О проведении второй части паломнического маршрута «Россия – Кипр – Святая Земля» в Израиле

6-13 января 2020г. Паломнический центр Императорского Православного Палестинского Общества «Святая Земля» организовал поездку паломников из России на Святую Землю.

Это была уже вторая часть проекта возрождения паломнического маршрута «Россия – Кипр – Святая Земля», который был разработан по инициативе Председателя ИППО Сергея Степашина. Паломничество возобновилось в год 155-летия со дня рождения святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, второго Председателя ИППО, и его первая часть пролегла по Кипру, куда спустя 100 лет приехали более 40 паломников ИППО из разных регионов РФ, чтобы побывать в кипрских монастырях и храмах, приложиться к православным святыням, пообщаться и помолиться с кипрскими священнослужителями.

На земле Кипра в честь паломников 8 октября 2019 г. в церкви святого апостола Андрея Первозванного и Всех Святых, в земле Русской просиявших, расположенной в Тамассоской епархии, была открыта мемориальная доска посвящённая возрождению паломнического маршрута «Россия – Кипр – Святая Земля», в торжественной церемонии приняли участие Председатель ИППО Сергей Степашин, Председатель Парламента Кипра Демитрис Силлурис, митрополиты, епископы.

Впечатлениями о второй части паломнического маршрута – поездке в Израиль на Святую Землю – поделился действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, действительный член Российского Дворянского собрания, доктор наук Юрий Алексеевич Фролов, экономист-международник: 

«Мне и паломникам из разных городов России несказанно повезло встретить Святое Рождество и старый Новый год именно на Святой Земле. Насыщенная и продуманная программа позволила посетить многие библейские места в разных концах небольшого государства, где сосуществуют три религии. Паломники, и стар (самый большой возраст – 81 год) и млад (самый юный –18 лет), достойно переносили многочисленные передвижения, длительные пешеходные экскурсии, крутые подъёмы в горы, скользкие ступени в подземелья, длительные ночные и дневные службы.

Группа была очень религиозная, как и наш гид – активная и вездесущая сестра Людмила, прекрасно образованная и знающая многое о Палестине, все переезды распевающая псалмы, которые подхватывали паломники, а среди них – учёные, преподаватели, бизнесмены, офицеры в отставке, студенты и священники.  Чувствовалось большое желание познать всё новое, использовать каждую минуту для накопления впечатлений, отдаться религиозному восприятию главных православных святынь. Люди прилагались к святым мощам и образам, истово молились, затем на некоторое время уходили в себя с молитвенниками в руках. Многие во всех посещаемых храмах ставили свечки за своих близких, освящали крестики, иконки, как свои так и приобретённые. Дух великого православного праздника переполнял наши души.

Нам удалось побывать и осмотреть следующие интересующие нас места: Тель-Авив; в Яффо – подворье РДМ, храм св. апостола Петра и гробницу святой праведной Тавифы; в Лидде – храм и гробницу святого Георгия Победоносца; в Вифлееме – Базилику Рождества Христова, католический монастырь с храмом великомученицы Екатерины, пещеру блаженного Иеронима; в Иерусалиме – панораму Иерусалима; в Старом городе – Храм Гроба Господня, греческий храм святой праведной Анны (дом свв. Иоакима и Анны, место рождения Божией Матери), Овчую купель, Крестный путь, темницу Христа, греческий храм «Малая Гефсимания»; на Горе Елеон – Русский Вознесенский женский монастырь, монастырь «Малая Галилея», место Вознесения Христа Спасителя; в Гефсимании – Русский Гефсиманский монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины, Гефсиманский сад, католическую Базилику мук Христовых (храм Всех наций), Гефсиманский храм Успения Божией Матери, храм на месте убиения святого первомученика архидиакона Стефана, Сионскую горницу – место совершения Тайной вечери, Сергиевское подворье, Александровское подворье, далее – монастырь святого праведного Симеона Богоприимца, монастырь Креста; в Эйн-Кареме – Горненский монастырь, униатский монастырь Иоанна Предтечи в пустыне, источник Божией Матери, францисканский монастырь Посещения, католический монастырь Рождества Иоанна Предтечи; в Вифании – греческий монастырь свв. Марфы и Марии, русскую школу для девочек (пещерный храм святителя Николая и часовню), гробницу св. праведного Лазаря Четверодневного, дом Симона прокажённого; в Иорданской долине – реку Иордан – место крещения Христа Спасителя; в Иерихоне – монастырь св. пророка Елисея, монастырь Искушения (Сорокодневную гору), руины древнего Иерихона, монастырь преподобного Герасима Иорданского; в Бейт-Сахуре – поле пастушков; в Иудейской пустыне – монастырь преподобного Феодосия Великого или Лавра Феодосия Великого, преподобного Саввы Освящённого; в Хевроне – пещеру Махпела (гробницы Праотцов Авраама, Исаака, Иакова и их жён), подворье РДМ (Мамврийский дуб и храм свв. Праотцов), Бейт-Джалу (пещеру свт. Николая в одноимённом храме), гробницу Рахили; в Самарии и Галилее-Наблус (Сихем) – греческий храм св. Фотинии Самарянки (колодец праотца Иакова), Геннисаретское озеро, гору Блаженств; в Табхе – монастырь Умножения хлебов и рыб, храм апостола Петра; в Капернауме – дом апостолов Петра и Андрея, остатки Белой синагоги, монастырь Двенадцати апостолов, подворье РДМ св. равноапостольной Марии Магдалины, место купания в радоновом источнике; на горе Фавор – монастырь Преображения Господня; в Кане Галилейской – греческий храм св. великомученика Георгия Победоносца, храм св. апостола Варфоломея; в Назарете – храм св. архангела Гавриила, фонтан Марии («Источник Приснодевы»), францисканский собор Благовещения, церковь св. праведного Иосифа Обручника и другие святые места.

Мир многолик и разнообразен, что в программе нашлось время для ознакомления с мусульманскими религиозными местами, синагогой, Стеной Плача. 

Наша группа паломников прилетела утром из Москвы в Тель-Авив в канун православного Рождества.Тель-Авив – Яффа – объединённый городской муниципалитет в Израиле на восточном побережье Средиземного моря, второй в Израиле по численности населения (444 тыс. человек на 2018 год), экономический и культурный центр страны. Тель-Авив является вторым (после Иерусалима) по величине городом страны. Город был основан в 1909 году как новый еврейский квартал Яффы и назывался Ахузат-Баит. На территории Тель-Авива расположены развалины древнего филистимского поселения Тель-Касила.

Храм Рождества Христова

Следующим городом был Вифлеем, где мы и провели 4 ночи, остановившись в гостинице для паломников Русской Духовной Миссии. В 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Русская Духовная Миссия открыла в Вифлееме дом паломника Pilgrims Residence. Поздно вечером все паломники отправились занимать очередь на площади, чтобы заранее попасть на торжественное ночное богослужение в Храме Рождества, которое возглавит Блаженнейший  Патриарх Иерусалимский Феофил III.

Современный Вифлеем – небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство – с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас. Тем не менее присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться ещё очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин. Вифлеем – один из древнейших городов на земле, основан в XVI–XVII вв. до н.э. Крупным он не был, но историческая значимость его велика. Считается, что впервые город упомянут в Амарнском архиве (1350–1330 гг. до н. э.), когда им владели хананеи. 

В Вифлееме, согласно ветхозаветной первой книге Царств, родился и был помазан на царство пророком Самуилом царь Давид, поэтому город также именуется городом Давидовым. Согласно Евангелию Вифлеем является местом рождения Иисуса Христа, почему почитается христианами как второй по святости город после Иерусалима. Несмотря на пёстрый этнорелигиозный состав Вифлеема и напряжённую обстановку на Ближнем Востоке, город открыт для паломников и туристов со всего мира, а жителей гости характеризуют как добрых и радушных хозяев. Город живёт в основном за счёт туризма, достигающего своего пика в рождественский сезон, когда христиане, как и в последние две тысячи лет, совершают паломничество к Святому Вертепу.                         

                                                

Базилика Рождества Христова – христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой Земли. В храме есть одна колонна, которая называется колонной просьб. По легенде из пяти отверстий в ней вылетели ядовитые осы и изгнали из храма отряд сарацин, разрушителей храма. Отверстия расположены так, что в них можно вставить пальцы. Существует поверье, что, если паломнику удалось это сделать сразу, его просьба к Богу будет исполнена. Все паломники приложились к отверстиям и попросили каждый своё. Базилика Рождества Христова – одна из старейших и непрерывно действующих церквей в мире.

Чудотворная православная Вифлеемская икона Божией Матери находится около южного входа в пещеру Рождества. Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была подарена Вифлеему российской императорской семьёй. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру. История создания образа восходит к первым векам христианства. Согласно преданию, евангелист Лука написал икону Пресвятой Богородицы, названной позже Иерусалимской. Образ находился в Византии, был передан в Россию и исчез после занятия Москвы войсками Наполеона в 1812 году. Икона относится к иконописному типу «Путеводительница». А Вифлеемская икона была написана в России. Основное её отличие – улыбка на лице Богородицы. Точных данных о дате создания и передаче образа в базилику Рождества нет.

С молитвами к Вифлеемской иконе приходят не только христиане, но и мусульмане. Люди просят у Пресвятой Богородицы помощи в самых разных нуждах: выздоровления, благополучия, даровании детей при бесплодии. День памяти иконы установлен на 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Недалеко от базилики Рождества находится грот «Молочная пещера», который с IV века является местом христианского паломничества, местом, где, по преданию, после рождения Иисуса Христа жило Святое семейство, скрываясь от воинов царя Ирода во время массового уничтожения младенцев. В этой пещере им пришлось прожить почти сорок дней. Однажды, когда Матерь Божия кормила грудью маленького Иисуса, несколько капель молока брызнули на большой камень. Тёмный камень сразу же весь стал молочно-белого цвета. И христиане, и мусульмане чрезвычайно почитают эти «капельки молока Богородицы» – частички белого пористого камня – и считают их чудотворными. На месте, где Богородица кормила Иисуса, установлена ​​икона, на которой изображена сцена кормления («Млекопитательница»). В 1872 году над вертепом была сооружена католическая часовня.                                          

Паломники спустились в грот, камень здесь действительно светлее, чем тот, который используют местные жители при строительстве зданий. Известняк порой соскабливают со стен грота, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей прибавляется молоко. В это верят и мусульмане, и христиане. В Молочном гроте можно увидеть многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами – свидетельства чудес.

Православный собор Пресвятой Богородицы

К другим знаменательным местам и достопримечательностям в окрестностях Вифлеема относятся следующие места, которые удалось посетить паломникам: Бейт-Джала – в провинции Вифлеем, в исторической области Иудея, где находится храм св. Николая. Учёные полагают, что на месте Бейт-Джалы ранее было библейское поселение Гило (Gilo).

На окраинах Вифлеема и вокруг него находится несколько монастырей. Самыми известными считаются Лавра Саввы Освящённого, обители Феодосия Великого и Каранталь (Искушения).  

Затем мы направились в Иорданскую долину, к месту крещения Христа Спасителя – реке Иордан. В омовении в священной реке Иордан приняла участие почти вся группа.                                                                                    

С особым волнением паломники прибыли в Иерихон – в один из самых старых городов на планете. История этого города достаточно интересная и непрерывная – ни на один день Иерихон не оставался без жителей, а только строился и развивался. Учитывая уникальность и особенность города, его упоминание в Ветхом и Новом Заветах, а также географическое расположение, не удивительно, что власть в нём переходила из рук в руки регулярно. Но и сейчас поселение остаётся одним из самых посещаемых мест Израиля туристами.

Главной достопримечательностью Иерихона является библейская смоковница – дерево, расположенное в центральной части города. Это дерево имеет высоту более 15 метров, его крона в диаметре 25 метров. Считается, что это дерево «видело» живого Иисуса Христа. В 2010 г. Императорское Православное Палестинское Общество завершило реализацию проекта по организации научно-исследовательских и агротехнических мероприятий, необходимых для обеспечения жизнедеятельности библейской смоковницы, известной как дерево Закхея, расположенной на историческом участке ИППО в Иерихоне, переданного Палестинской администрацией в собственность России.            

Группа также побывала и помолилась в храме пророка Елисея и монастыре преподобного Герасима Иорданского. Подъехав к горе Искушения, паломники замерли в восхищении открывшимся видом  на Сорокадневную гору. По преданию, именно на ней находился Иисус, когда держал пост 40 суток и постоянно проходил испытания (искушения) дьяволом. Учёные небезосновательно предполагают, что в окрестностях этого места расположены хранилища различных археологических ценностей.                                   

В  Вифании посетили русскую школу для девочек, пещерный храм святителя Николая и часовню. Старшая сестра подробно рассказала про историю школы, про трудности финансирования и сложные отношения с муципалитетом.

Далее отправились в Самарию и Галилею. В Наблусе посетили греческий храм св. Фотинии Самарянки, осмотрели колодец праотца Иакова. На берегу Геннисаретского озера паломники на обеде  вкусили «рыбу святого Петра».

Геннисаретское озеро

Паломники осмотрели храм Приумножения хлебов и рыб. Церковь Умножения хлебов и рыб построена в Табхе, где согласно традиции Иисус Христос совершил чудо умножения хлебов и рыб: накормил 5 тысяч человек пятью ломтями хлеба и двумя рыбами.        

Храм Приумножения хлебов и рыб                                                                       

Паломники посетили ещё одно историческое библейское место – город, где проповедовал Иисус, полное мифов и тайн. Город, занимающий особое место в истории всего христианства, расположенный на берегу знаменитого Галилейского моря, носит название Капернаум. Этот удивительный город, которому более двух с половиной тысяч лет, был назван «Деревня Нахума» (в честь пророка). 

В этот город Иисус переселился с Марией, когда их изгнали из Назарета. Именно здесь, согласно Евангелию, Сын Божий проповедовал библейские истины, исцелил тёщу апостола Петра, сотворил множество благих дел, воскресил дочь Яира и совершил ещё одно чудо, запомнившееся по сей день. Иисус исцелил совершенно немощного и обездоленного. Капернаум является местом паломничества миллионов христиан, это – город, где, безусловно, стоит побывать. Здесь другая эпоха сможет заставить вас взглянуть на свою жизнь иначе, поможет вам уверовать и постигнуть те истины, которые ваша душа не желает принимать.

На территории хевронской обители находится Мамврийский дуб, под которым праотец Авраам беседовал с тремя явившимся ему ангелами.

В Хевроне паломникам удалось посетить гробницы праотцов Авраама, Исаака, Иакова и их жён, пещеру Махпела. Гробницы тщательно охраняются вооружёнными солдатами, так как там имеются и мусульманская и еврейская части. На горе Фавор осмотрели монастырь Преображения Господня, в Кане Галилейской – греческий храм св. великомученика Георгия Победоносца, храм Симона Канонита, в Назарете – греческий храм св. архангела Гавриила, францисканский собор Благовещения, церковь св. праведного Иосифа Обручника.        

Храм Симона Кананита

Паломники посетили храм Симона Кананита. Святой Апостол Симон Кананит – один из 12-ти Апостолов – был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, то есть сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель.

В Эйн-Кареме паломники долго добирались до Горненского  монастыря, потом – в сильнейший дождь, бегом по многочисленным ступеням – поднялись до комплексов величественного Горненского  монастыря, но зато появилось время не спеша помолиться.

Иерусалим – один из самых удивительных интереснейших городов на земле – священный город для христиан, мусульман и иудеев, тысячелетия истории, разнообразие культуры, три мировые религии, соседствующие и сосуществующие друг с другом вместе в одном тесном историческом котле.

Храмовая гора – священное место для трёх религий – христианства, иудаизма и ислама. У христиан эта гора отождествляется с местом, где Бог попросил Авраама принести в жертву сына Исаака.

У евреев здесь с X века до н.э по I век н.э. стоял Иерусалимский храм, центр религиозной жизни еврейского народа – вначале храм Соломона и позднее грандиозный Второй храм, разрушенный римлянами. От древнего Иерусалимского храма до наших дней сохранилась лишь часть Западной стены, называемая сегодня Стеной Плача. Это самое святое место на земле для евреев всего мира, символ их веры.

У мусульман это место отождествляется с перемещением пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Аль-Кудс), его молитвой здесь и вознесением на небеса, где он получил от Аллаха завет мусульманской веры.

Свои главные сокровища Иерусалим хранит в Старом городе, и сложно поверить, что его площадь, не превышающая одного квадратного км, с начала летоисчисления и до наших дней являлась предметом стольких притязаний и споров. Знаменитый Старый город в окружении крепостных стен, протянувшихся на 4 км. Здесь находятся места, являющиеся святынями для евреев, христиан, мусульман. Порталами в Старый город служат семь ворот.

В стенах есть ещё несколько ворот, но они давно замурованы. Старейшие из них – Золотые ворота, обращённые в сторону Елеонской горы. Согласно преданию, именно через эти ворота Мессия однажды вступит в Святой город. В древних стенах Старого города, наблюдая, как через его врата текут потоки людей из всех уголков планеты, действительно, можно поверить в то, что Иерусалим – центр мира. Здесь история переплетается с современностью.

По приезду вечером в Иерусалим все паломники ближе к ночи решили пойти пешком в Храм Воскресения Христова, чтобы иметь возможность посетить Кувуклию и прикоснуться ко Гробу Господню, зная, что в дневное время это будет сделать невозможно из-за большого скопления верующих. Но в Храме и ночью было многолюдно, и мы сразу заняли место в длинной очереди, обвивающей Кувуклию. Главная святыня Иерусалима – Храм Воскресения Христова, более известный как Храм Гроба Господня) – церковь в христианском квартале Старого города Иерусалима, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Одно из главных чудес, которые связаны с храмом, – это церемония схождения Благодатного огня или Святого Света, ежегодно проводимая накануне Пасхи. Вынос Благодатного огня символизирует воскрешение Христа и собирает огромное количество верующих. Церемония также транслируется в прямом эфире. Явившись свидетелями чуда схождения Благодатного огня, люди, собравшиеся здесь по общему движению души, испытывают единение, чувство духовного счастья и преображения, торжествующе ликуют.

Всемирно известный Скорбный путь (Виа Долороза, или Виа Долороса) паломники с небольшими крестами проходили, долго останавливаясь на каждой остановке и получая подробное описание у гида. Путь начинается от ворот святого Стефана (другое название Львиные ворота) Старого города Иерусалима, проходит по мусульманскому и христианскому кварталам и заканчивается у Храма Гроба Господня. Описание этого маршрута было впервые дано в конце XIII века доминиканским миссионером Рикольдо да Монтекроче, а установлен он был в XIV веке монахами-францисканцами из Кустодии Святой Земли.

Паломники побывали в месте, про которое многие члены ИППО читали ранее, а теперь оно предстало перед ними – Александровское Подворье: порог Судных врат, «Игольное ушко», храм Александра Невского. Все служители говорят на русском языке, доброжелательны и приветливы.

Затем мы подошли к очень невысокому сооружению – пещерной церкви Успения Богородицы. Гробница Богородицы, по внутреннему оформлению, мало напоминает классический православный храм, но здесь царит настоящий христианский дух, который нельзя не ощутить. Особенно много людей собирается здесь в день Успения Божьей Матери и в дни празднования Иерусалимской иконы Богородицы. Здесь мы смогли помолиться, приобрели и поставили свечи за своих родных и дорогих нам людей, написали поминальные записки, благо времени на осмотр храма было достаточно и никто не торопил. 

Затем  паломники посетили красивейший монастырь Успения Богоматери (Монастырь Дормицион) – немецкое католическое аббатство ордена бенедиктинцев в Иерусалиме на вершине горы Сион. Храм монастыря построен на месте, которое Католическая Церковь считает местом Успения Богородицы.

И вот перед нашими глазами предстала церковь, дорогая сердцу каждого  паломника – члена Императорского Православного Палестинского Общества – церковь Святой Марии Магдалины в Гефсимании. Расположена она недалеко от гробницы Богородицы, на склоне Елеонской горы. Построена ИППО на средства Императорской семьи, в память об Императрице Марии Александровне, супруги Александра II, матери Императора Александра III, и Великих князей Сергия и Павла.

Этот пятиглавый храм с золотыми куполами – один из красивейших храмов Иерусалима. Семиглавый однопрестольный храм сооружён из бело-серого иерусалимского камня и является образцом русской архитектуры московского стиля. Внутри храма – беломраморный иконостас, украшенный орнаментом из тёмной бронзы, иконы кисти академика живописи В. Верещагина и полотна с сюжетами из жития равноапостольной Марии Магдалины, созданные С. Ивановым. Мраморная колонна, на которой укреплён Святой Престол, была найдена непосредственно на «Русских Раскопках» в Старом Иерусалиме (ныне Александровское подворье), вблизи Храма Воскресения Христова. В центре, на алтарной арке, изображена сцена «Мария Магдалина перед римским императором Тиберием».

На освящение храма в 1888 году в Палестину прибыл Великий князь Сергий Александрович (Председатель Императорского Православного Палестинского Общества) и его супруга Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Их сопровождал Великий князь Павел Александрович. Именно тогда Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, вдохновлённая благодатью Святой Земли, выразила желание быть похороненной здесь («Как бы я хотела быть похороненной в этом месте»). По замыслу создателей – Царской семьи и архимандрита Антонина – Гефсимания должна быть одним из красивейших мест «Русской Палестины».

Святой город Иерусалим однозначно дышит историей, он сопереживает всему происходившему здесь две тысячи лет назад. Глубина истории  Иерусалима всегда будет непостижимой. В этом городе есть некий мощный стержень, который повлиял на всю мировую цивилизацию. Верующие люди всегда ощущают здесь связь с духовной историей, прежде всего с библейской.

Многие паломники были в эту праздничную поездку впервые в Израиле и,  естественно, посещение Святой Земли, насыщенное интересными событиями, для них было душевным потрясением – соприкоснуться с тысячелетними  реликвиями, воочию увидеть храмы, базилики, монастыри, уникальные иконы, находящиеся там, узнать исторические данные об этой земле и религии, совместно помолиться и приложиться к всемирно известным святыням – это уже не забудется никогда. 

Сравнивая обычные турпоездки и поездки паломнические, хотелось бы отметить, что православным из России лучше ездить в Израиль в составе паломнических групп, так и святых мест увидеть можно больше, в том числе отдалённых, да и цели и задачи у верующих общие. Отношения между людьми положительные и дружелюбные, никаких ссор, полная взаимопомощь. Значение развития паломничества понимали ещё в царской России, власть всячески поддерживало и развивало паломничество, выделяло на это большие средства. Большую роль здесь играло и играет сейчас Императорское Православное Палестинское  Общество.

Паломники поблагодарили также руководителя Паломнического центра ИППО – всегда жизнерадостную и остроумную Аиду Асбахи за превосходно организованный паломнический тур на Святую Землю – вторую часть Паломничества «Россия – Кипр – Святая Земля» и бесконечную заботу о паломниках на протяжении всей поездки».

Юрий Фролов
В статье использовались фотографии паломников М. Василенко,
Ю. Фролова и материалы открытых источников в интернете.

Поделиться: