Богошественная гора Синай. Н.Н. Лисовой

Лисовой Н.Н.
С Египтом связаны исторически начало Ветхого Завета и начало Нового.

В дни египетского рабства появляется среди избранного народа Моисей, таинственная, до сих пор для многих историков неясная фигура. После убийства египтянина, ему пришлось уйти из владений фараона и придти на Синай — где он нашел приют у священника Мадиамского и его дочерей. На одной из дочерей, Сепфоре, Моисей женился, жил спокойно и потаенно, пас стада тестя своего Иофора. И однажды, как сказано в книге «Исход», «провел он стадо далеко в пустыни, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 1-5).

Как часто бывает в истории, вождь, пророк и духовный создатель еврейского народа сам скорее всего был чужаком, египтянином. Но здесь, на Синае, впервые заговорил с ним Бог из горящего, но не сгорающего куста. «Это место свято», — сказал ему Бог. Ибо здесь, как бы в огненном горниле, совершалась тайна двойного Богоизбранничества: Бог избрал Себе пророком, Своим историческим орудием Моисея — Моисей избрал (или Бог через него избрал) никому еще не ведомые, подвластные фараонам еврейские племена, для того чтобы создать, выплавить из них Народ Божий.

На месте, где Бог впервые открылся пророку, и ныне зеленеет терновый куст. В долине, где стоял когда-то станом выведенный из Египта народ израильский, находится православный Синайский монастырь. Соборный храм его посвящен празднику Преображения Господня, но первоначально, во времена равноапостольных Константина и Елены, здесь был построен храм Неопалимой Купины.

…Но начинают паломничество на Синай с восхождения на пик Моисея. Еще из Горящей Купины Бог возвестил Моисею свою волю: «Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служению Богу на этой горе». И когда, приведя народ и расположив его в долине, Моисей поднялся во исполнение обетования на вершину, «гора Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исx 19, 18-19).

Здесь на Синае Моисей получил от Господа скрижали Закона — знаменитые десять заповедей, определившие первичные ступени нравственного восхождения ветхозаветного человечества. Теперь восхождение начинают глубокой ночью, в третьем часу утра, чтобы достичь Декалога — вершины Моисея — к восходу солнца. На вершине —небольшая церковь. Построенная еще при Юстиниане, она была посвящена Преображению Господню. Три вершины — Фавор, Синай и Афон — возносили гимн преображающему Свету. Разрушенная и потом восстановленная из древних гранитных камней, она освящена ныне во имя Пресвятой Троицы. В ее ограде собираются на рассвете совершившие трудное (физически трудное, но молитвенно возвышенное) восхождение на гору. Современная паломница так описывает впечатление от рассвета над Синаем: «На востоке над озаренным краем гор лежит длинная гряда серых и синих облаков, а между ними — ослепительные золотые озерца с четко прорисованной синей каймой берегами. Вдруг красная точка появляется в разрыве облаков, и оттуда, из этого разрыва, проливается огненное сгущение, еще не- Храм Пресвятой Троицы на вершине Моисея достаточно расплавленное, чтобы светить. И вот уже красный срез круга высвободился вверх над плотной грядой облаков, и раскаленный диск без лучей быстро поднимается над ней, на глазах округляясь, наливаясь светом. Над торжественным безмолвием и неподвижностью горных далей восходит солнце».

Начинаешь понимать, как рождалась в огне и громе из синтеза египетских прозрений Эхнатона и племенного, языческого еще по сути, древнееврейского культа Яхве Богооткровенная религия Ветхого Завета — первая ступень к подлинному Откровению Сына Божия. За отдельной оградой, в скале за храмом, показывают расселину, где Бог велел укрыться Моисею. «И сказал Господь: вот место у Меня; стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо». Б этом глубочайшее различие Ветхого и Нового Заветов: Моисей на Синае мог видеть Господа лишь сзади, Христос на Фаворе явил человечеству Свой сияющий лик.

Только спускаясь с горы, уже при свете утреннего солнца, различаешь в одном из узких мест паломнической тропы арку ворот, перекинутую между двумя обрывами, может быть, еще тоже во времена Юстиниана и Иоанна Пествичника. Это известные всем из древних паломнических «хождений» Врата в небо — или, более смиренно, Врата Покаяния. Прежде паломники до восхождения на Декалог несколько дней проводили в монастыре в посте и молитве, потом исповедовались и причащались. У этих ворот, на пути к вершине, сидел монах, благословлявший на восхождение лишь тех, кто оставил внизу, в долине, у алтаря Божия, прощенные, молитвенными слезами омытые грехи, и исповедовавший тех, кто не успел сделать этого прежде.

Затем наступает время познакомиться с монастырем. Соборный храм, огромный и высокий, за четырнадцать веков, как бывает, ушел глубоко в землю, к входным вратам приходится спускаться по крутой каменной лестнице. Внутреннее пространство разделено гранитными монолитными колоннами, по семи с каждой стороны. В каждой колонне скрыты мощи мучеников — и на каждой минейная икона с собором святых соответствующего месяца. Через сдвоенные окна над соединенными арками столпами проникают в храм косые лучи света. Главный неф отделяют от боковых два ряда стасидий, Синайский монастырь Преображения Господня, именуемый также святой великомученицы Екатерины поставленных вдоль колонн. Это высокие кресла с откидными сидениями и подлокотниками, в которых иноки, в часы долгой службы, сидя, полусидя или стоя совершают молитвенное бдение.

Алтарь отделен невысоким резным кипарисовым иконостасом с большим распятием над царскими вратами. Справа, у одного из столпов, трон архиепископа синайского. Орел с простертыми крыльями, как во многих древних греческих храмах, поддерживает аналой, на который кладут Евангелие. План базилики прост и традиционен: прямоугольник с выступающей алтарной абсидой и пять изолированных приделов вдоль каждой стены. Два из них — во имя Иакова Брата Господня и во имя Сорока Раифских мучеников — выступают к востоку дальше главного алтаря. Они соединены еще одной, заалтарной абсидой, где находится упомянутый выше придел Неопалимой купины. Это самая древняя часть храма — маленькая церковь, построенная во имя Богородицы еще при равноапостольной Елене. В VI в., когда строилась, при императоре Юстиниане, базилика Преображения, часовня органично была включена в нее.

…Как когда-то Моисей снял сандалии перед Терновым Кустом (об этом напоминает икона над входом в придел), так снимают обувь, входя сюда, современные православные паломники. Над корнем древней Купины устроен на четырех мраморных столбиках святой престол. Полукруглая ниша алтаря с золотой мозаикой в конце не отделена от пространства придела ни иконостасом, ни завесой. Это напоминает устройство алтарей в древнейших святилищах Святой Земли: на Голгофе, в Вифлеемской пещере, в заалтарном приделе Крестного монастыря. В высоком окне над престолом видны зеленые ветви живого Тернового Куста. Оказывается Придел Неопалимой Купины. Живой куст, зывается, корень выходит наследник святой Купины, за алтарем храма под стеной абсиды и дает жизнь, вот уже три с половиной тысячи лет, новым молодым побегам. Неопалимая Купина — символ Пресвятой Богородицы и символ Церкви Христовой, горящей и несгорающей — продолжает свою жизнь.

В конце главного алтаря — древнейшая на земле мозаика Преображения Господня, созданная, согласно источникам, в 534 г. В алтаре хранятся мощи святой великомученицы Екатерины, почему и сам монастырь часто называют ее именем. Святая мученица Екатерина жила в Александрии в IV столетии. Согласно Житию, это была умнейшая, образованнейшая девушка, неземной красоты, отказывавшая всем женихам, ибо никого не могла найти, достойного стать ее супругом. Но была она язычницей. Однажды ей было во сне видение. Ей явилась Матерь Божия с Младенцем на руках, но когда Екатерина хотела заговорить с Иисусом, Младенец отвернулся и сказал: «Не желаю говорить с такой глупой и некрасивой девицей». Екатерина проснулась и недоумевала: она то привыкла считать себя и мудрой, и прекрасной.

Обратившись к христианскому священнику, она нашла объяснение своего сна. Она приняла крещение — и тогда было ей еще одно откровение. Снова Младенец, но уже сияя и улыбаясь, сидел на руках Матери, ласково говорил с ней и протянул ей обручальное кольцо. Девушка проснулась с кольцом на пальце. Так стала она обручницей Христовой. Б воспоминание об этом событии иноки монастыря, вынося из алтаря для поклонения честные мощи святой Екатерины, дарят каждому из паломников кольцо с ее именем.

В дни гонения на христиан Екатерина вызвана была на суд к императору Максимиану. В присутствии царя мудрейшая из александрийских мудрецов смело вступила в философскую полемику со знаменитейшими языческими философами — и посрамила их своей боговдохновенной речью. Разгневанный тиран приказал обезглавить мученицу. Прошли века — и инокам обители Неопалимой Купины было откровение от ангела — придти и взять мощи святой, находящиеся на вершине. Иноки поднялись на гору — вершина святой Екатерины хорошо видна с пика Моисея — и обрели там святые мощи. Ныне они почиют в белой мраморной раке в алтаре храма. Несколько раз русские цари и великие князья присылали на Синай драгоценные, кованные из серебра ковчеги для мощей Екатерины. Они тоже хранятся в алтаре. Над одном из них дарственная надпись от имени «великих государей царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи», сделанная в 1689 г. Другая, серебряная, рака была прислана в дар из Петербурга от великой княгини Екатерины в I860 г.

Сама базилика, как и весь монастырь, была воздвигнута, по повелению императора Юстиниана, в 527–557 гг. Монастырь представляет в плане почти квадратную крепость (с длиной стен от 75 до 88 метров), с высокими стенами — от восьми метров с южной стороны до двадцати пяти с северной. Землетрясения и время делали свое дело, несколько раз стены то здесь, то там разрушались и восстанавливались. Главные ворота в обитель заложены, слева от них в трехметровой толще стены сделан низкий проход, огражденный снаружи и изнутри тяжелыми окованными дверьми. Еще в прошлом веке проникнуть в монастырь можно было, лишь поднявшись, с помощью ворота, в корзине или на специальном бревне. Епископ Порфирий Успенский так описывает первое свое знакомство с обителью. «Мне со стены спустили толстую веревку с запетлеванном в ней поленом. Перекрестившись я сел на него, и меня начали тихо поднимать. Возношусь, упираясь ногами в гранитную твердыню, и смотрю вверх. Надо мною как бы на воздухе висит деревянная будка с широким отверстием внизу, и в ней подъемная веревка ходит по блоку, но силы двигающей не видно. Когда меня подняли немного выше гребня стены и руками подтянули к ней, я стал тут и увидел город с навитою подъемною веревкою». Этот ворот и сейчас можно видеть посреди северной стены монастыря, у верхнего ее края.

В монастыре все и исторично, и символично в одно время. Стены для монастыря — не только военно-защитное сооружение, и не архитектурное излишество. Они — тоже духовный символ. Ими монастырь и живущие в нем отделены от мира и греха. Крепость этих стен не в камне и оружии, а в молитве, ограждающей душу и — медленными оборотами духовного ворота — возносящей ее к Богу.

В VII в. настоятелем Синайской обители был знаменитый Иоанн Лествичник. На лестнице иноческого подвига, описанной им в знаменитой «Лествице», чем выше, тем опасней — больнее падать. Каждая из добродетелей способна обернуться грехом: умеренность — скупостью, щедрость — расточительством, память смертная — унынием, смирение — гордыней. Потому и говорят о победе над страстями: страсти — это страдания, болезни души.

И одному, как иноку, с помощью ворота в монастырь не подняться. Без благодатной помощи Божией, без исповеди и руководства старца, без соборной молитвы храма и причастия Святых Тайн. Ты поднимаешься — и помогаешь подняться другим. Они тебя поднимают — и поднимаются сами.

Выше всех поднялся преподобный Иоанн Лествичник. И путь восхождения был куда как не прост. Семнадцатилетним юношей придя в монастырь и сорок лет проведя в послушании у старцев, он лишь после этого получил благословение на уединенное отшельническое житие. И был потом вызван из него, избранный братией в игумены. После недолгого возглавления обители он снова ушел в затвор, где и пребыл до смерти, оставив инокам свое благословение, а нам всем — великую Книгу-Лествицу. Не всем дано спасаться в святых обителях, не все видели воочию святую Богошественную гору Синай, но с помощью Лествицы игумена Иоанна каждый получает возможность для духовного восхождения.

…Сохранилась пещера, где подвизался в полном уединении преподобный старец в пустыне Фола. Посреди глухого мертвого места, лишенного зелени и жизни, высится величественная, в древних складках и осыпях скала, в которой чернеет вход в пещеру. Ниже по склону — небольшая церковь под белым куполом. Б самой пещере, высокой и просторной, с одной стороны — высокий престол, высеченный прямо в толще скалы, с другой — каменное ложе, на котором отдыхал подвижник. Свет проникает из узкого, прорубленного в скале окошка. Вспоминаются невольно слова философа: «Из пустыни и уединения иноки в недвижном своем подвиге движут духовно миром».
Поделиться: