Протоиерей В.Я. Михайловский

14 июня 1910 г. скончался в преклонном возрасте известный в свое время в Петербурге весьма плодовитый духовный писатель, популярный проповедник и ревностный приходский пастырь Вознесенской церкви протоиерей B. Я. Михайловский, почетный член Общества.


Протоиерей Василий Яковлевич Михайловский.
Второй слева на ленте - золотой знак почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества (хорошо просматривается белая эмаль в центральной части знака).
Протоиерей Василий Михайловский вступил в ИППО 1 октября 1882 года членом-сотрудником.

Почивший o. протоиерей на склоне дней своих упражнялся иногда в поэзии и издавал некоторые свои брошюры стихами, которые хотя и не отличаются высокими поэтическими достоинствами, но вполне искренни по настроению и обилуют фактами биографического характера. В «Эпитафии» «Предсмертной автобиографии» (1900 г.) o. протоиерей характеризует себя таким образом:

«Се место, где лежит покойник,
Любимый пастырь здешних cтад,
В миру он честный был законник,
Ревнитель о спасенье чад.

И словом и пером он метко
Людские нравы рисовал,
И от того весьма нередко
Он души к небу направлял.

He пивши с роду рюмки водки,
Он тихих пьяненьких любил,
И первые собранья сходки
О трезвости он оживил.

Он, словом и пером владея,
Особу жизнь дать здесь сумел;
Характер, слова дар имея,
Сочувствие развить успел.

Народно пенье в храме плавно
У Вознесенья он завел;
Особый хор поет там славно
Любовь ко храму приобрел.

А люди думали наверно,
Я сотни тысяч приобрел -
Наживши их, быть можете, скверно,
Потом под старость и провел.

Нет, други – бедным я родился,
Я бедность в жизни испытал
И в жизни сей я убедился,
Что вред мне крупный капитал.

В семье родной мы жили просто
С крестьянами как бы родня,
Бумажек крупных рублей до ста
Не знал до свадебного дня».

В этих немногих строфах автобиографической «эпитафии», написанной им, как он говорить:

«He для того, чтобы бахвалить
Себя, пред вами я здесь стал.
Я Господа хотел прославить
За то, что Он мне в жизни дал».

почивший о. протоиерей высказался во всей определенности, и нам нет надобности прибавлять что-нибудь от себя к этой беспристрастной и подробной оценке им своей жизни. Скажем только, что о. Василий горячо любил русский верующий народ и крепко верил до конца своей жизни в незыблемость православной святой Руси. «Благословенна ты, дорогая моя Русь святая» - восклицает о. Василий по поводу малолюдства в храмах греческих в двунадесятые праздники, когда он путешествовал по Востоку. Много есть веры в чадах твоих! Велико общение пасомых с пастырями! Сильно еще завещание предков у потомков: «Бога бояться. Царя почитать и пастырей слушаться!» И пока храм Божий, его дивное, благодатно действующее на сердца богослужение, будет любимо русскими православными, пока пастыри будут жить одною христианскою жизнию с пасомыми, будут радеть об них, сострадать им и сорадоваться - до тех пор полны народу будут русские храмы, могуча пред Богом будет русская молитва, сильна будет Русь святая, и никакое заморское поветрие, никакая тщетная лесть не ослабит ни православной веры, ни русского народа» (По Св. Земле. Спб. 1898 г., изд. 2, стр. 32).

Приснопамятный о. В. Я. весьма близко стоял к деятелям Императорского Православного Палестинского Общества и всеми зависящими от него средствами содействовал его успеху и нравственному и материальному. Когда Обществу был разрешен в 1886 г. вербный сбор, о. протоиерей Михайловский составил первое красноречивое воззвание к народу на этот случай, и это воззвание потом несколько лет перепечатывалось и рассылалось по России в миллионах экземпляров. В своем любимом Вознесенском приходе он не только живым словом располагал прихожан к пожертвованиям, но даже сам лично обходил их за богослужениями по храму с блюдом для этих пожертвований, и едва ли следует прибавлять, что сборы эти для наших дней могут казаться прямо невероятными…

По поручению Общества, о. протоиерей писал «Спутник» для поклонников к Живоносному Гробу, а когда этот «Спутник», написанный в кабинете в Петербурге, оказался не без промахов, он в 1888 г. совершил путешествие в Св. Землю. Плодом этого путешествия является его любопытная книга «По Cв. Земле», выдержавшая несколько изданий, его несколько стихотворений, как напр., «Первое утро в Босфоре пред Константинополем», «C Востока свет», «Тоска по родине» и др. В Иерусалиме о. Михаиловский, решая для себя вопросе, почему куполы соборного Троицкого храма выкрашены черною краскою, посылает упрек Палестинской Комиссии и горячо приветствует народившееся Палестинское Общество. «С какою мыслию сделано это, - т. е. черная покраска на куполах - вопрошает о. протоиерей‚ - неизвестно. Не с тою ли, что православие в Св.Граде находится в печальном положении? Или не с тою ли, что на русских постройках не весело живется: мало довольствия, мало удобства, мало дружбы, мало согласия, мира, единства среди своих, a много борьбы, интриги, зависти и лжи? Или, наконец, ни с тою ли мыслию, что деятельность самой Комиссии сходит со сцены с печалью и нарождается новое Общество с новыми силами, и любовию к православию и к православным туземцам Палестины и ко всем единоверным, прибывающим  на поклонениe Гробу Господню?» (там же, стр. 48).

Нельзя пройти здесь молчанием, что Закон Божий и Церковная История в семинариях Общества в Cв. Земле проходятся по учебникам о. протоиерея, a картины по Св. Истории Ветхого и Нового Завета, как наглядное пособие учащимся, составляют настенное украшение всех наших школ без исключения, как в Сирии, так и в Палестине.

Поделиться: