, и побили его. Драки и столкновения между христианами во Святом Граде — не редкость, а обычное явление. Армяне дерутся с греко-католиками, католики с православными, копты еще с кем-то, может быть, с абиссинцами. Комбинация сторон может меняться. Чаша сия, к сожалению, не миновала и самих православных. Внутри православной общины Иерусалима есть сторонники низвергнутого патриарха Иринея и нынешнего патриарха Феофила. В Великую Субботу сторонники Иринея освистывали Феофила, когда тот находился в кувуклии и молился о снисхождении Благодатного Огня. Горненские монахини даже говорили нам, что опасаются, как бы к Храму Гроба Господня не пришли два Иерусалимских патриарха – бывший и нынешний. Патриарх Феофил просит русских монахинь, а значит и нас всех, русских людей, молиться за Иерусалимскую Церковь, чтобы Господь рассеял нынешнюю смуту. Меньше часа блаженнейший Феофил просил об Огне, и Огонь сошел. Радость охватила тысячи людей, стоявших в Храме, на его крыше, во дворах и окрестностях. Одних только греков, включая киприотов, прибыло в Иерусалим до 14 тысяч человек. Мы видели, как со свечой ходил израильский спецназовец, охранявший зону Храма. Он также радовался, потому что ему кто-то из паломников подарил свечу, и он, сам русский по происхождению, вероятно, вспомнил Россию, из которой по семейным обстоятельствам вынужден был уехать.

На Пасху наша группа (члены ИППО и паломники из разных концов России) молилась и причащалась в Свято-Троицком соборе. Слава Богу за все! Господь поддерживал нас в последние дни Страстной, а после Пасхи мы чувствовали себя окрыленными. С нами был батюшка (о. Павел, служащий в московском университетском храме св. мученицы Татианы), который на каждом святом месте неустанно читал Евангелие. Мы также пели тропарь праздника или святому и величание. В таком, может быть, очень скромном молитвенном приношении мы соединялись со святыми отцами, стремились быть участниками непрерывной Пасхи Небесной.

Запомнилась Малая Галилея. Там Воскресший Спаситель явился апостолам со словами «Мир вам». Там же архангел Гавриил предстал Божией Матери, предвозвестив Ее славное Успение. Малая Галилея – загородная резиденция патриарха Иерусалимского, но есть там одно место, которое трогает душу всякого русского человека. За алтарем храма похоронен игумен Серафим. Судьба его по-человечески трагична, а по духовному очень спасительна. Это тот самый о. Серафим, который перевозил мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из Алапаевска в Читу, затем в Китай, а далее – пароходом в Палестину. В гефсиманском храме св. Марии Магдалины мощи были установлены для поклонения всех паломников и местных православных. В 1945 г. о. Серафим, относившийся к Русской Зарубежной Церкви, признал Патриарха Алексия I и вышел из подчинения Зарубежному Синоду. Результатом стала невозможность приходить в храм св. Марии Магдалины и молиться у мощей святых, о переносе которых он так долго и терпеливо заботился, преодолевая военные и прочие препятствия. Последние годы жизни о. Серафим жил в Малой Галилее, служил у греков. Он скончался в 1959 г. О. Серафим известен также тем, что его духовное чадо, горненская монахиня Сергия написала иконы Божией Матери, ставшие чудотворными. Наиболее известные из них – Иерусалимская, Галилейская.

Русский участок в Хевроне у дуба Мамврийского арабы называют Хевронская Москобия. Мы въехали в Хеврон под наблюдением израильских солдат, которые, используя камеры слежения, тщательно изучают движение транспорта из города и в город. В Хевроне находится Махпела – пещера, где похоронены иудейские пророки. У Махпелы расположен небольшой еврейский квартал, который охраняется Армией обороны Израиля. Большинство же населения Хеврона – арабы-мусульмане, которые занимаются торговлей, гончарным и стекольным производством. По всему городу развеваются флаги победившей недавно на выборах палестинской группировки Хамас. Вифлеем также показал нам связь с арабо-израильским конфликтом. Мы видели забастовку палестинцев, все лавки в окрестностях храма Рождества Христова были закрыты в знак протеста против ареста группы палестинцев израильской полицией.

История Хевронской Москобии вкратце такова. В ноябре 1868 г. подвижник Русской Церкви, начальник РДМ архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли в Хевроне с дубом Мамврийским. Как известно, на этом месте праотцу Аврааму явилась ветхозаветная Троица. 22 мая 1871 г. у дуба Мамврийского была отслужена первая литургия. Через три года построен для паломников 2-хэтажный дом. В 1884 г. патриархи Никодим Иерусалимский и Иоаким III Константинопольский посетили Мамврийский дуб в сопровождении архимандрита Антонина и «благословили на сем месте храму быть». В 1904 г. начальник РДМ архимандрит Леонид (Сенцов) вновь поднял вопрос о строительстве храма, которое началось в 1906 г. и завершилось в 1914 года. О. Леонид добился султанского фирмана (указа о разрешении) на строительство и освящение храма. 31 мая 1925 г. храм был освящен патриархом Иерусалимским Дамианом во имя святых праотец, а приделы – правый во имя Пресвятой Троицы и левый во имя святителя Николая. Все советские годы участок относился к Зарубежной Церкви, а с июля 1997 г. находится в ведении РПЦ Московской Патриархии. На участке – всего 4 православных. И во всем Хевроне, таким образом, 4 христианина, остальные – мусульмане и иудеи.

Горняя – место, куда после Благовещения поспешила «со тщанием» Божия Матерь, где родился «больший из рожденных женами» Предтеча Спасителя пророк Иоанн. Здесь Ее приветствовала радостным целованием праведная Елисавета. Архимандрит Антонин (Капустин) в 1871 г. купил здесь 2 дома и обширную плантацию оливковых деревьев. Он очень желал, чтобы православные молитвенники подвизались на таком святом месте. Земля там каменистая, и первым сестрам общины пришлось сильно потрудиться, чтобы землю эту оживить. Каждая поселенка была обязана посадить кипарис, миндаль и еще несколько деревьев и каждое вырастить. В Горненском монастыре 12 апреля н.ст. празднуется день пришествия в Горнюю Богоотроковицы и ее пребывания здесь в течение трех месяцев. В сей день Благовещенская икона Божией Матери торжественно, крестным ходом, переносится из Троицкого собора в Иерусалиме в Горнюю. В Казанской церкви монастыря икона ставится на игуменское кресло, к ней прикрепляется игуменский жезл. Царица Небесная в храме, и Ей приносится поклонение. Сестры берут благословение у Божией Матери, а затем уже – у матушки игумении. Такой порядок соблюдается все три месяца. И все это время сестры ощущают незримое присутствие, поддержку и заботу Божией Матери. На Рождество св. Иоанна Предтечи икону провожают обратно в Троицкий собор.

Так же, как и в Хевроне, Горненский монастырь владеет огромным земельным участком, и паломники наши, вероятно, не осознают до конца, что ходят по русской земле. Молимся в Палестине, но стоим ногами в России. Отрадно видеть, как продолжается, хоть и малыми темпами, строительство храмов. После приезда Святейшего Патриарха на Святую Землю в 2000 г. в монастыре был практически достроен величественный собор в честь всех святых, в Земле Российской просиявших. Этот собор строила еще великая княгиня Елизавета Феодоровна, председатель ИППО, в память о своем супруге, великом князе Сергее Александровиче, убитом эсером-террористом в 1905 г. Собор не завершили, потому что началась революция. И теперь храм этот, стоящий на холме, напоминает всем нам и о Новомучениках Российских.

Приветливо встретил нас греческий монастырь св. Герасима, иже на Иордане. Наши детки очень хорошо знают преподобного Герасима: ведь это он дружил со львом и возил на нем воду для монастыря. Здесь мы видели яркое свидетельство Божьего попечения о нас грешных. Местные иконы имеют следы крупного мироточения 2000 г. Тогда, накануне второй палестинской интифады (восстания), все иконы монастыря, без исключения, мироточили. Даже сейчас видно, что Богородица из глаз источала потоки миро. Как известно, во время интифады погибли сотни, если не тысячи палестинцев и израильтян. Такое же мироточение накануне интифады явила икона Возложения тернового венца Храма Гроба Господня (придел Бичевания). Монастырь св. Герасима основан на месте остановки Святого Семейства по пути в Египет. Святой Герасим знал это и основал здесь киновию, общежительный мужской монастырь.

В Кане Галилейской стоит храм, построенный ИППО в 1885 г. Еще в 1990-е годы здесь было много русских икон. Мне помнится икона преп. Сергия Радонежского – покровителя председателя ИППО, вел.кн. Сергея Александровича. Ныне же в храме осталось лишь две русские иконы – Божией Матери и Господь Вседержитель. К сожалению, в советский период Русская Палестина потеряла очень много – земельные участки, церкви, дома для паломников, больницы, учебные заведения и т. д. Вот и в Кане греческий храм. В Назарете тоже есть своя Москобия, но она очень скромная по сравнению с дореволюционным временем. Храм Благовещения с источником Богородицы был воздвигнут на средства благотворителей ИППО, но теперь он принадлежит православным арабам. Большое подворье ИППО в Назарете было продано Хрущевым в 1964 г. Израилю по Акту о продаже, а с подворьем проданы и другие русские объекты общим числом 15. Позорная для интересов России сделка получила название «апельсиновой», поскольку Израиль заплатил за землю импортом апельсинов. Продажу эту, однако, можно еще оспорить. Запущенным стоит храм на холме, соседним с Горой свержения, на которой ослепленные яростью жители Назарета хотели свергнуть Иисуса в пропасть за то, что Господь проповедовал в синагоге. Храм этот построила пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева. Она же построила храм пророка Елисея в Иерихоне и завещала все свое имущество Палестинскому Обществу для поддержки паломников. Примеры можно продолжать. Земля еще принадлежит России, но права на нее еще следует подтверждать в израильских судах, а храмы и прочие здания благоустраивать.

Немного лучше ситуация на русском участке РДМ в Тивериаде у Галилейского моря. Храм св. Марии Магдалины был построен в 1962 г. начальником миссии о. Никодимом (Ротовым), а расписан в 1997 г. Я. Добрыниным. Это единственный русский храм, построенный на Святой Земле в советское время. На участке подвизаются 2 монахини, 2 послушницы и есть сторож. Очень непросто им молиться из-за обилия паломников и гостей. Ворота монастыря практически не закрываются. Послушание евангельской Марфы выполняется в течение всего дня. В 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II здесь был построен дом для паломников. За стенами монастыря расположены сады цитрусовых, тоже русская территория. Но сады используются израильскими земледельцами даже без арендной платы.

В одной статье невозможно описать все впечатления от паломничества. Хотел бы только сказать о монастыре святых Иоанна и Георгия Хозевитских. Там сейчас открыты для поклонения мощи святого Иоанна Нового Хозевитского. Румынский подвижник-монах, святой Иоанн подвизался в середине ХХ века. После погребения в начале 1960-х гг. тело его совершенно не подверглось тлению, и это видно через стекло раки, где святой почивает. Мы пели величание, молились святому. Его мощи — живое свидетельство, что по-прежнему «хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится». Житие св. Иоанна – утешение не только многострадальной Румынии, это радость всей Церкви Православной. Мощи святого были обретены в начале 1990-х годов. Одна русская паломница пришла в монастырь и приложилась к мощам. Мощи тогда были открыты, и паломница решила взять себе на память волос святого. Рядом никого нет, решила она, и совершила задуманное. На обратном перелете домой святой Иоанн явился ей на борту самолета и грозно сказал: «Зачем взяла волос? Верни обратно!» Объятая ужасом паломница, едва вернувшись в Москву, поспешила обратно в Хузиву и с трепетом вернула волос. Воистину, наш Бог не мертвых, но живых.

Господь принимает всех, кто с верой и надеждой приезжает на Святую Землю, желает прикоснуться к святыням, молитвенно вспомнить священную историю. Мы это реально ощущали и видели Русскую Палестину – часть Святой Земли. Русская Палестина – это монастыри, храмы, странноприимные дома, чудотворные иконы, это незримая помощь наших небесных покровителей. Это православные духовенство, монашествующие и миряне, готовые помочь. Русская Палестина — уголок Святой Руси, где наш паломник всегда может рассчитывать на приют, попечение, духовное окормление и даже на евангельскую чашку воды, которая по-прежнему в Палестине очень дорога. Живую же воду подает Господь, Иже говорит самарянке: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоанн. 4, 14).

Корнилов А.А., профессор, доктор исторических наук, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества

27 апреля 2006 г.

Тэги: Святая Земля, святыни Иерусалима, Русская Палестина, паломничество

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню