Музей-заповедник «Царское Село» получил награду за реставрацию Ратной палаты, в торжественной закладке которой 3 мая 1913 года участвовал император Николай II
В составе авторского коллектива, отмеченного наградой за реставрацию Ратной палаты, - директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, заместитель директора по реставрации Наталья Кудрявцева, а также работавшие над проектом специалисты НИИ «Спецпроектреставрация» Виктор Голуб, Оксана Ермоченко, Александр Казанков, Юлия Надеждина.
Напомним, что в апреле 2014 года в здании Государевой Ратной палаты были завершены масштабные реставрационные работы. Уже в августе 2014-го здесь открылся первый в современной России музей, посвященный Первой мировой войне, - «Россия в Великой войне». Ратная палата изначально задумывалась как целый комплекс сооружений: главный корпус со зрительным залом и библиотекой, башни и галереи для хранения и экспонирования музейных ценностей, жилые корпуса с квартирами смотрителя, швейцара и дворника.
До наших дней здание в целом сохранило свой первоначальный облик, перестройкам и перепланировкам подверглись лишь интерьеры. В 2010 году объект культурного наследия федерального значения был передан Государственному музею-заповеднику «Царское Село». В 2010-2011 годах НИИ «Спецпроектреставрация» разработал проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Ратной палаты для музейного использования.
С 2011 года начались работы по возрождению памятника (генеральный подрядчик – компания «Ресстрой»). На основании проекта выполнены реконструкция здания для размещения музейной экспозиции, организация входной зоны с кассами и гардеробом, прокладка современных систем связи, инженерных сетей и оборудования. На момент начала работ историческое объемно-пространственное и декоративное решение здания сохранилось почти в полном объеме, однако техническое состояние приближалось к стадии руины. Были проведены ремонт и укрепление исторических конструкций памятника, консервация декоративной живописи, реставрация и ремонт сохранившихся лестниц, столярных заполнений, декоративных решеток и полов. По сохранившимся образцам воссозданы дубовые оконные переплеты и дверные заполнения, рельефные изображения двуглавых орлов на фасадах.
По историческим фотографиям – орел, венчавший Большую башню. Самым большим вмешательством в памятник стала прокладка инженерных коммуникаций и средств связи. Однако использование специальных каналов позволило избежать искажения исторических фасадов и интерьеров здания. Дискуссии среди специалистов вызвал вопрос воссоздания полихромной росписи.
Исторические источники указывали на то, что в 1915-1917 годах своды Большого зала, галерей и башен были расписаны Николаем Пашковым. В 1920-х, когда в Ратную палату переехал Петроградский агрономический институт, здание перепланировали, а живопись закрасили. Возможно, именно благодаря этому она частично сохранилась. Натурные исследования показали, что росписи выполнены в редкой технике: на бетонные своды был нанесен тонкий слой штукатурного грунта, а по нему – живопись силикатными красками. Итогом консультаций с представителями КГИОП и подрядной организации, а также приглашенными экспертами стало решение о консервации живописи.
Музей "Россия в Великой войне" получил премию "Музейный Олимп-2014" в номинации "Экспозиция года".
Идея создания музея истории русских войн родилась в 1911 году. На выставке, посвященной 200-летнему юбилею Царского Села, Елена Андреевна Третьякова, вдова брата основателя Третьяковской галереи, преподнесла императору Николаю II ценное собрание рисунков, картин, акварелей, гравюр, литографий, икон, лубков, карт, исторических документов и литературных памятников, освещающих военную историю России с древнейших времен. Для хранения этих раритетов было решено построить специальное здание – «Палату-хранилище собрания «Войны России».
Торжественная закладка Государевой Ратной палаты состоялась 3 мая 1913 года в присутствии императора Николая II. Строителем и автором проекта был назначен гражданский инженер Семен Сидорчук. По Высочайшему соизволению, здание построили в неорусском стиле, «по древним палатным образцам Псковско-Новгородского зодчества». Однако начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война изменила планы – так родилась концепция музея Великой войны.