Вступительное слово Сергея Степашина на открытии круглого стола «Будущее христианства на Ближнем Востоке: реальность и прогнозы»

Фото Владимира Шелгунова
1 марта с. г. в Центре ИППО прошёл круглый стол «Будущее христианства на Ближнем Востоке: реальность и прогнозы», в котором приняли участие известные эксперты, иерархи, учёные, востоковеды, приглашённые сирийские участники, послы ближневосточных государств, представители различных конфессий.

 

 

Организаторами выступили Императорское Православное Палестинское Общество и Общецерковная аспирантура и докторантура имени св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Главными спикерами стали заместитель министра иностранных дел, спецпредставитель Президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Открыл заседание круглого стола Председатель ИППО Сергей СтепашинВот что он сказал:

 «Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Братья и сёстры! Дорогие друзья! Уважаемые послы! Дорогая матушка Агнесс, с которой мы давно не виделись. Рад видеть всех-всех вас. Я хочу поприветствовать также наших сирийских братьев, которые прибыли на наш круглый стол, конференцию, встречу, как угодно это можно назвать. Посвящена она проблемам защиты христианства на Ближнем Востоке, в первую очередь в Сирии.

Сейчас, перед началом конференции, мы обменялись мнениями с руководством Министерства иностранных дел – здесь присутствует Михаил Леонидович Богданов, с митрополитом Волоколамским Иларионом, сотоварищи, которые здесь присутствуют. Пожалуй, сегодня можно говорить и о расширении данной повестки дня. ИППО, о чём я расскажу ниже, Русская Православная Церковь, Министерство иностранных дел России сегодня делают всё для того, чтобы спасти не только христиан на Ближнем Востоке, в первую очередь в Сирии, я повторюсь, но и спасти цивилизацию. То, что там происходило и, к сожалению, происходит сейчас, представляет угрозу миру и цивилизации в целом. Я думаю, Михаил Борисович Пиотровский со мной согласится.

Собственно говоря, так считают и в ИППО, и наши коллеги и друзья из МИД, Русской Православной Церкви, с которыми мы работаем вместе, оказывая в том числе гуманитарную помощь в Сирии последние несколько лет всем гражданам, живущим там. Как говорят на Руси, нет худа без добра. Сирия, на мой взгляд, показала, что христиане и представители других религий, в частности мусульмане, независимо от того, к какому течению они относятся, здесь работают вместе.  Здесь нет межрелигиозного конфликта, который, казалось бы, кому-то было бы очень интересно разыграть. В Сирии есть борьба с террором, есть борьба с бандитами. Они прикрываются знаменем ислама, активно его используют, к сожалению, при поддержке специалистов за рубежом, которые, по-моему, вообще не понимают, с чем они имеют дело

В этой связи вы, наверное, обратили внимание на то, что по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла специально была создана Межрелигиозная группа оказания помощи нашим братьям, сегодня страдающим не только в Сирии, и туда вошли представители всех конфессий. Совсем недавно оттуда вернулась большая делегация, в состав которой входили и члены Императорского Православного Палестинского Общества. Встречи были и с православными, и с мусульманами, может быть, и с неверующими людьми, и гуманитарная помощь оказывалась всем. Это говорит о том, что война, беда, терроризм сплачивают сегодня всех людей, для которых защита мира, защита цивилизации – не просто слова, не просто риторика, не просто попытка набрать себе на этом политические дивиденды. Это, действительно, очень серьёзная тема и очень серьёзная проблема.

В своём послании Федеральному Собранию Президент России сегодня сказал о том, как укрепляется боеготовность нашей страны. Сирия это показала. Но давайте говорить откровенно: военные свою задачу решат. Но не военные  будут восстанавливать мир, экономику, жизнь, строить школы, воспитывать молодёжь.

Я не раз был в Сирии, рад видеть здесь своих сирийских друзей. Мне доводилось встречаться с детьми в сирийской школе. Это – будущее страны, это будущее региона, и выросшие на войне подростки – это большая проблема, мы проходили это у себя на Северном Кавказе, в Чеченской Республике. Сейчас проходим это в Дагестане, откуда я недавно прилетел. Это тоже очень важная тема, о которой мы могли бы сегодня поговорить.

Что касается ИППО, я буду очень краток. Практически все присутствующие здесь являются членами нашего Общества, знают о той работе, которую мы ведём в этом направлении. Кроме других уставных задач, которые были сформулированы Обществом ещё 136 лет назад, с одобрения Святейшего Патриарха Кирилла мы взяли на себя ещё одну функцию, для осуществления которой мы активно работаем с Министерством иностранных дел, с другими нашими коллегами. Это задача защиты христианства на Ближнем Востоке. Елена Александровна Агапова, мой заместитель, возглавляет созданный для этих целей Общественный Центр ИППО защиты христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь география с точки зрения религиозной принадлежности намного шире. Хочу напомнить, что первые гуманитарные грузы из нашей страны пошли в Сирию почти пять лет назад, их собрали наши граждане без бюджетной помощи, а помогли доставить наши друзья из МЧС.

Я помню свою первую встречу с президентом Асадом, когда многие посчитали, что уже всё, наши «друзья» за рубежом потирали руки… После этой поездки был мой доклад президенту страны. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Россия там надолго. Россия понимает, что там делает, и об этом сейчас ещё раз говорил Владимир Владимирович Путин.

Эту работу мы продолжали и будем продолжать. Шестнадцать гуманитарных грузов было отправлено нашим братьям в Сирии. Вторая очень важная проблема – оказание медицинской помощи населению. Мы создаём медицинский центр в Алеппо. Принято решение о строительстве русской школы в Дамаске, на окраине города. Наши сирийские друзья предлагают в перспективе на базе этой школы создать первый российский университет в Дамаске. Многие могут сказать: о чём говорить, сейчас там война. Но война закончится, и если мы будем зацикливаться на войне, то мы потеряем ещё одно поколение. Мы эту работу будем продолжать, тем паче, что ИППО в своё время на территории Сирии, тогда это была единая Палестина, Святая Земля, было построено более 80 школ. В основном этим занималась Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которая взяла на себя бразды руководства нашим Обществом после убийства Великого князя Сергия Александровича в далёком 1905 году. Вы знаете, что нами построена школа в Вифлееме, где учатся 500 мальчиков из Палестины, и эту работу мы будем продолжать.

Очень важно, чтобы наш голос был услышан. Михаил Леонидович Богданов со мной согласится, что, когда об этом говорит МИД, пусть очень аргументированно, как это делал покойный Виталий Чуркин, как это блестяще делает сегодня Сергей Лавров, все понимают: это позиция Министерства иностранных дел, она не может быть другой, она не может быть безальтернативной. Но когда об этом говорит общественность, общественные организации, с разной, может быть, даже политической симпатией или антипатией, которые представляют общественное мнение, как это делает матушка – я помню её блестящее выступление за рубежом, и когда она была номинирована на Нобелевскую премию, – это совсем другое. Поэтому одна из целей нашего сегодняшнего круглого стола, чтобы нас услышали.

ИППО этим активно занимается, у нас есть своя площадка, как это сейчас принято говорить, в ОБСЕ. Они нас особо не слышат, но по этой теме слышат, когда мы говорим о фактах, когда мы показываем, что творится там, когда формируется вместе с МИД и Русской Православной Церковью «Белая книга» преступлений. Нам здесь нужно быть наступательными, чтобы не получилось потом, как после трагедии в Югославии, чтобы не назвали виноватыми невиновных, как умеют это делать так называемые гаагские миротворцы. Активно ведётся нами работа в Совете ООН по правам человека. И я ещё раз хочу подчеркнуть: очень важно, чтобы был услышан и голос нашей общественности. Может быть, одна из главных задач нашего круглого стола и в этом заключается.

В этой связи мы договорились подготовить наше обращение после проведения круглого стола. Мы не стали его формализовать и делать сейчас, потому что хотелось бы услышать всех, кто будет выступать сегодня, – представителей Русской Православной церкви, МИД, тех, кто прилетел из Сирии, представителей всех конфессий, присутствующих здесь, и на основании этого мы подготовим документ, с которым обратимся к общественности. И в этом плане, я думаю, это одна из задач, которая стоит перед нашим круглым столом.

Я хочу ещё раз всех поблагодарить за то, что вы откликнулись на приглашение принять участие в этом важном мероприятии.