"Вдохновение Святой Земли" - статья действительного члена ИППО Светланы Гнутовой в журнале "Православный Паломник"
Реликвии, привезенные русскими паломниками из Палестины, передавались из рода в род. По словам И.А. Бунина, такая святыня соединяла человека «нежной и благоговейной связью» с миром, где оставались его колыбель и детство.
Икона «Рождество Христово». Палестина. XIX век. Перламутр, резьба
Василий Николаевич Хитрово, один из основателей Императорского Православного Палестинского Общества, вспоминал, как мальчиком читал перед киотом своей матери при слабом мерцании лампадки молитвы на сон грядущим. Взгляд его падал на выделяющийся среди темных ликов перламутровый крест, принесенный когда-то давно русской паломницей, и мысли «переносились куда-то далеко, далеко на Восток, в Иерусалим, ко Гробу Господню, к Голгофе».
Бесценное сокровище
В русских храмах и монастырях, музеях и частных собраниях сохранилось множество реликвий, привезенных в разное время из Палестины. На них представлены различные иконографические сюжеты: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Крещение Господне, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Тайная Вечеря, Распятие с предстоящими, Воскресение Христово и другие. Уже в начале XII веке игумен Даниил в своем «Хождении» сообщал, что ключарь Гроба Господня, увидев его любовь ко Гробу Господню, «отодвинул доску в головах Гроба и, взяв небольшой святой камень, подарил его мне, запретив кому бы то ни было в Иерусалиме об этом говорить». Игумен Даниил воспринял этот дар как бесценное сокровище.
Икона Божией Матери «Вифлеемская». Палестина. XIX век. Камень, резьба. На обороте надпись «Мастеръ Лука»
Икона «Рождество Христово». Палестина. XIX век. Камень, резьба
Икона «Рождество Христово. Палестина.19 век. Дерево, цветные лаки.
С такой же духовной радостью в XVI веке Трифон Коробейников принял благословение в виде частицы камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня, а в XIX веке А.С. Норов – небольшой отломок от Голгофы. В XVII веке старец Арсений Суханов отмечал, что столбцы в дверях Гроба Господня «исколупаны от людей приходящих», которые «емлют тайно на благословение». Величайшей святыней XII века можно назвать золотой воздвизальный крест, изготовленный в 1161 году по повелению княжны Евфросинии для основанного ею Спасского монастыря в Полоцке. В этом кресте содержалось множество реликвий, в том числе евлогии (благословения) из Святой Земли: частицы Креста Господня и Крови Спасителя, камни от Гроба Господня и Гроба Богоматери. Священные вложения в этом кресте явились одним из первых свидетельств появления новозаветных реликвий в Древней Руси.
В конце жизни преподобная Евфросиния Полоцкая по стопам игумена Даниила совершила паломничество в Святую Землю и принесла Иерусалимской Церкви многие дары, в том числе золотое кадило для богослужений на Гробе Господнем. Святая княгиня сподобилась блаженной кончины в Иерусалиме 23 мая 1173 года и была погребена в обители преподобного Феодосия, откуда позднее мощи ее были перенесены в Киево-Печерский монастырь, а затем в Полоцк.
Энколпионы, светильники и штампы
Возможно, наиболее ранние кресты-тельники, распространенные в Древней Руси, делались из камней-реликвий. Равноконечные мелкие крестики (1-4 см) вытесывались из мрамора, янтаря, пирофилита, сланца, стеатита. В древнем Изяславле был найден небольшой деревянный крестик, инкрустированный перламутром. В Пскове в слое XII века обнаружен металлический крестик, также украшенный перламутром. Эти находки свидетельствуют о тесных связях Древней Руси и христианского Востока, где перламутр считался священным материалом и имел широкое распространение.
В конце жизни преподобная Ефросиния Полоцкая по стопам игумена Даниила совершила паломничество в Святую Землю и принесла Иерусалимской Церкви многие дары, в том числе золотое кадило для богослужений на Гробе Господнем. Святая княгиня способилась блаженной кончины в Иерусалиме 23 мая 1173 года и была погребена в обители преп. Феодосия, откуда позднее мощи ее были перенесены в Киево-Печерский монастырь, а затем в Полоцк.
С Ближнего Востока попадали на Русь и раннехристианские евлогии: глиняные светильники (часто с греческой надписью «Свет Христов просвещает всех»), бронзовые кресты-энколпионы сиро-палестинского происхождения, штампы для просфор из дерева и глины, ампулы – маленькие сосуды для освященного елея или воды. С конца XVI столетия стали распространяться изготовлявшиеся францисканцами в Иерусалиме модели храма Гроба Господня, подобные той, что находится в музее Нового Иерусалима. Эти разборные модели вырезали из дерева оливы, инкрустировали перламутром и слоновой костью. Съемные детали позволяли увидеть интерьер храма: придел Ангела и Гроб Господень.
В середине XIX века архимандрит Леонид (Кавелин), описывая паломнические реликвии, изготавливаемые в Вифлееме, отметил, что один из арабских резчиков сделал из масличного дерева с украшением из перламутра модель Кувуклии Святого Гроба, которую намерен был поднести в подарок «императрице французов и испанской королеве». «Превосходную модель Кувуклии» поднес Иерусалимский патриарх Кирилл II великому князю Константину Николаевичу в память о пребывании на Святой Земле в 1859 году. В первой половине XX века знаменитый вифлеемский мастер Бишар аз-Зугби выполнил модель Кувуклии Гроба Господня в технике маркетри (набор из разных перламутровых пластин), которая находится сейчас в церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии. Две другие свои работы мастер преподнес императору Николаю II по случаю празднования 300-летия дома Романовых.
Из священного материала
В XVIII–XIX веках из Святой Земли привозили иконки, резанные по перламутру. Главными центрами их изготовления являлись Иерусалим и Вифлеем. Перламутровые изделия украшались изображениями цветов и растений – тюльпанов, роз, ветвей пальмы и лавра. Искусно выполненные прорезные и рельефные узоры, профессионально разработанные многофигурные композиции свидетельствуют о том, что арабские мастера использовали сложнейшие технические приемы резьбы от низкого рельефа до накладного горельефа, гравировки и мозаичного набора геометрического орнамента. Раковины для изготовления паломнических реликвий добывались в Персидском заливе, Красном море и Тихом океане. Они имели различные цветовые оттенки, но особенно ценился ослепительно белый перламутр с тончайшими переливами цвета.
Икона «Рождество Христово». Вифлеем. XIX век. Перламутр, резьба
После того как начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) купил участок земли в Хевроне с Мамврийским дубом, в России стали появляться паломнические святыни, связанные с этим местом. На спилах дуба писали образ Святой Троицы («Гостеприимство Авраамово»). Иконописцы стремились с максимальной точностью воспроизвести реалии Святой Земли: пейзаж с изображением одной из главных святынь христианского мира – Дуба Мамврийского. Таким образом соединялись в одно целое священное изображение со священным предметом, что было особенно ценным для паломников из России.
Секретарь ИППО А.А. Дмитриевский писал, что русским паломникам особенно нравятся и охотно ими приобретаются реликвии с сюжетами, разработанными именно в Палестине и выполненными на местном материале: Гроб Господень – на мраморе, масличном дереве или кипарисе, Святая Троица – на дубе, Вифлеем – на перламутре. Священными считались камни, взятые из Иордана, поэтому столь распространенным явлением было использование иорданской гальки (голышей) для резных образков с изображением Крещения Господня.
Гравюра "Рождество Христово". Из книги Симона Жефаровича "Описание града Иерусалима..."18 век.
Проникновенно описаны реликвии из святых мест у инока Парфения, прожившего в середине XIX века полгода в Иерусалиме: «На берега из Тивериадского моря выносит много маленьких ракушек, которых всегда набирают поклонники для памяти и благословения, и я набрал немного – да буду помнить, что был на море Тивериадском… Cо дна Иордана взял немного камней, благословения ради. Сам Бог повелел Иисусу Навину взять двенадцать камней из Иордана, ради памяти, – что переходил реку Иордан посуху. И я взял того ради, что был и купался в Иордане».
Светлана Гнутова