Власти Вифлеема намерены контролировать поток паломников с помощью мобильного приложения
Об этом пишет Rublev со ссылкой на британскую The Telegraph.
Сообщается, что приложение будет представлено в начале следующего года. Оно нацелено на обеспечение постоянного потока туристов в Церкви Рождества Христова, где иногда наблюдается такой наплыв посетителей, что людям приходится ждать несколько часов, чтобы попасть в Пещеру Рождества.
Палестинское министерство туризма опровергло появившуюся до этого информацию о том, что приложение предназначено только для туристических групп. По словам представителей министерства, пользоваться этим приложением смогут самостоятельные туристы и паломники.
Скептики опасаются, что применение новой системы бронирования вызовет большие трудности из-за того, что Базилика Рождества Христова находится в совместном управлении сразу трёх христианских деноминаций – Римско-Католической Церкви, Иерусалимского Патриархата и Армянской Апостольской Церкви.
Однако сами представители общин, представленных на Западном берегу реки Иордан, поддержали идею разработки приложения.
«Бывают времена, когда совершаются особые молитвы, праздники или богослужения или когда молятся все конфессии, – приводит издание слова одного из клириков Храма Рождества в Вифлееме православного священника Иссы Тальджие (Issa Thaljieh). – Так что, конечно, существуют огромные затруднения. С приложением все будут знать, в какое время входить и какие группы находятся внутри, поэтому механизм посещения станет более организованным».
Заместитель министра туризма Палестины Али Абу Срур в беседе с журналистом информационного агентства France Press (Ali Abu Srour) отметил, что приложение будет также предоставлять пользователям информацию о Церкви Рождества.
«В этом вопросе мы двигаемся в сторону цифровых технологий», – заявил чиновник.
Элиас Аль-Арджа (Elias Al-Arja), председатель Ассоциации отелей Палестины, подтвердил, что текущий сезон стал для местного гостиничного бизнеса самым успешным за последние несколько лет. По словам Арль-Арджи, в течение рождественского периода отели Вифлеема наполняются туристами и паломниками со всего мира.
«В 2018 году у нас была заполняемость на уровне 72-74 процентов», – рассказал он, добавив, что к концу декабря эти показатели должны вырасти.
В общей сложности, по данным министерства туризма Палестины, в этом году палестинские территории посетили около 2,8 миллиона туристов – по сравнению с 2,5 миллиона в прошлом году.
По словам Али Абу Срура, основной причиной роста потока туристов и паломников в этом году является снижение уровня насилия в Иерусалиме и на Западном берегу Иордана. Он отметил, что в этом году Вифлеем посетило множество туристов из тех регионов мира, которые ранее почти не были представлены в статистике министерства.
Помимо этого, росту числа туристов в Вифлееме способствовал тот факт, что в уходящем году соседний Израиль также посетило рекордное количество туристов. Многие из них совершили однодневные поездки в Вифлеем из Иерусалима, Тель-Авива и других регионов Израиля.
Ежегодно город, где находится одна из главных святынь христианства – Базилика Рождества Христова с Пещерой Рождества – посещают более 2 млн туристов и паломников.
Больше туристов – меньше христиан
Несмотря на рост туристического потока, в самом Вифлееме число христиан в последние годы уменьшается. Этот процесс в первую очередь обусловлен массовым исходом молодых палестинцев-христиан, которые эмигрируют в другие страны.
«Мой приход сталкивается с серьёзными проблемами, – засвидетельствовал клирик церкви Святой Екатерины в Вифлееме (церковь Санта-Катерина) католический священник Рами Асакрия (Rami Asakrieh). – Число католических семей в Вифлееме сокращается. Сейчас в нашем приходе всего 1479 палестинских семей. Христиане составляют 17% населения города, тогда как в прошлом их было 90 процентов».
По мнению священнослужителя, нынешняя политическая и экономическая ситуация в городе, окружённом израильскими поселениями, ведёт к росту безработицы и долговой зависимости среди христиан, многие из которых испытывают тяжёлую депрессию.
Сегодня среди примерно 25 тысяч жителей Вифлеема порядка 80-85% составляют мусульмане, христианство исповедуют 15-20 процентов населения.
Христианское население Вифлеема и Святой Земли
На территории исторической Палестины на Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа, Галилее и в Заиорданье, проживает часть арабского этноса, исторически исповедующая христианство. Доля христиан в общей численности палестинского населения (12 млн человек) составляет 6-7%. При этом 70% палестинцев-христиан живут за пределами Западного берега реки Иордан и Израиля.
В 2009 году, по различным оценкам, на палестинских территориях насчитывалось около 50 тысяч христиан, в основном на Западном берегу реки Иордан, около 3 тысяч в секторе Газа.
Палестинцы-христиане принадлежат к целому ряду христианских конфессий. Здесь представлены православие (около 50% палестинских христиан принадлежит к Иерусалимской Православной Церкви), Восточные Церкви, католицизм восточного и западного обрядов, англиканство, лютеранство и другие ветви протестантизма.
Христианское население Вифлеема исторически представлено этническими арабами. Два крупнейших арабских христианских рода Вифлеема прослеживают свою родословную к Гассанидам (арабской царской династии, союзнице Византии, правившей в государстве Джабийя в Восточной Палестине до 636 г.).
С годами доля христиан в городе неуклонно снижалась, в основном из-за эмиграции. Другая причина спада – более низкая рождаемость среди христиан по сравнению с иудеями. В 1947 году христиане составляли 85% населения, но к 1998 году этот показатель сократился до 40 %.
В 2005 году мэр Вифлеема Виктор Батарса объяснил, что «из-за напряжения, физического или психологического, и бедственного экономического положения многие люди эмигрируют, будь то христиане или мусульмане, но это более очевидно среди христиан, так как они уже являются меньшинством». Палестинская администрация официально привержена равенству для христиан, хотя бывали случаи насилия против них со стороны Службы превентивной безопасности и вооружённых группировок.
Начало Второй интифады (вооружённого восстания арабов против израильской власти, 2000–2005 гг.) и связанный с этим спад туризма также затронули христианское меньшинство, поскольку они являются владельцами многих гостиниц и услуг для иностранных туристов. Статистический анализ исхода христиан показал отсутствие экономических и образовательных возможностей для местных христиан. Со времени Второй интифады город покинули 10% христианского населения.
В 2006 году Палестинский центр исследований и культурного диалога провёл опрос среди христиан города, согласно которому 90% заявили, что у них были друзья-мусульмане, 73,3% согласились с тем, что Палестинская национальная автономия относилась к христианскому наследию города с уважением, а 78% назвали причиной исхода христиан израильскую блокаду.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Базилика Рождества – христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой Земли.
Это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над Пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года, и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались.
Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году. При императоре Юстиниане (527–565 гг.) по ходатайству прп. Саввы Освященного базилика была восстановлена. Храм не пострадал ни во время персидского нашествия (612–629 годы), ни позднее, при завоевании города халифом Аль-Хакимом в 1009 году.
Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня – Пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено 14-конечной серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времён святой Елены.
Современная базилика VI–VII вв. – это единственный христианский храм в Палестине доисламского периода, сохранившийся до наших дней.
Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Римско-Католической Церкви. Все три христианские церкви имеют при базилике свои монашеские общины.
29 июня 2012 года базилика была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: Благовест инфо