Маршруты паломника. Святыни Елеона
Масличная гора
Елеон (Масличная гора) представляет собой небольшой горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Кряж состоит из трёх вершин. Средняя, самая высокая (815 метров над уровнем моря), называется – по важнейшему свершившемуся здесь событию – Горой Вознесения, южная – Горой Соблазна (Σκάνδαλον; «скандал» по-гречески как раз и означает не что иное, как «соблазн»).
Название горы связано с тем, что на ней Соломон разрешил своим жёнам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы – соблазн и скандал для иудеев, верующих в Единого Бога. Северная часть Елеона носит название Малой Галилеи. Здесь, по преданию, был постоялый двор, на котором останавливались пришельцы из Галилеи, в том числе святые апостолы. Именно к этому месту относятся слова Ангела, сказанные в Пасхальную ночь жёнам-мироносицам: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мк. 16, 7).
Обращённые к Иерусалиму западные склоны Елеона (считается, что гора находится от города на расстоянии «субботнего пути» – той тысячи шагов, которые разрешаются благочестивому иудею пройти в субботу) и сейчас сохранили остатки масличных (оливковых) рощ, от которых пошло название горы. Восточный склон переходит постепенно и почти незаметно в Иудейскую пустыню, так что Елеон и сегодня, как во времена апостолов, остаётся границей расширения Иерусалима в восточном направлении.
В ветхозаветные времена на вершине возжигались огни – в знак наступившего новолуния, и совершались соответствующие «календарные» жертвоприношения. Склоны горы ещё в ханаанский, добиблейский период использовались для погребений.
В эпоху Первого и Второго Храмов (Х в. до н. э. – I в. н. э.) представители еврейской духовной и светской знати строили себе здесь роскошные гробницы, становившиеся подчас подлинными памятниками архитектуры – вроде Мавзолея Авессалома. Древние кладбища и ныне используются для погребений. Отделяющий город от Елеона большой овраг в разных местах на всём своём протяжении носит разные названия. С севера от горы Скопус до Гефсиманской Гробницы Божией Матери он называется долиной Кедронской.
Название «Кедрон» происходит от еврейского слова «кедар» (темнота). То есть Кедрон – «тёмный», ибо протекает в тёмной долине. Затем Кедрон идёт вниз, на юг, вдоль восточной стены Старого Города, отделяя его от горы Елеон. Эту часть Кедрона называют ещё по-другому долиной Иосафата – по находящемуся здесь мавзолею древнего царя, чьё имя в переводе с еврейского означает «Бог судит». Первое, что здесь бросается в глаза, – скопление кладбищ: мусульманских, теснящихся под самой городской стеной, и еврейских – по противоположным елеонским склонам оврага. Это не что иное, как Юдоль плачевная. Здесь, по библейскому обетованию, состоится Страшный Суд.
В самой глубине оврага вьётся высохшее русло Кедронского потока (не более 2-3 метров шириной). Даже в зимний период дождей мы, в отличие от паломников прошлого века, можем слышать лишь глухой подземный рокот Кедрона, поскольку ручей давно заключён в трубы.
Долина Иосафата, которую многие, в память о Страшном Суде, представляют в огромных размерах, на самом деле не превышает в длину вдоль восточной стены Иерусалима и 1 км. А в ширину если и составляет в северной своей части, напротив Гефсиманских ворот, «субботний путь иудея», то дальше становится всё ýже, не достигая в своём продолжении и 200 шагов ширины.
Не отвечает долина ни своему «тёмному» названию – она сплошь усыпана белыми камнями и надгробиями, ни романтическим представлениям о её крутизне (гора Мориа на 700 метров возвышается над уровнем моря, ложе Кедрона залегает лишь на 50 метров ниже, да и вершину Масличной горы отделяют от него не более чем 140 метров, хотя и довольно резвого подъёма).
Церковь первомученика Стефана
Первое, что мы видим на дне Кедрона, выйдя из Старого Города Львиными воротами и направляясь в сторону Елеона, – это греческая церковь, посвящённая святому архидиакону Стефану. На этом месте, по греческому православному преданию, он был побит камнями в 34 году. Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В более древние, византийские времена почитание первомученика совершалось в другом месте – за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где императрица Евдокия воздвигла в 460 году посвящённую ему базилику.
А эта церковь в долине Кедрона была построена Иерусалимским патриархатом лишь в прошлом веке, в 1969 году. Справа от здания сохранилось несколько каменных ступеней древней, шедшей с Елеонской горы лестницы, служившей для религиозных процессий в ветхозаветные времена и в эпоху Христа Спасителя.
По средневековым свидетельствам, таких ступеней можно было сосчитать 195 от Золотых ворот до Кедрона и 537 ступеней от Кедрона до вершины горы. В 1931–1934 гг. русским археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено возле храма святого Стефана 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории Гефсиманского монастыря во имя Марии Магдалины). В 1987 году над этими ступенями сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим.
Фото Владимира ШЕЛГУНОВА