Член ИППО Сергей Чапнин представил в Москве альманах о современном христианском искусстве «Дары»
Презентация первого выпуска альманаха о современном христианском искусстве «Дары» состоялась 15 февраля в рамках межприходской конференции, посвященной осмыслению наследия о. Александра Меня. Издание представил его главный редактор Сергей Чапнин, являющийся также ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» и журнала «Храмоздатель», посвященного современной церковной архитектуре, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества. Альманах «Дары» – один из проектов содружества христианских художников «Артос».
Предваряя рассказ об альманахе, Сергей Чапнин обратился к анализу плодов четвертьвекового церковного возрождения в России с точки зрения христианского искусства. Само понятие «возрождение» предполагает обращение к образцам прошлого, поэтому неслучайно «мы получили огромный каталог подражаний, в котором почти не находится места живому творческому поиску», сказал выступавший. Это связано, в первую очередь, с «низким уровнем осмысления Церкви», считает С. Чапнин: «Мы воспринимаем Церковь, главным образом, через практики, живем в удовлетворении традиционными формами». По его словам, во многих храмах РПЦ прихожан не причащают на Пасху и на Светлой неделе, что свидетельствует о непонимании центральной роли Евхаристии в жизни Церкви и, соответственно, в церковном искусстве. Если же сам храм воспринимается как «икона Царства Небесного», то все в его интерьере и во внешнем виде должно соотноситься с литургией. Пока же этого нет, в большинстве восстановленных и новых храмов преобладает «местечковость», «тиражирование массовой культуры», подчеркнул С. Чапнин.
Т. Ян. "Виноград и вино"
С. Некрасов. Диптих "Поклонение волхвов"
Содружество «Артос» пытается преодолеть эту тенденцию, поставить новые вопросы и предложить пути поиска нового, живого слова в христианском искусстве. Альманах «Дары» был выпущен через год после одноименной выставки, которая состоялась в Москве, в Музее архитектуры. Однако альманах не является каталогом выставки. По словам С. Чапнина, это своеобразный навигатор, идея которого – осмыслить то, что «пробивается в современной религиозной культуре», «собрать в единой панораме» церковную архитектуру, иконопись, скульптуру, живопись, кино, театр и даже первый опыт православного дизайна. Поясняя последнее непривычное для православных словосочетание, С. Чапнин обратил внимание на публикацию дизайнера и каллиграфа Алексея Чекаля, который создал и воплотил на Международном христианском фестивале в Римини концепцию выставки, посвященной новомученикам и исповедникам Российским.
Свои размышления о современной христианской культуре в альманахе представили художники, которые «напряженно переживают свою сопричастность к традиции и в то же время ищут новый образный и художественный язык», как отмечается в предисловии. Это иконописец-священник Андрей Давыдов, архитектор-священник Константин Камышанов, художник Татьяна Ян, скульптор Сергей Некрасов. О современной религиозной культуре в контексте богословия образа и «теоэстетики» на страницах альманаха высказываются епископ Обуховский Иона (Украинская Православная Церковь), иеромонах Силуан (Православная Церковь в Америке), поэт Ольга Седакова, историки искусства Алексей Лидов и Ирина Языкова, философ и богослов Александр Филоненко. Библеист Андрей Десницкий публикует очерк о первых опытах театральных постановок о христианстве и современности. В выпуске альманаха помещен также творческий отчет российских художников и искусствоведов, которые впервые были приглашены к участию в Лаборатории церковного искусства и архитектуры в Сицилии.
Украшением альманаха стало интервью со знаменитым кинорежиссером и христианским философом Кшиштофом Занусси. После премьеры его нового фильма «Инородное тело» Сергей Чапнин и Ирина Языкова побеседовали с ним о философии творчества, проблемах искусства в современном мире, о свободе и вере. Он говорит парадоксальные, на первый взгляд, вещи, которые отражают немалый опыт художника-христианина, например: «Где слишком много ограничений, там искусство падает, но где нет никаких ограничений, искусства тоже быть не может».
Все статьи и иллюстрации, помещенные на страницах альманаха, призваны «вернуть в жизнь Церкви проблематику образа», отметил на презентации Сергей Чапнин. Он напомнил, что богословие образа активно разрабатывалось в первом тысячелетии, потом же, с Х по ХХ век, «им никто не занимался». В начале ХХ века, когда «академизм оказался исчерпанным», потребность в богословском осмыслении снова возникла, над этой темой работали Е. Трубецкой, о. Павел Флоренский, новые образы церковного искусства создавали Васнецов, Врубель, Нестеров, Щусев. По понятным причинам эта линия в искусстве была прервана. Теперь надо вновь обратиться к ней, но развитие этого богословия – «не удел одиночек», оно должно вызревать в соборном лоне Церкви.
С. Чапнин напомнил также формулу протоиерея Александра Меня: «Человек, религия и искусство родились одновременно», которая, по его мнению, может стать основанием для новых поисков. «Мы должны чувствовать свою ответственность и за религиозную жизнь, и за церковное искусство», – заключил выступавший.