Что делать с ветками вербы
Операция «верба»
Несколько десятилетий назад, чтобы освятить вербу в храме, православным нужно было провернуть целую спецоперацию. Сначала срезать веточки в ближайшем парке или на даче, да так, чтобы никто не увидел и не сообщил куда надо. Затем надо было обернуть ветки в газету (авось сойдёт за колбасу) и только уже в церкви можно было избавиться от этой маскировки.
«Народу в храмах было много. В некоторых московских церквях на Вербное воскресенье служили не только две литургии, но и два всенощных бдения», – вспоминает настоятель храма Святых новомучеников и исповедников российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа.
Освящение вербы в читинском соборе. Фото: РИА Новости, Евгений Епанчинцев
А потом всё по той же конспиративной схеме: дома освящённую вербу ставили в красный угол. Но так, чтобы не бросалась в глаза, от греха подальше, как говорится. И всё-таки даже в разгар антирелигиозной кампании в СССР православные соблюдали эту благочестивую традицию. Возможно, потому, что Вербное воскресенье – один из самых народных православных праздников. В этот день и сегодня во многие храмы приходит больше людей, чем даже на Пасху.
«Это один из пиковых дней по посещаемости. Может быть, сказывается народная традиция причащаться в первое воскресенье после Великого поста (который кончается в пятницу. – Прим. ред.) и целый год больше не заходить в церковь – она распространена в регионах западнее Москвы. Поэтому на Вербное воскресенье в храм прямо целыми бригадами приходят наши братья с Украины, которые здесь работают и живут, чтоб раз в год исповедаться и причаститься», – объясняет отец Кирилл.
Пальмы по-русски
Сам обычай освящать ветки вербы очень давний. Правда, когда именно он появился, неизвестно. Во всяком случае, с вербой связан целый пласт различных поговорок и примет. Например: нет вербы – нет весны.
Джотто ди Бондоне. Вход Господень в Иерусалим. Капелла Скровеньи, фреска.
В фольклор верба вошла благодаря евангельской истории о входе Иисуса Христа в Иерусалим. За пять дней до своей крестной смерти и наступления праздника иудейской Пасхи он велел ученикам привести к нему ослицу и молодого осла.
«И положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна («Спаси нас!» – Прим. ред.) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорил: «Кто Сей?» Народ же говорил: «Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского», – свидетельствует евангелист Матфей.
Пальмы постилали перед Христом неспроста. Так по древнему обычаю встречали царей после победоносной военной кампании – чтобы путь был мягок. Обычай в Церкви прижился. До сих пор в странах с мягким климатом в христианских храмах освящают пальмовые ветви. А в католической церкви есть ещё одно название праздника (в этом году его отмечали 14 апреля) – Пальмовое воскресенье.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение вербы. Фото: РИА Новости, Сергей Пятаков
«В славянском языке этот день назывался неделей ваий, то есть веток. А поскольку пальмы у нас не растут и зелени в это время ещё толком нигде нет, то символом одного из главных христианских праздников стала верба. Только она зацветает так рано, а ведь именно цветение символизирует жизнь и победу над смертью», – объясняет церковный публицист протоиерей Максим Первозванский и подчёркивает, что настоящее название праздника всё-таки не Вербное воскресенье, а Вход Господень в Иерусалим.
Нигде не записано
Многие знают, что в праздник Входа Господня в Иерусалим в храмах ветки вербы окропляют святой водой. По уставу чин освящения ваий должен совершаться накануне вечером, но и сейчас во многих храмах, как повелось с советских времён, это делают и на литургии, непосредственно в день праздника.
Но что делать с уже освящёнными ветками? Не выбрасывать же.
«До революции ветки просто сжигали – печки ведь были в каждом доме. Сейчас у нас в храме тоже так делается, мы их сжигаем наряду с записками о поминовении», – говорит настоятель храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и ректор МГУ М. В. Ломоносова Виктор Садовничий перед началом Божественной литургии в домовом храме Святой мученицы Татианы. 25 января 2019. Фото: РИА Новости, Сергей Пятаков
Есть ещё традиция ставить освящённую вербу в вазу до праздника Пасхи, либо хранить дома у икон в течение года. «Верба ведь не вянет, в отличие от пальмы. Буквально позавчера мы с детьми обнаружили, что в одной из комнат незнамо сколько лет лежит маленькая вербная веточка и выглядит так, словно только что распустилась», – рассказывает протоиерей Максим Первозванский.
А можно потом эту веточку, например, посадить?
«Да, можно. Но она всё же освящённая, поэтому лучше не сажать её в городских дворах, где собачки всё «орошают». Лучше посадить её на даче», – советует отец Кирилл Каледа.
Впрочем, единообразия в вопросе утилизации освящённой вербы нет.
«Православные люди стараются подходить к этому благоговейно. В нашей семье принято так: когда мы выезжаем за город, берём с собой освящённые веточки и сжигаем их на костре», – рассказывает отец Максим.
Хотя, по его словам, никакого богохульства или святотатства не будет, если ветви просто отправить в мусорное ведро – правилами это никак не прописано. «Правда, лично у меня рука не поднимется так сделать», – заключает священник.
Источник: РИА Новости