Сергей Степашин подвел итоги научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год», которая прошла в Храме Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Кирилла
Конференция открыла Дни памяти погибших за Веру Христову, организаторами которых выступили Императорское Православное Палестинское Общество, Фонд Людвига Нобеля и Императорский исторический клуб. Эти общественные организации совместными усилиями вели подготовку столь масштабного события, открывшего череду общероссийских мероприятий, посвященных столетию революции.
В конференции приняли участие: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, министр культуры Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин, Председатель Наблюдательного Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество», руководитель международного центра «Благотворительность в истории» Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук Анна Громова, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, председатель Оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года, ректор МГИМО МИД Российской Федерации академик Анатолий Торкунов, председатель «Союза русских дворян» князь Дмитрий Шаховской, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук академик Александр Чубарьян, председатель президиума Международного совета российских соотечественников, ректор Парижской консерватории имени Сергея Рахманинова граф Петр Шереметев, исполнительный президент ассоциации «Франко-российский диалог», председатель ассоциации «Общество памяти императорской гвардии» князь Александр Трубецкой, кандидат исторических наук Леонид Решетников.
В зале присутствовали многочисленные члены ИППО, а также приглашенные гости - Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев, Чрезвычайный и Полномочный посол Государства Палестина в России Абдель Хафез Нофаль, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, Апостольский нунций в России архиепископ Челестино Мильоре, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, представители общественности, ученые, духовенство, студенческая молодежь.
Среди организаторов Дней памяти в Храме Христа Спасителя - руководители Фонда Людвига Нобеля Ярослав Голко, Анна Яковлева, Евгений Лукошков, заместитель Председателя ИППО Елена Агапова. Вел научную конференцию руководитель Фонда Людвига Нобеля Евгений Лукошков.
На сцену Зала Церковных Соборов участники научной конференции вышли под звон колоколов. Хор исполнил «Царю Небесный». Затем заседание открыл митрополит Волоколамский Иларион, Почетный член ИППО, который передал участникам и организатором конференции приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Далее Владыка сказал:
- Сегодня мы собрались под сводами Кафедрального соборного храма Христа Спасителя на конференцию, посвященную 100-летию трагических событий в России.
Отречение от престола государя-императора Николая II, а затем и его брата Великого князя Михаила Александровича спровоцировали крах государственных основ страны. Те, кто стоял за февральской революцией, не смогли удержать полученную власть. Это обстоятельство подготовило приход в октябре 1917 года к власти в России большевиков, которые не пощадили своих предшественников, либо уничтожив их, либо изгнав из страны. Октябрьский переворот, чудовищная расправа над царской семьей, братоубийство, террор и массовые репрессии – всё это стало огромной трагедией для нашего народа.
Россия потеряла миллионы людей из всех сословий. Это были трудные годы преследований, поразивших пастырей и рассеявших овец Русской Православной Церкви по всему миру. Многие сыны и дочери нашего Отечества были вынуждены покинуть родные места и осесть на чужбине, поскольку не вписывались в новую парадигму социального устройства. Они оказались лишними на своей земле. Таковых, по оценкам историков, насчитывалось порядка трех миллионов.
Живя на чужбине, наши братья и сёстры стремились использовать накопленный в Отечестве опыт, проявляя свои лучшие качества и таланты, неизменно храня православную веру и самобытную русскую культуру.
Русской эмиграции удалось добиться выдающихся достижений в области науки, литературы, живописи, музыки, театра, кино и балета. Русское рассеяние познакомило зарубежную общественность с выдающимися богословами и философами, чьи труды вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой мысли. Эта другая Россия сберегла многовековое духовное и культурное наследие, которое уничтожалось в России советской.
В наши дни церковное понимание истории двадцатого века представлено в многочисленных исследовательских трудах, посвященных путям Русской Церкви и русского государства. В них можно найти взгляд, основанный на любви к Отечеству и свидетельстве о важности веры в народной жизни. История России в двадцатом столетии показала, что неверие, а тем более богоборчество ведет к ошибкам в общественной и политической жизни.
Именно вера многие века определяла пути развития нашего народа, а любовь к родной земле объединяла людей в мощную силу. Вера и патриотизм были опорами нашего общества. И по этой причине многие, кто пострадал от советской власти, несмотря ни на что, оставались верны России.
Приведу в пример великомученицу Великую княгиню Елизавету Федоровну. Она, видя в какую пропасть низверглось Отечество, она писала императору Николаю второму, в то время, когда Ленин и его соратники призывали к поражению страны в Первой мировой войне: «Я испытываю такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знаю, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров. Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть, но Великой России, увы, больше нет».
Безбожные власти привели к гибели одного из величайших христианских государств в мире, уничтожили миллионы людей якобы ради строительства светлого будущего. Я не хочу идеализировать российскую Империю, но она формировалась на протяжении тысячелетий как страна, основанная на христианских принципах, и могла бы эволюционно развиваться далее, если революционная оппозиция не «раскачивала лодку», а искала компромиссы с властью. Русская Церковь в этих сложных условиях старалась сохранить свои традиции. Несмотря на смертельную угрозу, она продолжала передавать опыт веры людям.
Наша церковь молилась за власть, следуя словам апостола Павла: «Прежде всего увещеваю возносить мольбы, молитвы, ходатайства и благодарения за людей всякого рода, за царей и всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины».
В то же время церковная молитва за власть и общение с ее представителями в советские времена не означали принятия церковью того курса, который проводило государство в отношении религии и других сфер общественной жизни. Только один тот факт, что церковь проповедовала религиозный взгляд на жизнь в то время, когда везде насаждался материализм и атеизм, означал ее непримиримость с идеологией существовавшего политического режима.
В душе многие иерархи, духовенство и миряне противились безбожной власти, мечтали о возрождении Святой Руси, сохраняя при этом лояльность к власти как граждане своего государства. И это возрождение произошло. Кровь и страдания сотен тысяч мучеников и исповедников Русской Церкви стали основой для возрождения церковной жизни в нашей стране.
Вот уже четверть века, как мы живем в условиях свободы, осуществляя миссию и служение, заповеданные нам Господом. Наша Святая Церковь на протяжении столетий была и всегда будет со своей паствой. Духовенство разделяло участь народа в лютые годы ордынского ига и смутные времена начала семнадцатого века, в годы наполеоновского нашествия и в окопах первой мировой войны, во времена красного террора и в застенках НКВД, в годы Великой Отечественной войны, во дни распада единого Отечества и во времена тяжких экономических потрясений. На этом мы стоим, укрепляемые Господом, и стоять будем. Благодарю вас за внимание.
Затем участники конференции выступили с докладами, основные тезисы которых мы предлагаем вашему вниманию.
Министр культуры Российской Федерации, председатель Военно-исторического общества, доктор исторических наук Владимир Мединский:
- Я бы хотел сказать буквально несколько слов о предпосылках и последствиях, причинах и уроках того что произошло в нашей стране сто лет назад, буквально день в день. Давайте вспомним, как встречала Россия февраль. Известно, что государство находилось в определенном системном кризисе. Это и промышленная отсталость, впрочем, весьма относительная и неравномерная, нерешенный земельный вопрос, архаичность устройства общества - так называемые противоречия труда и капитала, как было принято писать в советских учебниках истории.
С другой стороны, было очевидное желание капитала конвертировать свое огромное экономическое влияние в политическую власть, чего долгое время не удавалось. И, безусловно, рост национального самосознания на окраинах империи. Все эти проявления кризиса усилила затянувшаяся война. И последний штрих в этой тревожной картине – падение авторитета монархии как высшей государственной власти.
Однако ни одно из этих проявлений кризиса, ни даже все они вместе не говорили о том, что российское государство себя исчерпало. В начале XX века Россия бурно развивалась. Пятая экономика в мире, пятый в мире промышленный сектор, одни из самых высоких темпов экономического роста, формируется собственный финансовый рынок. Принято жаловаться на экономический спад, вызванный Первой мировой, но был ли он настолько катастрофическим? К началу 1917 года наш ВВП сократился на 18%, в то время как у других воюющих стран в среднем на 23%.
И даже неудачное течение войны (относительно неудачное – только в сравнении с прославленными победами русского оружия в предыдущие и последующие эпохи), в общем, не грозило военной катастрофой. В 1914-1916 гг. русский фронт не был второстепенным: более 40% всех вражеских дивизий сковывала именно русская армия. Она одержала ряд блестящих побед под Гумбинненом и Варшавой, в Галиции и у Сарыкамыша. Даже тяжелые поражения 1915 г. не сломили ее дух. К началу 1917 года Россия вместе с союзниками по Антанте была в шаге от победы. Как писал впоследствии Черчилль, «ни к какой стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была в виду».
Безусловно, России нужна была модернизация. Однако для системного решения проблемы модернизации нужна была политическая воля, нужна была та форма организации общества общества – государство. Монархическое или республиканское, буржуазное или советское – неважно. Государство должно быть.
Только государство может провести в короткий период провести реформы, не всегда популярные. Получилось, что в то самое время, когда Россия встала перед необходимостью укрепления государственности как единственного инструмента модернизации страны, в феврале 1917 года произошло обратное – произошло разрушение государства. Ибо февраль – это не просто смена формы правления, это снесение государства как института легитимной, признанной народом формы организации общества.
Инициаторы февральского переворота, как потом оказалось, либо не сумели обеспечить преемственность государственности, либо из каких-то своих соображений не были заинтересованы в укреплении суверенности российского государства как такового. Такая логика нам хорошо знакома по опыту 25-летней давности, когда известная часть элит связывает свои интересы не с собственной страной, а с собственными удобствами – зарубежными активами, банковскими счетами, с вузами для своих детей на Западе. И когда та часть элиты монополизирует верховную власть, она, естественно, ищет истоки легитимности не внутри себя, не опираясь на народ, на историю, на веру, а ищет истоки легитимности исподволь, в опоре на зарубежное общественное мнение, на зарубежных покровителей. А ирония заключается в том, что, принимая такие рациональные решения, инициаторы революции вызвали хаос, который контролировать не смогли.
При этом ни одной из объективных проблем, якобы из-за которых свергали императора, февральские революционеры решать не взялись, мол, как-нибудь потом. Военный министр Гучков успокаивал солдат, говоря, что массовое дезертирство вызвано распространяемыми преступными слухами о предстоящем переделе земли: не верьте этим слухам, вопрос о земле должен постепенно решаться только Учредительным собранием.
Естественно, что после этого популистский лозунг большевиков «Землю – крестьянам!» (неважно, что за этим последовало потом) быстрее нашел отклик в сердцах солдат в окопах. Итог оказался плачевен: развал армии, деградация и территориальный распад государства. И те, кто, свергая императора, хотел управлять страной, сами очень быстро оказались в мусорной корзине истории. Означает ли это что февраль и вообще русская революция, как сейчас принято называть все события с февраля и до конца 1917-го года в нашей стране, есть досадная случайность, вызванная лишь безответственностью, личными амбициями или происками иностранцев – немцев, англичан? Нет, это не случайность.
Нельзя преуменьшать масштаб реальных проблем, стоявших перед страной. Ни Великая французская революция, ни Великая английская революция не развивались по частному произволу Робеспьера ли Кромвеля. Они тоже были вызваны объективными предпосылками. Но, с другой стороны, такой метод решения проблем, с которыми столкнулась страна, не предопределен. Развитие без потрясений – это обязательная функция государства. И с этой точки зрения никто не снимает вины в том числе с верховной власти российской, которая в начале двадцатого века не смогла эту функцию исполнить.
Сегодня необходимо глубоко изучать причины исторического взрыва 1917 года, не стремиться демонизировать или, не дай Бог, идеализировать революцию. Прошлое не изменить, мы должны извлекать из этого уроки.
Главный урок февраля заключается в том, что сто лет назад трагедией для России стало нежелание умных, образованных, ярких, талантливых людей, представляющих разные политические силы, исповедовавших иногда разные мировоззрения, имевших разные взгляды на будущее страны, на пути к этому будущему, подчинить свои частные интересы интересам России и рука об руку вместе работать на благо страны, решая системные, но не такие уж страшные проблемы.
В результате общественный диалог был подменен резней, кровопролитием, гражданской войной. И эти проблемы пришлось решать заново, но уже в экстремальных условиях, потеряв миллионы лучших людей. Это и есть цена неконструктивного противостояния вместо общественного диалога.
Председатель Оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года в России, ректор МГИМО МИД РФ, академик РАН Анатолий Торкунов:
- Я хочу сказать, что нынешний год, год 100-летия революции, вызвал большой общественный интерес, интеллектуальную активность. Наш Оргкомитет, который был создан недавно, практически каждый день получает десятки предложений и сообщений самого разного рода. ( В составе Оргкомитета – Председатель ИППО Сергей Степашин – прим. ред. сайта).
Речь идёт о событиях академической, культурной жизни, молодежных мероприятиях. Мне кажется очень важным, что эта годовщина всколыхнула общественное сознание. Но очень важно сделать так, чтобы этот год не стал годом раздрая в общественном сознании, поскольку, как мы хорошо понимаем, у нас нет в обществе единой концепции событий столетней давности, да, откровенно говоря, и не может быть.
Во Франции не только научное сообщество, но сами французы до сих пор спорят об истоках и результатах французской революции, которая совершилась в восемнадцатом веке. Столетний период, отделяющий нас от драматических событий столетней давности, для нас тем более является поводом для разных оценок, разных суждений и споров. Но еще раз хочу сказать, что такого рода споры ни в коем случае не должны вести к углублению противоречий в нашем обществе, наоборот, должны способствовать лучшему пониманию того, что произошло.
Прежде всего, мне представляется, что сто лет назад была разрушена историческая преемственность в российской цивилизации. В общественном сознании долгое время существовало разделение событий 1917 года на так называемую февральскую буржуазную, октябрьскую социалистическую революции и гражданскую войну. Сейчас сложилось понимание, что это были этапы единого революционного процесса. Более того, революционный процесс уходил своими корнями в цивилизационную специфику России с её общинной основой, с её стремлением сравняться с Европой, войти в неё на равных. И в то же время с постоянной опаской чрезмерной вестернизации.
Русская революция 1917 года была следствием не только непримиримых классовых противоречий, но и цивилизационного противостояния. Она изначально отвергла прежнюю самоидентификацию России, её систему ценностей, историческую форму и смысл предшествующей цивилизации. «Отречёмся от старого мира!» - таков был лейтмотив не только Великой французской, но и русской революции. В первый момент никто не воспринимал происходившее как трагедию. А ведь свершилось потрясение поистине мирового масштаба – исчезло огромное тысячелетнее государство. Была разорвана сложно сплетённая, многовековая линия истории России, вектор которой определялся двумя важнейшими началами – государством и христианством.
Надо отметить особенность российского революционного процесса: вокруг него сразу стали формироваться два типа государственного устройства – либерально-демократический и социалистический. Отношение к тому, каким должно быть новое российское государство, сыграло определяющую роль для различных политических сил. Так, либералы прогрессистского толка в лице Милюкова, лидера кадетской партии, вынуждены был заявить: «История проклянет вождей наших, так называемых пролетариев, но проклянет и нас, вызвавших бурю».
Политическим неудачником оказался и глава Временного правительства эсер Керенский. К июлю 1917 года стало очевидна полная неспособность Временного правительства создать хотя бы видимость какого-либо социального порядка. Двоевластие стало своеобразной попыткой установления некоей квазигосударственности, впрочем, очень скоро также обнаружившей свою несостоятельность. А после корниловского мятежа стало очевидным, что старый порядок полностью разрушен. В стране господствовали хаос и насилие толп.
В разных слоях общества нарастало желание порядка. Вернадский, наш выдающийся ученый, тогда член ЦК кадетской партии, писал: «В столице распространялось настроение, которое называли «тоска по городовому». Когда в спектакле «Живой труп» в Александринском театре на сцену выходил актёр в полицейской форме, в зале стихийно начиналась овация, которой не видел и Шаляпин». В своем дневнике он с горечью отмечал: «Невозможное становится возможным, и развёртывается небывалая в истории катастрофа или, может быть, новое мировое явление».
После завершения гражданской войны, в 1922 году Всесоюзный съезд советов одобрил договор об образовании СССР. По существу, советской власти, казалось, удалось собрать распавшуюся Российскую Империю и даже в чём-то продолжить её государственную традицию и мобилизационными методами осуществить неудавшуюся ранее модернизацию.
Однако революционное насилие, представлявшееся временным, переросло в систему репрессий, жертвами которых стали миллионы людей. Хотя внешне советское общество выглядело единым, на самом деле в нём не удалось преодолеть полностью глубинные противоречия не только социального и национального, но, особенно, институционального характера.
В советском обществе коллективное преобладало над личностным, индивидуальным. Это порождало невидимые миру трещины в глубинных человеческих коммуникациях, которые, в сущности, подтачивали поверхностно оптимистический общественный консенсус. А в индивидуальном человеческом восприятии так и позволили изжить до конца подчас даже не осознаваемых чувства страха и неуверенности. Эта особенность социальной психологии выплеснулась на поверхность с началом нестабильности эпохи 90-х годов, придала ей эмоциональную трагедийность, сопровождавшую второй распад российского государства в двадцатом веке.
Насилие – это вообще неотъемлемая часть революции. Еще просветители, вдохновившие Своими произведениями Великую французскую революцию, были поражены, к каким кровавым злодеяниям привело революционное выступление масс. Разрушается мораль, утрачивается ценность человеческой жизни. На поверхность из глубины общественного и индивидуального бессознательного вырываются самые тёмные инстинкты. Неконтролируемое насилие становится формой разрядки, накопившаяся энергия.
Три года мировой войны, которые предшествовали революции, привели к тому, что в народе утвердилось страшное чувство: гарантией собственной жизни является смерть врага. Революция, затем гражданская война стали кровавым продолжением мировой войны. На пространстве огромной России все воевали против всех. И в этом всеобщем противостоянии действовала очеловеченная логика революции, оправдывавшая множество кровавых жертв во имя торжества революционных идей.
Красный террор был беспощаден, но не менее беспощадным был противостоявший ему белый террор. Результатом революции и гражданской войны стало разительное сокращение российского населения. Невосполнимые потери, по приблизительным подсчетам, составили 16-18 миллионов человек. Страшным последствием стала дегуманизация общественного сознания, утрата устойчивых моральных ценностей и ориентиров.
Мне представляется, что сегодняшнее конференция позволяет нам поговорить как об истоках, причинах революции, так и о том, что для нас особенно важно: какие выводы из этого исторического драматического урока мы должны сделать.
Председатель Президиума Международного совета российских соотечественников ректора Парижской консерватории имени Сергея Рахманинова граф Петр Шереметев:
- Позвольте мне сказать несколько слов как одному из тех, кто проживает уже не сто лет, но почти сто, за рубежом, а не в своей стране. Я очень рад, что Фонд Людвига Нобеля дает этой встречей возможность к вам обратиться в связи с историческими событиями, и что это происходит в Храме Христа Спасителя, посетить который снова – для меня удивительная радость. Большевики его разрушили, и сила России, ее населения в том, что собрали достаточно средств для того, чтобы поставить Храм на то место, где он стоял столько лет.
Наступивший новы й год не совсем простой. Сама дата напоминает нам о том, что сто лет тому назад в России произошел переворот, в результате которого на этой земле и по всему миру пострадали буквально все, и началась гангрена. Эта гангрена Все знают, что Англия, Германия и даже Америка приняли участие в гибели России. И некоторые из них, как Америка, продолжают «подкапывать» Россию. Это недопустимо.
Мы должны быть очень осторожны. Многие из нас готовились к этому году с большим трепетом. Находясь за пределами России, я думаю о нашей стране ежедневно. Я приехал первый раз в Россию 35 лет назад, и с тех пор еженедельно приезжаю сюда и здесь стараюсь работать. Я чувствую себя соотечественником вашим, и членом нашей благородной страны. Десять лет назад президент Владимир Владимирович Путин подарил мне российское гражданство, и я этим горжусь.
Вы счастливые, потому что вы живете в таком мире, где ещё многое можно создать. Много людей, готовых участвовать в развитии России. Мы должны помнить о миллионах жертв с одной и другой стороны, будь они красные или белые, которых убили замучили или которые бродят до сих пор по дорогам мира. Мы должны помнить, что Родина у нас одна, независимо от того, живём ли мы на этой земле или за рубежом.
100-летие революции – это не юбилей, это событие, о котором нужно вспоминать. Мы с князем Лобановым-Ростовским, он находится здесь, решили предложить соотечественникам, неважно, были они революционерами или, как мы, беженцами, поставить в России памятник примирения.
Когда я рассказал об этой идее на прошлом конгрессе соотечественников в Москве, Патриарх Кирилл поднял руки к небу и сказал: «Слава Богу, я поддерживаю!» С таким благословением можно идти вперёд. Конкурс прошел, скульптор над ним уже работает, место, где он будет тожественно установлен, определено. Крым – это та земля, откуда отплывали из России на последних пароходах русские люди, навсегда покидавшие свою страну. Памятник будет стоять на русской земле, в Крыму, который снова стал частью нашей Родины. Мы должны пойти навстречу друг другу и примириться.
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, Президент государственного университета гуманитарных наук, академик РАН, доктор исторических наук Александр Чубарьян:
- Мы сегодня участвуем в важном событии, наполненном символическим смыслом. Фактически это первое большое мероприятие, которое связано со столетием русской революции. Символично, что оно открывается в Храме Христа Спасителя. Это придаёт всему предстоящему году идею примирения.
Здесь уже было сказано, я уверен, что этот год откроет период крупных дискуссий на тему революции для историков, общественных деятелей, журналистов, для всех граждан. Будут подняты очень важные и острые вопросы нашей российской истории, да и мировой истории в целом. Мы жили многие годы с формулой, что революции – это локомотив истории. Так вот у нас сегодня есть возможность вернуться и посмотреть, что это был за локомотив на российской почве, на русской земле.
Мне кажется упрощением, когда сейчас ищут причины революции в каких-то демонстрациях, которые были в феврале 1917 года в Петрограде. Революции, как показывает мировой опыт, это совокупность больших общественных сдвигов, следствие катаклизмов крупного масштаба. Это переломные моменты в жизни мира и мировых цивилизаций.
Революция 1917 года имеет корни и в девятнадцатом веке, в пути, который прошла Россия. И, в частности, в том выборе, перед которым она оказалась – между революцией и реформами. Оказалось, что реформы не были в состоянии остановить развитие трагические событий, которые произошли. Это ставит большой общий вопрос для историков: какова связь революции и реформ и как важно вовремя уловить ситуацию, чтобы реформы стали реальным двигателем прогресса. В России были реформы в начале двадцатого века, но они были половинчатыми, непоследовательными, не смогли снять социального напряжения. Революции появились на авансцене истории и стали теоретическим основанием для жизни советского общества на протяжении 70 лет.
Сейчас в литературе идут дискуссии о соотношении февраля и октября. Я читал письма, где предлагают называть февральские события не революцией, а переворотом, считая, что истинная революция произошла в октябре 17-го года. Есть прямо противоположная точка зрения, что февраль открыл дорогу для некоего либерального пути, а октябрь явился государственным переворотом.
Не ставя никаких оценок, хочу сказать, что эти темы будут оставаться в центре внимания дискуссий. Важно, чтобы эти дискуссии проходили в условиях диалога, сопоставления разных мнений и подходов к историческому процессу вообще.
Уже было сказано, что революция стала трагедией для нашего народа. Но трагедия – это ведь тоже часть истории, часть исторического опыта. Но трагический – тоже опыт.
В своё время революционные идеи привлекали внимание масс, и не только в анше стране, а по всему миру. Поэтому она из тем, которая должна быть, это революция в России и её место в истории двадцатого столетия. Для нашей страны это было, конечно, трагическое событие, которое вызвали невиданную жестокость и насилие в гражданскую войну.
Когда мы говорим сегодня об уроках революции, очень важно подчеркнуть, что всякое насилие в истории, сопровождаемое большим числом жертв – это страшное наследие человечества. В этом плане девятнадцатый век в России заложил основы насилия, когда появились элементы террора. И главный вывод, который особенно важен для молодого поколения, что все разногласия н должны преодолеваться стремлением уничтожить друг друга.
Сейчас в ходу такая формула, что была своя правда и у белых, и у красных. Она не принимается полностью различными слоями нашего общества. Н мне кажется, что это некий путь к тому, чтобы достичь какого-то консенсуса к оценке тех сил, тех организаций, которые противостояли друг другу в те времена.
Мы должны донести до молодого поколения правду о тех событиях, что они означали для наших дедов и отцов. Я бы сказал, что нужна прививка против революции. А прививка против революции – это исторические уроки, мы должны подойти со всей ответственностью к предстоящему году. На научном, образовательном сообществе лежит большая ответственность за то, чтобы история, которая может быть источником разногласий и раскола, стала
Исполнительный президент Ассоциации «Франко-российский диалог», председателя Ассоциации «Общество памяти Императорской гвардии» князь Александр Трубецкой:
- Мы вступили в год, который напоминает, что 100 лет тому назад курс нашей истории резко повернулся по инициативе тех, кто не соображал, что организовать переворот в стране во время мировой войны является убийственным для итогов самой войны и может привести к внутреннему краху страны. Это и произошло, когда создавшейся ситуацией воспользовались те, кто хотел в России экспериментировать с мировой революцией, о которой мечтал Ленин.
Февральский переворот был совершен буквально накануне наступления против Германии и Австрии и действительно является безумием, если не говорить об измене Родине.
А нужны ли были России революции и перевороты? Нужно ли было разваливать державу, экономический рост которой был примером для всего западного мира? Вероятно, это и было главным поводом для того, чтобы запад поддержал эти перевороты. Нужна ли была та бомба, которую, как сказал президент Путин, Ленин заложил под фундамент России?
Страна не была такой отсталой, как ее представляет западная русофобия. Рост экономики составлял 10 процентов в год. По оценкам американских экономистов, Россия должна была к середине двадцатого века занять первое место в Европе по экономическому развитию. Есть такой показатель здоровья страны – рождаемость, в стране был самый высокий процент рождаемости в Европе.
Можно вспомнить достижения России до революции, которыми может гордиться наша страна: электросварка, радио, телеграф, телефон, металлургия и петрохимия, подводные лодки, авиация, гироскоп… Во всем мире известен русский химик Дмитрий Менделеев. Биолог Илья Мечников получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины в 1908 году. А вообще первую Нобелевскую премию в России получил физиолог Иван Павлов в 1904 году.
В конце девятнадцатого века на Гаагской конференции Николай II предложил создание международной лиги сохранения мира. Это было задолго до образования Лиги Наций, а тем более ООН. Это показывает чуткое зрение государя по вопросам внешней политики и опасности войны. Но произошло отстранение России от плодов победы в войне.
Революционные события принесли деструктивную систему взамен исторической культуры и, главное, духовных ценностей, на которых строилась Россия. По приказу Ленина начался небывалый террор, варварские убийства царской семьи, духовенства, невинных людей, уничтожение церквей.
Примирения, о котором здесь говорили, для меня недостаточно. Примирились – и всё, и быстро перевернули страницу. Памятник примирения не решает всех вопросов народного единства. Вместо примирения получится тупик. Не может быть примирения пока в России не будет общего покаяния. Россия должна должны признать.
Напомню, что в России после смутного времени после смутного времени Церковь служила чин не примирения, а общего покаяния с призывом к единству. Только покаяние приведёт Россию к примирению. Давайте используем эти роковые для России события, чтобы осмыслить с покаянием нашу историю и показать всему миру единство русского народа, где бы он ни жил.
Директор Института Российской истории РАН, член Президиума исторического общества, доктор исторических наук Юрий Петров:
- Столетняя дата – это серьезная дата для нашего современного общества. Вообще говоря, каждая крупная революция – это серьёзная, глубокая рана на теле нации, и эта рана долго заживает. И какой срок нужен для полного заживления, пока неизвестно. Сегодня упоминалось, что больше 200 лет назад произошла Великая французская революция. И до сих пор во Франции спорят: одни вспоминают лозунги «Свобода. Равенство. Братство», другие говорят о якобинской диктатуре, о кровавом вандейском мятеже.
Наша революция 1917 года волне сравнима с французской революцией по своему влиянию на мир, на всю историю человечества в двадцатом веке. И недаром в западной историографии утвердилось понятие долгого девятнадцатого века – с 1789-го года по 1917-й и короткого двадцатого – с 1917-го по 1991-й, то есть до распада того государства, которое возникло в результате революции. Это говорит о том, что ее воздействие весьма обширно.
В этом году мы должны сделать, то что указано в распоряжении президента от декабря 2018 года о подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года. Это поручение российскому профессиональному историческому сообществу, людям науки, людям культуры, людям веры совместно достичь общественного консенсуса, консолидации нашего общества вокруг верного понимания событий столетней давности.
Хотел бы остановиться на некоторых конкретных темах, над которыми работают наши историки. Мы не можем сказать, что знаем об этой революции всё и что на всё у нас есть ответы. Почему же действительно революция произошла. Сегодня министром культуры были сказаны правильные слова о том, что революция не навязана нам извне, она вытекает из логики событий. В советское время была общепринята идеологема Ленина, что революция является взрывом недовольства масс, изнурённых войной.
Сегодня мы можем сказать на основании имеющихся показателей, что Россия войну выдерживала. Население, конечно же, понесло во время войны определённые потери материального плана в результате инфляции, девальвации рубля. Это происходило во всех странах, в феврале не было фатальной неизбежности революционного развития событий.
Пожалуй, есть в истории такие детали, о которых мы иногда забываем, а между тем в них, может, кроется разгадка больших процессов. Российское правительство при всем при том, что не довело конца реформы, сделало достаточно в годы войны, чтобы страна сохраняла боеспособность. Но тем не менее одно важное упущение было. Оно касалось системы распределения продовольствия.
В Германии при громадных продовольственных затруднениях правительство пошло на то, чтобы ввести продовольственные карточки. В результате немцы, хотя и с большим трудом. Но выдерживали тяготы войны. В России ситуация была даже более благополучная. Был прекращён экспорт зерна, оно всё оставалось в стране. Несмотря на то, что в армию было призвано 15 миллионов мужчин, те, кто оставался в деревне, женщины, в основном, подростки, они справлялись – сбор урожая в годы войны не был катастрофически низким.
Продовольствия в стране было достаточно, были проблемы с транспортом, и в связи с загруженностью железных дорог военными грузами поставки продовольствия даже в крупнейшие города иногда отставали и возникали такие точечные напряжения, что и произошло в Петрограде в феврале 1917 года. Отсюда причина резкого социального взрыва.
Наши историки стоят на точке зрения, что революции в России не хотел никто, за исключением левых радикалов, но их число было незначительно. Все же остальные, в том числе и те, кто плёл нити заговора против императора, были против революции с тем, чтобы заменить царя более подходящей фигурой и избежать более худших последствий. Поэтому мне кажется, что февральская революция – это в первую очередь стихийный взрыв, которого не ждал никто. Она всех застала врасплох. До сих пор не нашли инструментов, которыми можно измерить эту стихийную силу, нарастание агрессии и определить ту критическую точку, после которой процесс становится необратимым.
Еще один миф, что февральская революция была бескровной, вызвала всеобщий энтузиазм и обошлась без жертв. Нет, это было, к сожалению, не так. Та самая агрессия, о которой я упоминал, выразилась в массовых расправах над полицейскими, военнослужащими со стороны демонстрантов. Полиция стреляла в митингующих. Общее количество жертв исчисляется примерно полутора тысячами человек только в Петрограде. По другим городам данных нет. В любом случае понятно, что февраль открыл «ящик Пандоры». Накопившаяся агрессия, которую не смогло сдержать государство и канализировать в более мирное русло, вырвалась наружу и взорвала российское государство.
У нас сложилось понимание, что и февраль. И октябрь, и гражданская война –это были фазы одного революционного процесса. В этом смысле можно говорить о Великой российской революции, не имея в виду, что слово «великая» не имеет положительной нагрузки, а отражает лишь масштаб событий. Этим мы можем избавиться от этой долговременной и, как мне кажется, совершенно бесперспективной дихотомии, противопоставления февраля и октября.
Есть сходство между событиями 1917-го и 1991-го года. В основе лежат те же процессы – ослабление центральной власти в России, снижение управляемости страной. Рост социальной напряженности, возникновение альтернативного центра власти (в 1917 году это была Дума, а в 1991-м Верховный Совет РСФСР). Результаты этих процессов в виде обрушения страны тоже идентичны. Задача всего нашего сообщества – достичь некоего общего консенсуса. Я глубоко убеждён, что мы можем найти такую формулу. Главное, чтобы на основе этой формулы мы смогли повысить уровень консолидации нашего современного общества. Россия получила хорошую прививку, урок истории. Наша задача – передать его новым поколениям.
Председатель Союза русских дворян князь Дмитрий Шаховской:
- Это особый момент сегодня. Не только ради 17-го года, не только ради этого трагического предательства перед Россией собрались мы здесь. Наша сегодняшняя встреча – это определённое осознание, что в нашей груди бьётся одно сердце, и это сердце России. Мы можем смотреть в разные стороны, но все наши труды, наши старания должны быть её созиданием.
Я перед этой встречей вспоминал много из того, что написано про революцию, но мне постоянно приходили в голову одни слова, вы их знаете: «Мы – дети страшных лет России». Мы с этим жили всегда и мечтали о возвращении в Россию. И вот сейчас происходит встреча.
Каждый день мы сталкиваемся с определёнными противоречивыми понятиями. Нам говорят: белый террор, нам говорят: красный террор. Всё это было, и надо понять, какая отправная точка этого явления. Она, в общем, философская. Это увлечение определённой идеологией, которая довлеет до сих пор.
Я считаю, что революция – это геноцид русского народа, и с этим геноцидом мы никогда не примиримся. Это был геноцид, в котором мы потеряли не только элиту, но и самое драгоценное сословие, на котором строилась Россия. Это русское крестьянство. Как сказал один историк, это – русский пахарь. В определенный момент мы потеряли хлеб насущный, и появился страх и голод. Не только в 20-е годы.
Мне кажется, главное, о чем надо думать, о том, как общими силами строить Россию. По обе стороны баррикад люди имели мечту о России. Надо культивировать историю. Но как? В полном осознании действительности. Нам нужна, как всегда, правда.
Смерть и Время царят на земле,
Ты владыками их не зови!
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Кандидат исторических наук Леонид Решетников (в недавнем прошлом директор РИСИ):
- Переворот в феврале 1917 года, совершённый заговорщиками и готовившийся как переворот, ещё до первой мировой войны, тщательно очень, превратился во что-то другое. Как правило, такие перевороты превращаются в революции.
Мы должны зайти немножко с другой стороны и подумать, а действительно ли эти процессы охватывали всю Россию. Эта революция не могла быть воспринята широкими слоями нашего народа как событие законное и желанное. В отличие от истеричной, пьяной радости Петрограда в феврале 17-го года Россия хранила глубокое молчание. Я на днях прочитал статью под характерным заголовком «Орёл проспал две революции».
Весь февраль и даже до середины марта проспали революцию в России. Это к вопросу об актуальности и социальной напряжённости. Сельское, мещанское население и большая часть солдатской массы находились в состоянии полной дезориентации. Начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Алексеев, один из главных заговорщиков в своём подробном отчёте Временному правительству о реакции армии на отречение царя констатировал, что многие к отречению царя Николая второго и отказу от престола Великого князя Михаила Александровича отнеслись с грустью и сожалением. Солдаты высказывали мнение, что без царя обойтись нельзя и надо побыстрее выбирать государя.
Отречение императора на офицеров 9-й армии произвело тягостное впечатление. В 4-й армии большинство преклоняется перед высоким патриотизмом и самопожертвованием государя, выразившимся в акте отречения. Манифест Великого князя Михаила Александровича встречен с недоумением, вызвал массу толков и даже тревогу за будущий образ правления.
Да, известие, что царя больше нет, повергло многих в смятение. Для того, чтобы поняться на защиту царя и Родины, надо было услышать призыв самого государя. Так было в 1905 году, когда император обратился к народу с простыми и ясными словами: «Помогите мне, русские люди, одолеть крамолу».
Всякий раз эта духовная смычка царя и народа спасала Россию от бед. Но в феврале 17-года не стало не только собственно царя Николая II, но и вообще как образа и смысла России. Крестьяне, как показывают исследования, в своей массе ждали его возвращения, полагая что господа призовут их на защиту престала. Но большая часть образованного общества отвергла дарованного ему помазанника Божьего, предала своего царя. И в этом предательстве виновны не столько самые радикальные враги России и революционеры, сколько либеральная оппозиция.
Представители буржуазии, капитала, которые мечтали превратиться в олигархат и управлять страной. Немалая часть духовенства, высшего генералитета русской армии, которая составила тот злополучный заговор, который привел к свержению монархии, а потом и к революции.
Вместе с тем свержение монархии не могло стать результатом только измены верхушки. В 1917 году произошло грехопадение всего народа, который при всей своей симпатии к монархии в целом остался пассивным свидетелем свержения, заточения, а затем и убийства своего государя и его семьи.
Все события так называемого отречения – это поединок царя и «февралистов». До последнего момента император надеялся отстоять свои священные права, отстоять законную власть. Он рассчитывал получить поддержку от окружавших его людей, ждал от них исполнения священного долга, но тщетно: кругом царили измена, трусость и обман.
Николай второй предпочел заточение и мученическую смерть и даже гибель своей семьи участию в братоубийственной войне и беззаконии. 2 марта 1917 года в занесённом снегом Пскове не государь отрёкся от престола, а большая часть России не захотела иметь царя.
Николай второй лишь склонился перед волей Божьей, в точности, как это сделал пророк Самуил, когда народ больше не захотел видеть его судьёй. И сказал Господь пророку Самуилу: «Послушай голос народа во всём, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, а отвергли меня, чтобы я не царствовал над ними». В этом в общем-то и глубинный, сакральный смысл революции: отвергли не просто царя, а отвергли волю Божью, отвергли Господа нашего Иисуса Христа.
Мы до нашей молодежи должны донести одну мысль – любая революция ведёт к погибели. У нас не должны быть революционеры-герои, иначе молодёжь не поймёт, в чём дело.
Председатель Наблюдательного совета и Елисаветинско-Сергиевского просветительного общества, кандидат исторических наук Анна Громова:
- Мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на нескольких вещах, которые необходимо нам всем осознать в преддверии тех событий, которые грядут. Мы сегодня говорили о событиях февральской революции, но, как сегодня справедливо заметили, революция – это процесс, и этот процесс длился не один год. Мы должны говорить и о красном терроре, о невинных жертвах, о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, число которых к 2011 году достигло 1760 человек. И нашему православному народу, как никакому другому, Господь дал потрясающие возможности.
В сонме новомучеников и исповедников российских есть преподобномученица Елизавета Фёдоровна. Это исключительная святая, жизнь которой позволяет нам стать ключом к решению очень многих спорных вопросов, к обсуждению целых исторических эпох. Ведь занимаясь жизнью и деятельностью Великой княгини, мы говорим и о династических связях, и об истории благотворительности, и о связях с Европой на основе традиций, которые идут из тех времён, когда христианство не было разделено. Удивительно, что судьба преподобномученицы Елисаветы служит своеобразным мостом между Востоком и Западом, между Святой Землёй и Святой Русью.
Эта святая послужила своего рода катализатором прославления новомучеников и исповедников российских. Мы знаем, что Елизавета Фёдоровна была прославлена Русской Православной Церковью в 1992 году, и практически с этого времени началось массовое прославление новомучеников и исповедников российских. И именно иконой преподобномученицы Елисаветы Фёдоровны благословил митрополит Лавр, предстоятель Русской Зарубежной Церкви Владимира Владимировича Путина в 2003 году, и это благословение сыграло определённую роль. Одно из оснований, которое послужило объединению наших церквей это личность преподобномученицы Елисаветы.
Мне хочется обратиться к вам, чтобы мы могли общими усилиями сохранить памятники, связанные с новомучениками и исповедниками российскими, царственными страстотерпцами. Нам довелось возглавить елисаветинское движение, которое после прославления Елизаветы Фёдоровны совершенно стихийно ширилось по всей России и сегодня насчитывает десятки организаций. Это множество энтузиастов, которые занимаются благотворительной, социальной, просветительской работой.
Сейчас перед нами огромная работа. Так получилось, что мы были призваны к тому, чтобы поучаствовать в создании музеев в местах памяти царственных страстотерпцев. В школе в Алапаевске, откуда ушла на казнь Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, в Тобольске, в губернаторском доме, в котором восемь месяцев была в заточении царская семья, в Перми, в Королёвских номерах, откуда ушел на казнь Великий князь Михаил Александрович со своим секретарём Джонсоном.
Мне кажется, пришло время сейчас всем объединить усилия для популяризации истории, чтобы как можно больше архивных материалов было поднято, как можно больше материалов облечено в доступную форму, чтобы наша молодёжь в документальных фильмах, маленьких музеях, которые должны быть в каждом селе, могла знакомиться с ними. Нужно, чтобы историческая правда дошла до каждого человека, который любит Россию и верен её истории и исторической памяти.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата кандидат политических наук Владимир Легойда:
- В продолжение того, о чем сейчас говорила Анна Витальевна я хотел бы тоже сказать несколько слов о важности почитания новомучеников. Несколько лет назад мы в редакции журнала «Фома» провели маленький опрос среди студентов и аспирантов московских вузов. Один из вопросов был очень простой: «знаете ли вы, что такое Бутовский полигон. Не знают, что такое Бутовский полигон, бывшая специальная зона НКВД, крупнейшее в Москве место захоронения жертв политических репрессий, более 20 тысяч расстрелянных только в 1937-38 годах.
Даже образованные люди, когда говорят о гонениях на церковь, обчно вспоминают первые три века христианской истории, не понимая, что эта земля, на которой сегодня мы с вами находимся, полита кровью новомучеников, и что гонения повторились здесь в гораздо больших масштабах, чем когда-то в Римской империи. Поэтому я очень рад, что сегодня проходит эта конференция, что сегодня здесь столько людей. Мне очень жаль, что здесь мало молодёжи.
Мы сегодня говорили об уроках истории, и Рождественские чтения, которые в январе у нас прошли, тоже были посвящены урокам истории. Святейший Патриарх на открытии Рождественских чтений сказал: «Главный урок, который должен быть вынесен нами из уроков минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество, по слову Священного писания, - дом, построенный на песке, падение которого – падение великое».
Причем мы говорим, что отход от Бога начинается не после октябрьских событий, не после февральских событий. Он начинается гораздо раньше. Сегодня мы знаем, что отход от Бога может происходить и в мирное время, в которое вроде не происходит ничего революционного. Нам важно усвоить этот урок. Тот факт, с которого я начал, говорит о том, что этот урок не усвоен.
Почему ещё важно об этом говорить? Потому что, подводя итоги двадцатого века, мы мало чего хорошего и утешительного можем о нём сказать. Это век двух самых страшных войн, это век крушения идеологий. И, пожалуй, единственный бесспорный итог двадцатого века – это святые мученики за веру христианскую. Это тот дар, который нам оставил двадцатый век.
Я не могу не вспомнить сегодня слова бутовского новомученика митрополита Серафима (Чичагова), который как-то сказал: «Вы из истории хорошо знаете, что раньше были гонения на христианство, о чем они кончались? Торжеством христианства. Так будет и с этим гонением, оно тоже кончится, и православная церковь снова будет восстановлена, и православная вера восторжествует».
Мы сегодня являемся свидетелями того, что это происходит, что сбываются слова митрополита Серафима. Мы должны понимать, что в этом нет нашей заслуги, это результаты подвига новомучеников, пролитой крови на земле наших предков. Если мы не будем этого достойны, то и этот дар, который нам дан, тоже не запрограммирует наше будущее. Мне кажется, что извлекая уроки истории и воспитывая наших детей в правде и в знании фактов того, что происходило, мы обязаны с воспитать их так, чтобы разделение прошлого н стало их наследством. Мы не можем это разделение передать им в наследование. Об этом мы молимся.
Подводя итоги конференции, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат исторических наук Сергей Степашин, сказал:
- Я хочу поблагодарить руководство Фонда Нобеля за проявленную инициативу по проведению этой конференции. Эта инициатива была поддержана Императорским Православным Палестинским Обществом, десять лет которое я возглавляю и которому в этом году будет 135 лет. И, безусловно, поблагодарить Святейшего Патриарха.
Около года назад о подобной идее я докладывал Патриарху здесь, в Храме Христа, на одной из конференций. Ещё не было решения Президента, не было оргкомитета, но было понимание необходимости отметить события, которые произошли сто лет назад. У меня была идея провести подобное мероприятие осенью 2017 года, приурочив его к Октябрьской революции, или как сами большевики называли это событие до конца 1918 года, октябрьскому перевороту. Ни Ленин, ни Троцкий не считали его революцией.
Патриарх сказал неожиданные слова: «В октябре 17-года никакой революции не было. Власть валялась, и её подобрали большевики. Так часто происходит в нашей стране, когда власть подбирают наиболее агрессивные и безнравственные силы. Кто подбирает власть? Сегодня уже говорили об этом. Не голодные, а сытые, которые стремятся к власти.
Я сразу вспоминаю август 1991 года. Это тоже урок. А потом был 1993-й год. Давайте точку ставить в этих уроках, по крайней мере, для нашей страны. Мне кажется, что это одна из главных задач сегодняшнего разговора и нашей с вами конференции.
Почему именно Русская Православная церковь, не меняя своих позиций, является главным внутренним нервом, если можно так сказать, душою всех этих событий. Оценки 1917 года меняются: меняется время, меняется восприятие – от ненависти к белым к любви к ним, от ненависти к Сталину к любви к нему.
Завтра здесь в Храме Христа Спасителя будет молебен, посвящённый специально этому событию, проведенный Патриархом Московским и всея Руси. Мы услышим его слово. Позиция Русской Православной Церкви, слава Богу, не меняется. Несмотря на то, что церковь тогда поддержала февральские события, в силу объективных обстоятельств после петровских реформ будучи по сути подчинена государству. Но впоследствии Патриарх Тихон, увидев, чем всё это обернулось, встал на открытую, честную борьбу, за что поплатился он сам и его единомышленники.
Так вот, ни одна революция ни в одной стране мира не наносила столь жестокий и кровавый удар по церкви, как это было сделано в 1917-м году в нашей стране. И били не только по духовенству, били по культуре, по идеологии, по нравственным началам. И это был самый серьезный урок, который мы должны вынести из событий 1917 года в том числе и февраля.
Второй урок, который, как мне кажется очень важным для осмысления событий 90-х. Это недооценка властью, в том числе и царём, а затем и Временным правительством своего народа и его истинного положения, его настроений. Цифр много – и динамика развития, и голодных особо не было, а настроения народа мало кто почувствовал. Как сказали бы советские историки, власть оторвалась от народа. Это серьезные вызовы для власти любой.
Наконец, война, которой шла речь. Причём война, будем откровенны, в общем-то, для России ничего и не дававшая, за исключением гипотетического выхода к Индийскому океану. Понятно, кому эта война была выгодна – нашему псевдосоюзнику Англии, ставшим сверхдержавой после войны Соединённым Штатам Америки. Нам важно и сегодня понять своё геополитическое положение и возможности своей страны. Это что не современный урок для нас? Куда уж более современный.
Следующий урок, о котором я не могу сказать, как человек военный, это предательство. Мне всегда импонировали слова Владимира Владимировича Путина, когда как военный человек, как Верховный главнокомандующий он давал оценку событиям 1917 года. Действительно, Россия стояла на пороге победы, это было очевидно. Не было такого страшного голода, как потом, в Великую Отечественную, я говорю об этом, как ленинградец. Не было потерь на своей территории. И было предательство. Кого? Четырнадцати Великих князей и практически всего генералитета. Не революционные матросы делали революцию, предало ближайшее окружение. Это тоже урок, из которого мы должны делать выводы.
Тяжёлый удар, после которого мы с трудом встаём был нанесён не только по духовенству, по культуре, но и по научной интеллигенции. Ни в одной стране мира ни одна революция не выгоняла, не вытравляла железом цвет нации. У нас потом была создана великая наука, великая промышленность, но с такими страшными потерями.
Завершая своё выступление, не могу не сказать, казалось бы, очень очевидные всем слова. Мне представляется, что здесь, в Храме Христа, мы должны осознать: ненависть ослепляет, опустошает, разъединяет духовные устои и опоры личности и общества. Наконец, это чувство не даёт осмысления исторических событий, их масштаба и не может быть оправдано никакими страницами и фактами истории. Иначе тупик. Революция в любом случае — это трагедия. Вспомним ещё раз, спустя сто лет, эти события без прикрас, честно и попросим Господа об упокоении душ всех погибших и пострадавших в огне противостояния.
По окончании научной конференции участники и гости осмотрели выставку «Памяти погибших за Веру Христову», приуроченную к Дням памяти. Об экспозиции и спектакль-реквиеме с показом документального фильма сайт ИППО расскажет в отдельном материале. В воскресенье, 19 февраля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Председатель Комитета Почетных членов ИППО, проведёт в Храме Христа Спасителя Божественную Литургию и панихиду в память о погибших.
Руководство ИППО благодарит сотрудников Протокола Святейшего Патриарха за активное участие в подготовке данного проекта и, прежде всего, руководителя Патриаршего Протокола протоиерея Андрея Милкина, действительного члена ИППО. Выражаем благодарность руководителю Молодежной секции ИППО Марии Коровиной за организацию работы прессы, а также волонтерам Молодежного отдела Московской городской епархии ( руководитель Отдела Михаил Куксов) – за оказание помощи в организации прохода гостей в зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и помощь в ходе конференции.