Церковь святого Епифания
Кипрское отделение ИППО проводило паломничество под девизом «ИППО через 100 лет возвращается с паломничеством на Кипр» в 2015 году по митрополии Констанции и Аммохосты, главой которой является митрополит Василий (Караянис), и церковь святого Епифания входила в программу паломничества.
Церковь стоит на холме, с которого открывается красивый вид на море. На вершине холма – большой деревянный крест, который виден издалека.
Церковь была построена в 2006 году. Она однонефная, сводчатая, с апсидой. Церковь полностью расписана фресками и имеет красивый резной иконостас. Снаружи церковь окружена с трёх сторон открытым портиком, который поддерживается колоннами с арками. На стенах и между арками есть белые каменные щиты с рельефными крестами.
У стены храма можно увидеть выложенную по старинной традиции монограмму Иисуса Христа ΙΧΘΥΣ (Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ – Иисус Христос Божий Сын Спаситель). В христианской традиции очень часто Христос изображается аллегорически в виде рыбы (Ίχθύς на древнегреческом). Во время гонений рыба была тайным опознавательным знаком для первых христиан.
На юге этого холма находится пещера, которая была первой церковью на этом месте. По преданию, здесь жил выдающийся кипрский святой Епифаний. Его келья не сохранилась, но остались фрагменты его жилища, и в 2011 году над ними возвели небольшую часовню. Пол в этой часовне сделан из прозрачного стекла, где видны древние останки кельи.
Святой Епифаний – это тот святой, о котором русские православные люди узнали раньше, чем о других святых; его труды были переведены ещё в XI–XII веках на русский язык. 12 мая, в день погребения в Саламине, cвятому Епифанию Кипрскому молятся об избавлении от ересей.
По одним источникам, родился святой Епифаний в 310-м году, по другим – в 332-м, по роду финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала принявший иудаизм. В молодости получил хорошее образование. Обратился к христианской вере уже после смерти своего воспитателя, после того, как увидел одного монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Поражённый милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял крещение, раздал полученное наследство бедным и удалился в Египет.
Возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого аввы Илариона. В монастыре он занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни.
Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион. Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привёл одного из шайки разбойников к святой вере в истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушёл и разбойник. Святой Епифаний привёл его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника.
Молва о праведной жизни святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион.
Жители города Ливии послали к святому Епифанию инока Поливия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику Илариону, под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал святого Епифания в Саламин на (Кипр). Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося.
Старейшему из них, епископу Паппию, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, святой Паппий ввёл его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать своё согласие. Так состоялось возведение на архиепископскую кафедру Константии (Саламина) святого Епифания около 367 года, и управлял он Церковью Кипрской 36 лет.
Святитель Епифаний прославился на архиерейской кафедре великой ревностью о вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Одной из главных забот Епифания стало основание и усиление монашества в епархии. Он много претерпел от клеветы и зависти некоторых из своих клириков. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дарование видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Однажды святитель, совершая Таинство, был лишён этого видения. Тогда он подозвал одного из клириков и тихо сказал ему: «Выйди, сын мой, ибо ты сегодня недостоин присутствовать при совершении Таинства».
На этом событии прервались записи его ученика Иоанна, так как он заболел и скончался. Дальнейшее описание жизни святителя Епифания продолжил второй его ученик Полувий (впоследствии епископ Ринокирский).
В конце жизни святителя Епифания по проискам императрицы Евдоксии и Александрийского патриарха Феофила I вызвали в Константинополь на собор, который был созван для суда над великим святителем Иоанном Златоустом. Но святитель Епифаний, не желая быть участником беззаконного собора, покинул Константинополь. Во время плавания на корабле святитель почувствовал приближение своей смерти, он преподал своим ученикам последнее наставление – соблюдать заповеди Божии и хранить ум от нечистых помыслов – и через двое суток скончался. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая 403 года с честью погребли в новой церкви, возведённой им.
VII Вселенский Собор наименовал святителя Епифания отцом и учителем Церкви.
Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО. Фото автора