Троица, Вознесение и Духов день в русской живописи и поэзии
Ветхозаветная Троица.
Мозаика по эскизу В. В. Беляева выполнена мастерской Фролова. 1887–1900 гг.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Академические приемы использовал В. В. Беляев в мозаике «Ветхозаветная Троица», расположенной в арочном проходе на юго-западе. Сюжет — гостеприимство прародителя израильского народа старца Авраама и его жены Сарры. Под сенью Мамврийского дуба они угощают трех странников — ангелов, предрекающих им рождение сына. Художник следует варианту, где ангелы представлены равновеликими и окружены нимбами, символизирующими единство внутренней сущности вестников. Мозаика раскрывает талант Беляева как великолепного рисовальщика. Такая декоративность живописного строя органично соотносится с характером рисунка, а его точность блестяще воплощена в мозаике мастерами Фролова. Исаакиевский собор
Троица.
М.В.Нестеров. 1913-1914. Картон, гуашь. 21 x 9.
Эскиз образа иконостаса Троицкого собора в Сумах
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15126
Троица. Явление Христа на пути в Эммаус. Поясной деисусный чин с Христом-Эмманулом.
Эскиз образа иконостаса храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови).
Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1895 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, темпера, бронза. 18x32.
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4651
Троица Ветхозаветная.
Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло, бронза. 61х88.
Костромской государственный объединенный художественный музей
Троица Ветхозаветная.
М. В. Нестеров.
Мозаика иконостаса храма Воскресения Христова
Творчество Михаила Васильевича Нестерова выросло на почве христианской
духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей
силе отечественной истории. Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров
отдал церковным росписям и иконам.
В 1890 году Нестеров принял предложение В. М.
Васнецова работать во Владимирском соборе в Киеве. Здесь им были созданы
более 30 крупных композиций, а также иконы для иконостаса. Его манила
задача создания современной монументальной живописи, некогда достигшей
высот в творениях древних мастеров.
Источником нестеровской образности и в церковных
работах остается живая жизнь. В многочисленных натурных эскизах он
прорабатывает детали композиции, человеческую фигуру, лицо. Еще дальше
по пути сближения со стилистикой модерна Нестеров идет в росписях для
храма Александра Невского в Абастумани в Грузии. Более значительными
представлялись ему его монументальные росписи в церкви Марфо-Мариинской
обители в Москве. Основные росписи он выполнил опираясь на конкретные
зрительные впечатления. Только в образах, выполненных для иконостаса, он
использовал лаконизм линий и обобщенность силуэтов церковных
первоисточников. Художнику удалось внести в церковную живопись и новое,
поэтическое мироощущение и новый стиль, и новые краски.
Намерения Нестерова возродить большой стиль
древнего монументального искусства на основе изучения византийских
образцов подкрепляются его высказыванием о древнем искусстве: «В
«Византии» я увлекаюсь […] тем, что […] в неприкосновенности дошло до
нас, – я увлекаюсь заложенной туда живучей силой […] Верю в ее
будущность, как и в будущность серьезной и творческой силы русского
народа, в судьбе которого есть общие мотивы с Византией».
Возникшая в Византии иконография «Троица
Ветхозаветная» получила свое осмысление в древнерусском иконописании.
Следуя этому осмыслению центральное место в композиции Нестеров отводит
трем крылатым ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами,
соприкасающиеся крылья образуют своеобразный композиционный круг.
Картина являет предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода
людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия для
спасения человечества от духовной смерти. Родон.
Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.
Карл Павлович Брюллов. 1821 г. Холст, масло, 113х144.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил
золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821
года.
Авраам – родоначальник израильского народа, главное действующее
лицо библейских событий. В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра,
раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили
приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За
трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В
скором времени пророчество сбылось – у жены Авраама Сарры родился сын,
которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).
Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака.
А. А. Иванов. 1850-е. 23,7х29,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: „неужели я действительно могу родить, когда я состарилась“? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась». Книга Бытия
Троица.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1915 г.
Троицын день
Благость Божия незримо
К миру дольнему сошла,
И земля неизъяснимо –
Благолепна, весела:
Праздник светлый,
праздник новый
Дивно зиждется на ней;
Облеклась она в покровы –
В зелень рощ, узор полей.
Вся природа,
встретив лето,
Гимны радости поет;
Небо яхонтом одето,
Жарко вызолочен свод.
И на нем горит великий,
Немерцающий алмаз,
Будто вечного Владыки
Неусыпно-бдящий глаз.
Неба горния селенья
Торжеством озарены:
Там, у трона Провиденья,
Плещут светлые чины;
Трисвятаго именуют
И поют пред высотой,
Где, слиясь в одно, ликуют
Сын, Отец и Дух Святой.
Перед сонмищем нетленным
Распустился Божий сад,
И жильцам присноблаженным
Спеет райский виноград.
Вьются радостные кущи
Под сиянием венцов:
Их поставил Всемогущий
Для веселия духов.
И ко смертным от эфира
Торжество перенеслось,
Эхом благости и мира
На земле отозвалось.
И земля, пируя свято,
Клонит Господу чело:
Все мольбой
на ней объято,
Благочестием светло.
И залог небесной славы,
Откровения печать,
На Апостольские главы
Сходит Духа благодать…
И постигли чин великий
Вдохновенные сердца,
И влекут они языки
К разумению Творца!
1840
Милькеев Евгений Лукич
Поэт-самоучка, родился и жил в Тобольске, служил мелким чиновником;
в 1837 г. показал свои стихи В. А. Жуковскому, который заинтересовался им,
помог устроиться на службу в Петербурге, затем в Москве.
Сначала он привлекал к себе внимание литераторов,
его стихи неумеренно хвалили, затем мода на него спала.
Вознесение
Божественный на Божием престоле;
Христос на небо, высше всех светил,
В свое отечество, туда, отколе
Сошел на землю, в славе воспарил.
Своих же не покинул Он в неволе,
Их не оставил в узах темных сил;
Нет! Слабых их и трепетных дотоле
Неколебимым сердцем одарил.
И всех стремящихся к Его святыне,
Горе на крыльях душ ему вослед,
Он свыше укрепляет и поныне:
Им песнь Эдема слышится средь бед,
Средь бурь, в юдоли слез, в людской пустыне
И так вещает: «Близок день побед!»
В. Кюхельбекер
19 мая 1832 г.
Вознесение.
Иван Яковлевич Вишняков. 1755–1756 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вознесение Христа.
По оригиналу Т. А. Неффа. Вторая половина 1800-х.
Мозаика. Исполнили М. Зощенко, В. С. Болотнов, И. Вершинин.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Вознесение Христа.
Павел Александрович Сведомский (1849-1904). Фреска
Владимирский собор, Киев
Вознесение.
Мозаика иконостаса по эскизу М. В. Нестерова. 1897 г.
Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Санкт-Петербург
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14962
Вознесение.
Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1903 г.
Фрагмент росписи свода церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15188
Вознесение Господне.
М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага. 48,1х32,3.
Эскиз росписи церкви св. Александра Невского в Абастумани.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вознесение Господне.
М. В. Нестеров. 1895 г. Бумага на картоне, темпера, бронза, графитный карандаш, лак. 40,4х51,2.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вознесение Господне.
Клавдий Васильевич Лебедев. 1888 г.
Церковно-археологический кабинет МДА
На Вознесение Господне
Ты в славе, Бог Господь! свершитель Отчей воли,
Вознесся к выспренним от смертныя юдоли;
И дал ученикам веселие в сердца,
Послать обетовав им Духа от Отца,
Котораго Тебе Отец дает не в меру;
И в них укоренил благословеньем веру,
Что Ты, воистину, живаго Бога Сын,
И всей вселенныя Спаситель, Властелин. —
Горе не разлучась Отеческаго лона,
И долу с смертными пожив, как человек,
Ты днесь торжественно, с вершины Елеона,
Сладчайший Иисус! наш Бог и часть вовек!
