Православные паломники в Палестине и Императорское Православное Палестинское Общество

Инжеватов А.А.
Паломничество православных русских христиан в Святую Землю началось с принятия в 988 году христианства на Руси.

Исторические свидетельства о них относятся к XI веку. Преподобный Феодосий Печерский в 1022 году ушёл вместе с караваном странников из Курска в Иерусалим/1/. Правнучка святого равноапостольного великого князя Владимира преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, умирает в Святом Граде. В русской душе хождения в Святую Землю всегда занимали огромное место. Игумен Даниил, прибывший в 1106 году в Иерусалим с духовно-просветительской миссией, с необычайным восторгом сообщает о лампаде, затепленной им у Гроба Господня, «от всей земли русской»/2/.

Лишь во времена военных действий паломничество в Святую Землю временно прекращалось, но как только наступал мир, люди вновь устремлялись к заветной цели. Но её достижение было сопряжено со многими трудностями, которые приходилось преодолевать паломникам на своём пути.

До появления российских представительств на Ближнем Востоке хождение к святым местам было делом не только трудным, но и опасным.

Прежде всего, человек, решивший отправиться в столь дальнее путешествие, должен был получить заграничный паспорт. После этого начинались приготовления к самому путешествию, окружающие просили помолиться за них, поставить свечку и принести хоть песчинку Святой Земли. Паломнику собирали деньги и всё необходимое для путешествия. Нередко он брал с собой дар, который покупали всей округой. Когда все приготовления были окончены, богомолец отправлялся в путь.

Точного пути в Святую Землю паломники не знали. В своём путешествии по России они стремились посетить известные русские святыни, а по дороге расспрашивали каждого встречного о том, куда нужно направляться. В конце концов, находился тот, кто мог сам сообщить направление пути или указать на другого, который мог помочь. Этих людей называли бывалыми.

Путешественники могли добираться к святым местам двумя путями — сухопутным и морским. Дорога проходила через Москву, Орёл, Киев; потом те, кто собирался путешествовать по морю, направлялись в Одессу, а сторонники сухопутного пути — в Подольск/3/. Этот путь был много труднее. Помимо того, что паломникам предстояло преодолеть огромнейшее расстояние, на русско-турецкой границе им предстояло столкнуться с новыми трудностями. Беспрестанное визирование паспортов, вымогательство под разными предлогами денег приводили многих в отчаяние. Случалось, что местные власти, не получив взятки, оскорбляли и даже заключали в тюрьму русских паломников. До появления на территории Османской Империи российских консульств заступиться за богомольцев было некому. Таким образом, сухопутный путь был чрезвычайно опасен, труден и продолжителен. На кораблях паломники попадали в Константинополь на третий или четвертый день, а на Афон — через неделю или, самое большее, через две. По суше богомольцы шли месяцами, претерпевая всевозможные лишения, часто погибали.

Русские паломники, готовые на любые лишения и жертвы, только ради того, чтобы помолиться у христианских святынь, вызывали уважение и восхищение. Вот как описывает свою встречу с русскими богомольцами французский аббат Рабуассон: «Во главе их (паломников.— А. И.) находился священник, одежда которого мало чем отличалась от массы движущихся невозможных одеяний, из которых выглядывали большие головы, толстые руки, безобразные и огромные ноги — это его паства. Все поклонники несут на себе множество разных вещей, как-то: кастрюльки, оловянные кувшины, мерки для воды, куски хлеба, свиное сало, тюфяки, одеяла и несчетное количество, как утверждают, невидимых насекомых…

Вид этих бедняков приводит меня в смущение. Он служит наглядным осуждением изнеженности и равнодушия наших деликатных христиан, неспособных ничего вытерпеть за веру в Распятого…

Эти бедные Русские, в такой одежде и с такой ношей, совершают пешком сотни миль, ночуя где попало на принесенных ими постелях и питаясь небольшим количеством хлеба, воды и испорченного сала.

Помню, как в городе Луазон, тогда ещё отец Гиацинт, проповедуя раз в церкви Парижской Богоматери и представив потрясающую картину нашего устаревшего общества, в порыве блестящего красноречия, призвал с равнин Средней Азии новые орды варваров, чтобы обновить кровь этого общества.

Незачем нам идти в Азию. Люди, которые умеют так страдать и почти ничем не питаться, имеют всё, чтобы некогда наказать выродившуюся Европу и в крови своих жертв почерпнуть зародыш собственного возрождения. Это бывало и может повториться, если миру суждено существовать… »/4/

Когда же, после всех трудностей и унижений, нелегкий путь был окончен, перед русскими паломниками вставала новая задача — найти себе пристанище. Вообще, и на пути в Святую Землю, и в Иерусалиме богомольцы были предоставлены самим себе, и от их природной изворотливости и находчивости зависело создать для себя более или менее благоприятную обстановку. Греческое православное духовенство, Иерусалимский Патриархат — главные обладатели и распорядители драгоценной для христианства святыни — храма Гроба Господня — и являлись единственными попечителями и опекунами русских паломников. Считалось, что они из сострадания и по чувству христианского братолюбия возьмут на себя заботу о материальных и духовных потребностях богомольцев в далекой, неведомой им стране.

Тот приют, который предоставлял русским паломникам Иерусалимский Патриархат, был ужасен. Это были кельи, в которых не было даже самого необходимого: голые нары, каменный пол, не всегда покрытый матами и циновками,— это всё, что находилось в этом приюте/5/. Скопление большого числа богомольцев в этих сырых, темных помещениях способствовало распространению всевозможных заболеваний. Однако паломники не роптали и все эти тяготы расценивали как испытания, посылаемые Богом, чтобы убедиться в силе их веры.

Ситуация с положением богомольцев начинает изменяться в лучшую сторону после открытия Русской Духовной Миссии, которая приняла на себя, совместно с Иерусалимским Патриархатом, попечение о русских паломниках.

После окончания Крымской войны российское правительство берётся за решение проблем по созданию нормальных условий жизни и быта русских богомольцев в Святой Земле. Русские учреждения в Палестине занялись покупкой земель и строительством странноприимных домов, гостиниц, больниц. Однако отсутствие чёткого разграничения полномочий между консульством, Палестинской Комиссией и Русской Духовной Миссией привело к серьёзному конфликту между ними и помешало более успешно действовать на благо паломников, число которых год от года неуклонно возрастало.

Развитие русского пароходства в Средиземноморье привело к резкому увеличению русских богомольцев. Ежегодно к святым местам стекалось 10–12 тысяч паломников, причём из них 7 тысяч приходилось на женщин, средний возраст которых составлял 35–50 лет/6/. Социальный состав богомольцев был чрезвычайно пёстрым. В Святую Землю приходили представители почти всех слоёв населения России из разных концов Империи. Среди паломников встречались дворяне, духовные лица, мещане, крестьяне, отставные солдаты/7/. Поток богомольцев усиливался к Пасхе и Рождеству Христову, а также накануне Великого поста.

Организация паломничества православных христиан из России к святым местам и обустройство их быта в Святой Земле стала одной из основных задач Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Восьмым параграфом своего устава Общество ставило перед собой следующую цель: «Оказывать пособие православным паломникам при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов»/8/.

Палестинское Общество стремилось облегчить паломникам путешествие к святым местам и создать им нормальные условия существования по прибытии на место. Для этого был проведён ряд мероприятий, важнейшим из которых было снижение путевой платы для богомольцев, следовавших из России в Иерусалим. Благодаря усилиям Общества, железнодорожные Общества и Русское Общество пароходства и торговли согласились значительно понизить свой тариф (цены были снижены на 30-50%)/9/. Были введены также паломнические книжки, которые свободно продавались в Петербурге, Москве, Киеве, Перми, Казани, Одессе, Воронеже через особых уполномоченных, и по которым Палестинское Общество производило расчёты с железными дорогами. Книжки предоставляли право проезда до Яффы и обратно в первом, втором и третьем классах, с продовольствием или «на своих харчах»/10/. С 1887 году появились книжки для проезда из тех же мест до Афона. Паломнические книжки оказались весьма значимым нововведением, так как помогали богомольцам сэкономить 18 рублей, что составляло 40% стоимости проезда/11/. Это было особенно важно для простых людей, так как они были весьма ограничены в средствах.

Для того чтобы мероприятия, ориентированные на улучшение условий путешествия паломников в Святую Землю, были наиболее успешными, Общество направляет известного русского путешественника А. В. Елисеева изучить, как и в каких условиях русские богомольцы преодолевают путь из России в Палестину. Под видом простого паломника Елисеев предпринял в 1884 году путешествие в Палестину. То, что он увидел, привело его в ужас. На русских кораблях «и тесно, и грязно, начальство и команда парохода не особенно симпатично относятся к паломнику, обвиняя его в нечистоплотности и дурном поведении; благодаря подобному взгляду паломнику нередко дается худшее место, чем мусульманину и даже скотине, если таковая перевозится на пароходе»/12/. Помимо свидетельства А. В. Елисеева, о таком же ужасающем положении говорилось и в многочисленных жалобах богомольцев. Палестинское Общество стремилось как-то исправить сложившуюся ситуацию. Оказать содействие пытался и председатель ИППО, великий князь Сергей Александрович. Во время пересмотра устава Русского Общества пароходства и торговли он обращался в Министерство финансов с предложением о включении в устав мер, которые установили бы надлежащий порядок на паломнических пароходах и могли бы улучшить пищевое довольствие богомольцев, от недостатка которого особенно тяжело страдали паломники из беднейших слоёв российского общества. Но эти усилия не принесли желаемых результатов, морской переезд так и не изменился к лучшему.

Забота Общества о паломниках не ограничилась мерами по удешевлению и улучшению условий путешествия в Святую Землю. Оно развернуло целенаправленную работу по устройству странноприимных домов и подворий. Подобные учреждения открывались не только в Палестине, но и в российских приморских городах, через которые проходил путь паломников. В Одессе было открыто большое и прекрасно оборудованное подворье, в Таганроге построен странноприимный дом, который мог одновременно вместить до 40 человек/13/.

В своей работе Палестинское Общество сталкивалось со многими сложностями. Одной из самых серьёзных явилась проблема взаимоотношений с турецким правительством, которое отказывалось признать ИППО в качестве юридического лица. В связи с этим Общество не имело права заключать договора и совершать купчую на приобретаемые им земельные участки и строения. Приходилось пользоваться услугами подставных лиц, чаще всего это были служащие ИППО. Так, в 1886 году первый уполномоченный Палестинского Общество Д. Д. Смышляев приобрел земельный участок площадью в тысячу квадратных сажень/14/. Только в 1902 году султанским ирадэ/15/ школы Общества были признаны русскими и перешли под покровительство российского посольства в Стамбуле. А в 1905 году султанское ирадэ признало всю приобретённую ИППО собственность в Палестине, Сирии и Ливане. К началу первой мировой войны Общество владело в общей сложности 70 гектарами земельных участков/16/ и десятью подворьями в Иерусалиме, Назарете и Хайфе/17/.

Богоугодные заведения, построенные Палестинским Комитетом, могли принять только 300 паломников и 500 паломниц. С переходом их в ведение Палестинской Комиссии в 1864 году всё осталось по-прежнему ещё на 20 лет.

В 1884 году вице-председатель Палестинского Общества Ф. И. Корнилов от имени Совета Общества обратился к Палестинской Комиссии с предложением начать строительство вторых этажей над мужским и женским приютами в Иерусалиме, проекты которых были разработаны ещё Палестинским Комитетом, но так и остались нереализованными за недостатком средств. Кроме того, было предложено построить при этих приютах баню, прачечную и прочие необходимые службы. Общество предлагало на осуществление этого проекта ссуду в размере 50 тысяч рублей с уплатой 6% годовых, или же разрешить ему самому начать строительство этих построек и передать их в ведение ИППО. Комиссия отвергла это предложение, а в 1885 году передала часть миссионерского корпуса под дворянский приют.

Выход из затруднительного положения был найден, благодаря первому уполномоченному в Иерусалиме Д. Д. Смышляеву, которому удалось приобрести земельный участок рядом с русскими богоугодными заведениями. В 1889 году здесь было возведено первое подворье Общества — Сергиевское/18/.

В 1889 году Палестинская Комиссия была упразднена, а все капиталы и земельные участки, принадлежавшие ей, были переданы императором Александром III в собственность Палестинского Общества, получившего в том же году титул «Императорское».

Полученные Обществом от Палестинской Комиссии два иерусалимских подворья находились в полуразвалившемся состоянии, без окон, дверей, инвентаря. Капитальный ремонт, проведенный Обществом, преобразил палаты старого подворья. В них были поставлены 804 кровати и отдельный шкафчик для каждого паломника. Палаты вентилировались, отапливались железными печами. Впоследствии была пристроена ещё одна палата с 32 кроватями в Русском доме близ храма Воскресения/19/.

Иерусалимские подворья включали в себя Старое и Новое (Сергиевское) подворья, а также Русский дом близ храма Воскресения. Они располагались к северу от городских стен и занимали огромную площадь, огороженную высокой каменной стеной. На территории подворий располагались четыре каменных здания, частью двухэтажные. Кроме того, в ограде подворий имелось семь небольших каменных домов и бараков, предназначенных для размещения паломников в период их большого наплыва. Подворья могли вместить и обеспечить питанием до 7 тысяч человек одновременно/20/.

Палестинское Общество старалось, чтобы его помещения были доступны для всех, поэтому проживание в течение первых двух недель паломнику ничего не стоило, затем он платил пять копеек в сутки, к тому же каждого вновь прибывшего богомольца ожидал бесплатный ужин.

Учитывая то, что среди богомольцев было немало и состоятельных людей, Общество обустроило 16 комнат лучшего качества; они стоили от одного до двух рублей в сутки с отоплением и прислугой. Однако основной своей задачей ИППО видело обустройство малообеспеченных паломников. Для них были выстроены столовая, водогрейня и лавка. Обед состоял из супа и каши и стоил 10 копеек, чёрный хлеб и квас давались без ограничений, но запрещался вынос продуктов из столовой. Для малообеспеченного богомольца чаепитие составляло насущную потребность. Учитывая это, Общество отпускало кипяток по 1 копейке за чайник.

В результате, паломник за 15 копеек в сутки был обеспечен тёплым удобным помещением, обедом, чаем утром и вечером. Такое положение вещей требовало больших расходов со стороны Общества. В общей сложности затраты его на богомольцев составляли около 100 тысяч рублей ежегодно/21/.

Однако мало было обеспечить только нормальное существование паломников. Многие из них прибывали в Иерусалим больными. Им необходимо было оказывать медицинскую помощь. Решением этой проблемы также занималось Палестинское Общество. Им были открыты больница с амбулаторией в Иерусалиме, пять госпиталей в Дамаске, Назарете, Вифлееме, Хомсе и Бейт-Джале/22/.

Иерусалимская амбулатория оказывала медицинскую помощь и выдавала лекарства бесплатно. Её медицинский персонал составлял главврач, помощник лекаря, четыре сестры милосердия и аптекарь. Несмотря на столь небольшой штат, им удавалось оказывать помощь очень многим. Количество паломников, обращавшихся в медицинские заведения, могло достигать 7 тысяч человек в год/23/.

Строительство медицинских учреждений в Иерусалиме велось несколько лет. Первый русский госпиталь был открыт в 1864 году, а через год к нему была пристроена амбулатория для заразных заболеваний. Об этом думал ещё архимандрит Порфирий (Успенский), руководитель первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Осуществить эту идею удалось его преемнику, епископу Кириллу (Наумову), получившему от великой княгини Марии Александровны щедрые пожертвования и набор инструментов для амбулатории/24/.

В августе 1888 году была открыта Назаретская амбулатория, которая оказывала медицинскую помощь около 12 тысячам человек в год, предоставляя лекарства и лечение бесплатно/25/.

В случае тяжёлых заболеваний паломники могли обращаться в иерусалимский госпиталь. Прибывая в Палестину, русские богомольцы платили госпиталю 1 рубль, и потом, в случае необходимости, они получали всё бесплатно и могли находиться в больнице до полного выздоровления, не думая об оплате/26/.

Благодаря усилиям Общества, среди паломников значительно снизился процент заболевших и умерших. По данным за 1872 год, число заболевших составляло 26% от общего числа паломников, смертность — 0,9%. В 1894 году эти цифры уже составляли соответственно 6% и 0,3%. Следует отметить, что среди паломников встречались люди и весьма преклонного возраста, и смертность среди них была вызвана естественными причинами/27/.

В отличие от французских и английских лечебных заведений, которые брались лечить только представителей своего вероисповедания, больницы и амбулатории ИППО оказывали медицинскую помощь всем нуждающимся в ней, независимо от религиозной принадлежности. Такую же политику проводили немецкие и американские миссии, полагая, что таким образом они смогут привлечь в свою веру новых последователей. Ежегодно в медицинские заведения Общества обращалось около 60 тысяч человек/28/.

Палестинское Общество стремилось не ограничиваться заботой только о материальном попечении паломников. Общество устраивало духовные собеседования и чтения, оно занялось также организацией посещений русскими богомольцами святых мест.

Ежедневные чтения проводились с 14 сентября до четверга шестой недели Великого поста с семи до девяти часов вечера ежегодно. Первый час чтений был посвящен истории Ветхого и Нового Завета, истории Христианской Церкви до разделения её на Православие и Католичество, преимущественно в житиях святых. Второй час посвящался священной топографии: подробному описанию Святой Земли, Синая, Афона и основных русских монастырей/29/.

Другой задачей Палестинского Общества являлось хождение паломников по святым местам. До создания Общества и в первые годы его существования паломников сопровождали консульские кавасы/30/. В маршрут входили: храм Святого Гроба Господня, Вифлеем, Гефсимания, Пещера Богоматери, греческие монастыри. Греки, сопровождавшие русских паломников, нещадно обирали их за право прикоснуться к христианским святыням. Общие расходы паломника составляли от 130 до 152 рублей/31/. Приняв на себя заботу о паломниках, Общество избавило их от постоянных поборов и изменило маршрут: теперь он предусматривал обязательное посещение Патриархии, храма Воскресения, погребальной Пещеры Богоматери, Вифлеема и Иордана, вождение по греческим монастырям было прекращено — их посещали только желающие/32/. Это было связано с серьёзными разногласиями, возникшими между Русской Православной Церковью и греческим духовенством. В России полагали, что греки только мешают делу Православия на Ближнем Востоке.

Благодаря заботам Палестинского Общества, паломники получили возможность безопасно и с незначительными затратами совершать хождения по всем святым местам Палестины. За посещение более отдаленных мест с богомольцев взималась символическая плата, которая шла шейху-проводнику и была тем меньше, чем больше паломников было в караване. Например, за путешествие на Иордан паломник должен был заплатить не более 20 копеек. В случае если собранных с паломников денег не хватало, то недостающие средства Общество выплачивало из своей казны/33/.

Таким образом, вклад Императорского Православного Палестинского Общества в дело организации паломничества из России к святым местам огромен. Общество не просто способствовало развитию многовековой традиции паломничества, но и сделало всё возможное, чтобы облегчить этот путь. Оно не делало различий между паломниками. Человек, независимо от своего материального положения и социальной принадлежности, решившийся на столь трудный и ответственный шаг в своей жизни, на всём протяжении странствия к святым местам ощущал заботу Общества. Помощь и содействие были всесторонними. ИППО позаботилось и об облегчении путешествия к святым местам, и об улучшении положения богомольцев на Святой Земле. Отныне паломнику не приходилось ютиться в тесных кельях, которые им предоставляло греческое духовенство. К их услугам были удобные подворья, построенные Палестинским Обществом. Паломники были избавлены от унижений и поборов со стороны турецкой администрации. Русские богомольцы могли свободно посещать святыни, к которым они так стремились. Русский исследователь А.. Елисеев, через девять лет после своей первой поездки вновь посетивший Святую Землю, писал: «Посетив Палестину ещё раз, я был приятно поражён благотворной деятельностью Общества, уничтожившего или облегчившего многие нужды русского паломничества в Святой Земле»/34/.
____________
Примечания

/1/ Соловьёв М. П. Святая Земля и Императорское Православное Палестинское Общество. СПб. 1891. С. 5.

/2/ Лисовой Н. Н. Ключ к Вифлеему // Православный Палестинский сборник. М., 1992. Вып. 31 (94). С. 3.

/3/ По белу свету. Очерки и картины из путешествия по трём частям Старого Света доктора А. В. Елисеева. СПб., 1895. Т. 2. С. 104.

/4/ Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1891. Т. 2. С. 56–57.

/5/ Елисеев А. В. С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года. СПб., 1885. С. 17.

/6/ Соловьёв М. П. Указ. соч. С. 131.

/7/ Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. T. 18. С. 437.

/8/ Дмитриевский А. А. Современное русское паломничество в Святую Землю. Киев, 1903. С. 4.

/9/ Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. T. 18.С. 438.

/10/ Там же.

/11/ Соловьёв М. П. Указ. соч. С. 133.

/12/ По белу свету. Очерки и картины из путешествия по трём частям Старого Света доктора А. В. Елисеева. СПб., 1895. Т. 2. С. 292.

/13/ Греков Ф. Императорское Православное Палестинское общество. Очерк его деятельности за 1882–1890 гг. СПб., 1891. С. 10.

/14/ Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. T. 18. С. 439.

/15/ Ирадэ — указ султана в Турции.

/16/ Семёнов Д. Русское Палестинское Общество и его деятельность до войны 1914 года // Новый Восток. 1925. № 8,9. С. 212.

/17/ Столетие деятельности Российского Палестинского Общества // Палестинский сборник. Вып. 28 (91). Л., 1986. С. 6.

/18/ Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. Т. 18. С. 440.

/19/ Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1900. T. 11. С. 249–251.

/20/ Семёнов Д. Указ. соч. С. 212.

/21/ Греков Ф. Указ. соч. С. 31.

/22/ Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. Т. 18. С. 441.

/23/ Греков Ф. Указ. соч. С. 31.

/24/ Там же.

/25/ Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. Т. 18. С. 442–443.

/26/ Там же.

/27/ Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1900. С. 251.

/28/ Столетие деятельности Российского Палестинского Общества // Палестинский сборник. Вып. 28 (91). Л., 1986. С. 7.

/29/ Соловьёв М. П. Указ. соч. С. 147.

/30/ Graham Stephen. With the russian piligrims to Jerusalem. London, 1913. P. 227.

/31/ Мансуров Б. П. Православные паломники в Палестине. СПб., 1858. С. 40.

/32/ Соловьёв М. П. Указ. соч. С. 145.

/33/ Греков Ф. Указ. соч. С. 19.

/34/ По белу свету. Очерки и картины из путешествия по трём частям Старого Света доктора А. В. Елисеева. СПб., 1896. Т. 4. С. 265.

Инжеватов А. А., студент Московской духовной академии.

Апробационная статья студента III курса Московской духовной академии А. Инжеватова. Научный руководитель: иеромонах Пантелеймон (Бердников). Исторический обзор деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в его заботе о паломниках. 

25 января 2008 г.
По материалам сайта Богослов.ру

Поделиться: