Центры православного паломничества в Болгарии. Ю.Г. Кучмаева
Несмотря на целые исторические полосы утраты национальной самостоятельности, войны, экономический упадок и другие катаклизмы, развитие монастырской культуры имеет в Болгарии непрерывающуюся многовековую традицию. В следовании этой традиции коренится все действительно значимое, созданное в монастырях – от молитвы до фрески и древнего храмового распева. Все обладает выше-мирной, сверхличностной ценностью, имеющей прямое отношение к Первоисточнику, а поэтому следует главной цели созидания монастырской культуры – духовному преображению мира.
Достоверное представление о монастырской культуре средневековой Болгарии возможно также через эстетическое восприятие православных обителей. Основой такого восприятия является погружение в быт современных болгарских монастырей, большинство из которых по сей день расположено в труднодоступных местах, окруженных девственными лесами и скалами. Здесь удалось сохранить атмосферу древности, покоя, уединения. Общий колорит самобытной монастырской культуры Болгарии передает посещение богослужений и общение с гостеприимными насельниками монастырей – духовными наследниками средневековых подвижников.
Болгарские монастыри – явление уникальное, самобытное и близкое душе каждого православного славянина. Мне посчастливилось посетить многие монастыри Болгарии, но, не имея возможности подробно рассказать о каждом из них, хотелось бы уделить внимание истории ряда впечатляющих мест и значимых центров монастырской культуры.
Рильский монастырь Пресвятой Богородицы
Фото: imodom.ru
Среди всех монастырей Болгарии главным, без сомнения, является Рильский монастырь Пресвятой Богородицы.
Каждое лето монастырь принимает многочисленные группы паломников и туристов, обширный двор обители становится похож на оживленную площадь. В остальное же время иноки и посетители монастыря остаются наедине с тишиной, которую нарушает лишь шум реки Друшлявицы и монастырских источников.
Во всем этом безмолвии ощущается незримое присутствие основателя и хранителя Рильской обители святого Иоанна.
Святой преподобный Иоанн Рильский родился в последней трети IX века и принадлежал к первому поколению болгар, выросших после крещения Болгарии. Как свидетельствуют почти все его жития, родом святой был из Средецкой (сейчас Софийской) области, а точнее из села Скрино. С раннего детства ушедший от мирской суеты, стремившийся к просвещению, благочестивый отрок после смерти родителей раздал все свое имущество селянам, затем принял постриг и находился на обучении в монастыре святого Димитрия, расположенном у подножия горы Руен, который тогда был очагом духовной жизни и просвещения. По завершении обучения Иоанн оставил Руенский монастырь и стал жить отшельником, не заботясь ни о пропитании, ни о теплой одежде, ни о жилье.
Живя отшельником, монах Иоанн часто был гоним не понимающими его людьми – язычниками, разбойниками. Он смирялся, терпя их брань, уходил, долго скитался по горным просторам юго-западной Болгарии пока, наконец, не остался навсегда жить в окрестностях горы Рилы. Вдали от больших дорог и городов он нашел себе старое огромное дерево и поселился в его дупле, проводя все время в молитве, желая укрыться от людей и суетного мира. Недалеко от места, где поселился святой отшельник, пастухи пасли стадо и не могли не найти святого. Они очень удивились, встретив молитвенника, жившего в Рильской пустыне без теплой одежды, пищей которому служил только горох, чудесным образом росший вокруг его жилья на неплодородной почве. Святой Иоанн угостил пастухов горохом, благословил их и тепло проводил. И с тех пор «пастухи стали проповедниками добродетелей преподобного».
От человека к человеку передавался рассказ о необыкновенном старце из Рильской пустыни. Благочестивый народ со всей Болгарии стал стекаться к месту обитания Иоанна и, подражая ему, «одни оставались жить у него, другие приходили для того, чтобы услышать его назидательное слово, третьи просто хотели увидеть святого и получить благословение, за исцелением приходили больные люди – и никто не уходил от старца обделенным, всякий получал желанную благодать Христову. Каждому святой Иоанн давал потребное, но не надменно, как бы преподнося великий дар, а словно исполнял свой долг, и смиренно, будучи необыкновенным и скорым врачом…, исцелял все болезни. Тех, кто пожелал остаться с ним, он вел ко спасению»1. Таким образом, само бытие святого Иоанна становилось лучшим свидетельством глубины православной веры.
Постепенно вокруг жилища святого Иоанна образовался монастырь, непохожий на другие обители своей евангельской простотой и глубиной нищелюбия. Презрение суетной славы, восстановление в душах страдальцев нарушенного духовного равновесия вызывало такой резонанс в обществе, что в отдаленный от столицы монастырь потянулись люди разных сословий.
К преподобному Иоанну, популярному среди бедного люда, как простой паломник пришел однажды и сам царь Петр, что подтверждают многие исторические источники и жития святого. Получив безупречное образование в царьградской Магнаврской школе, царь в смирении желал услышать мудрые речи старца и получить его благословение. Однако личная встреча между ними так и не состоялась, что очень опечалило царя. В житии сказано, что царь Петр и Иоанн лишь обменялись посланиями. Царь Петр получает от святого теплый, ободряющий ответ и полезные напутствия.
За несколько лет до смерти святой оставляет своим ученикам «Завет» – небольшое собрание правил для монаха. «Завет» святого Иоанна Рильского это документ, который свидетельствует о тех духовных основах, на которых только и может произрастать монастырская жизнь. Величие подвига основателя Рильской обители открывается, прежде всего, в поразительном смирении, с одной стороны, а с другой – в глубоком понимании, что смысл жизни инока заключен в полной отдаче себя на служение Богу и людям. Почти не оставляет сомнений факт основания в молодой Рильской обители школы для монахов, где не только обучались, но, видимо, переводили и переписывали книги. Монастырь и образование в то время были неделимым целым – долгом монаха или священнослужителя было знание грамоты. Вероятно, в монастыре имелась и своя библиотека.
Неподалеку от обители расположена постница святого Луки. Здесь в середине XIX века находилась келейная школа, где учительствовал и творил болгарский просветитель Неофит Рильский. Чуть далее на северо-восток от монастыря отстоит постница святого Иоанна Рильского или Старая постница, с церковью, где хранится гроб святого Иоанна. Она встроена в пещеру – прижизненное жилище святого отшельника. Тут же находится камень, на котором в молитве проводил он дни и ночи. По дороге от Старой постницы к монастырю открывается вид на несколько горных вершин. Одна из них называется «Царская вершина», и по преданию, именно до нее добрался царь Петр, желавший побеседовать со святым Иоанном.
Бачковский монастырь Пресвятой Богородицы Петричской
Фото: imodom.ru
Расположенный среди живописной природы Южной Болгарии Бачковский монастырь по величине, художественному и культурному значению можно сравнить только с Рильским монастырем. Он был основан в 1083 году византийским полководцем Григорием Бакуриани, грузином по происхождению. Тогда братия обители состояла только из монахов-грузин. Монастырь имел полное самоуправление, владел большими богатствами, и его территория простиралась на многие километры. При царе Иване Александре монастырь населили болгары, и он получал от правителя поддержку и щедрые дары.
С момента основания в обители не угасала литературно-просветительская работа. В первые годы завоевания страны османами в Бачковский монастырь был сослан патриарх Евфимий Тырновский, продолжавший в его стенах свои труды. Затем монастырь разрушили турки, но уже к концу XVI века он был восстановлен. Именно Бачковский монастырь стал наиболее значимым духовным и просветительским центром в тяжелые для Болгарии годы. Монастырь обладал большим авторитетом, являлся местом массового паломничества. За все время турецкого владычества в нем было построено и расписано несколько церквей.
На сегодняшний день Бачковская обитель является настоящей сокровищницей болгарской культуры прошлого. Это редкий монастырь Болгарии, в котором уцелели старые монастырские постройки и фрески. В музейной коллекции монастыря собраны реликвии, связанные с его историей и духовным развитием – иконы, старопечатные книги, предметы церковной утвари. Как и в былые годы, в обители проходят службы и молятся иноки.
Троянский монастырь Успения Пресвятой Богородицы
Фото: barashi.ru
Троянский монастырь, третий по величине в Болгарии после Рильского и Бачковского, расположен на северном склоне Троянского Балкана среди живописной природы. Он стоит на берегу быстрой горной реки Черни Осым. Воздух в этих краях отличается особенной свежестью.
Становление Троянского монастыря происходило в трудные годы османского владычества, но обитель, много раз подвергавшаяся нападениям турок, разорению, достойно выдержала все испытания. Монастырь был крепкой опорой нуждающимся в прошлые столетия, и поныне в нем постоянно проходят богослужения, трудится монастырская братия, нет недостатка в богомольцах.
В эпоху болгарского Возрождения при монастыре были открыты келейные школы. Троянская обитель активно участвовала в освободительной борьбе против османского ига. В монастыре Василом Левским был организован революционный комитет, в который входили монахи и троянская молодежь.
Интересен своей оригинальностью архитектурный ансамбль монастыря. Особую ценность представляют настенные росписи, выполненные знаменитым мастером самоковской школы живописи Захарием Зографом.
Роженский монастырь Пресвятой Богородицы
Фото: imodom.ru
Дорога к Роженскому монастырю пролегает среди удивительной природы, она петляет среди скал и возвышенностей причудливой формы. Сам монастырь расположен на вершине холма, и при подъезде к нему открывается вид на просторы Южной Болгарии и Греции. Самое раннее упоминание о монастыре встречается в рукописи XIII-XIV века. Однако конкретных исторических сведений о жизни в монастыре в то время не сохранилось. После нападения турок монастырь был обновлен в XVI веке. Тогда же была построена или отреставрирована существующая сейчас монастырская церковь. Большую ценность и интерес представляют ее оригинальные старинные росписи и резной иконостас, выполненный виртуозно талантливыми мастерами в XVIII-XIX веках.
Монастырь по праву считается одним из крупных центров болгарской духовной культуры периода османского владычества.
На данный момент монастырь действующий, но, к сожалению, как и во многих современных монастырях Болгарии, насельники сетуют на недостаток молодых кадров.
Килифаревский монастырь Пресвятой Богородицы
Фото: barashi.ru
История создания и расцвет Килифаревского монастыря тесно связаны с подвижнической жизнью святого преподобного Феодосия Тырновского и его ученика Евфимия, патриарха Тырновского. Монастырь основан в середине XIV века по указу царя Ивана Александра неподалеку от Тырново. Вскоре он стал одним из главных центров духовной культуры в Болгарии.
С благодарностью вспоминая о теплом отношении ко мне обитателей Килифаревского монастыря, привожу несколько строк из своего дневника:
«Водитель остановил автобус на перекрестке в небольшом селе и указал мне дорогу к монастырю. В такое раннее время на улице ни души. Дорога то поднимается вверх, то уходит вниз… холодно… на траве и деревьях лежит иней.
Ворота монастыря оказались открыты. От входа к храму ведет длинная тропинка. Летом над ней разрастается виноград, образуя арку, а пока монастырь украшают усыпанные цветами плодовые деревья.
Меня встретила женщина в монашеском облачении (как потом оказалось – сама игумения Иустина). Узнав о цели моего приезда, провела в теплую комнату, велела накормить завтраком. В Килифаревской обители сейчас живет несколько уже немолодых монахинь. Одна из них, сестра Сидония, рассказала мне историю монастыря, познакомила с небольшой монастырской библиотекой, провела в храм. Зашел разговор о печальном факте отсутствия молодых послушниц в обители, забвении молодежью славянских истоков…
Целый день гуляю по монастырю и окрестностям, удалось нарисовать несколько эскизов.
Незаметно наступил вечер, и вот я снова на остановке жду автобус, который вернет меня в Велико Тырново».
Черепишский монастырь Успения Пресвятой Богородицы
Черепишский монастырь расположен у подножья величественных скал на берегу реки Искыр. Свою историю он начинает в конце XIV века, но особо ценный вклад в духовную культуру Болгарии вносит позже, в XVII-XIX веках, когда обитель была известна своей духовно-просветительской деятельностью. В монастыре трудились поколения писателей, переводчиков и каллиграфов, оставивших ряд ценных памятников литературы. В эпоху турецкой экспансии Черепишский монастырь поддерживает постоянную связь с русскими обителями. В XVIII веке история монастыря тесно связана с именем святого Софрония, епископа Врачанского. Епископ Софроний почитаем в Болгарии не только как подвижник, пастырь, способствовавший духовному укреплению своей родины, но как многосторонняя творческая личность, автор, переводчик, учитель и даже политик, всю свою жизнь посвятивший просвещению болгарского народа, сохранению и умножению его самобытной культуры, борьбе за национальную независимость.
Духовный подвиг епископа Софрония приобретает совершенно особое значение для народа Болгарии, если обратить внимание на тяжелую ситуацию, сложившуюся в середине XVIII – начале XIX веков в болгарских землях.
Росписи в старой церкви почти не сохранились, они были созданы в середине XIX века живописцем Тревненской школы. Но те, что сохранились, и сегодня впечатляют, приковывают к себе внимание паломника.
Монашеская жизнь в обители не угасла и теперь, при монастыре открыта духовная семинария. Люди со всей округи стекаются в монастырь на праздничные службы.
Гложенский монастырь св. Георгия Победоносца
Фото: imodom.ru
Гложенский монастырь по местному преданию (пока научно не подтвержденному) был основан русским князем Георгием Гложем, который с разрешения болгарского правителя Ивана Асена II поселился в этих местах, спасаясь от преследования татар. Как и многие обители Болгарии, пережив период запустения после установления турецкого ига, с конца XVI века Гложенский монастырь вновь набирает силы и превращается в культурно-просветительский центр. В XVIII веке в двух метохах (подворьях) монастыря созданы келейные школы. Позже, в период национального Возрождения, при игумене Евфимии Симеонове, близком друге Васила Левского, Гложенская обитель принимает активное участие в освободительной борьбе.
К настоящему времени древних построек или росписей в монастыре практически не сохранилось и монашеская жизнь угасла. В зимнюю пору до обители почти невозможно добраться – она расположена на высокой скале, открытой ветрам, и путь туда лежит по трудной извилистой дороге.
Обратив внимание на незначительную часть богатейшего монастырского наследия Болгарии, хотелось бы в заключение отметить следующие моменты.
Созидание монастырской культуры в Болгарии на ранних этапах развития начинается сразу с очень высокого духовного и культурного уровня, поскольку у его истоков стояли универсально образованные, духовно взращенные ученики святых Кирилла и Мефодия.
Редкая способность сочетать подвиг безмолвия и подвиг учительства, что так ярко проявилась в жизни святого Григория Синаита, Григория Паламы, Иоанна Рильского, Феодосия и Евфимия Тырновских, дала удивительные плоды в саду монастырской культуры. Не будь этих плодов, т.е. целой плеяды подвижников духа, бывших одновременно высоко образованными людьми, Болгарию в годы рабства ожидала бы деградация народа или массовый переход в ислам. Притягательность и сила монастырской культуры Болгарии, вызревшей с IX по XIV века, была столь велика, что даже разрушение монастырей в годы османского ига, как правило, не становилось итогом их бытия – они возрождались монахами и мирянами. Более того, именно в условиях турецкого рабства, несмотря на систематические угрозы, грабежи и поджоги обителей, возрождались уникальные монастырские комплексы, которые являлись не только духовными, но и культурно-просветительскими центрами.
Высокие эстетические характеристики монастырской культуры болгарского средневековья уживаются с аскетическим подвигом монахов и даже подготовкой вооруженного восстания против османов на территории ряда монастырей, что говорит о неповторимых, исторически обусловленных чертах этой культуры, о духовной зрелости ее носителей.
___________
Примечания
1 Цит. по: Велинова В. Заветът на св. Иван Рилски. Из архивното наследие на Иван Дуйчев. София, 2000. С. 175.
Юлия Григорьевна Кучмаева, кандидат культурологии, доцент Государственной академии славянской культуры (ГАСК).
Журнал "Православный паломник"