Достопримечательности Иерихона
Иерихон лежит на равнине, в 7 км от реки Иордан, у самого подножия плоскогорья Иудейской пустыни, круто обрывающегося здесь в сторону Иорданской долины. Такие же горы ровной грядой идут с восточной стороны равнины, так что в целом долина выглядит как высохшее ложе гигантской древней реки, пробившей среди горных плато широкое русло с пологим уклоном с севера на юг – от моря Галилейского к Мёртвому. Это древнее русло – лишь часть огромной планетной трещины, которую географы называют Сирийско-Африканской расщелиной. Иерихон расположен на отметке 250 м ниже уровня моря, и лишь 10 км отделяет его от Мёртвого моря – самой низкой точки впадины. Поэтому климат окружающей равнины никак не назовёшь благоприятным: просто одна пустыня переходит в другую, Иудейская, холмистая, – в Иорданскую, плоскую. Древние монахи считали, что жизнь в этой плоской, выжженной солнцем пустыне является даже бóльшим подвигом, чем в ущельях Иудеи.
Как же мог здесь возникнуть и несколько тысяч лет существовать один из древнейших городов на земле, да ещё носящий «ботаническое» прозвище «Город пальм»? Своим рождением и жизнью он во всём обязан мощному многоводному источнику, с незапамятных времён орошающему окрестность, превращая её в цветущий оазис. Он и сегодня обеспечивает водоснабжение долины.
Находки археологов позволяют проследить последовательно историю трёх, не совпадающих территориально, Иерихонов: древнейшего, стены которого штурмовал Иисус Навин; второго, связанного с эпохой Ирода Великого, и, наконец, третьего, современного.
Древнейший, к добиблейским ханаанским временам восходящий Иерихон лежит на северо-западной окраине современного города – между горой Искушения, нависающей над ним с востока, и источником Елисея, находящимся рядом, с запада. Высота теля (кургана) достигает 21 м. Работа нескольких поколений археологов (от разведок знаменитого Ч. Уоррена во второй половине XIX в. до фундаментального обследования, проведённого Кэтлин Кеньон в 1952–1958 гг.) позволили выявить следы 23 разновременных городских поселений (куда больше, чем в легендарной Трое), наслаивающихся друг на друга, как гигантский слоёный торт.
Укреплённый город, известный из Библии, это первый город Земли обетованной, который увидели Моисей и его полководец Иисус Навин с горы Нево (на восточной стороне Иордана), относится к периоду поздней бронзы. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю и сказал: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку. Я дал тебе увидеть ее, но в нее ты не войдешь» (Втор. 34: 1-4). Моисей действительно вскоре умер на горе Нево, и, как сказано в Св. Писании, «никто не знает места погребения его». И Господь сказал Иисусу Навину: «Моисей, раб Мой, умер; итак, встань, перейди через Иордан, ты и весь народ твой, в землю, которую Я даю вам, сынам Израилевым».
...Между тем Иерихон запер ворота и готовился к обороне. Но Господь сказал: «Вот, Я предаю в руки твои Иерихон, пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город шесть дней, и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред Ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят в трубы; когда услышите звук трубы, весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до основания» (Иис. Нав. 6: 1-4).
Так и случилось. «Иерихонские трубы» вошли с тех пор в поговорку. Ворвавшись в город, израильтяне «и мужей, и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов – все истребили мечом. А город и все, что в нем, сожгли огнем» (Иис. Нав. 6: 20-23)».
К началу новой эры Иерихон теряет стратегическое значение, становится городом садов, акведуков, сельскохозяйственных плантаций. Здесь разводилось бальзамовое дерево, шедшее на производство самых дорогих в античном мире духов. Здесь строят дворцы цари Хасмонейской династии, а затем Ирод Великий. Городской центр Иерихона в это время смещается далеко к северо-западу, в устье ущелья Вади Кельт. Когда Иудея стала римской провинцией, Марк Антоний подарил эти земли Клеопатре – ради именно «бальзамового дерева», но она продала их «красавцу арабу» Ироду. Это было время наивысшего расцвета Иерихона. Неустанный строитель и поклонник античной архитектуры, Ирод устроил здесь свою зимнюю резиденцию, украсив город обязательными для греческого полиса театром и ипподромом.
А потом наступила эра милосердия. Иисус Христос не раз проходил через Иерихон, направляясь в Иерусалим. Здесь Он исцелил слепого бедняка Вартимея (Мк. 10: 46-52). Здесь мытарь Закхей, человек маленького роста, будучи не в силах протиснуться к Учителю сквозь толпу народа, влез на дерево, чтобы хоть издали увидеть Иисуса. Удивительно, но в современном Иерихоне сохранились и смоковница Закхея, и памятное место, где стоял его дом.
10 октября 2010 г. Иерихон праздновал уникальную годовщину – 10 000 лет со дня основания. Дата, конечно, условная, «день рождения» древнейшего на земле города не вписан в календари и хроники. Но столь почтенный возраст сам по себе является выдающимся вкладом в сокровищницу мировой истории, религии и цивилизации.
Раскопки, проведённые в юбилейном году на участке, принадлежащем Палестинскому Обществу, Институтом археологии РАН, – это были первые работы российских археологов в Палестине за последние сто лет, – вскрыли удивительный мир христианского Иерихона, его жизни в византийский период. Оказалось, что весь участок занимал в конце V – начале VII вв. крупный церковный комплекс (монастырь или паломнический центр), типичный для св. мест Палестины. Интерьеры благоустроены и богато украшены. Все они снабжены резервуарами, к которым идут каналы для воды. Полы устланы мозаикой. Торжественно открытый в январе 2011 г. президентом России Д. А. Медведевым Музейно-парковый комплекс в Иерихоне призван стать долговременной научной площадкой для совместной работы российских и палестинских учёных. К участку примыкает небольшая выгородка с чтимой местным преданием живой смоковницей Закхея, взятой ныне под особое покровительство Императорским Православным Палестинским Обществом.
…У греков – своя смоковница, свой монастырь. Храм обители, освящённый во имя пророка Божия Елисея, однокупольный, с небольшой двухпролётной колокольней, построен в 1882 г. на средства русской благотворительницы Марии Михайловны Киселёвой. Во дворе, слева по аллее к храму, находится главная святыня монастыря – сикомора (смоковница) Закхея. От дерева остался только огромный сухой пень с обрубленными мощными сучьями, между которыми поставлена икона, изображающая Спасителя, обращающегося к сидящему на дереве мытарю.
К достопримечательностям позднейшего Иерихона относятся руины древней синагоги и дворцовый комплекс халифа Хишама. Синагога VII в. была раскопана археологами севернее Царского Кургана, возле дороги, ведущей на Бет-Шеан. Она имеет форму базилики размером 10 х 13 м и разделяется двумя рядами колонн на главный зал и два боковых коридора. Сохранились мозаичные полы византийского стиля с геометрическим и цветочным орнаментом, с медальоном в центре, в котором изображены священные символы иудаизма – семисвечник, шофар (священный храмовый рог), пальмовая ветвь. Арамейская надпись на полу у входа гласит: «Да будут благословенны все старые и молодые, кто с помощью Божией создал эти мозаики. Знающий их имена и имена их сынов и всего рода их да напишет их в книге жизни и сопричтет к праведным».
В 2 км к северу, в месте, именуемом Хирбет аль-Мафьяр, был раскопан в 30-е годы XX столетия великолепный дворцовый комплекс, воздвигнутый в начале VIII в. в царствование Омейядской династии халифом Хишамом, сыном Абд-аль Малика (того самого, что построил «Купол- над Скалой» в Иерусалиме). Этот роскошный ансамбль недолго использовался по назначению, он был разрушен грозным землетрясением 749 г. Охотничьи угодья халифа вокруг дворца простирались до самого Иордана и были обнесены стеной. Вода поступала из источника айн-Дуюк, в 4 км к западу по акведуку, остатки которого сохранились.
Полномасштабные археологические раскопки с частичной реконструкцией дворцового ансамбля были осуществлены британским Фондом Палестинских исследований – аналогом нашего Императорского Православного Палестинского Общества, возникшим в одни годы с ним.
Наиболее ценные находки были переданы в Музей Рокфеллера в Иерусалиме. Но главная достопримечательность дворца Хишама – мозаики – остались на месте.
Войдя на территорию ансамбля, мы проходим сначала через передний двор, оставляем справа квадратный декоративный бассейн и входим во дворец. Когда-то он имел красивый купольный свод, а ниши вдоль стен были украшены орнаментами звериного стиля. Посреди внутреннего двора, представляющего собой большой квадрат, обстроенный двухэтажными зданиями, где жили халиф, его семья и приближённые, одиноко стоит большая красивая оконная рама, украшавшая когда-то одно из фасадных окон второго этажа. Очевидно, это было люкарно с замысловатым переплётом в виде каменной плетёнки, образующей шестиугольник с вогнутыми сторонами и кругом посередине.
В южной части комплекса находилась маленькая мечеть. В западной – «Убежище прохлады» («Сирдааб») – подземное помещение с мозаичным полом и сложной системой кондиционирования воздуха. Пройдя в северном направлении, видим справа колонны «Большой мечети», а прямо перед нами – здание халифских бань. Здесь, в так называемой «диванной зале», окаймлённой по периметру каменными «диванами», находятся всемирно известные мозаики Хишама – Древо Жизни, с бегущими антилопами, одну из которых преследует лев.
Автор фото: Владимир Шелгунов