Вознесся с плотию в мир жизней безтелесных;
И наше падшее земное естество
Вознес — и спосадил Отцу на пренебесных.
И там, где славою сияет Божество,
Там человечество во свете несозданном
Сидящее узрев, сил ангельских чины
Дивились в ужасе о чуде несказанном,
Блажили жребий чад подсолнечной страны,
И к ним Твою любовь превознесли хвалами.
И мы Твоих щедрот не будем ли певцы?
Мы, благости Твоей прикрытые крилами?
Мы, горлицы Твоей чистейшия птенцы?
Тебя, сошедший к нам от высоты безмерной!
Тебя, вознесшийся на горняя от нас!
Мы славим бренные от немощи усердной
И пламенной мольбы к Тебе возносим глас:
Ты в небо возносясь излил небесну радость
В грудь Матери Твоей, в сердца учеников;
И нам, для их молитв, излей их чувства сладость,
И милость к нам Твою простри за край веков.
Ширинский-Шихматов Сергей Александрович
(1783-1837)
1823
На день Пятдесятницы
Небесный Царь царей! Утешитель словесных!
Живитель всех существ, безплотных и телесных!
Дух Божий, Дух Христов! Дух истинны Святый!
Всех благ Сокровище! безвидный и простый!
Присутствуяй везде, всеместно нераздельный!
Вся исполняющий, и всюду безпредельный!
Всесильный! прииди и в нас вселися Сам;
И нашим во грехах сквернящимся сердцам
Сам даруй чистоту святыни благодатну;
И гибель предвари душ наших невозвратну
Твоим, о Всеблагий! спасением от зла,
И в нас спасаемых Твои венчай дела.
Придите, верные! и сонмом всесогласным
Падем пред Божеством живым, триипостасным,
Всецелым в Троице и каждом в Ней Лице;
Поклонимся Отцу, и Сыну во Отце,
И с Духом Пресвятым, благим, животворящим.
Отец, рождением, всяк ум превосходящим,
Начала чуждое, безлетное Свое
Дал Сыну Своему, Бог Богу, бытие,
Родил совечнаго, совместнаго державой;
И с Сыном Дух Святый, Ему тождествен славой,
Который в Троице не вечновать не мог,
Был присно во Отце, был с Богом, в Боге, Бог!
В единстве существа и свойств пресовершенных,
Едино Божество в трех Лицах не смешенных.
Ему мы кланяясь воскликнем от сердец:
О Боже Всесвятый! Ты, Сыном, всех Творец!
С Тобою вся творил и Дух Твой равночестный.
О Крепкий Всесвятый! Тобою род словесный
Отца познал и чтит, и чтя — уже не сир;
Тобою от Отца на дольний грешных мир
Низшел и Дух Святый с дарами правды вечной,
И жизни огнь возжег в их мертвости сердечной,
Который во грехах, как в брении, потух.
О Вечный, Всесвятый! Утешительный Дух!
Ты вся созиждущий, держащий в стройном чине,
Исходишь от Отца и почиваешь в Сыне,
И верьх Твоих чудес — духовен человек.
О Боже Троица! хвала Тебе вовек.
Ширинский-Шихматов Сергей Александрович
(1783-1837)
1823
Сошествие Св.Духа на Апостолов.
Егоров Алексей Егорович. 1811 г.
Троицын день
Благость Божия незримо
К миру дольнему сошла,
И земля неизъяснимо –
Благолепна, весела:
Праздник светлый,
праздник новый
Дивно зиждется на ней;
Облеклась она в покровы –
В зелень рощ, узор полей.
Вся природа,
встретив лето,
Гимны радости поет;
Небо яхонтом одето,
Жарко вызолочен свод.
И на нем горит великий,
Немерцающий алмаз,
Будто вечного Владыки
Неусыпно-бдящий глаз.
Неба горния селенья
Торжеством озарены:
Там, у трона Провиденья,
Плещут светлые чины;
Трисвятаго именуют
И поют пред высотой,
Где, слиясь в одно, ликуют
Сын, Отец и Дух Святой.
Перед сонмищем нетленным
Распустился Божий сад,
И жильцам присноблаженным
Спеет райский виноград.
Вьются радостные кущи
Под сиянием венцов:
Их поставил Всемогущий
Для веселия духов.
И ко смертным от эфира
Торжество перенеслось,
Эхом благости и мира
На земле отозвалось.
И земля, пируя свято,
Клонит Господу чело:
Все мольбой
на ней объято,
Благочестием светло.
И залог небесной славы,
Откровения печать,
На Апостольские главы
Сходит Духа благодать…
И постигли чин великий
Вдохновенные сердца,
И влекут они языки
К разумению Творца!
1840
Милькеев Евгений Лукич
Поэт-самоучка,
родился и жил в Тобольске,
служил мелким чиновником;
в 1837 г. показал свои стихи В. А. Жуковскому,
который заинтересовался им,
помог устроиться на службу в Петербурге,
затем в Москве.
Сначала он привлекал к себе внимание литераторов,
его стихи неумеренно хвалили,
затем мода на него спала.
Сошествие Святого Духа на апостолов.
Т. А. Нефф. 1846–1848 г. Холст, масло.
Живописная работа в нише юго-восточного пилона.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Духов день
Как улей медных пчел,
Звучат колокола:
То Духов день, день огневой,
Восходит над Москвой…
Не рои реют пчел —
Жужжат колокола,
И бьет в кимвал Большой Иван,
Ведя зыбучий стан.
Что волн набатный звон —
Медноязычный гам
Гудит, — и вдруг один,
Прибоя властелин,
Кидает полногласный стон
К дрожащим берегам…
Как будто низошел,
Коснувшися чела
Змеею молнийно-златой,
На брата Дух Святой:
И он заговорил
Языком дивным чуждых стран,
Как сладкого вина
Безумством обуян.
Но Дух на всех главах почил,
И речь всех уст пьяна!..
Как улей медных пчел,
Гудят колокола,
Как будто низошел
На верные чела
В соборном сонме Дух,
И каждый грезит вслух,
И ранний небосвод
Льет медь и топит мед…
То Духов день, день огневой,
Пылает над Москвой!
Вячеслав Иванов
1911-1912
Сошествие Святого Духа на апостолов.
М.А Врубель. 1885 г.
Роспись в Кирилловской церкви, Киев
Сошествие Святого Духа на апостолов. Фрагмент.
М.А Врубель. 1885 г.
Сошествие Святого Духа на апостолов.
М.А Врубель. 1887 г.
Сошествие Святого Духа на апостолов.
В. В. Беляев. 1887–1900 гг.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Сошествие Святого Духа.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА
«Яко царствие Твое» или Новозаветная Троица.
Мозаика по эскизу В. В. Беляева. 1887–1900 гг.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В
большей степени каноны нарушены в западной части храма, включающей в
себя музеефицированную зону — место смертельного ранения императора
Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных
вокруг сени мозаик: «Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад» и
других, исполненных по оригиналам В. В. Беляева. В них тема
мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную
судьбу Спасителя.
Скорбное место — сень — освещено окном на западной
стене. Венчает его композиция «Яко царствие Твое», или «Новозаветная
Троица», с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим
над ними голубем — символом Святого Духа. Исаакиевский собор
***
Троица.
В. Н. Чекрыгин. 1922 г.
Частное собрание
***
Послание на проповедь.
Николай Шаховской. 1890-е гг.
Эскиз оригинала для мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-крови).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Послание на проповедь.
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-Петербург
По рис.Николая Шаховского. 1890-е гг.
Спаситель посылает апостолов крестить народы.
К. В. Лебедев
Наставление апостолам.
Сергей Васильевич Беклемишев (1870-1920)
http://www.museum.ru/N30078