Монастырь Айя Напа
Раньше это юго-восточное побережье округа Фамагуста было богато растительностью, на территории монастыря и деревни существовало идиллическое ущелье с густым лесом и родниками. В этой долине в давние времена существовал греческий город под названием Трони, где стоял храм Афродиты. С приходом христианства от города остались одни руины. Однако долина с её пышной растительностью и водами стала излюбленным местом охотников, приходивших сюда из различных районов.
Местность получила это название благодаря иконе Богородицы Напы (то есть Пресвятой леса) и в сокращённом варианте была названа Айя Напа.
Точный год основания монастыря неизвестен. Пещера, тайник и источник свидетельствуют о существовании христианской общины с византийских времён. Айя Напа впервые упоминается в 1366 году, когда, согласно Леонтию Махере (средневековый кипрский хронист эпохи Лузиньянов), «… король (Пьер I) написал Папе письма и дал их адмиралу… и адмирал, выехав из Фамагусты, прибыл в Айя Напу».
Второй раз Махера упоминает Айя Напу в 1373 году, рассказывая о крушении пяти генуэзских кораблей, нагруженных трофеями, добытыми при грабеже, который они учинили на Кипре. Об этих событиях сообщает и Страмбальди. Мы не имеем другого письменного свидетельства об Айя Напе в период франкского владычества (1192–1489), однако её название упоминается в отчёте о Кипре, направленном в Венецию в середине 16-го века, и в венецианских картах также XVI века.
Монастырь в его нынешней форме был основан в XV веке. По местному преданию, в пещере, где теперь располагается церковь, один охотник нашёл чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Собака охотника первой заметила светящуюся икону и, остановившись перед ней, начала настойчиво лаять, привлекая внимание хозяина.
Весть об обнаружении чудотворной иконы Богоматери быстро разнеслась по округе, и пещера этого отдалённого ущелья превратилась в место поклонения и святого паломничества для всех православных христиан этой области. Эта икона была названа «Иконой святой Напы» (Айя Напа), то есть Богородицы Лесной, и место паломничества стало называться Айя Напа.
В XIV веке пещера была надстроена и, таким образом, был основан храм. Существует и другое предание о том, что в этом месте укрывалась дочь одной аристократической венецианской семьи из-за отказа родителей выдать её замуж за человека незнатного происхождения. Около 1500 года богатая венецианка на собственные средства построила церковь, кельи и маслобойню, а также посадила у южного входа дерево сикомор, ставшее памятником. Однако маслобойня появилась в монастыре только в период турецкого господства (1571–1878). Женский монастырь создавался постепенно. Подтверждено также существование латинской часовни. Согласно исследованию, проведённому при финансовой поддержке муниципалитета и церкви Айя Напы, в качестве латинской часовни функционировал правый неф храма.
Перед смертью богатая венецианка построила каменный купольный памятник, который находится в центре внутреннего двора. В нём, рядом с прохладой источника, она пожелала быть похороненной. На северной стороне двора расположен второй источник в виде головы дикого вепря.
Мнение, что на месте Айя Напы прежде стоял монастырь Sancti Georgi di Dadi, считается необоснованным. Соответственно, ошибочным является и предположение о том, что монастырь являлся изначально латинским, а не православным греческим. Это ошибочное предположение основано на предыдущем суждении, а также на надписи, упоминаемой англичанином Дрюммондом. К тому же монастырь святого Георгия на мысе Дадес (или мысе Пилас) упоминается уже c VII века и находится достаточно далеко. Главный храм монастыря является православным. Как было доказано, единственной латинской церковью была часовня в правом нефе храма. Также известно, что латинские монастыри прекратили своё функционирование с приходом турок, были оставлены и постепенно разрушились. Монастырь Айя Напы называется посетившим его в 1625 году Пьетро делла Валле православным женским монастырём. Это подтверждает и рассказ Стефана Лузиньяна о чудотворных иконах Богоматери.
Монастырь стал мужским незадолго до 1668 года. Изначально местность вокруг него не была заселена до 1790 года, пока из города Фессалоники не прибыла группа людей, покинувших родину из-за случившейся там эпидемии чумы. Единственными выжившими из них оказались Николаос Кемидзис и его сын, который позже женился на кипрской девушке из небольшой деревни Панагия, расположенной в горах севернее монастыря, где находится источник воды Айя Напы. Молодая пара не осталась жить в деревне, так как в то время развернулся ожесточённый конфликт между жителями деревни и турецкими властями по поводу водоснабжения. Поэтому они решили найти убежище рядом с монастырём Айя Напы. Так они положили начало заселению этого района, который в конечном итоге получил своё название по названию монастыря.
Александр Дрюммонд, посетивший Кипр и монастырь Айя Напы два раза, в 1745 и 1750 годах, нашёл надпись на латинском языке, которая говорит о реконструкции монастыря Айя Напы в 1530 году. Не сохранившаяся до наших дней надпись гласит следующее:
F. M. HE. S. A. F
HOC OPUS FIERI. FECERUNT
GUBERNATORES, FRATERNITATIS5
SANCTAE NAPAE, DUCES ET.
PRO. HIERONYMUS DE.
SALASERIS OREMESIS
CIVIS FAMAGUSTANUS
AD HONOREM. BEATAE. VERGINIS
MDXXX
А именно, в надписи говорится об арочном юго-западном входе и двухэтажном здании, расположенном недалеко от современной площади деревни, которое использовалось в качестве запасного входа. Эти постройки, и особенно двухэтажное здание с характерными венецианскими окнами, датируются XVI веком. Вероятно, в тот же период в центре двора появился и источник. Все остальные здания, расположенные здесь, включая церковь, являются более поздними постройками.
Как мы уже сказали, в 1625 году монастырь был женским. Однако неизвестно, был ли он таковым во время правления французской династии и венецианцев.
Несколько лет спустя, в 1668 году, монастырь стал мужским. Число монахов в нём было небольшим, несмотря на то, что монастырь владел огромным движимым и недвижимым имуществом. Согласно архиепископальным кадастровым записям 1758 года, земельные владения монастыря Айя Напы включали в себя множество земельных участков, поместий и оливковых плантаций, которые доходили до деревни Като Левкара. В его владении находились также два монастырских подворья: одно в деревне Прастио и другое в Ормидия. Также в ведении монастыря Айя Напы находились монастырь Святого Георгия в Хортакия, монастырь Сотиры на западе и монастырь Святого Никандра. Упоминается также большое количество овец и коз, крупного рогатого скота и других животных.
В тех же записях говорится о малом количестве матрасов для сна и ламп, имеющихся в монастыре, – факт, указывающий на то, что в нём жили только три или четыре монаха. В тот же год по неизвестной причине монастырь Айя Напы был закрыт. Несколько лет до этого указываются проживающие в нём люди, как, например, игумен Пиерис, в 1668 году отправившийся в Константинополь за указом султана Мехмета, который подтверждал право собственности монастыря на его владения. Другое упоминание 1773 года касается эконома (заведующего хозяйством) монастыря, некоего отца Макария.
Монастырь был снова открыт несколько позже. Указываются три монаха, жившие в нём в 1800 году под руководством смотрителя Иоанникия. Годом позже монастырь нанимал работников для работы в поместьях и имел лодку совместно с жителем Ларнаки Антонисом Зимбулусом.
В соответствии с надписью в северо-восточном крыле здания в 1813 году монастырь был отремонтировал епископом Тримитунды Спиридоном. Вероятно, именно в это время был закрыт проход у входа в церковь напротив источника и построен вход с аркой. Однако в связи с началом греческой революции и массовыми убийствами греческого населения Кипра турками, произошедшими в 1821 году, монастырь снова был распущен, а епископ Тримитундас бежал за границу. Земельные владения монастыря были сданы в аренду различным земледельцам.
В 1878 году, когда Кипр перешёл во владение Великобритании, монастырь являл собой жалкое зрелище с полуразрушенными кельями. Монахи здесь не жили. Функционировала только церковь в качестве приходского деревенского храма. В 1950 году памятник был восстановлен.
Кипрская Церковь предложила впоследствии преобразовать монастырь во Вселенский Совещательный центр. Однако к этому не были предприняты какие-либо шаги по причине тех трудностей, которые остров переживал после событий 1974 года и турецкой оккупации. Два года спустя, благодаря щедрой помощи Немецкой Евангелической церкви Вестфалии, были начаты необходимые работы, и в 1978 году Центр был открыт.
С 1978 до 2006 год монастырь являлся местом встреч христианских церквей Среднего Востока. После воссоздания Святой Митрополии Константии Фамагусты (2007 год) монастырь перешёл под управление митрополии, и по инициативе Его Высокопреосвященства Митрополита Константии господина Василиоса была основана Культурная академия Святого Епифания с центром в монастыре.
В связи с увеличением численности населения деревни потребовалось возведение новой церкви в 1990 году. Новый храм, построенный к юго-западу от монастыря, был также посвящён Богородице. Оба храма отмечают храмовый праздник 8-го сентября, в день Рождества Богородицы.
Чудотворная икона Богоматери, найденная в пещере охотником и его собакой, сейчас находится в храме большой церкви, также посвящённой Богородице, построенной в 1990 году и расположенной юго-западнее монастыря.
Чудотворным считается и помогающий пояс святой Напы, который также находится в большой церкви, прилегающей к монастырю. Туда ежедневно приходит большое количество бездетных или с трудностями в родах женщин, для того чтобы подвязаться этим поясом.
На юго-восточном побережье Кипра, где находится Константийская и Аммохостская митрополия, возглавляемая митрополитом Василием (Караянисом), Кипрское отделение ИППО неоднократно проводило паломничество по святым местам, в том числе побывав в монастыре Айя Напы. Так, в ноябре 2015 года, было проведено официальное паломничество «Через 100 лет ИППО возвращается с паломничеством на Кипр»
Информацию подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов