Митрополит Иларион: Для того, чтобы христиане смогли сохранить своё присутствие на Ближнем Востоке, необходимы солидарные усилия всего международного сообщества
Е. Грачёва: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сёстры!
Е. Грачёва: На этой неделе Вы и Патриарх Кирилл были с визитом в Азербайджане по приглашению азербайджанской стороны на 70-летии главы управления мусульман Кавказа. Вообще на моей памяти нечасто проходят сообщения о том, что Патриарх Кирилл посещает такие мероприятия. Почему в этот раз он принял приглашение?
Митрополит Иларион: Глава управления мусульман Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде является выдающимся религиозным деятелем нашего времени. Он возглавил управление мусульман Кавказа 40 лет назад. Тогда ещё существовала единая страна – Советский Союз, и у него установились очень тесные дружеские отношения с тогдашним Патриархом Пименом. Затем он дружил с Патриархом Алексием II на протяжении всего времени его патриаршества. И вот уже десять с лишним лет он дружит с Патриархом Кириллом. Конечно, речь не идёт просто о личной дружбе, потому что, прежде всего, это дружба и взаимодействие, направленные на установление межрелигиозного диалога и межрелигиозного мира.
Вы знаете, что 90-е и 2000-е годы были омрачены конфликтом между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха. Русская Православная Церковь вместе с Аллахшукюром Пашазаде и армянскими Патриархами выступала своего рода посредником в диалоге между враждующими сторонами. Многократно встречались наши Патриархи Алексий II и Кирилл и Аллахшукюр Пашазаде, и армянские Патриархи для того, чтобы обсуждать эту проблему, которая до сих пор не решена. И надо сказать, что дело не ограничивалось просто заявлениями в защиту мира – порой речь шла об очень конкретных аспектах этой проблемы, например, освобождении пленных или передаче тел убитых. И то взаимодействие, которое существует между Русской Православной Церковью и управлением мусульман Кавказа, сейчас уже насчитывает 40 лет. И это важная веха, так же, как и 70-летие самого шейха, чтобы Патриарху посетить эту страну.
И, конечно, когда Патриарх посещает страну, где есть приходы и епархии нашей Церкви, он встречается с нашими верующими. Патриарх совершил малое освящение кафедрального храма в Баку, встречался с его прихожанами. Также состоялась встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Кроме того, к юбилею шейха был приурочен межрелигиозный симпозиум, в котором Патриарх также принял участие.
Е. Грачёва: Владыка, в начале ноября была беспрецедентная встреча нашего президента Путина с главами Церквей Ближнего Востока. Почему местом проведения была выбрана Венгрия? И говорит ли вообще эта встреча, что война в Сирии уже действительно подходит к концу и есть возможность говорить о положении христиан в арабской республике?
Митрополит Иларион: Венгрия на протяжении целого ряда лет занимается адресной помощью христианам Ближнего Востока, то есть партнёрами венгерского государства в этом проекте являются именно Церкви. И у венгерского премьера Виктора Орбана установились личные отношения с главами всех основных христианских Церквей Ближнего Востока, в частности Сирии и Ирака. И когда президент России Владимир Владимирович Путин посещал Венгрию, то по инициативе венгерской стороны состоялась такая встреча. Задача этой встречи заключалась в том, чтобы российский президент услышал из первых уст свидетельства о том, что происходит на Ближнем Востоке с христианскими Церквами, и чтобы Россия вместе с Венгрией участвовала в разного рода гуманитарных проектах, которые направлены на восстановление инфраструктуры Сирии и Ирака, разрушенных церквей, монастырей, школ и так далее.
Надо сказать, что Россия, конечно, занимается такой гуманитарной работой и Русская Церковь участвует в этой работе. Не так давно мы совместными усилиями восстановили разрушенную школу в Дамаске, причём в этом принимали участие традиционные конфессии Российской Федерации – не только христиане, но и, в частности, мусульмане. И специально для помощи Сирии была создана межрелигиозная рабочая группа, которая действует при Совете при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями. Таким образом, и у российской, и у венгерской стороны есть свои благотворительные проекты, и идея премьера Венгрии заключалась в том, чтобы объединить усилия. На этой встрече речь шла, в том числе, о конкретных проектах, в которых мы можем совместно участвовать.
Мы уже не раз в нашей передаче поднимали проблему тяжёлого положения христиан Ближнего Востока. Мы говорили о том, что в результате разгула терроризма (которому сейчас положен конец, прежде всего, благодаря усилиям России, действиям её армии) из Сирии несколько лет назад начался массовый исход христиан. А до того столь же массовый исход был из Ирака, где сегодня от прежнего числа христиан осталась, в лучшем случае, одна десятая часть. В Сирии, по разным оценкам, осталось около половины довоенного количества христиан.
Конечно, для того, чтобы христиане смогли сохранить своё присутствие в этих странах, необходимы солидарные усилия всего международного сообщества. Об этом сейчас уже говорят и в Америке. Президент Трамп неоднократно выступал на эту тему. Хотя бы должны признать, что этот исход из Ближнего Востока начался из-за действий Америки, потому что началось всё с того, что Америка вмешалась в ближневосточную ситуацию. Якобы ради демократии они свергли Саддама Хусейна, однако это привело не к демократии, а к полному хаосу. Затем террористы, которые подняли голову в Ираке, захватили значительные части территории Сирии и начали массовый геноцид христиан. И христиане вынуждены были покидать свои земли. Так вот сейчас время восстанавливать справедливость, чем Россия как раз и занимается в Сирии; и Венгрия в этом является союзницей России.
Е. Грачёва: Владыка, ну раз мы уже заговорили о Соединённых Штатах Америки. Главному кандидату в президенты от Демократической партии Джо Байдену отказали в причастии в католической церкви святого Антония в Южной Каролине. Причина, по которой священник отказал его причащать, – то, что Байден, следуя линии Демократической партии, поддерживает право на аборты. Налицо конфликт светской власти и Церкви в США. Владыка, у меня в этой связи возникает только один вопрос: а почему вообще священник сделал публичным тот факт, что он кому-то отказал в причастии: будь то кандидат в президенты или просто житель Южной Каролины? Зачем об этом нужно было сообщать журналистам?
Митрополит Иларион: Во-первых, Джо Байден – это публичная фигура, и свои заявления в защиту абортов он делал публично. Во-вторых, это не просто конфликт между государством и Церковью. Это ситуация, которая отражает конфликт мировоззрений, распространяющийся на всю Америку. Мы знаем, что, с одной стороны, США – это очень религиозная страна, где высок процент людей, практикующих религию, то есть не просто декларирующих принадлежность к той или иной конфессии, но регулярно – раз в неделю или, по крайней мере, раз в месяц – посещающих ту или иную религиозную общину. В Америке к религии относятся очень серьёзно. И когда политик, который позиционирует себя как католик, при этом защищает аборты, эта его деятельность происходит вразрез с учением Католической Церкви. И священник был вправе отказать этому политику в причастии.
А почему этот факт стал публичным? Потому что вся деятельность господина Байдена является публичной. Более того, он же сейчас уже вступил в борьбу за президентское кресло. И значит, каждый его шаг рассматривается через увеличительное стекло общественностью, за каждым его шагом следят. Я думаю, если бы священник не отказал ему в причастии, то это вызвало бы очень большую волну вопросов: как человек, который публично защищает аборты, может причащаться в Католической Церкви?
Е. Грачёва: А если бы к Вам пришёл кандидат в президенты или в губернаторы, который тоже открыто поддерживает аборты, Вы бы его причастили?
Митрополит Иларион: Нет. Я бы ему тоже отказал в причастии. И у Православной Церкви, и у Католической Церкви по этому вопросу позиции одинаковые: мы выступаем против абортов, считая их узаконенным убийством, и всегда открыто заявляем о своей позиции, несмотря на какую бы то ни было политическую конъюнктуру.
Е. Грачёва: Но вот кто точно в Соединённых Штатах Америки не поддерживает аборты, это певец рэпер Канье Уэст. Я, например, о нём из СМИ узнала новые подробности. Он членам своего музыкального коллектива запрещает перед записью альбома заниматься сексом, если они не состоят в браке, призывает их поститься, потому что, по его мнению, люди, которые молятся вместе, семьи, которые молятся вместе, остаются вместе навсегда, и сила увеличивается. Альбом, кстати, называется «Иисус король». Знакомы ли Вы с творчеством Канье Уэста? И что Вы вообще думаете о такой позиции музыканта, об этом требовании к своему коллективу, не является ли оно всё-таки излишним?
Митрополит Иларион: Я не знаком с творчеством этого музыканта и не хочу входить в кухню его взаимоотношений с другими музыкантами. Я думаю, что у каждого музыканта есть какие-то требования не только к самому себе, но и к другим исполнителям его музыки. В данном случае, я полагаю, это религиозный человек, который хочет, чтобы его религиозность и религиозность других членов этой группы отразилась в их творчестве и отразилась в том новом альбоме, который они готовят. У нас сложился такой стереотип, согласно которому рэперы – это люди, которые пропагандируют безнравственность, используют нецензурную лексику, стоят на самых крайних либеральных позициях. Действительно, таких много, но не все рэперы такие. Как и не все исполнители популярной эстрадной музыки пропагандируют свободную любовь.
Я как-то летел из Германии в самолёте авиакомпании «Люфтганза», и там раздавали газету на немецком языке, на первой полосе которой было интервью одного молодого рок-музыканта. В заглавие была вынесена цитата: «Я храню целомудрие для своей будущей невесты». И вот этот рок-музыкант в интервью, отвечая на вопросы, есть ли у него девушка, какие у него отношения с женщинами, отвечает, что он человек верующий, надеется найти свою вторую половину и хранит целомудрие для того, чтобы создать потом крепкую семью. Я знаю, что и среди наших звёзд эстрады, рок-музыкантов, рэперов тоже есть немало верующих людей.
Е. Грачёва: Владыка, вот ещё новость, которую сейчас широко обсуждают. Был такой канал в YouTube, не будем его сейчас называть, его сразу заблокировали. Блогеры снимали то, как дети берут интервью у гея, у трансвестита, у актрисы взрослых фильмов (порнографии). Причём всё это было сделано с согласия родителей на участие детей в этих съёмках. Теперь возникает вопрос: они себе наработали на «административку» или на «уголовку»? Потому что, с одной стороны, родители присутствовали и не возражали против участия детей в таких съёмках, считая, что в этом нет ничего страшного. С другой стороны, в общем-то это явное вовлечение детей в пропаганду, по меньшей мере, однополых отношений.
Митрополит Иларион: Я уверен в том, что всё это непотребство, о котором Вы рассказываете, должно быть предметом судебного разбирательства. Я не хотел бы здесь давать какие-то советы судьям, должно ли последовать административное или уголовное наказание, – пусть суд решает, но то, что совершено преступление, на мой взгляд, очевидно. Речь идёт о развращении малолетних, причём происходит это в публичном пространстве, с согласия или без согласия родителей – мы этого не знаем. Если родители давали на это согласие, они, может быть, не догадывались о том, что там будет происходить. А если они действительно знали и отдали своих детей на поругание, то, может быть, речь должна идти о лишении их родительских прав. Но пропаганда разврата, нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних, которая у нас запрещена законом, всё это должно, конечно, быть предметом судебного разбирательства.
Я в связи с этим хотел бы напомнить слова Иисуса Христа, который в присутствии детей сказал Своим ученикам: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:6). Думаю, что эти слова адресованы всем, кто развращает детей, будь то публично или приватно.
Е. Грачёва: То есть даже лишение родительских прав может быть поставлено как вопрос в данном случае?
Митрополит Иларион: Если будет доказано согласие родителей на эти непотребные деяния.
Е. Грачёва: Большое спасибо, владыка, за эту беседу!
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Что же такое особенное было в головном плате Иисуса Христа, что евангелист Иоанн подчёркивает: «не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20:7)?
Митрополит Иларион: Речь идёт о Евангелии от Иоанна, в котором рассказывается, как после того, как Христос воскрес, апостолы Пётр и Иоанн пришли посмотреть Его гробницу и оказалось, что там нет тела умершего Иисуса, а есть только Его одежды. И вот отдельно лежала плащаница, в которую Он был завёрнут, и отдельно лежал плат, который был возложен на Его лицо. Почему Иоанн Богослов упоминает этот отдельно лежащий плат? Есть разные предположения. Во-первых, потому что очень возможно, что на этом плате, как на Туринской плащанице, отпечатался лик Иисуса Христа и, возможно, что это плат был раннехристианской святыней, и к тому моменту, когда Иоанн писал своё Евангелие, эта святыня уже была почитаемой.
И в этой связи уместно вспомнить о том, о чём как раз нас спрашивает другой телезритель: когда появилась первая икона Иисуса Христа?
Есть предание, согласно которому первая икона Иисуса Христа появилась ещё при Его жизни: что некий князь по имени Авгарь послал художника для того, чтобы он написал портрет Иисуса Христа, а Иисус приложил к Своему лицу плат и на этом плате отпечатлелось изображение Его лица. Возможно, это и был тот самый плат, который когда-то лежал в гробнице Иисуса Христа и на котором на самом деле отпечатлелось Его лицо, как лицо умершего человека. А потом уже спустя какие-то десятилетия, даже столетия, возникла эта история о царе Авгаре. Но так или иначе история нерукотворного образа Иисуса Христа восходит к глубокой древности.
Этот образ находился на воротах города Эдесса, потом он был перенесён в Константинополь, а потом его следы теряются после разграбления Константинополя крестоносцами и в скором времени уже на западе появляется то, что нам сегодня известно под названием Туринской плащаницы. И вполне вероятно, что Туринская плащаница – это как раз та плащаница, которая лежала в гробнице Иисуса Христа. А плат, о котором упоминает евангелист Иоанн, это плат, который был возложен на лик Иисуса Христа под плащаницу и на котором соответственно отпечатлелось то же самое изображение.
Я хотел бы завершить эту передачу словами из Первого послания апостола Павла к коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:13-14).
Я желаю вам всего доброго. И да хранит вас всех Господь!