Почему ладан используют неправильно
Ладан обладает целебными свойствами, а некоторые считают, что и магическими. Священники размахивают кадилом – разносится сладковатый аромат. «От него голова болит», – жалуются порой прихожане. Что это – некачественный продукт или нечистый ладана боится? Как делают ладан и есть ли тут свои ГОСТы – в материале РИА Новости.
Дьяки курят ладан
Воскурение (поджигание и тление) ладана – древняя ритуальная традиция, о которой упоминается ещё в Библии. Ладан был среди даров, поднесённых волхвами младенцу Христу.
В современных христианских церквах каждение ладаном – часть богослужения.
Ладан делают из древесной смолы и ароматических масел. В древности его делали из смолы библейского ливанского кедра. Сегодня это редкость, сырьё обычно берут из босвеллии, распространённой в Аравии и Восточной Африке.
«Со смолой и ладаном как с вином: всё зависит от происхождения сырья, года производства, влажности, погоды в том месте в то время», – рассказывает монах одного из афонских монастырей, где делают ладан и кадильные свечи. Их ещё называют «монашенки», или фимиам. Кадильные свечи – это смесь ладана, угля и ароматических масел. «Стоит зажечь кадильную свечу, как дом наполнится тонким благоуханием лучших сортов афонского ладана», – говорится на сайте производителя.
Такой сертификат в России не выдают
«Ни на ладан, ни на кадильные свечи никакого государственного стандарта нет. К сожалению, это приводит к подделкам», – рассказывает Михаил Чернин, гендиректор компании «Фаворский Свет», изготавливающей кадильные свечи в России.
«Покупатели иногда просят предъявить сертификат. Мы обращались в Ростест, нам ответили: эта продукция не подлежит сертификации», – продолжает он.
Это подтверждают и на Афоне. «Такой сертификат в России не выдают. Нам четыре раза присылали отказные письма с объяснением, что ладан – это общеупотребительное название», – уточняет монах.
По словам Михаила Чернина, каждый завод сам выбирает сырьё. Зачастую под видом ладана продаётся смола, например, сосны. «Дым, конечно, не вредный. Но это и не ладан. Настоящий куда дороже», – подчёркивает он.
Продукт для народа
«Чем меньше формализма, тем лучше», – считает епископ Клинский Стефан (Сергей Владимирович Привалов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами. Сегодня много предприятий выпускают церковную утварь, и все, полагает владыка, стараются работать качественно.
В храмах больше всего покупают свечи и ладан. Продукцию поставляют как светские предприятия, так и церковные. «Есть завод в Софрино, в котором благословляется закупать все церковные принадлежности. Там действуют жёсткие стандарты. Есть и малые предприятия – они, если на чём-то и экономят, всё равно полезны, потому что не каждый может позволить себе восковые свечи и архиерейский ладан высокого качества», – отмечает епископ.
По его словам, важно, чтобы и малоимущий мог что-то для себя приобрести, поэтому качество бывает разным. Это актуально и для приходов: есть то, что в церковной среде называется «канифоль», то есть достаточно дешёвый ладан, а есть продукция афонских умельцев.
Голос афонского ладана
На Афоне не уверены в необходимости сертификации ладана. «Это как с колоколами: у каждого свой голос. Как можно сертифицировать голос человека?» – размышляет монах. «Нигде, в том числе в Священном писании, не сказано, в каких долях соединять компоненты ладана. Сырьё у всех одинаковое, но пропорции свои – подбирают опытным путём. Поэтому ладан из разных скитов Афона пахнет по-разному», – добавляет он.
Московские производители считают иначе. «Был бы ГОСТ, было бы чему соответствовать, – рассуждает Михаил Чернин. – Любая контрольная организация или клиент могли бы проверить продукцию, к тому же покупателю было бы куда жаловаться. Сейчас мы просто говорим, что делаем всё из натуральных компонентов или из компонентов, не содержащих вредных веществ. Но, по сути, кроме как на наши слова, положиться не на что».
«С жалобами на ладан – не тот запах и голова болит – тоже не всё просто. Считается, что освящённый ладан воздействует на людей, которые одержимы злобными духами, поэтому многие чувствуют недомогание», – объясняет афонский монах.
«Запахи в ладане специально подбирают, чтобы каким-то образом включать человека в духовную работу. В том числе эти уникальные ароматы объединяют нас, христиан», – уточняет владыка Стефан.
Всё связано с молитвой
Но ладан используют не только священники. В интернете обсуждают, как окуривать ладаном дом и даже домашний скот – чтобы квартира лучше продалась, а корова давала больше молока. Никакими очистительными и волшебными свойствами сам по себе ладан не обладает, подчёркивают в церкви. Это уже суеверия и язычество. То же самое касается свечей: не дым имеет силу, но Бог, поэтому важна молитва.
«И с горением свечи, и с окуриванием ладаном связана молитва к Богу и одновременно – участие небесных сил в этом духовном процессе. Ещё это способствует определённому настрою. Но в любом случае это не магический ритуал, и от качества ладана тут ничто не зависит. Если мы пытаемся с помощью качественного ладана изгнать бесов, это неправильный подход», – говорит владыка Стефан.
«В церковном восприятии, в отличие от магизма, ничего не происходит механически. У нас всё связано с молитвой над ладаном, святой водой, свечами, маслом. Всё, что употребляется для молитвы, освящается в церкви, и над всем читается особая молитва», – объясняет настоятель одного из московских храмов.
Многие покупают церковную утварь в храме, потому что она освящена, и либо несут её домой, либо отдают в алтарь – как приношение, жертву за себя и ближних.
«То, что покупается в храме, действительно представляет собой жертву на храм. Если человек пытается сэкономить и приобретает на стороне, то доход идёт тем людям, которые извлекают из этого коммерческую прибыль», – отмечает епископ Стефан.
«Коммунальные услуги, содержание храма, прихрамовой территории, зарплата священников – всё это достаточно затратно. То, что церковь получает от продажи свечей и других церковных предметов, – лишь малая толика, но существенная для жизни храма», – добавляет он.
Освящён, значит вооружён?
«При освящении жилья мы свидетельствуем о том, что это место посвящается Богу, и это должно храниться людьми. Поэтому нет смысла кропить святой водой, а потом там ругаться. Мы наполняем своим внутренним содержанием окружающий нас мир: сами меняем эту атмосферу», – предупреждает настоятель одного из московских храмов.
«В богослужении священнослужитель благословляет кадило, есть чины, когда мы освящаем мёд, свечи (в определённые дни года). Но мы не с аурой боремся, а стараемся освятить предмет для духовной жизни, – говорит епископ Стефан. – Всё, что освящено в храме, – свечи, масло, ладан, вода – верующий человек может применить для духовной поддержки.
Ладан используют в качестве благовония и дома, чтобы воспроизвести атмосферу храма и лучше настроиться на молитву. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» – часто поют в церкви. Дым ладана символизирует молитву, которая возносится к Богу.
Есть кадильницы домашние, ими окуривают в частном порядке, при освящении домов, во время заупокойной службы на кладбищах. Впрочем, есть разница между окуриванием ладаном и освящением святой водой, – продолжает владыка Стефан. – Говорят, ладан беса отгоняет. Люди одержимые не переносят запах ладана – есть такой момент, но в любом случае духовная сила святой воды, на мой взгляд, серьёзнее, чем воскурение ладана, потому что она образуется на водосвятном молебне», – уверен архиерей.
Вообще, любой предмет можно окропить святой водой или перекрестить. «Мы освящаем жилище, транспорт, даже постель свою стараемся перекрестить, чтобы никто из бесовских сил не мешал отдыхать в ночное время», – говорит владыка Стефан.
«Однако освящать всё вокруг себя – другая крайность. Не всегда это целесообразно, так как порой превращается в кликушество, когда человек всего боится. Православный христианин не должен ничего бояться, в том числе бесовских сил, которые не способны сделать человеку ничего плохого, если он верует в Бога и надеется на его помощь», – заключает он.
Источник: РИА Новости