Члены ИППО приняли участие в открытии памятника последней императорской чете в Санкт-Петербурге
12 мая 2013 года в городе Санкт-Петербурге рядом с храмом Воскресения Христова у Варшавского вокзала состоялось торжественное открытие памятника Государю Императору Николаю II и Императрице Александре Федоровне, почетным членам Императорского Православного Палестинского Общества. На церемонию были приглашены руководители фонда «Возрождение культурного наследия», действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества А. Н. Панин и С. Я. Ваксман.
Торжество было приурочено к 400-летию Дома Романовых и 120-летию бракосочетания Царской Семьи. Средства на создание величественного монумента были собраны прихожанами храма и благотворителями.
Сам памятник очень красив, пожалуй, это один из самых светлых памятников святым Царственным Страстотерпцам, которые появились в последнее время в нашем Отечестве. Скульптура олицетворяет идею жертвенного семейного служения, примером которого, несомненно, был брак Государя Императора Николая Александровича и Александры Федоровны.
Чин освящения совершил епископ Царскосельский Маркелл (Ветров), являющийся настоятелем Царского Феодоровского собора в Царском Селе. Открытию памятника предшествовала Божественная Литургия, которую возглавил епископ Маркелл. Владыка большой почитатель памяти святых Страстотерпцев. Ему сослужил целый сонм духовенства Санкт-Петербургской епархии. Открытие памятника также было приурочено к важному для епархии и собора событию — 45-летию иерейской хиротонии настоятеля собора архимандрита Сергия (Стурова).
Среди гостей можно было видеть Николая Игоревича Сикорского, сына знаменитого русского конструктора и крестника известного государственного деятеля товарища обер-прокурора Святейшего Синода Николая Давидовича Жевахова, а также бывшего главнокомандующего ВВС России, генерала армии, Героя Российской Федерации Петра Степановича Дейнекина. Рядом с этими прославленными людьми стояли участники молодежного военно-патриотического клуба «Верность», который уже несколько лет существует при храме Воскресения Христова.
От имени Императорского Православного Палестинского Общества на мероприятии присутствовали члены Совета Московского областного отделения Александр Николаевич Панин (заместитель председателя) и Семен Яковлевич Ваксман. Они возложили от имени Императорского Православного Палестинского Общества к подножию памятника святым Царственным Страстотерпцам цветы и испросили молитв на процветание деятельности Императорского Православного Палестинского Общества, которому они немало содействовали при жизни.
Эти торжества надолго запомнятся всем, кто принимал в них участие, а памятник святой Царской чете станет украшением Петербурга и местом паломничества для всех православных людей.
«Мы хотели бы, чтобы это был памятник не только Царской, но и вообще всякой истиной православной семье,— а их, несмотря ни на что, по-прежнему, много в России; эти семьи держат на себе всю тяжесть времени, не дают русскому обществу окончательно пасть,— и, конечно, они достойны памятника. Мы хотели бы напомнить всем верующим, венчанным супругам: однажды вы тоже носили венцы, подобные царским,— несите же и впредь в своих душах царское благородство и великую жертвенность Царственных Страстотерпцев. Наш памятник сочетает в себе единение идеи и иконы: сама скульптура являет собой идею жертвенного семейного служения, а выгравированная на памятнике икона Святым Царственным Мученикам утверждает нашу веру в то, что они услышат всякого молящегося у подножья этого монумента, рядом с алтарем любимого ими храма, и пошлют с небес Божию благодать на призывающих с верою их имена»,— говорится в буклете, посвященном открытию памятника.
Установка памятника рядом с храмом не случайна — в 1904 году закладка собора на Обводном канале была приурочена к десятилетию Царской свадьбы, а проект храма лично утвердил Государь Император. Царское благоволение храму не ограничилось одними добрыми словами: от державной четы в пользу храма поступали щедрые пожертвования. Памятник Царственной чете — это не просто дань благодарности за ту помощь, которую святые супруги оказали храмоздателям. Это — призыв к согражданам и соотечественникам сверять свою жизнь с благодатными образцами.
В конце XIX века местность близ Варшавского и Балтийского вокзалов была рабочей окраиной столицы. Служащие железной дороги и трудящиеся нескольких заводов составляли население близлежащих бедных кварталов. И первый деревянный храм Воскресения Христова, возведенный в 1894 году, стал поистине лучом света в темном царстве простой рабочей жизни, ведь в нем помимо уставного богослужения и народного пения проводились духовные беседы и чтения, на которые народ устремлялся тысячами; вскоре появились церковноприходская школа, библиотека и читальный зал. Это был в полном смысле слова народный храм; неслучайно, что именно здесь зародилось Александро-Невское Общество трезвости, которое было необходимо тут как воздух. Оно было открыто в 1898 году попечением настоятеля храма отца Александра Рождественского, и разрослось впоследствии так, что насчитывало в период расцвета более 70-ти тысяч человек.
Горячо любимая простым народом деревянная Воскресенская церковь в начале XX века уже стала тесна для множества людей, и Обществом религиозно-нравственного просвещения во главе с его бессменным председателем протоиереем Философом Орнатским было решено возводить обширный каменный храм на народные пожертвования, на что была получена и Высочайшая субсидия. Государь Император Николай II утвердил проект трехпредельного храма архитектора Г. Д. Гримма, «пожелав успеха постройке».
Каменный храм был заложен 25 июля/7 августа 1904 года в ознаменование десятилетия бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Федоровны. Начались строительные работы, но «уповаемый при закладке храма приток пожертвований прекратился почти тотчас в неожиданно наступившую пору лихолетья»: русско-японская война, кровавые события первой русской революции отодвинули планы храмоздательства. Но «точно наперекор общественному разброду и разложению заветных православно-русских традиций у Варшавского вокзала росло величественное сооружение, ставшее памятником преданности царелюбивого народа своим родным свято-историческим заветам».
Возводить храм в таких условиях строительной комиссии во главе с Дмитрием Ивановичем Парфеновым стоило огромных трудностей, часто приходилось вкладывать немалые личные средства – но что может быть большим делом, чем воздвигнуть на земле храм Божий? И вот наконец, «в ответ на общественное нетерпение и в уважение горячего желания всех строителей и богомольцев встретить наступающий праздник Рождества Христова в новом поместительном и благолепном храме» 14/27 декабря 1908 года с особой торжественностью состоялось освящение Воскресенского храма, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), почетный член ИППО. И хотя строительство полностью еще не было завершено, а внутренняя отделка только начиналась, «волны народного моря, всегда приливающего к стенам Воскресенского храма», красноречивее всего говорили о том, что «жив Господь, и жива душа народная, и нет лучшей пищи для нее, как молитва в Божьем доме…».
Всегда активная приходская жизнь стала теперь еще более насыщенной: Александро-Невское Общество трезвости разместило в подвале храма свою типографию, а трезвенническое движение получило распространение по всей России.
Храм посещал почетный член ИППО обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, в храме часто служили другие видные деятели Палестинского Общества. Деятельность Александро-Невского Общества трезвости и жизнью храма часто интересовался почетный член ИППО протоиерей Иоанн Кронштадтский.
Так продолжалось до 1917 года, когда все в России перевернулось: Общество трезвости было закрыто в 1918 году, «петербургский златоуст» отец Философ Орнатский и многие другие его сподвижники приняли мученическую кончину, храм Воскресения был разграблен и в 1930 году закрыт. В советские годы внутреннее пространство храма было обезображено до неузнаваемости: в нем находился склад, кинотеатр, на колокольне – парашютная площадка.
Храм был возвращен верующим в феврале 1990 года. Богослужение вновь зазвучало в нем в день Пасхи – 15 апреля 1990 года: храм Воскресения Христова воистину воскрес! Сегодня приход храма возрождает традиции трезвеннического движения, а также просветительскую и книгоиздательскую деятельность. А его величественное здание еще ожидает серьезной реставрации.
Освещение в СМИ:
В конце XIX века местность близ Варшавского и Балтийского вокзалов была рабочей окраиной столицы. Служащие железной дороги и трудящиеся нескольких заводов составляли население близлежащих бедных кварталов. И первый деревянный храм Воскресения Христова, возведенный в 1894 году, стал поистине лучом света в темном царстве простой рабочей жизни, ведь в нем помимо уставного богослужения и народного пения проводились духовные беседы и чтения, на которые народ устремлялся тысячами; вскоре появились церковноприходская школа, библиотека и читальный зал. Это был в полном смысле слова народный храм; неслучайно, что именно здесь зародилось Александро-Невское Общество трезвости, которое было необходимо тут как воздух. Оно было открыто в 1898 году попечением настоятеля храма отца Александра Рождественского, и разрослось впоследствии так, что насчитывало в период расцвета более 70-ти тысяч человек.
Горячо любимая простым народом деревянная Воскресенская церковь в начале XX века уже стала тесна для множества людей, и Обществом религиозно-нравственного просвещения во главе с его бессменным председателем протоиереем Философом Орнатским было решено возводить обширный каменный храм на народные пожертвования, на что была получена и Высочайшая субсидия. Государь Император Николай II утвердил проект трехпредельного храма архитектора Г. Д. Гримма, «пожелав успеха постройке».
Каменный храм был заложен 25 июля/7 августа 1904 года в ознаменование десятилетия бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Федоровны. Начались строительные работы, но «уповаемый при закладке храма приток пожертвований прекратился почти тотчас в неожиданно наступившую пору лихолетья»: русско-японская война, кровавые события первой русской революции отодвинули планы храмоздательства. Но «точно наперекор общественному разброду и разложению заветных православно-русских традиций у Варшавского вокзала росло величественное сооружение, ставшее памятником преданности царелюбивого народа своим родным свято-историческим заветам».
Возводить храм в таких условиях строительной комиссии во главе с Дмитрием Ивановичем Парфеновым стоило огромных трудностей, часто приходилось вкладывать немалые личные средства – но что может быть большим делом, чем воздвигнуть на земле храм Божий? И вот наконец, «в ответ на общественное нетерпение и в уважение горячего желания всех строителей и богомольцев встретить наступающий праздник Рождества Христова в новом поместительном и благолепном храме» 14/27 декабря 1908 года с особой торжественностью состоялось освящение Воскресенского храма, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), почетный член ИППО. И хотя строительство полностью еще не было завершено, а внутренняя отделка только начиналась, «волны народного моря, всегда приливающего к стенам Воскресенского храма», красноречивее всего говорили о том, что «жив Господь, и жива душа народная, и нет лучшей пищи для нее, как молитва в Божьем доме…».
Всегда активная приходская жизнь стала теперь еще более насыщенной: Александро-Невское Общество трезвости разместило в подвале храма свою типографию, а трезвенническое движение получило распространение по всей России.
Храм посещал почетный член ИППО обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, в храме часто служили другие видные деятели Палестинского Общества. Деятельность Александро-Невского Общества трезвости и жизнью храма часто интересовался почетный член ИППО протоиерей Иоанн Кронштадтский.
Так продолжалось до 1917 года, когда все в России перевернулось: Общество трезвости было закрыто в 1918 году, «петербургский златоуст» отец Философ Орнатский и многие другие его сподвижники приняли мученическую кончину, храм Воскресения был разграблен и в 1930 году закрыт. В советские годы внутреннее пространство храма было обезображено до неузнаваемости: в нем находился склад, кинотеатр, на колокольне – парашютная площадка.
Храм был возвращен верующим в феврале 1990 года. Богослужение вновь зазвучало в нем в день Пасхи – 15 апреля 1990 года: храм Воскресения Христова воистину воскрес! Сегодня приход храма возрождает традиции трезвеннического движения, а также просветительскую и книгоиздательскую деятельность. А его величественное здание еще ожидает серьезной реставрации.
Освещение в СМИ:
- В Петербурге открыли памятник императору Николаю Второму и его супруге Александре Федоровне. ТВ Союз, 15 мая 2013 г.
Поделиться: