О смысле православного паломничества. Музей путешествий и паломничества по святым местам

Комиссаров В.И.
Слава Богу, что паломничеству по святым местам стало уделяться внимание на высоком церковном уровне.

По свидетельству Блаженного Иеронима (IV век) христиане всегда думали, что «в них меньше будет религиозности, меньше знаний, что они не достигнут высшей добродетели, если не поклонятся Христу в тех местах, где заблистало первоевангелие».

На Руси паломничество возникло с первых же дней распространения христианства. Для нас, православных людей, паломничество крайне интересно уже по одной его устойчивости и поразительной распространенности. Продолжаясь в процессе долгого ряда веков, оно с особенной силой охватило Древнюю Русь, увлекая целые толпы путешественников и паломников в далекие страны и места, заставляя преодолевать необыкновенные трудности.

В чем же смысл православного паломничества по святым местам?

Русские люди, в отличие от западных христиан - пилигримов, поклонялись святыням и через поклонение соединялись с Богом, Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому и называли русских богомольцев не только богомольцами, но и поклонниками Гроба Господня. Западные же христиане святыни лишь созерцали. Как туристы, они вспоминали о священных евангельских событиях, не пропуская их через свое сердце, как это делали русские паломники. Пилигримы воспринимали святые места лишь разумом, как туристы - посмотрите направо, посмотрите налево...

Русские паломники шли в святые места, чтобы поклониться святыням: чудотворным иконам, честным мощам угодников Божиих, святым крестам, чтобы получить заступничество на день судный в тех или иных обителях, в коих подвизались святые угодники Божии. Русские люди считали, что в святых местах молитва более действенна и быстрее доходит до Бога. Они понимали, что если просидеть всю жизнь возле красивой русской печки, наслаждаясь русскими пирогами, и не ходить по святым местам, то незаметно можно как бы обрасти греховной чешуей и совсем забыть о том, кто ты есть, для чего родился на свет Божий, в чем твое предназначение в жизни. Поэтому, как только наступала весна, целые толпы людей отправлялись в путешествие по святым местам, в дальние и ближние обители нашего необъятного Отечества и за рубеж - в Иерусалим, на Афон, Синайскую гору.

К 1914 году паломничество в России приобретает широкий размах и превращается в единый религиозно-нравственный порыв всего русского народа. Главный смысл паломничества можно раскрыть через духовное стихотворение про чёботы, которое было особо любимо и почитаемо в среде православного русского народа: «Ах вы чёботы мои, чёботы новые, Доведите меня до святых угодников До святых угодников, их райских обителей. Ты прости, государь-батюшка, Ты прости, государыня-матушка, Помолитесь за мою душеньку грешную, Чтобы та душа грешная кресту потрудилася, Потрудившись, в светлые обители вселилася...» Взывание о Царствии Небесном - вот главный смысл русского православного паломничества, его стержень.

По роду культурно-просветительской деятельности доводилось бывать во многих святых местах, как у нас в Отечестве, так и за рубежом. Там, в святых местах, и явилось желание создать Музей путешествий и паломничества по святым местам, чтобы рассказать людям, куда наши предки отправлялись в паломничество, что брали с собой в дорогу, что привозили домой из святых мест и в чем смысл православного паломничества. Чтобы посредством такого музея возбудить в людях желание совершать паломничество по святым местам и тем самым помочь многим страждущим соотечественникам обрести путь к Богу, найти наикратчайший путь к воцерковлению.

Такой музей уже создан. Два с половиной года он принимал посетителей на Крутицком Патриаршем подворье. И через некоторое время вновь продолжит принимать всех, кому не безразличны традиции русского православного паломничества, кто ощутил смысл этого духовного подвига, кто хочет и другим поведать о вечной тяге к святым местам.

Поделиться: