Члены Тульского отделения ИППО рассказали школьникам о святых Кирилле и Мефодии
Интерактивное занятие называлось «И сложили они письмена…» Школьники знали, что речь пойдёт о святых Кирилле и Мефодии, но начало занятия было очень неожиданным. Семиклассникам было предложено прочитать текст, составленный из забавных значков, не имеющих ничего общего ни с одним из известных алфавитов. Путём логических заключений всё же прочитали зашифрованные слова: «Очень хорошо». Но пришли к выводу: сложить письмена – не значит предложить произвольную систему знаков, ничего не говорящих обществу, в обиход которого они вводятся. Сложить письмена – значит уважительно отнестись к существующей культуре, особенностям её речевых норм и традиций и при этом предложить и ещё одну – священную норму.
Именно в этом заключался подвиг святых Кирилла и Мефодия. Об их жизни и трудах члены ИППО рассказали школьникам в увлекательной форме, постоянно побуждая искать ответы на сложные вопросы. Почему профессиональный военачальник оставляет своё поприще и принимает монашество? Почему учёный муж, патриарший библиотекарь бесценного книжного собрания Софийского собора откликается на призыв оставить любимое и спокойное занятие – книги – и отправляется с трудными и ответственными поручениями в разные земли? И, кстати, что это были за земли, и что представляла собой в IX веке Византийская империя? Что люди в то время читали? О чём спорили? Почему воевали?
За иконой святых Кирилла и Мефодия, установленной на стенде, оживала жизнь давно ушедших веков, хрестоматийный образ учителей словенских обретал новые краски.
Но вот и сами письмена – глаголица и кириллица. Школьники имели возможность не только ознакомиться с этими алфавитами, но и попробовали написать слова, пользуясь диковинными для них буквами. Примечательно, что, не сговариваясь, писали добрые слова: «Родина», «мама», «весна», объяснив свой выбор просто: «Так трудно красиво написать эти буквы! Если уж тратить силы, то на что-то хорошее».
Рядом на столе золотом блестели буквы старославянского алфавита, и один из участников выстроил из них простое предложение: «Это мы». Всего два слова дали хороший повод вместе порассуждать о том, что русский язык – это мы, и мы – это русский язык. Семиклассники пришли к выводу, что родной язык следует соблюдать в его красоте и полноте не только потому, что он – наш, но и потому, что первые тексты, записанные на русском языке кириллицей, были тексты священные. Ребята растерялись от открытия: даже в ежедневном общении нужно помнить, что мы говорим теми же словами, которыми записано Священное Писание; язык прост, но и велик.
Отдельной темой стало сопоставление поразительных фактов: в славянские земли для составления азбуки святые братья пришли в 862 (863) году, и именно от 862 года принято отсчитывать бытование русской государственности. Начало письменности и начало государственности Божиим промыслом в России совпали. Школьники не могли не сделать соответствующего вывода: храня язык и письменность, мы храним невидимые границы нашего Отечества, а заботясь о процветании России, заботимся тем самым и о родном языке.
Много других интересных открытий было сделано на этом занятии, во время которого на столе сияли слова «Это мы», каждый раз обозначая новую тему: это мы – Кирилл и Мефодий, это мы – взрослые и дети, это мы – язык и Родина, это мы – Бог и люди. Мы вместе.
Марина Михалёва. Автор фото: Ольга Дворовкина