Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

протоиерей Дмитрий Сазонов
Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребённый в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нём чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней Галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесён и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Монастырь на горе Краснице возник во второй половине XIV века. Его основателем был галичский боярин Иван Овин, создавший небольшую ктиторскую обитель на территории своей вотчины. Первоначально монастырь назывался Никольским, но после чудесного обретения Иваном Овиным иконы Божией Матери боярин выстроил в нём храм во имя Успения Божией Матери, после чего монастырь стал называться Успенским, а за иконой, ставшей одной из главных святынь Галичской земли, укоренилось наименование «Овиновская».

В первый период истории обители её не раз разоряли казанские татары, периодически совершавшие набеги на Галич. Но монастырю угрожали не только чужеземные враги: в 1434 году во время войны между великим князем Московским Василием Васильевичем и галичским князем Юрием Дмитриевичем он был захвачен войсками великого князя, причём Овиновскую икону Божией Матери увезли в Москву. Её вернул назад, видимо, князь Юрий Дмитриевич, вскоре после того, как он в том же 1434 году занял Москву. По более поздней легенде икона сама чудесным образом вернулась в обитель.

С 30-х годов XV века история обители неразрывно связана с именем её настоятеля – преподобного Паисия Галичского. К сожалению, мы очень мало знаем об этом подвижнике; неизвестно, откуда он родом, кто были его родители, каково его мирское имя. Жизнь и деятельность преподобного в качестве настоятеля приходятся в основном на эпоху кровавой и жестокой борьбы между галичскими и московскими князьями, в ходе которой князья, совершая ужасные преступления, жгли и разоряли русскую землю.

Преподобный Паисий дожил до окончания этой долгой войны, завершившейся в 1450 году взятием великокняжеским войском Галича. Он преставился 23 мая (5 июня по новому стилю) 1460 года и был погребён в Успенском соборе своего монастыря. Церковное почитание преподобного Паисия началось вскоре после его кончины. Уже в конце XV века в официальных документах монастырь именовался как Успенский Паисиев.

На протяжении нескольких столетий все строения монастыря были деревянными. В 40-е годы XVII века, благодаря покровительству князя А. М. Львова, обладавшего в Костромском крае большими имениями, в нём началось большое каменное строительство. В 1642–1646 годах был возведён холодный Успенский собор – пятиглавый, двухстолпный, трёхапсидный храм с приделами святого Иоанна Богослова и Леонтия, епископа Ростовского (первый святой – небесный покровитель основатели обители, а на день памяти ростовского святителя пришлась кончина преподобного Паисия).

Особенностью собора является его невысокая и архаичная по своему облику колокольня, по мнению историков русского зодчества, являющаяся одним из первых образцов шатровой колокольни. В 1642 году был освящён тёплый Троицкий храм – двухэтажный, трёхглавый (причём главы на нём не были собраны в группу, как обычно, а словно выстроены в шеренгу).

О значении обители в XVII веке говорит тот факт, что, когда в сентябре 1668 года на церковном соборе в Москве было решено учредить ряд новых епархий, в том числе и Галическую, Паисиев монастырь должен был стать местом пребывания галичского архиерея (к сожалению, после смерти в 1682 году царя Фёдора Алексеевича это решение не осуществилось). Около 1682 года произошла канонизация преподобного Паисия Галичского в качестве общерусского святого; над местом упокоения его мощей в Успенском соборе была устроена рака.

В XVIII–XIX веках Паисиев Успенский монастырь, высоко вознесённый над Галичем и Галичским озером, оставался одним из главных центров духовной жизни края, а его святыни – Овиновская икона Божией Матери и мощи преподобного Паисия – являлись объектом многочисленного паломничества.

Монастырь вблизи Галича был закрыт новой властью в конце 1919 года (ещё какое-то время в начале 30-х годов закрыли и их). В последующие десятилетия ансамбль бывшего монастыря понёс большие утраты. Была разобрана на кирпичи монастырская ограда с изящными Святыми вратами, сбиты все три главы на Троицкой церкви, уничтожено древнее кладбище. Неизвестна судьба пропавшей в это время чудотворной Овиновской иконы Божией Матери (уцелел лишь один из её списков, ныне находящийся во Введенском кафедральном соборе Галича).

В послевоенное время в Успенском соборе долгое время находилась инкубаторная станция, а в Троицкой церкви – дровяной склад. В последние десятилетия храмы были заброшены, постепенно превращаясь в руины. Но даже в таком состоянии они производили очень сильное впечатление. В начале 70-х годов архитектор А.  А. Тиц писал о дороге, вьющейся из Галича к горе Краснице, увенчанной Успенским собором: «Лента дороги ползёт по глиняному косогору вверх...

Сколько людей прошли за шесть столетий по этой дороге, бегущей среди полей и перелесков? Сколько дум и стремлений вызывали спрятавшиеся в зелени, ставшие частью пейзажа монастырские строения? С мольбой о простом человеческом счастье и страстном желании найти отдохновение от невыносимых житейских тягот, с трепетной надеждой и безысходной тоской многие лета и зимы брели галичане и захожие странники по дороге к обители.

Трудно найти более простой и сильный образ Древней Руси, чем эта затерявшаяся среди ополий, мягко стелющаяся дорога с лаконичным силуэтом храма на горизонте».

Возрождение Паисиева монастыря началось в 90-е годы. Первый со времён революции крестный ход к монастырским руинам состоялся 5 июня 1992 года – в день памяти преподобного Паисия, когда его многочисленные участники во главе с епископом Костромским и Галичским Александром прошли к горе Краснице через весь Галич. В 1994 году монастырь был возобновлён как женская обитель, его первой настоятельницей стала игуменья Наталия (Василёнок). Началось трудное возрождение, уже на следующий год отмеченное поразительным открытием.

К счастью, мощи преподобного Паисия, покоящиеся под спудом в Успенском соборе монастыря, после революции не подвергались вскрытию. В 1995 году по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра Галичская археологическая экспедиция, возглавляемая московским историком А. Г. Авдеевым, произвела в соборе раскопки с целью обнаружения мощей преподобного.

Раскопки эти привели к результатам беспрецедентным в российской археологической практике – был обнаружен «негативный отпечаток на грунте», с ясно читаемыми очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого крючковатого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные остатки за исключением небольшого фрагмента левого предплечья отсутствовали).

Вывод руководителя раскопок А. Г. Авдеева был таков: «Вне всякого сомнения, данное погребение можно связать с мощами преподобного Паисия, сохранившимися, в отличие от мощей иных подвижников, не в теле и не в виде костных остатков, но в виде негативного отпечатка на грунте. ...Аналогией подобному отпечатку, насколько мне известно, может быть только Туринская плащаница (если только такое сравнение вообще корректно). Во всяком случае, естественнонаучного объяснения происхождения данного отпечатка найти практически невозможно. Элемент чуда несомненен».

Постепенно было восстановлено разрушенное пятиглавие Успенского собора обители. 5 июня 1997 года в Паисиевом приделе собора произошла первая служба, проведённая архиепископом Костромским и Галичским Александром.

К настоящему времени в обители восстановлен Успенский собор с приделом в честь преподобного Паисия, совершаются богослужения. В июне 2002 года в главном приделе храма была совершена первая Божественная литургия. Восстанавливаются Троицкий храм, игуменский и сестринский корпуса, гостиница, хозяйственные постройки.

Святыни монастыря:

  • святые мощи преподобного Паисия Галичского;
  • чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери Овиновской.

Адрес: Костромская обл., г. Галич, ул. Успенская, 11.

Протоиерей Дмитрий Сазонов, председатель Костромского отделения ИППО. Фото с сайта putidorogi-nn.ru

Поделиться: