Первые шаги работающей молодежи Вифлеема в овладении русским языком
В настоящее время паломничество на Святую Землю возрождается, и в Вифлееме вновь возникли большая потребность и интерес к изучению русского языка. С этой целью Вифлеемское отделение Императорского Православного Палестинского Общества осенью 2009 года организовало курсы по изучению русского языка для работающей молодежи на грант, предоставленный фондом «Русский мир».
![](../../../../img/2009/mol_RKI_1_600.jpg)
Группа состояла из 15 человек разных профессий. Большая часть студентов работает в туристическом секторе. Курс проходил с 1 октября по 31 декабря. Обучала молодых людей преподаватель русского языка Маргарита Хасайен. Занятия продолжительностью 1,5 часа проводились дважды в неделю. Занятия велись по пособию Л.М Миллера, Л. В. Политова, И.Я Рыбакова «Жили были… 28 уроков русского языка для начинающих». Пособие апробировано уже с 1998 года и выпускается с тех пор ежегодно. Оно состоит из учебника, рабочей тетради и аудиокассеты и представляет собой интенсивный коммуникативный курс русского языка.
Задачей курса было научить студентов говорить и писать по-русски, понимать русскую речь, и выработать у них навыки произношения. Для этого использовались такие основные методические принципы как практическая коммуникативная направленность обучения, сознательный характер овладения иноязычной речью, комплексная концентрированная подача изучаемого материала, использование наглядности.
Занятия начались с небольшой вводной лекции об истории русского языка на арабском языке. Затем ученики познакомились с алфавитом, разделением букв на гласные и согласные и их произношением. Каждый урок начинался с фонетических упражнений, чтобы каждый студент неоднократно, в разных формах проговаривал буквы, слоги, а затем слова и сочетания слов. Формы проговаривания были различными: повторение с преподавателем, хоровое чтение, выполнение упражнений в паре с другим студентом или самостоятельно. В ходе занятий студентам был предложен разнообразный лексический материал.
Главным достижением каждого урока было стремление добиться такого результата, чтобы каждый студент уходил с урока не с осознанием того, что он научился произносить тот или иной звук, а c уверенностью в том, что он умеет теперь что-то сказать по-русски правильно — назвать какие-либо предметы, сосчитать до какой-то цифры, поздороваться, поблагодарить, задать вопрос, ответить на него, рассказать о себе и своей семье, уметь вести диалог в магазине и т. д.
Уроки проводились с использованием аудиодиска для прослушивания диалогов и текстов. Для закрепления пройденного материала студенты выполняли упражнения из рабочей тетради. Контроль знаний осуществлялся путём проверочных работ в конце каждого урока учебника. Также проводились диктанты и самостоятельные работы.
Курс помог студентам получить начальные знания о структуре русского языка, сформировать речевые и коммуникативные компетенции и заложить методически правильную базу для дальнейшего овладения русским языком на углубленных курсах или на основе самообразования и разговорной практики с носителями русского языка.