В Твери археологическая экспедиция под руководством члена ИППО Леонида Беляева сделала крупное научное открытие
Институт археологии РАН сообщил о последних результатах работы археологической экспедиции в Твери под руководством доктора исторических наук Леонида Андреевича Беляева - заведующего сектором археологии Москвы, действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества и научного сотрудника отдела охранных раскопок Александра Николаевича Хохлова.
На Соборной площади Твери ученые раскапывают древний Спасо-Преображенский собор (построен в 1285–1290 гг.) – первый каменный городской собор Северо-Восточной Руси, построенный после монгольского нашествия. Он стал епископской кафедрой и одной из главных опор Тверского княжества.
Конец июля 2014 года для экспедиции ИА РАН ознаменовался уникальной находкой: в историю русского искусства удалось ввести кусочек фресковой росписи 1292 года. Она была когда-то частью росписи Спасо-Преображенского собора, но при разборе храма в XVII веке фрески превратились в тысячи мелких кусочков. Найденный фрагмент стал крупным научным открытием, так как это первый образец монументальной послемонгольской живописи, найденный в Центральной Руси. С точки зрения художественного стиля в нем видно влияние не только византийского искусства, но и западноевропейской готики, что говорит о более тесных связях древнего мира, чем принято обычно считать.
По словам Леонида Беляева: "Здесь, как и во всей Владимиро-Суздальской земле видно византийское влияние. Но Византия дала только каркас, остов, - возводить стены из кирпича, строить арки, своды. Мы освоили эти простые вещи. Но чтобы развиваться, нужны культурные импульсы. Владимиро-Суздальская Русь, а Тверь – владимиро-суздальский город, имела тесные связи с Центральной и Западной Европой и брала импульсы оттуда. Новгород брал импульсы от ганзейских городов, а Тверь - из очень отдалённых стран, из итальянской Ломбардии, например, рейнских областей Германии. Эти импульсы играли роль дрожжей. Нельзя сказать, что строительное искусство пришло к нам из одного места, из Киева, допустим".
Памятник очень плохо сохранился, он пережил два тотальных уничтожения за свою историю - в XVII и XX веках. Собор был белокаменным, но до нас дошло не более пяти кубометров тесаных блоков и единичные резные детали. Тем не менее его изучение очень важно для историков, так как существует почти двухвековая лакуна в истории искусства в XIII-XIV вв. При строительстве соборов использовались все лучшие достижения эпохи, поэтому знания о том, как выглядел собор, как и из чего он строился, даст новые базисные основы для научного понимания преемственности русской культуры.
Исключительно интересно открытое в центральной и восточной части собора многослойное кладбище, где хоронить начали задолго до постройки каменного храма. Найдено несколько тысяч находок более поздних времен, чем строительство собора - клады монет, украшения, нательные кресты и др.
Репортаж на сайте Воскресенского кафедрального собора Твери с видеосюжетом >>>