Фаянсовые иконостасы Саввинской церкви
Большой Саввинский храм имеет пять престолов: Преображения Господня, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Архангела Михаила и Николая Чудотворца. По своим размерам и богатому убранству храм более подходил бы не для села, а для города. Размах строительства, основная часть которого завершилась в 1873 году, объясняется двумя фактами. Во-первых, в середине XIX века недалеко от Саввино прошла линия Московско-Нижегородской железной дороги. Во-вторых, к концу того же столетия Саввино стало крупным фабричным посёлком: здесь появилось хлопкопрядильное предприятие учреждённого в 1882 году Товарищества Саввинской мануфактуры Викула Морозова сыновей, И. К. Полякова и Ко.
Викула Елисеевич Морозов принадлежал к знаменитой старообрядческой фамилии предпринимателей. В религиозном отношении он принадлежал к ветви брачного поморского согласия беспоповцев. По легенде, карьера компаньона Викулы Морозова по Саввинской мануфактуре Ивана Полякова стала стремительно развиваться благодаря набожности. Выходец из простонародья, старовер-беспоповец Иван Кондратьевич Поляков служил сторожем при московском доме миллионера Викулы Морозова, но обратил на себя внимание хозяина как человек хорошо читающий Священное Писание. Викула Елисеевич поставил его помощником в домовой староверческой моленной, а затем назначил приказчиком, доверял коммерческие дела, пока, наконец, Поляков не стал пайщиком Саввинской мануфактуры.
Старообрядцы-беспоповцы Викула Морозов и Иван Поляков заботились о благоустройстве жизни рабочих мануфактуры в Саввино. Они строили объекты социальной инфраструктуры, помогали возводить и православный храм. Считается, что именно Викула Морозов пожертвовал в Преображенскую церковь его главное украшение – три фаянсовых иконостаса, изготовленных на Конаковской фабрике М. С. Кузнецова. К счастью, в советские годы Саввинский храм закрывался лишь ненадолго, поэтому сохранились многие старые иконы, утварь и в том числе уникальные для Подмосковья иконостасы.
Самым распространённым материалом для иконостаса в русском храме во все времена было дерево. Первые известные керамические иконостасы появились в Подмосковье, их и сегодня можно увидеть в семи боковых приделах Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Иконостасы были возведены ценинных дел мастерами в середине XVII века в технике достаточно грубого изразца. Долгое время иконостасы Ново-Иерусалимского монастыря оставались единственными в своём роде, так как после Патриарха Никона и вплоть до конца XIX века технология не развивалась. Всё изменилось, когда на фабриках Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова стали производить церковную утварь и иконостасы из фаянса. Развитые технологии изготовления керамики в то время уже позволяли делать тонкую и в то же время умеренную по цене работу.
В 1895 году на фабрике М. С. Кузнецова были созданы первые два иконостаса из фаянса. Их установили в Ново-Афонском монастыре в Абхазии и Покровской церкви на Боровой улице Санкт-Петербурга. К сожалению, оба не сохранились до нашего времени. В самом начале XX века Товарищество Кузнецова постепенно наращивало производство керамических иконостасов, и в предреволюционные годы их изготавливали уже по семь или восемь штук ежегодно. Самый знаменитый кузнецовский керамический иконостас участвовал во Всемирной выставке в Париже 1900 года, где получил награду – Гран-при-де-Франс. В том же году этот иконостас, расписанный эмалью и майоликой, приобрёл русский промышленник и меценат Пётр Петрович Рыковский для православного храма святого князя Владимира в чешском курортном городе Марианске-Лазне. Там иконостас находится и сегодня.
Искусствовед М. В. Винницкий писал, что до 1917 года было создано более семидесяти фаянсовых кузнецовских иконостасов, из которых до наших дней сохранилось порядка двадцати. По другой версии, в Российской империи и за её пределами было тридцать восемь православных храмов с кузнецовскими иконостасами, а до нашего времени уцелели лишь пять. В любом случае, иконостас в Преображенском храме Саввино является единственным среди церквей Москвы и Московской области.