По Крестному Пути: святыни Голгофы
Капитолий Адриана
Мы сказали уже о том, как император Адриан решил в 135 г. основать на месте Иерусалима новый языческий город, получивший название Элиа Капитолина. «Элиа» – потому что полное имя императора было Публий Элий Адриан, «Капитолина» – потому что город и главный его храм посвящались «Капитолийской Троице»: трём римским языческим божествам – Юпитеру, Юноне и Минерве, – общее празднество которым совершалось в сентябрьские иды (13 сентября). Запомним ним эту дату: Православная Церковь совершает в этот день праздник Воскресения Словущего – память освящения «словущего» (знаменитого) Анастасиса, т. е. храма Воскресения, построенного Константином и Еленой. Глубоко в языческую толщу религиозной памяти человечества уходят праосновы Православия...
Место, выбранное авгурами Адриана для строительства Капитолийского храма, в точности совпадает с современным местоположением Храма Гроба Господня. При строительстве всё пространство евангельского сада на месте старой каменоломни было засыпано землёй, так что образовалась гигантская терраса. Археологические данные позволяют сделать примерную реконструкцию святилища и установить ориентацию его стен.
Нынешняя улица Хан аз-Зейт тогда представляла собой, как мы уже говорили, Кардо Максимус – главную улицу города. Но храм, как следует из реконструкции археологов, располагался к Кардо не под прямым углом. Это показывает, что решающими в его ориентировании были действительно указания авгуров. Чем же реально руководствовались сами жрецы – кроме направления полёта птиц?
Если от Голгофы провести на восток прямую линию, она пройдёт через т. н. «Купол Духов», или, как называют его по-другому, «Купол Скрижалей» («Куббат аль-Арва»); чуть севернее «Купола-над-скалой», где, по новейшим археологическим данным, скорее всего, находилась «Святая Святых» Соломонова Храма; далее через Золотые ворота – единственные, не перестраивавшиеся при Сулеймане и хранящие под своими фундаментами руины времён Соломона; и ещё далее – через Елеон. Оказывается, авгуры Адриана хорошо знали своё дело и ещё лучше понимали желание заказчика: «нагаданная» ими ориентация Капитолийского (надголгофского) святилища определялась «политикой десакрализации», как интеллигентно пишут историки. Или, сказать грубее и точнее, сознательной установкой просвещённого императора, философа и поэта на осквернение как христианских, так и ветхозаветных святынь.
При раскопках на Голгофе найден был также небольшой языческий алтарь для жертвоприношений с фрагментами обожжённых костей и золой. Тем самым археология и здесь полностью подтверждает свидетельства блаженного Иеронима и других христианских писателей.
Святая Голгофа
Архитектурная история храма многообразно отразилась и на судьбе Голгофы. Многострадальную гору, на которой распят был Спаситель, строители и реставраторы разных эпох «усекали», «выравнивали», «обтёсывали». Современный вид Голгофа как единый архитектурный объект приобрела в результате общего ремонта храма после пожара 1808 года. Помимо наружной лестницы с улицы, которой практически не пользуются, наверх ведут, как говаривали в старых путеводителях, два «всхода» – правый, сразу от дверей храма, «латинский» (так как ведёт к католическому приделу), левый, со стороны Кафоликона, «греческий» (так как ведёт к главному православному приделу). Обозначения чисто условные, сегодня паломники без разбора поднимаются по той и другой лестницам.
...17 ступеней – и мы на Святой Голгофе. Высота платформы, в которую, по сути, превращена она стараниями зодчих, составляет 4,5 метра, площадь – 11,5 х 9,25 метра. Вся эта площадь образует как бы единый храм, разделённый двумя массивными колоннами на два нефа. Левый принадлежит православным, правый – католикам.
Сначала о православном. Престол из розового мрамора, в 1 м высотой, украшен спереди декоративными, коринфского ордера, колонками, а по бокам опирается на утолщённые, как у нас на Руси говорят, «бочонком». Под престолом – обложенное серебряным кругом отверстие, в которое водружён был Крест Христов. Вся поверхность скалы покрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застеклённых проёмах можно видеть серый камень «живой» Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27:51). На Голгофе никогда не бывает дневного света, померкшего тогда, в тот единственный, страшный час. Только несколько рядов лампад спускаются со сводчатого потолка, освещая таинственный полумрак.
В запрестольном аркосалии, окаймлённом серебряным «сиянием», – большая икона Спасителя, со связанными руками и в терновом венце, с клеймами Страстей, в дорогом серебряно-вызолоченном окладе. За престолом – высокое Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей (слева), и Иоанном Богословом (справа). Над Крестом – традиционная надпись: «И Н Ц И» (Иисус Назорей Царь Иудейский) на трёх языках. Как сказано в Евангелии, «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей Царь Иудейский… и написано по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: «Не пиши: Царь Иудейский», но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Ин. 19: 19-22).
Уместно сказать здесь несколько слов о последующей судьбе некоторых святынь Голгофы. Сегодня на святом месте является подлинной лишь сама скала, послужившая некогда природным «пьедесталом» для Спасительного Креста. Крест был, как известно, обретён св. царицей Еленой и находился частью в Иерусалиме, частью в Риме и Константинополе. В Риме, в церкви Санта Кроче Ин Джерузалеме, хранятся три фрагмента (щепы) Креста, один из св. гвоздей и Titulus Crucis – дощечка с надкрестной надписью краской (на греческом, латинском и едва различимом еврейском) ...
Переходим к правому, католическому приделу. Как и большинство католических св. мест в Иерусалиме и Палестине, он принадлежит францисканцам. Серебряный алтарь, выполненный мастером Домиником Портиджиани (из монастыря Сан-Марко во Флоренции), пожертвован в храм в 1588 году Фердинандо Медичи, великим герцогом Тосканским. Он предназначался первоначально для Камня Миропомазания, чем и объясняется его вытянутая, удлинённая форма. Но из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в принадлежащем им приделе Голгофы.
Из описаний паломников известно, что во времена крестоносцев церковь на Голгофе была вся украшена мозаиками. Сохранилась из них лишь одна – фрагмент «Вознесения Христова» на своде центральной арки. Нынешний свой вид католический придел Голгофы приобрёл в 1937 году, автором проекта реставрации был уже известный нам А. Барлуцци.
Слева от алтаря Пригвождения к Кресту (считается, что он находится точно на месте, где прибивали к Кресту руки и ноги Спасителя), под аркой, отделяющей католическую часть Голгофы от православной, стоит небольшой алтарь, так же принадлежащий францисканцам. (При этом нужно помнить, что в католическом церковном обиходе «алтарь» и «престол» – одно и то же). Он называется алтарём Богородицы Скорбящей, или, по-латыни, «Stabat Mater» (Стояла Матерь). «Стабат Матер» – это первые слова известной католической молитвы, сочинённой в XIV веке итальянским поэтом-францисканцем Якопоне да Тоди. Популярный в Средние века гимн был переведён на многие языки и неоднократно становился темой музыкальных переложений. Известны «Stabat Mater», принадлежащие таким выдающимся композиторам, как Палестрина, Гайдн, Дворжак. В XIX веке появились и русские переводы – В. А. Жуковского, А. А. Фета – размером подлинника, достаточно точно передающие смысл. Один из лучших принадлежит перу замечательного русского философа-богослова, профессора Московской Духовной академии, протоиерея Феодора Голубинского.
Матерь Скорбная стояла,
Слёз потоки изливала
У Креста, где Сын висел,
Душу Ей, от мук стенящу,
Унывающу, болящу,
Острый меч насквозь прошёл.
За престолом, в киоте под стеклом, помещено погрудное скульптурное изображение Богородицы, с мечом в груди, в полном соответствии с предсказанием старца Симеона Богоприимца (Лк. 2: 35). Бюст является пожертвованием португальской королевы Марии I Браганца, доставленным из Лиссабона в 1778 году.
Заканчивая разговор о «станциях» францисканского Крестного Пути, напомним, что если первые девять «станций» находятся на Виа Долороза, то следующие четыре – здесь, на Голгофе. Десятая – это «часовня Совлечения Одежд», одиннадцатая – престол Пригвождения к Кресту, двенадцатая – православный престол над местом, где был непосредственно водружён Крест, и тринадцатая – «Stabat Mater».
Автор фото: Владимира Шелгунов