Члены Ульяновского отделения ИППО посетили Репьевскую усадьбу Аксаковых

В ноябре 2021 года члены Ульяновского (Симбирского) отделения ИППО (руководитель - Наталья Гудень) посетили Репьевскую усадьбу рода Аксаковых.

Село Репьевка принадлежит к числу старейших в Симбирском крае. Еще задолго до основания этого населенного пункта на берегах реки Инзы поселились первые люди. Видимо, уже в древности эти удивительно красивые места стали привлекательными для первых жителей. Неслучайно рядом с Репьевкой на правом берегу Инзы была обнаружена неолитическая стоянка.

Активное заселение русскими долины реки Инза происходит с середины XVII в., когда шло строительство Карсунско-Симбирской засечной черты. К началу XVIII в. здесь уже были села и деревни. Во всяком случае, уже в первом десятилетии XVIII в. существовало село Бояркино, что подтверждается письменными источниками. Основание же Бояркино и Репьевки произошло, по всей видимости, несколькими десятилетиями ранее (в середине XVII в., возможно в 1647-48 гг.) и называлось оно деревней Инза. В XIX в. Репьевка (Благовещенское, Архангельское тож) принадлежала Николаю Тимофеевичу Аксакову, родному брату известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (ему же принадлежали деревня Говендяевка (ныне Заречное Никольского района), Голендяевка (Междуречье), а также пустошь рядом с деревней Екатериновка).

Николай Тимофеевич Аксаков родился 4 июня 1797 г. в Уфе. Служил в Измайловском полку, являлся адъютантом граф Паскевича. По поводу имения в Репьевке хлопотал еще отец Николая Тимофеевича Тимофей Степанович. В одном из писем, датированном 11 февраля 1819 г., последний писал: «Нового в Петербурге еще ничего нету; говорят, что много подписано, но мы ничего не знаем. На будущей неделе посылаю просьбу к Николушке подать Государю о земле Симбирской, по Аксакову; это содержать надобно в секрете». Николушкой отец ласково называл Николая Тимофеевича.

 

Родовое древо Аксаковых

В 1837 г. с братьями Сергеем и Аркадием разделил недвижимое имущество отца (после его смерти). В деревне Малой Репьевке, Голодяевке тож, ему принадлежало 2002,74 десятины земли и 114 крепостных и дворовых людей мужского пола. Кроме этого, земли были в селе Вишеньки Ставропольского уезда, в селе Кротовке Бугульминского уезда, в деревне Пановке Николаевского уезда. Наконец, Н.Т. Аксаков приобрел 1400 десятин земли при сельце Малой Борисовке Городищенского уезда. Женат на Екатерине Алексеевне Пановой (родилась 06.11. 1809 г., скончалась 25.09.1857, похоронена в Донском монастыре вместе с сыном Александром Николаевичем), дочери саратовского помещика гвардии штабс-капитана А.Н. Панова. В наследство ей досталось родительское имение в деревне Пановке Хвалынского уезда Саратовской губернии.

Сюда, к Николаю Тимофеевичу, приезжали его братья и племянники, с оказией приходили письма от родственников. Николая Тимофеевича в семье очень любили. Его отец, Тимофей Сергеевич, называл сына Николушкой. В одном из писем к супруге от 11 февраля 1819 г. Тимофей Сергеевич писал: «Нового из Петербурга еще ничего нету; говорят, что много подписано, но мы ничего не знаем. На будущей неделе посылаю просьбу к Николушке подать Государю о земле Симбирской, по Аксакову; это содержать надобно в секрете. Сестру Александру Степановну татары сгонят с земли, делать нечего: просить Государя».

Дом, в котором жила семья Аксаковых, принадлежал к числу лучших в Городищенском уезде Пензенской губернии. Кроме образцового хозяйства у Николая Тимофеевича были прекрасная оранжерея и лучшая в уезде теплица, где с успехом вызревали многие экзотические растения, например, ананасы. Гостей имения всегда поражал и уникальный сад, в котором были собраны многие растения, в том числе и необычные для нашего края. Неслучайно в 1860 г. в Санкт-Петербурге ученый директор Императорского ботанического сада Э.Регель издал «Каталог растений, находящихся в саду Николая Тимофеевича Аксакова в Пензенской губернии». В предисловии к каталогу Э. Регель писал: «Предлагаемый каталог растений богатого сада господина пензенского помещика Аксакова я решился разработать по убеждению господина члена академии наук Н.И. Железнова. Цель этой разработки была, с одной стороны, ознакомить публику с садом, находящимся вдали от железных дорог, а, с другой стороны, представить образец каталога и для других садов России. Чтобы удовлетворить этой последней цели, каталог будет приложен к «Вестнику», издаваемому Российским обществом садоводства». Вряд ли, увлечение выращиванием редких растений было причудой помещика. Все представители рода Аксаковых были прекрасными знатоками природы, естествоиспытателями. Да и дружба с Д.П. Ознобишиным, Н.М. Языковым, П.Т. Морозовым (владельцем Панциревки, Субботино, Яковлевки), князем А.П. Оболенским (владельцем Ильмино, Полянки), А.Н. Бахметьевым (владельцем Никольского), которые также были увлечены садоводством, парковым хозяйством и выращиванием редких экзотических растений, становилась стимулом к новым экспериментам. Другой причиной, которая побуждала Николая Тимофеевича содержать свое имение в образцовом состоянии, была его общественная деятельность. В период с 14 июня 1847 г. по 06 марта 1859 г. Н.Т. Аксаков был предводителем дворянства Симбирской губернии. А приезды в имение родного брата, писателя С.Т. Аксакова, поэта Д.В. Давыдова, П.В. Анненкова, В.И. Даля и многих других, известных всей России людей превращали дом Николая Тимофеевича в центр общественной и культурной жизни всего Среднего Поволжья.

По воспоминаниям тех, кто близко знал Н.Т. Аксакова, в его доме была собрана уникальная библиотека, которая, наряду с родовыми, усадебными библиотеками Д.П. Ознобишина, Н.М. Языкова и Н.М. Карамзина, считалась одной из лучших в Российской империи. Сам Н.Т. Аксаков принимал живое участие в судьбе знаменитой на всю страну Карамзинской общественной библиотеки. Среди лиц, сделавших денежные пожертвования на поддержание библиотеки, значилось и его имя. Среди дарителей - и племянник Николая Тимофеевича - Г.С. Аксаков, сын писателя.

Окрестности Репьевки, Бояркино и Голодяевки очень любил Сергей Тимофеевич. Он охотился в долине реки Инза. Страстный рыбак, Аксаков мог часами сидеть с удочкой на берегу Инзы. Страстным охотником и рыбаком был и Николай Тимофеевич. В октябре 1858 г. в письме к редактору «Журнала охоты» великий русский писатель сообщал о случае на рыбалке, произошедшем с Николаем Тимофеевичем. Последний в начале сентября 1858 г. удил на Инзе. После очередной поклевки «он выводит рыбу на поверхность воды и видит, что на удочку взяла порядочная щука, фунтов в шесть, и что она проглочена до половины другою огромною щукою». Н.Т. Аксакову удалось вытащить на берег щук, крупная оказалась весом в двенадцать фунтов. Сергей Тимофеевич заключает: «Вот еще новое доказательство, что щуки едят щук». В «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» он писал: «Я нигде не встречал таких обширных и отлично удобных болот, как в Симбирской и Пензенской губерниях, особенно на границе и той, и другой, по реке Инзе. Охотники собирались тоже отличные, и охоты бывали баснословно удачные. В одно поле, на двуствольное ружье, лучшие охотники убивали до 60-ти штук бекасов, дупелей и вальдшнепов: ибо осенью и последние сваливаются из лесов в болота и держатся в больших кустах около реки Инзы».

Николай Тимофеевич Аксаков был серьезно увлечен научными исследованиями. Он, в частности, являлся действительным членом Императорского Санкт-Петербургского минералогического общества, которое возглавлял герцог Николай Лейхтенбергский. Таким образом, Николай Тимофеевич состоял в обществе, которое объединяло известных ученых и естествоиспытателей. И хотя число членов было небольшим, все они были очень яркими личностями. Членство в минералогическом обществе позволило Николаю Тимофеевичу сблизиться с Дмитрием Ивановичем Менделеевым.

Нередко в Репьевке бывал и великий российский химик, академик Александр Михайлович Бутлеров, женатый на родной племяннице Аксаковых (внучке Николая Тимофеевича – Надежде Михайловне Глумилиной, дочери Софьи Николаевны Аксаковой). Здесь, близ Репьевки, Бутлеровы владели землями, полученными в качестве приданного за супругой.

Соседями Аксаковых были сын академика Владимир Александрович и его внук Александр Владимирович. С последним был очень дружен Александр Николаевич Аксаков (их объединяло увлечение спиритизмом). Это же увлечение не раз влекло сюда и Владимира Ивановича Даля, несколько раз бывавшего в Репьевке.

В 1850 г. в Репьевке проживало 280 человек. Кроме имения Н.Т. Аксакова в селе находился дом и еще одного местного землевладельца - гвардии прапорщика Алексея Желтухина. Молодой барин владел имением совместно со своей сестрой Марьей Дмитриевной. Главным занятием местных жителей было земледелие. Ежегодно собранный урожай Н.Т. Аксаков продавал заезжим купцам, которые, арендуя мельницы на реке Инзе, перемалывали зерно и затем отвозили муку либо в Промзино (ныне р.п. Сурское), либо на пристань в Кунеево (сейчас с. Новосурское Инзенского района). Определенная часть продукции вывозилась также на близлежащие ярмарки в Маис, Базарную Кеньшу и Карсун. Туда же в большом количестве вывозились овес и полба; продавалось также ежегодно до 30 стогов сена. В XIX в. Репьевка славилась и производством холста, которого ежегодно вырабатывалось до 1 000 аршин.

В 1850 г. на свои средства Николай Тимофеевич построил в Репьевке красавицу-церковь во имя Архангела Михаила (второй престол во имя Александра Невского).

Н.Т. Аксаков выезжал в Оренбуржье, к своему брату, писателю С.Т. Аксакову, младшему брату А.Т. Аксакову (владельцу сел Прислониха и Аксаково), племяннику И.С. Аксакову (женатому на дочери поэта Ф.И. Тютчева), бывал и у других своих родственников, в том числе у Н.М. Карамзина, у своего шурина, литератора В.А. Панова, ежегодно ездил в Москву, где на Спиридоновке у него был собственный дом. Судьба этого московского дома Николая Тимофеевича Аксакова заслуживает особого внимания. В свое время он принадлежал Ивану Ивановичу Дмитриеву. В нем великий русский поэт жил до самой смерти. Князь Петр Андреевич Вяземский посвятил свое стихотворение «Дом Ивана Ивановича Дмитриева». Знаменитое здание на Спиридоновке было построено в 1814 г. по проекту архитектора А. Л. Витберга в классическом стиле. Кого только не помнили стены этого гостеприимного дома, ставшего своеобразным московским литературным клубом: здесь бывали поэты А.С. Пушкин, его дядя В.Л. Пушкин, Денис Давыдов, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, П.К. Вяземский. Приезжали на Спиридоновку Н.В. Гоголь, актер М.С. Щепкин и многие другие известные всей России великие люди. Дом же И.И. Дмитриева был приобретен Николаем Тимофеевичем в 1842 году (как уже отмечалось, Аксаков и Дмитриев состояли в родстве). 29 апреля 1893 г. Александр Николаевич Аксаков продал дом Морозовым (он был оформлен на Зинаиду Григорьевну, супругу Саввы Тимофеевича Морозова). Дом был снесен, а на большом участке был построен особняк, напоминавший дворец. Исчез уникальный дом, помнивший лучших людей России. Известно, что 22 октября 1825 г. Николай Тимофеевич навестил в Царском Селе своего родственника Н.М. Карамзина. Во время встречи великий русский историк и историограф сообщил Аксакову о том, что приступил к написанию пятой главы 12-го тома своей «Истории» (однако, завершить ее автор уже не успел). Последняя встреча Н.Т. Аксакова и Н.М. Карамзина состоялась 21 марта 1826 г. (ровно через два месяца Н.М. Карамзина не стало). В этот же день у историка побывали М.М. Сперанский и А.И. Тургенев. С Карамзиным Николай Тимофеевич встречался неоднократно. Великий российский историк принимал живое участие в судьбе Аксакова. В одном из писем к С.С. Кушникову (конец 1823 - начало 1824 г.) Николай Михайлович писал: «Поручаю в вашу ласку Николая Тимофеевича Аксакова, нашего общего родственника: он хороший человек». В каком же родстве состояли Николай Тимофеевич и Николай Михайлович? Это любопытный вопрос, на который мы попытаемся дать ответ. У двух героев нашего рассказа был единый прадед Петр Аксаков. Дочь Петра Екатерина Аксакова стала впоследствии бабушкой великого русского историографа (вышла замуж за Егора Петровича Карамзина). А сын Петра Аксакова (и, значит, родной брат Екатерины) - дед Николая Тимофеевича Аксакова. Таким образом, Николай Карамзин и Николай Аксаков - троюродные братья, довольно близкое родство. А их отцы - Тимофей Михайлович Аксаков и Михаил Егорович Карамзин - кузены, двоюродные братья).

Учитывая, что после смерти супруги (Екатерины Петровны Пазухиной - матери Николая Карамзина) Михаил Егорович Карамзин женился вторично в 1770 г на Авдотье Гавриловне Дмитриевой, Аксаковы породнились и со знаменитым родом Дмитриевых. В этом браке родились дети Александр и Марфа, которые также доводились Николаю Тимофеевичу Аксакову троюродными. 16 ноября 1839 г. в московском доме Карташевских (у родной сестры Аксаковых) вместе с братом Сергеем Тимофеевичем Н.Т. Аксаков встретился с Н.В. Гоголем. В 1855 г. Николай Тимофеевич во главе делегации дворян Симбирской губернии был на приеме у императора Александра II. Известно, что в 1863 г. Николай Тимофеевич состоял выборным в Комиссии для введения нового общественного управления в Москве.

Николай Тимофеевич много путешествовал. Отчасти это было связано с его служебной и общественной деятельностью. Но и дела по управлению имениями также требовали решения вопросов на месте. Он выезжал в село Вишенки (Куроедово тож) Ставропольского уезда Самарской губернии, где ему принадлежало 3778 десятин земли и 418 душ мужского пола, а также в село Аксаковку (Николаевка тож) Уфимского уезда, в село Кротовку Бугульминского уезда Самарской губернии и т.д. Судя по архивным документам, Николай Тимофеевич принадлежал к числу крупных землевладельцев. При этом на протяжении жизни Аксаков приобретал новые земли. Таким образом «благоприобретенными» стали 1400 десятин при сельце Малой Борисовке. Не случайно Н.Т. Аксаков был внесен в VI-ю часть дворянской родословной книги Оренбургской, Симбирской и Самарской губерний. В Репьевке 27 мая (8 июня) 1832 г. у Николая Тимофеевича родился сын Александр, будущий известный публицист, переводчик и издатель.

В 1882 г. Николая Тимофеевича не стало (скончался 13 марта 1882 г. в Санкт-Петербурге). Имение перешло к его единственному сыну Александру Николаевичу, который, впрочем, с 1845 г. в Репьевке не жил. Сначала он окончил Александровский лицей (1845-1851 гг.), в 1852 г. поступил на службу в Министерство внутренних дел. С 1858 г. нижегородский губернатор, бывший декабрист А.Н. Муравьев пригласил А.Н. Аксакова на службу в губернскую палату государственных имуществ. С 1868 по 1878 г. служил в государственной канцелярии и вышел в отставку, дослужившись до действительного статского советника.

В Репьевке Александр Николаевич бывал наездами, и только в период с 1860 по 1868 гг., по-видимому, жил продолжительное время в доме отца. В 1861 г. вместе с отцом занимался вопросами, связанными с освобождением крестьян. Александр Николаевич был близок с П.И. Мельниковым-Печерским, с которым участвовал в экспедиции для исследования раскола в Нижегородской губернии (1852 г.). В 60-90-е гг. XIX в. А.Н. Аксакова знали как публициста, писателя, переводчика, издателя. Так, в Лейпциге вышли его перевод с латинского «О небесах, о мире и об аде, как то слышал и видел Э. Сведенборг» (1863 г.), «Евангелие по Сведенборгу» (1864 г.), «Рационализм Сведенборга. Критическое исследование его учения о Св. Писании» (1870 г.), «Книга бытия по Сведенборгу» (1870 г.). Это были глубокие философские труды, которые вызвали резонанс как в Европе, так и в России. В частности, они привлекли внимание Ф.М. Достоевского и Лескова. В 1873 г. был по Высочайшему повелению командирован в Европу для собирания сведений о законодательстве в сфере регулирования торговли спиртными напитками и о мерах по борьбе с пьянством. В «Русском вестнике» вышла его статья «О народном пьянстве», также Александр Николаевич издал брошюру «Содержание питейных заведений». Поручение императора было выполнено блестяще.

Спустя два года после возвращения из-за границы, в 1875 г., Аксаков стал действительным статским советником, т.е. получил генеральское звание, а в отставку вышел 13 сентября 1878 г. Был отмечен орденом Святого Станислава 3-й степени, медалью в память о Крымской войне для ношения в петлице на Владимирской ленте. Незадолго до смерти завещал свою богатую библиотеку по спиритизму библиотекам г. Харькова. Кроме этого, Александр Николаевич был прекрасным переводчиком, занимался издательской деятельностью, считался крупным знатоком народной медицины. По состоянию на 1900 г. Александр Николаевич владел 1435 га земли в Голодяевке Корсунского уезда и 6626 га в Аксаковке Уфимского уезда.

В журнале «Исторический вестник» (№ 8-9 за 1903 г., с.134) вышел некролог «Аксаков А.Н.». После смерти Александра Николаевича (умер 4 января 1903 г. в Санкт-Петербурге, похоронен в Москве в Донском монастыре вместе с матерью и женой, урожденной Софьей Александровной Беккер) линия Николая Тимофеевича пресеклась, поскольку детей у Александра Николаевича не было. Не стало Аксаковых, но еще 21 августа 1912 г. газета «Пензенские губернские ведомости» писала о том, что в Репьевке «доживал последние дни свои известный по «Семейной хронике» Евсеич - «дядька» С. Аксакова». Долгое время близ Какормы стоял небольшой деревянный домик, в котором жил Евсеич. Некоторые старожилы нашего края еще помнят этот домик.

Таким образом, Репьевка на протяжении долгого времени оставалась уникальным центром культуры, притягивавшим к себе лучших людей того времени. Аксаковская усадьба – эталонное дворянское гнездо, гостеприимно распахивавшее свои двери великим российским ученым, писателям, поэтам, государственным деятелям, военачальникам XIX в.

По материалам монографии Шкунов В.Н. «Где волны Инзы плещут…»: Очерки истории Инзенского района Ульяновской области / В.Н. Шкунов. – Ульяновск: ОАО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2012. – 352 с.

В.Н. Шкунов, доктор исторических наук, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель школы РФ, в.н.с. Самарского федерального исследовательского центра Российской Академии наук, член Ульяновского (Симбирского) отделения ИППО

Поделиться: