13 апреля в пос. Дубна состоялась конференция, посвящённая положению христиан на Ближнем Востоке

Проведение конференции было инициировано священником Алексием Садковым, настоятелем храма во имя святых апостолов Петра и Павла (пос. Дубна). С предложением обсудить эту горячую тему он обратился к членам Тульского отделения ИППО, которые активно поддержали священника.

Был определён круг вопросов, к участию в конференции были приглашены члены местной администрации, педагоги местных школ и работники учреждений культуры. Члены Тульского отделения ИППО подчеркнули следующее: по апостольскому слову, во Христе нет ни раба, ни свободного, ни эллина, ни иудея. Мы можем продолжить: нет ни русского, ни сирийца – все едины во Христе, поэтому горячей болью отзываются страдания собратьев, как бы далеко они ни находились от России.

Доклад «Гонения на христиан на Ближнем Востоке» был представлен священником Алексием Садковым. Он напомнил, что жестоким преследованием христиан были отмечены первые века по Рождеству Христову, что объяснимо историческим контекстом религиозного состояния общества: новая вера не вписывалась в языческое понимание мира и общества и потому воспринималась исключительно враждебно. Чем же объясняется непримиримое отношение к христианству в наши дни, когда оно признаётся в качестве фундамента европейской цивилизации? Или уже не признаётся?

Отвечая на эти вопросы, отец Алексий опирался на авторитетные источники: опубликованные документы Постоянного представительства Российской Федерации при ОБСЕ, материалы конференций и круглых столов, проводившихся по инициативе и при участии Русской Православной Церкви, тексты выступлений и статьи митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), признанные интернет-ресурсы, которые профессионально занимаются мониторингом ситуации, связанной с положением христиан на Ближнем Востоке.

Докладчик привёл впечатляющие цифры. Например, если в 1990 году в Ираке проживало около 2 миллионов христиан, то в прошлом году их было уже менее 200 тысяч. Схожие показатели характерны для всех стран Ближнего Востока. В среднем христиане по ряду стран составляют немногим более 4% населения, в то время как в начале XIX века их было около 20%. Во многих странах количество христиан не достигает и 1%.

Отец Алексий подчеркнул, что гонения на верующих во Христа происходит на всех уровнях: в сферах личной, семейной, церковной и общественной жизни. Например, в Иордании уровень преследований на национальном уровне относительно низок (1,9 балла из 18), но на уровне общественных отношений и внутрисемейных отношений он очень высок (12,8). Недобрые первые места по уровню гонений занимают Северная Корея, Афганистан, Сомали, Судан, Пакистан.

Приводя статистику по положению христиан в Египте, Турции, Ираке, Сирии, отец Алексий постоянно обращал внимание на то, что за каждой цифрой, какой бы малозначительной она не казалась, стоит живая человеческая жизнь. Приводились страшные свидетельства, опубликованные, в частности, на полях ресурса международной организации Open Doors: убийства верующих, сознательно ушедших из ислама и принявших христианство, насильственная изоляция исповедующих христианство в подобие концлагерей, мучения, которым подвергаются христиане внутри своих семей. Отец Алексий привёл и другие примеры, когда Сам Господь вразумлял отцов семейств, с ожесточением относившимся к своим детям-христианам. Вслед за детьми, приняв христианство, и они были готовы потом пострадать за Христа.

Тему гонений на христианство на Ближнем Востоке продолжил священник Александр Петренко, настоятель Свято-Воскресенского храма с. Воскресенское Дубенского района. Он обратился к истории ближневосточного региона и напомнил, что страдающая сегодня Сирия – это родина великих святых: Иоанна Дамаскина и Ефрема Сирина, Симеона Столпника и Исаака Сирина, целого сонма многих и многих святых, почитающихся Русской Православной Церковью. Именно в Дамаске Анания, один из 70 апостолов, крестил Савла, всему христианскому миру известного как апостол Павел. Здесь, в Дамаске, произошло чудо восстановления отрубленной руки Иоанна Дамаскина, и из этого города началось горячее почитание иконы Божией Матери «Троеручица».  Именно в Антиохии, находившейся на территории древней Сирии, ученики Христовы впервые были названы христианами.

Отец Александр рассказал о многочисленных святынях и святых местах Сирии, о древних христианских храмах, которые ныне лежат в руинах. Но самое чудовищное, сделал акцент отец Александр, – это не разрушение храмов, а убийства людей. Изуверские казни христиан – и мирян, и священников – транслируются через интернет по всему миру. Почему же так толерантен мир к убийцам, с садистским удовольствием отпиливающим головы своим жертвам, почему так доступны человеконенавистнические интернет-ресурсы, что стало с цивилизацией, допускающей жесточайшую агрессию в адрес христиан?

Тему цивилизационной деформации мира продолжил Михаил Борисов, преподаватель истории Дубенской школы. Михаил Анатольевич предложил своё видение русской цивилизационной системы, которая, на его взгляд, полностью была уничтожена в XX веке. Он подчеркнул, что Россия живёт в изуродованном варианте западной цивилизации, в основе которой лежит протестантизм, а именно – кальвинизм. М. А. Борисов отметил существенные различия между русским и западным цивилизационными типами: если Запад представляет собой номократический тип, базирующийся на законе, то Россия – цивилизация идеократическая, то есть основывающая себя на идее. По замечанию М. А. Борисова, определяющая цель Западной Европы – прогресс, Россия же видит свою жизнь во внутреннем преображении. Докладчик привёл суждение А. Тойнби, согласно которому будущее за восточно-христианской цивилизацией.

Согласившись со многими выводами уважаемого преподавателя, собравшиеся высказали резкие возражения по поводу ряда предложенных им умозаключений. Обсуждение затронутых Михаилом Анатольевичем вопросов о Церкви, её истории и её миссии продолжилось и после окончания официальной части конференции.

Конференция же продолжилась выступлением учеников Воскресенской школы Даниэла Хана и Андрея Сидорова, которые рассказали о гонениях на Православие в России на примере недалеко располагающегося Анастасова монастыря. Старшеклассники попытались найти свой ответ, почему и у кого христианство может вызвать жестокое отчуждение, сопровождающееся необоснованными репрессиями.

Своей личной болью о судьбах преследуемых в Сирии христиан поделилась Наталия Милякова, преподаватель Опочненской школы Дубенского района. Её близкие проживают в Хомсе, и их оценка событий в Сирии для неё очень важна. Жители Хомса чувствуют живую связь между Россией и Сирией, что объясняется и глубоким историческим чувством: Сирия была частью Византийской империи, от которой Русь и приняла христианство. Озаглавив своё общение «Взаимоотношение Руси с восточно-христианскими соседями», Н. Милякова постоянно подчёркивала мысль: это близкие нам люди страдают в Сирии, но на предельной глубине темы следует говорить о том, что в Сирии сражаются не группы разноверцев, а добро и зло. Учитель подняла и другую важную тему: как предостеречь молодое поколение от увлечённости идеей силы, как реагировать на явления скрытой или явной пропаганды терроризма и нетерпимого отношения к христианству?

Конференция продолжилась выступлением М. А. Михалёвой, членом ИППО, которая рассказала о том, какую помощь Ближнему Востоку оказывает Императорское Православной Палестинское Общество. Основанное в 1882 году, одной из своих целей оно видело в том, чтобы создавать школы, больницы, приюты на Святой Земле и в странах Ближнего Востока. Это служение совершает Общество и в наши дни. Сбор гуманитарной помощи в поддержку Сирии ИППО начало в марте 2013 года, и с того времени сотни тонн продуктов, одежды, медицинских препаратов было передано страдающему народу. Общество оказывает гуманитарную помощь и по двусторонним российско-сирийским каналам, и во взаимодействии с  Международным комитетом Красного Креста, Обществом «Врачи без границ», Всемирной  продовольственной  программой, другими общественными организациями.

Председатель ИППО Сергей Степашин, заместитель Председателя и руководитель Общественного центра ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке Елена Агапова проводят постоянные встречи с представителями зарубежных и отечественных организаций, результатом которых неизменно являются новые программы, реализующиеся в практических действиях по оказанию помощи сирийским братьям. Участники конференции узнали также и о масштабном международном круглом столе, которой прошёл в начале марта в Центре ИППО, – «Будущее христианства на Ближнем Востоке: реальность и прогнозы». Деятельность ИППО по оказанию помощи христианам в странах Ближнего Востока и Северной Африки была высоко оценена Святейшим Патриархом Кириллом, который является Председателем Комитета почётных членов ИППО.

Марина Шуманская, также член ИППО, рассказала об истории создания этой старейшей в России общественной организации, о её первых руководителях и их служении. Если имя Елизаветы Фёдоровны вызвало очень живой отклик, то её труды на посту Председателя ИППО оказались совершенно неизвестными. Участники конференции узнали о том, что в Тульской губернии региональное отделение ИППО существовало с 1896 года, а со времени восстановления Тульского отделения в 2016 году его возглавляет митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Благодаря владыке на нужды христиан Ближнего Востока в 2018 году Тульское отделение пожертвовало 100 тысяч рублей. М. Шуманская сообщила, где можно получить исчерпывающую информацию о деятельности ИППО и раздала печатную продукцию, на страницах которой отражены труды и международной организации в целом, и её Тульского отделения.

Итоги конференции подвёл священник Алексей Садков, который выразил надежду, что она принесёт свои плоды.

Марина Михалёва

Автор фото: Марина Шуманская

Поделиться: