Члены ИППО закончили подготовительные работы по увековечению памяти члена Нижегородского отдела ИППО, мецената А. П. Крюкова
Эта работа стала итогом совместной деятельности Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» в рамках разработанной и успешно осуществляемой программы по поиску и сбору информации обо всех почивших членах Императорского Православного Палестинского Общества.
Инициаторы этой уникальной программы «Возвращение памяти» заместитель руководителя и член Совета Московского областного отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Николаевич Панин, генеральный директор благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Семён Яковлевич Ваксман и заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО, игумен Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин).
Активное соработничество Нижегородского и Московского областного отделений ИППО, успешно осуществляемое на протяжении многих лет, стало итогом реализации программы «Возвращение памяти».
В базе данных этой программы на сегодняшний день находится уже 320 установленных погребений членов Императорского Православного Палестинского Общества на территории Российской Федерации, а также Украины, Сербии и Черногории. Именно благодаря активному соработничеству с местными историками, краеведами, некрополистами, представителями различных общественных организаций и органов местного самоуправления удалось спасти от гибели могилы, надгробные памятники членов Общества, провести реставрационные работы, а также установить на их могилах памятные доски.
Целью программы является сбор информации обо всех членах региональных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов как на ниве ИППО, так и в общем контексте их жизненного пути. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры.
Так, на сегодняшний день полностью завершены все изыскательские архивные работы, посвящённые изучению жизни и трудов на благо России и Русской Православной Церкви выдающегося самородка конца XIX – первой половины XX веков – купца и почётного гражданина, пожизненного члена-сотрудника Нижегородского отдела ИППО Александра Петровича Крюкова.
Все эти работы были проведены под руководством членов Союза писателей и Союза краеведов России, заместителей руководителей Нижегородского и Московского областного отделений ИППО – архимандрита Тихона (Затёкина) и Александра Панина.
Будущий пожизненный член-сотрудник Нижегородского отдела ИППО Александр Петрович Крюков, крестьянин Ярославской губернии, часто в детстве приезжал в город Нижний Новгород в гости к своим родственникам. Природный ум, сильная воля и доброе сердце – всё это вместе взятое в молодом Александре Крюкове подпали под влияние благотворной среды. Александр Петрович закончил знаменитый Ярославский Демидовский юридический лицей (ныне Ярославский Государственный университет имени П. Г. Демидова), основанный в 1803 году известным меценатом Павлом Григорьевичем Демидовым (1739–1821 гг.). Лицей был центром притяжения общественной и культурной жизни всего города. Популярностью у жителей города и губернии пользовался лицейский хор, а его профессора принимали участие в земском, архивном и библиотечном движении.
Начал своё собственное дело Александр Петрович на маленьком заводе в Слободе Подновье (ныне это Нижегородский район Нижнего Новгорода), где раньше работал его дядя, у которого он и гостил в детстве. Именно в этом населённом пункте родился великий русский самоучка и изобретатель Иван Петрович Кулибин. Имея кондитерские заведения в Нижнем Новгороде, он сумел развить своё маленькое дело до оборота в 200 тысяч рублей.
Александр Петрович Крюков был щедрым благотворителем, всегда откликавшимся на богоугодные дела. В некрологе о нём было напечатано: «Просят на церковь – даёт; просят на постройку дома при архиерейском доме – даёт, и даёт всегда много, десятки тысяч, а не рубли. Видит, что городская беднота нуждается в помощи, даёт губернатору деньги и просит употребить их на дела благотворительности». На первой панихиде по покойном одна простая крестьянка, которая в течение всей жизни наблюдала и юношу, и купца Крюкова, отметила: «Кто твою хлеб-соль не ел, батюшка? Кто уходил от тебя без ласкового слова и милости? – со слезами на лице говорила старуха, – все у тебя были равны – и генералы, и мужики».
Постройка в своё время образцовых школьных зданий в Слободе Кошелевской (в 1882 году), Слободе Подновье (в 1880 году), Печерское училище – всё это было сооружено на средства А. П. Крюкова. При его доброй воле и благодаря материальной помощи дети окружающих Вознесенский Печерский монастырь слобод увидели «свет ученья».
Много помогал А. П. Крюков и Преображенской Печерской церкви села Старые Печеры. Этот храм построен там, где раньше (в XIV–XVI веках) располагался Вознесенский Печерский монастырь. Постройки монастыря были разрушены страшным оползнем 1597 года, при этом открылся вход в древнюю пещеру, где подвизались первые иноки обители. В пещере были обретены мощи схимонаха Иоасафа. Монастырь был перенесён на новое место, где он и располагается ныне, а на месте старом по повелению Государя Феодора Иоанновича для поминовения умерших братий Печерского монастыря над гробницей Иоасафа Печерского была построена деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделами святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святителя Николая Чудотворца.
В 1788 году вместо сгоревшего старого храма был заложен и в 1794 году освящён новый каменный храм во имя Преображения Господня. В 1860 году церковь была обновлена и украшена усердием прихожан и благотворителей. Пещера схимонаха Иоасафа оказалась при расширении храма в главной Преображенской церкви, у северной стены.
В 1882 году по желанию Преосвященного Макария (Миролюбова), Почётного члена ИППО, для расширения помещения около гробницы, был устроен пещерный храм в честь преподобного Иоасафа, царевича Индийского. По правую сторону был устроен алтарь, а у западной стены устроен удобный сход в пещеру, ограждённый как в церкви, так и возле лестницы железными перилами, и пробито окно, служащее освещением этой небольшой церкви, в которой может поместиться до 100 человек. Больные разными недугами, особенно горячкой и лихорадкой, притекают с верою к гробу подвижника, берут оттуда песок, а от лампады елей, и получают исцеление по вере своей. Таким образом, престолов церкви стало четыре: в честь Преображения Господня, в правом приделе, в память Святого Апостола Иоанна Богослова, в левом – в честь Святителя Николая Чудотворца и в пещере – в честь преподобного царевича Иоасафа.
В 1895 году по благословению председателя Нижегородского отдела ИППО Преосвященного Владимира, усердием благотворителей, среди которых был и купец Александр Крюков, храм и гробница приведены в благолепный вид.
На восточной стене храма устроен лепной работы иконостас, от середины которого идёт фигурная железная решётка, отделяющая гробницу от алтаря, сделанная по рисункам приходского священника Михаила Беляева. К гробнице схимонаха Иоасафа приобретён медный позолоченный ажурной работы с лампадами семисвечник, который повешен над гробницей в виде паникадила.
Все эти работы исполнены в лучшем виде, так что стоимость их была более 2000 рублей серебром. Устроенный в таком благоприличном виде храм 19 января 1897 года был торжественно освящён, о чём было заблаговременно оповещено через напечатание в местной газете «Волгарь».
28 января 1897 года храм посетил Преосвященный Алексий (Опоцкий), епископ Балахнинский, викарий Нижегородский (впоследствии председатель Вятского и Тверского отделов ИППО) и совершил совместно с местным причтом торжественную панихиду о почившем схимонахе Иоасафе. Среди участников сего торжества был и Александр Петрович Крюков, который был активным деятелем всех этих благих дел.
Александром Крюковым было приобретено с «замечательными эмалевыми украшениями серебряное позолоченное напрестольное Евангелие, стоящее 400 рублей серебром, и им же в феврале месяце пожертвованы священные сосуды серебряные, вызолоченные прекрасной чеканной работы, стоящие 300 рублей серебром, пожертвованы белые, серебряные священнические облачения для всех членов причта».
За таковые значительные пожертвования, сделанные для Печерской церкви, причт храма исходатайствовал ему архипастырское благословение епископа Нижегородского и Арзамасского Владимира (Никольского), председателя Нижегородского отдела ИППО.
В июне месяце 1898 года А. П. Крюков пожертвовал для устроения нового иконостаса храма 1000 рублей серебром. В 1899 году этот иконостас был окончен и поставлен на место. Благодаря тщанию церковного старосты иконостас этот был вызолочен также при участии А. П. Крюкова и в ноябре месяце 1902 года освящён.
В 1899 году священник Печерской Преображенской церкви иерей Михаил Беляев и благотворитель храма купец А. П. Крюков вступили в Нижегородский отдел Императорского Православного Палестинского Общества, внеся вклад и став пожизненными членами-сотрудниками. Александр Петрович в течение последующих четырнадцати лет оказывал немалое содействие работе отдела ИППО, спонсируя многие благие инициативы.
Для бóльшего религиозно-нравственного воспитания прихожан в 1900 году священником Михаилом Беляевым (с 1904 года настоятель храма) с участием псаломщика Николая Петропавловского и крестьянина Якова Михайловича Китаева заведены народные чтения с туманными картинами. Для этого отцом Михаилом Беляевым приобретён волшебный фонарь с ацетелиновой лампой и с другими принадлежностями всего на сумму около 100 рублей. Чтения эти обыкновенно разделяются на два отделения – религиозное и литературное – и сопровождаются пением духовных песнопений. Для бóльшего увещевания раскольников были заведены с того же времени публичные беседы. Церковным старостой Василием Ивановичем Смотроковым заведена в 1898 году противораскольническая библиотека, состоящая из 25 книг.
Скончался известный нижегородский благотворитель Александр Петрович Крюков 25 мая 1913 года от водяной болезни, в возрасте 56 лет. Перед смертью он приобщился Святых Христовых Тайн. Исповедовал его священник Преображенской Печерской церкви Николай Знаменский.
В газете «Нижегородский листок» было помещено известие о его кончине, в котором значилось: «Потомственный почётный гражданин Александр Петрович Крюков волею Божией после продолжительной и тяжёлой болезни тихо скончался в 5 часов утра, 25 мая, о чём убитые горем жена и преемники Ерахтин и Осокин извещают родных и знакомых. Вынос тела имеет быть из квартиры усопшего (Мартыновская улица, д. Баженова) в 9 часов утра для отпевания и погребения сегодня, в Преображенской церкви Печерской слободы».
Известный благотворитель был погребён на кладбище Печерской церкви 27 мая 1913 года. Погребение его совершал также священник Преображенской Печерской церкви Алексей Никольский с причтом. К сожалению, могила Александра Петровича не уцелела, вместе с большей частью кладбища она была уничтожена в советское время.
Приход церкви в 1916 году состоял из жителей села Печерской Слободы и деревень Подновской Слободы и Кошелевской Слободы. 13 июля 1939 года Президиум Ждановского райсовета постановил: «...закрыть церковь и, исходя из того, что в районе имеются 2 действующие церкви – Высоковская и Новокладбищенская, договор с обществом верующих расторгнуть».
11 мая 1940 года Облисполком утвердил закрытие церкви «с последующим переоборудованием под клуб». Постановлением Президиума ВС РСФСР от 26 июня 1940 года закрытие Печерской церкви было утверждено окончательно. В храме был устроен клуб, а в годы войны в 1941–1942 гг. в храме хранились овощи. За эти годы храму был нанесён большой урон, почти полностью было уничтожено кладбище.
Печерская церковь была вновь открыта в августе 1943 года и с тех является действующим храмом. Печерский храм был приведён в порядок за 1944–1945 гг. и украшен так, что, по словам иерея Константина Лебедева, «храм принял такой вид, в силу которого его можно назвать молитвенным зданием верующих, в котором они могут не только исправлять свои требы, но и находить уют и успокоение». Под спудом в храме и ныне пребывают святые мощи схимонаха Иоасафа Печерского, Нижегородского чудотворца.
Члены ИППО архимандрит Тихон и А. Н. Панин приняли решение в рамках программы «Возвращение памяти» сразу после отмены всех карантинных мер обратиться к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию за благословением на открытие и установку на Спасо-Преображенском храме памятной доски. На памятной доске будет рассказано о жизни и трудах членов-сотрудников Нижегородского отдела ИППО Александра Петровича Крюкова и священника Михаила Евграфовича Беляева.
В настоящее время уже получено согласие на данную инициативу от настоятеля Преображенского храма, действительного члена Нижегородского отделения ИППО протоиерея Евгения Худина.
Священник Михаил Евграфович Беляев родился 18 октября 1858 года в Нижегородской губернии в селе Салалей Арзамасского уезда Нижегородской губернии.
С 1882 года он служил при Преображенской Печерской церкви и явился инициатором многих добрых дел. Именно благодаря его трудам стало возможным постоянное проведение бесед с просмотром туманных картин! За свои труды он был неоднократно удостоен наград от Епархиального начальства, состоял активным членом различных Епархиальных комиссий. 17 ноября 1912 года отец Михаил подал прошение о выходе за штат по болезни с правом проживания в Слободе Печеры, что и было удовлетворено. К сожалению, его дальнейшая судьба пока не известна.
Нет сомнения, что открытие этой памятной доски будет способствовать привлечению внимания к славным страницам нашей истории.